Литература как школа эстетического воспитания
рабочая программа (6 класс)

Цхай Ирина Александровна

Литература как школа эстетического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_-_posl._versiya_-_kopiya.doc267.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н. Архангельский, Т.Ю. Смирнова

Рабочая программа  по внеурочной деятельности основного общего     образования (5-6 класс)

«Литература как школа эстетического воспитания»

Пояснительная записка

Цели и задачи реализации программы основного общего образования внеурочной деятельности по литературе

Литература играет особую роль в российской культуре и в целом – в истории российской цивилизации. Утвержденная Правительством РФ 9. 14. 2016 г. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (№ 637р), далее – Концепция, отмечает ведущую роль литературы «в воспитании личности, нравственных качеств и творческих способностей», особо оговаривая, что «литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувство исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству».

В соответствии с этим принципом, а также с требованиями ФГОС и с учетом Примерной общей образовательной программы по литературе    (ПООП), построена данная Рабочая программа. Учитывая требования к      новым поколениям учебников по литературе, главные из которых –         дифференциация и индивидуализация учебного процесса (Концепция), она учитывает необходимость усиления читательских компетенций                формирования самостоятельной «способности понимать художественный текст», воспитания новых поколений читателей, и в то же время призвана включить учащихся в отечественную литературную традицию, приобрести аналитические, литературоведческие компетенции. Для этого предлагается как изучать «наиболее значительные произведения мировой литературы», так и включать в читательский опыт школьников сегодняшние книги «о жизни современных детей и подростков», а также учитывать привычку и             способность новой генерации к использованию «электронных носителей с возможностью нелинейного представления текста», системе гиперссылок и др. (см.: Концепция)

В предлагаемой Рабочей программе системно проведены линии     учебных заданий, нацеливающих школьника на самостоятельное чтение, в том числе в цифровых форматах, на постоянный поиск необходимой         информации в Интернете. (При этом исключаются безответственные отсылки к «Интернету вообще», формируются навыки медиаграмотности, умения   отличить проверенные источники от ложных, достоверные ресурсы от       самодеятельных). Начиная с 5 класса, год от года наращивается удельный вес современных произведений о жизни детей и подростков, и переводных, и, в первую очередь, российских. Что не означает жертвы базовым «золотым   каноном» классики.

В соответствии с Концепцией все тексты и задания, так или иначе включенные в данную программу, дифференцированы и                               индивидуализированы. Большинство заданий предназначено для  базового изучения и дополнены  темами для расширенного или углубленного курса, также выделены темы и формы работы, которые могут составить основу    рабочей программы по внеурочному воспитанию ( программа для занятия кружка литературного творчества или литературного клуба школьников), а также предусмотрена возможность дифференцировать программу, используя базовые темы для обучения детей с ОВЗ.        

Цели внеурочной деятельности по литературе по программе

 «Литература как школа эстетического воспитания».

  1. воспитание духовных потребностей личности на основании   традиционных ценностей, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к              литературе и ценностям отечественной и мировой культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,              читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование    начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;   развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и          теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных        произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и      необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного    использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Выработка умения создавать  устные и письменные высказывания    является здесь не только одной из целей обучения, но и одним из основных методических принципов программы — от собственного  творческого        писательского опыта к пониманию специфики литературы и особенностей построения произведений  (принцип, сформулированный классиком           методики преподавания литературы в школе М.А. Рыбниковой (1885-1942), так: «От маленького писателя к большому читателю»). В программе         уделяется много  внимания творческим работам учащихся: от сочинения произведений в жанрах детского фольклора и литературных жанрах, так    называемых литературных творческих этюдов, до создания эссе,                 литературоведческих исследований, жанровых и этюдных работ в               литературно-критической и публицистической направленности.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

1. развивать эстетические способности;

2. развивать сферы чувств, соучастия, сопереживания;

3. активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес;

4. овладеть навыками общения и коллективного творчества;

5. создать на практике условия для развития читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;

6. расширять литературно-образовательное пространство воспитанников;

7. формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения;

8. закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;

9. способствовать развитию творческих способностей школьников.

Общая характеристика внеурочной деятельности

Особенности данной программы

 Литература — единственный вид искусства, последовательно изучаемый в средней школе. Данная программа нацелена, в первую очередь, на воспитание у учащихся восприятия литературы как одного из искусств, как предмета эстетического цикла, что и отражено в названии курса. При этом «эстетическое» не противопоставлено «воспитательному» -              формирование эстетических представлений напрямую связано с задачей    выстраивания шкалы ценностных приоритетов. В названии программы      акцентировано внимание на специфике литературы как искусства, и таким образом в программе четко просматривается предметная связь с курсом «Искусство» и «Мировая художественная культура».

А поскольку главное отличие литературы от других искусств состоит в том, что ее материалом является слово, постольку в данной программе        авторы  уделяют особое внимание  словарной работе, воспитанию внимания и любви к живому слову.  Таким образом, внеурочная деятельность по литературе тесно связана с предметом «Русский язык».

Курс литературы в 5 классе  строится на основе сочетания концентрического, проблемно-тематического и образно-ассоциативного принципов.

В построении программ каждого года   составители отходят от строгого соблюдения историко-хронологического принципа, отдавая предпочтение принципам проблемно-тематическому и образно-ассоциативному. Программа каждого года выстраивается на основе объединяющей идеи года,   порядок изучения произведений обусловливается последовательной  постановкой различных  учебно-методических задач.

Основная объединяющая идея каждого года обучения:

  • 5 класс. Детство человечества: миф, фольклор, священные книги человечества, рождение литературы. Детство человека: тема игры, радость творческого труда, мастерства и художества.
  • 6 класс. Герои и подвиги в мировой литературе.

Одной из главных особенностей программы 5-6 класса является  её «пушкиноцентричность», то,  что в каждом классе не только присутствуют произведения Пушкина, но им уделяется основное внимание, на них делается смысловой акцент, в соответствии с особым местом творчества А.С. Пушкина в русской культуре и в русской жизни, с тем, чтобы использовать жизнеутверждающий заряд пушкинского творчества.

 Сквозной принцип данной программы основного общего образования по литературе – в построении содержания для каждого года обучения как единства теоретической, художественно-эмоциональной и воспитательной линий,  соответствующей возрастным психологическим возможностям и запросам школьников.

Одним из основных методических принципов программы является принцип формирования мотивации к чтению и пониманию законов художественного творчества через собственное литературное творчество. Выстроена система письменных работ учащихся от сочинения произведений в жанрах детского фольклора и литературных жанрах, так называемых литературно-творческих этюдов, до литературоведческих исследований, критических работ и письменных публицистических высказываний.

Начиная с 5 класса последовательно выстраивается система изучения теории литературы, на понятном для учащихся уровне, но в полном соответствии с требованиями современной науки. Теоретические понятия вводятся в активное употребление в учебной практике и становятся основой анализа художественных произведений.

Одной из главных характерных особенностей построения учебных заданий является преобладание проблемных, поисковых и эвристических принципов и подходов. Так изучению большинства произведений предпослан интересный (проблемный или поисковый) вопрос, настраивающий учащегося на вдумчивое и внимательное чтение. А письменные работы изначально предполагают не репродуктивное воспроизведение мыслей учителя или идей учебника, но выражение собственного мнения, позиции, своего варианта решения поисковой задачи. И потому часто предпосланы изучению произведения или подробному обсуждению проблемы.

В изучении теоретических тем тоже преобладает эвристический подход, при котором учащиеся сами открывают законы и правила построения художественных произведений, учатся правильно формулировать понятия.

Место внеурочной деятельности «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный план (вариант № 1), предусматривает обязательное изучение   литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, в том числе в 5 — 105 часов (3 часа в неделю), в 6  — 105 часов ( 3 часа в неделю). В  соответствии  с  Основной  образовательной  программой основного  общего образования МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» курс «Литература как школа эстетического воспитания» входит в часть учебного плана, формируемую  участниками  образовательных  отношений.  Программа «Литература как школа эстетического воспитания»  предназначена  для  детей  5-6-ых классов. Работа  по программе проводится из расчета 32 учебных часа. 
        
При выборе школой расширенного варианта изучения литературы и добавлении часов за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, в программе и учебниках предусмотрены дополнительные задания для расширенного варианта изучения.

         В планировании темы, предназначенные для расширенного обучения, помечены звёздочкой*.

Результаты изучения курса «Литература как школа эстетического воспитания».

Прогнозируемые личностные результаты, сформированные в результате   освоения программы «Литература как школа эстетического воспитания» учащимися 5-6 класса:

  • пробуждение высших запросов и стремлений личности на основании традиционных для российской культуры духовных ценностей, развитие душевно-эмоциональной сферы восприятия мира и человеческих отношений, формирование нравственных идеалов и ориентиров; воспитание любви к Отечеству, в первую очередь через любовь к русской литературе и культуре,  уважения и понимания ценности других культур через изучения многонациональной литературы России и мировой  литературы;
  • активное использование различных качественных источников  информации, любовь и интерес к чтению хорошей литературы, тяга к познанию истины.

Планируемые метапредметные результаты изучения курса «Литература как школа эстетического воспитания»:

  • пробуждение образно-эмоционального (эстетического) восприятия действительности  и произведений искусства;
  • умение ставить вопросы и выявлять  проблемы, последовательно искать ответ, пользуясь обоснованной аргументацией, логично строить письменные и устные высказывания,  формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовать собственную деятельность и оценивать ее;
  • умение пользоваться различными источниками информации, в том числе библиотечными и интернет ресурсами, находить и отбирать информацию в соответствии с учебной или познавательной задачей, использовать информацию в собственной деятельности;

Планируемые предметные результаты изучения курса «Литература как школа эстетического воспитания»  учащихся 5-6  класса состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:
  • понимание идейного содержания и проблематики произведений русского фольклора и народного творчества других стран, русской и, частично, зарубежной  художественной литературы с античности до современности;
  • понимание связи произведений с эпохой их создания, личностью автора, понимание их непреходящей художественной ценности;
  • умение вдумчиво читать и анализировать произведение под руководством учителя, самостоятельно ставить отдельные вопросы и выявлять аспекты анализа текста;
  • владение необходимой теоретической информацией,  как той, что определена в  Федеральном   образовательном стандарте, так и дополнительной, умение применять знания при восприятии и анализе литературных произведений и творчества отдельных авторов;
  • владение литературоведческой терминологией, изучаемой на уроках и приведенной в учебных словариках литературоведческих терминов, при анализе произведений;
  • понимание дистанции между позицией (точкой зрения) автора и рассказчика, рассказчика – и героев.
  1. в сфере эстетического восприятия:
  • понимание и восприятие литературы как предмета эстетического цикла, специфики произведений искусства слова, их художественной целостности и совершенства;
  • вычитывание авторской позиции, умение вступить в «эстетический диалог» с авторами произведений;
  • восприятие многообразия эстетических идеалов, непреходящей ценности шедевров русской и мировой литературы в их связи с мировой культурой;
  1. в коммуникативной сфере:
  • осмысленное самостоятельное чтение  произведений художественной литературы и  восприятие произведений на слух;
  • умение точно и развернуто отвечать на вопросы в устной и письменной форме;
  • умение находить в тексте ответы на вопросы и аргументы в защиту той или иной гипотезы, поиска и подтверждения авторской позиции;
  • умение вести диалог, аргументированно доказывать собственную позицию;
  • умение пересказать теоретико-литературный материал, статьи учебника;
  • написание литературно-художественных этюдов, сочинение произведений, соответствующих ряду фольклорных и литературных жанров, в том числе стихотворных;
  • написание сочинений в жанре несложных литературоведческих исследований, рецензий и эссе;
  • участие в исследовательской и проектной деятельности;
  • подготовка докладов, рефератов и презентаций по отдельным литературным темам и темам, предполагающим умение составить сложный план письменной литературоведческой работы;

Содержание учебного курса «Литература как школа эстетического    воспитания» в соответствии с требованиями ФГОС

Программа 5-6 класса.

Мир детства. От игры — к творческому труду, мастерству и художеству.

32 часа в год

Часы на изуч.

Основное содержание:

темы и произведения.

Письменные и контрольные работы

Виды работы на уроке

Характеристика основных видов  УУД

Детство человечества

1

Вводная беседа о содержании     нового предмета «Литература как школа красоты»

Беседа.

Слушание учителя, ответ на простые вопросы, запоминание, выделение главного в виде опорных тезисов

1

    Диалоги времен. Мифологические образы в русской поэзии

        Ф.И. Тютчев. Весенняя гроза

        А.С. Пушкин.  Земля и море

Анализ текстов.

Работа по вопросам.

Выразительное чтение стихотворения наизусть.

Оценивание чтения товарищей.

Фольклор. Фольклорные жанры -- помощники в игре

1

       Колыбельные песни

Сочиняем колыбельные песни

Диалоги культур. Колыбельная песня в литературе

      М.Ю. Лермонтов. Казачья колыбельная песня

Просмотр мультфильма. Колыбельные мира

.

Эвристический урок: Под руководством учителя: опыт исследования и  формулирования особенностей жанра.

Собираем и записываем фольклор

Чтение обобщающей статьи учебника и сравнение с полученными в ходе эвристического урока результатами.

Выразительное чтение стихотворения наизусть 

Осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

Просмотр мультфильмов из цикла «.Колыбельные мира» - беседа и рассуждение на тему разницы и единства национальных культур, об уважение к культуре других народов.

Беседа о ценности семьи и материнства, о передаче культурных и этических традиций.

1

       М.Ю. Лермонтов.  Молитва

Самостоятельная работа: рисуем метрическую схему

Диалоги искусств. Поэзия и музыка.

Практическая работа: составление ритмических схем, определение размера.

Прослушивание романса.

Эмоциональное воздействие музыки.

Рассуждение о единстве и разнице музыки и литературы

1

Скороговорка

Заучивание скороговорок

Сочинение скороговорок

Теория литературы. Звукопись в скороговорке.
     Дразнилка. Особенности жанра.

  Изучаем теорию литературы. Понятие о рифме
Заклички. Особенности жанра.

Изучаем теорию литературы. Олицетворение

Под руководством учителя: опыт исследования и  формулирования особенностей жанра.

Собираем и записываем фольклор

Конкурс скороговорок. Работа в командах.

Под руководством учителя: наблюдение над текстами, анализ, систематизация, обобщение знаний.

1

       А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)

Звукопись в поэзии.

Звукоподражание, аллитерация и ассонанс

Тест на понимание терминов: звукоподражание,

аллитерация и ассонанс.

Проверка выразительного чтения стихотворения.

Звуковой анализ поэтического текста в рабочей тетради

Запоминание, применение понятий, самоконтроль

1

Пишем лирические этюды на темы:

Осенние дожди

Отражение  в осенней луже

Портреты октября и ноября

Самостоятельная литературно-творческая деятельность учащихся.

Развитие эмоциональной сферы и формирование художественного вкуса. В ходе обсуждения работ – навык самоанализа и критической оценки художественного текста.

1

Домашнее написание рассказа на тему пословицы. Обсуждение в классе.

Опыт творческой и публицистической. деятельности.

Размышление и рассуждение о нравственном смысле поступков.

1

Изучаем теорию литературы. Мудрые изречения, афоризмы.  М.М. Пришвин.  Времена года. Старая листва

Выделение и объяснение основной мысли. Этический анализ обсуждаемых ситуаций

1

Изучаем теорию литературы. Диалог в литературном произведении. Речь героя и речь рассказчика. Автор -- герой-- рассказчик – читатель.

 

Работа со схемой и со статьей учебника. Ответ на вопросы для самоконтроля.

Фольклор и литература- выявление взаимосвязи.

Вычитывание притчевого смысла лирических произведений.

1

Сочинение авторской сказки по мотивам народной или авторской обработки народной сказки.

Продолжение эвристической деятельности: выявление сходства и отличия авторской сказки от народной.

Сравнение получившихся результатов со статьей учебника.

Комментированное чтение сказки вслух. Ответ на вопросы в учебнике с привлечением текста сказки. Цитирование.

Работа со словарём.

Этнографические наблюдение и формирование историко-культурных представлений.

Творческая деятельность

1

 БАСНЯ

Эзоп. Лисица и Виноград.

Федр. Петух к Жемчужине

Ж. де Лафонтен. Цикада  и Муравей

 И.А. Крылов.

Стрекоза и Муравей.

 Лисица и Виноград.

Петух и Жемчужное зерно.

Волк и Ягненок.

 Волк на псарне.

 Свинья под дубом

Чтение статьи в учебнике вслух. Либо – беседа учителя. В этом случае чтение статьи дома в качестве закрепления материала. Самостоятельное, с помощью вопросов-помощников, выведение определения жанра.  Чтение басен вслух. Выявление жанровых признаков. Истолкование обучающимися прямого и переносного смысла. Поиск аналогий.

Выразительное чтение басен по ролям. . Работа со словарем. Объяснение аллегорического смысла басен.

Выразительное чтение наизусть.

Ответ на вопросы к текстам.

1

  Рождение книги. Слово и книга.

Духовная литература.

Книги Ветхого Завета

 Сотворение мира (Фрагменты из "Книги Бытия")

           Изгнание из рая

           Всемирный потоп

      Книги Нового Завета

          Притча о сеятеле

          Притча о богатом и Лазаре

     Коран -- священная книга мусульман

Из Суры 2. Корова.

Из Суры 2. О всемогуществе Аллаха.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Прослушивание небольшой лекции, выявление главного, чтение статьи учебника, ответ на вопросы для самоконтроля, составление тезисного плана статьи.

Чтение вслух фрагментов текстов. Вычитывание этического и духовного смысла.

Чтение текстов. Истолкование переносного, притчевого смысла.

Самостоятельное определение особенностей жанра притчи

Чтение фрагментов вслух и самостоятельно.

Ответ на поставленные вопросы. Сравнительный комментарий.

Мотивы священных книг в литературных произведениях

1

          К.С. Льюис. Лев, колдунья и платяной шкаф. (фрагменты).

Хроники Нарнии

Ответ на проблемные вопросы. Поиск культурных и исторических аналогий. Путь через разные виды деятельности:

- Чтение фрагментов вслух, акцентное вычитывание, поиск ответов на вопросы в тексте.

-Самостоятельное чтение произведения.

- -Анализ и обобщение прочитанного под руководством учителя.

Развитие интереса и потребности в свободном чтении: Читательская конференция по разным книгам цикла. Читательские отзывы на произведения, выражение собственной читательской позиции. Обмена мнениями.

ДЕТСТВО ЧЕЛОВЕКА

1

Игрушка в традиционной культуре.

Изображение игрушки в литературном произведении.

Чтение статьи в учебнике вслух. Либо – беседа учителя, обмен читательским опытом и обобщение его. В этом случае чтение статьи дома в качестве закрепления материала, выписывание тезисов.

1

Теория литературы. Деталь в литературном произведении.

Опираясь на проведённый анализ рассказа Толстого, на основе обобщения полученных наблюдений, выводим понятие детали и её значения в произведении. Закрепляем материал, читая статью в учебнике.

Часть 2 От игры – к мечте, от мечты – к жизни

1

А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

Этюд-рассуждение: возможны и нужны ли в наше время игры, подобные тимуровским?

Чтение вслух фрагментов произведения. Чтение по ролям. Домашнее чтение всего произведения. Ответ на проблемные вопросы. Выполнение исследовательских заданий по тексту.  

Исторические аналогии, вычитывание историко-социального контекста.

Письменная работа, выступление учащихся в роли публицистов.

Дома – просмотр фильма и обсуждение впечатлений в классе.

1

Э. Портер. «Полианна» (фрагменты)

Чтение вслух фрагментов произведения. Чтение по ролям. Домашнее чтение всего произведения. Ответ на вопросы по тексту.

Беседы и размышления вслух, обмен мнениями на темы нравственности, долга, чести, морали и милосердия.

Дома – просмотр фильма.

Этюд на развитие чувств и восприятия: «Самые радостные и самые грустные воспоминания моего детства»

Письменная работа на развитие эмоциональной сферы и воображения. Шаг к более глубокому пониманию пафоса художественного произведения, его эмоциональной составляющей.

Обмен мнениями, развитие внутреннего критика.

Мастерство и труд

Тема творческого труда в литературе.

1

А. Т. Твардовский. Отрывок из поэмы «Дом у дороги»

Записать рассказ взрослого человека о его профессии

Чтение отрывка.

Беседа о старинных и современных профессиях. Элемент профессиональной ориентации обучающихся.

Письменные работы исследовательского характера: сбор информации, анкетирование, запись устных рассказов, поиск дополнительной информации  в книгах и на интернет-ресурсах.

Составление коллективной презентации.

1

Б. Шергин. Поклон сына отцу.

Миша Ласкин.  Ваня Датский.

Чтение других рассказов Шергина по желанию учащихся.

Выразительное чтение произведений вслух, по возможности прослушивание актёрского прочтения рассказов Шергина. .Постановка этических проблем. Поиск мнения рассказчика по поставленным вопросам. Анализ произведений.

Самостоятельное мини-исследование: автобиографические черты в произведениях Шергина.

Пробуждение интереса к творчеству Шергина и самостоятельному чтению сложных художественных произведений, в том числе через интерес к колориту, морской романтике и экзотике природы и жизни русского Севера.

1

Заключительный урок, творческое задание на лето

Проектная работа на лето.

Инсценировка и видеозапись фрагмента сказки «Город мастеров» Т. Габбе или сказки Е. Шварца «Дракон»

ИТОГО    -   32 часа

6 класс

«Герои и подвиги в мировой литературе»

часы

Основное содержание: темы и произведения

Письменные и контрольные работы

Виды работы на уроке

Характеристика основных видов  УУД

1

 Вводный урок. Герои подвиги

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

Беседа. Постановка проблемы героики.

1

Публицистическое сочинение (рассуждение) на тему , кого можно считать настоящим героем, а кого- нет.

Обсуждение проблемы героизма и героики на основании написанных работ.

Мифы о героях и героический эпос Древней Греции

2

Мифы о подвигах Геракла:

Лернейская гидра

Скотный двор царя Авгия

Цербер

Тест на знание подвигов Геракла

Чтение мифов  о Геракле вслух по учебнику и дома самостоятельно. Подбор иллюстраций. Беседа на уроке, размышление о понятии «герой» в сознании древних греков.

3

Легенды о Троянской войне

Гомер. Илиада.

Диалоги искусств. Щит Ахилла в литературе и изобразительном искусстве

Теория литературы. Поэтический язык и его особенности

Чтение статьи в учебнике, либо лекция и домашнее чтение-закрепление. Ответ на вопросы.

Чтение вслух приведённых фрагментов «Илиады». Комментарий по ходу чтения. Словарно-лексическая работа с текстом. Исследование: поэтический язык Гомера. Анализ поэтического размера, особенности лексики и строения фраз (учитывая, что перед нами перевод).

Работа с иллюстрациями в учебнике и на диске.

Продолжение беседы-размышления о понятии «герой» в Древней Греции.

1

Теория литературы. Гекзаметр

Исследование: что такое гекзаметр? Чтение статьи в качестве самопроверки и закрепления материала.

2

Диалоги времён. Героические образы «Илиады» в русской лирике

О. Э. Мандельштам. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

С. А. Есенин. Сонет

К. А. Кулиев. «Что б ни делалось на свете…»

Чтение понравившегося  стихотворения наизусть.  

Прослушивание стихотворений. Чтение и комментарий, расшифровка сложных мест. Соотнесение с текстом «Илиады»

Героический эпос народов России

2

Карело-финский эпос.

Калевала.

Диалог наук. Литература-география.

Вводная краткая лекция о национальных эпосах.

Чтение вслух приведённых фрагментов «Калевалы». Разбор непонятных слов, работа со словарём.

Работа с иллюстрациями.

Экскурс в географию и историю Карелии. Соотнесение ландшафтных и климатических особенностей и особенности мифологии народа.

Сравнение с известными мифами о сотворении мира.

Теория литературы. Героический эпос. Особенности жанра. Эпические герои.

Тест на знание  и понимание терминов.

Лекция-чтение статьи-ответ на вопросы.

Герои и подвиги в литературе русского Средневековья  

1

Эпос русского Средневековья. Былины.

Тест: проверка домашнего самостоятельного чтения

Читательская конференция по прочитанным самостоятельно былинам

2

Былины Киевского цикла.

Исцеление Ильи Муромца

Выразительное чтение наизусть фрагмента былины.

Чтение былины вслух. Прослушивание фрагмента в исполнении сказителя.

Словарная работа. Ответ на вопросы к былине.

Беседа по вопросам: эпическое начало, образ рассказчика в былинах.

Чтение дома других былин по выбору учителя и учеников. Обсуждение прочитанных былин.

Образы русских богатырей. Понятие о герое и героическом в былине.

2

Былины Новгородского цикла.

Садко

Выразительное чтение былины вслух на уроке. Словарная работа. Комментарий. Ответ на вопросы.

Беседа о Господине Великом Новгороде, его богатой истории и отражении её в былине.

Понятие о герое в былине новгородского цикла.

Знакомство с циклами былин.

1

Теория  литературы. Былина как жанр

Исследование: жанровые особенности былины. Самостоятельная проверка результатов исследовательской работы с текстом путем сравнения со статьей учебника.

1

Диалог искусств. Образы богатырей в русской культуре.

А. К. Толстой. Илья Муромец

Чтение стихотворения наизусть

Работа с иллюстрациями в учебнике и на диске: образы богатырей в полотнах русских художников.

Прослушивание музыкальных фрагментов.

Выразительное чтение стихотворения А.К. Толстого. Ответ на вопросы.

Сравнение образа богатыря в стихотворении и в летописи.

4

Повесть временных лет и её герои. 

Повесть временных лет. Предание о смерти князя Олега.

Диалоги времен. Летописные образы в русской культуре

А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге

Чтение стихотворения наизусть

Чтение вслух на уроке летописного фрагмента и стихотворения.

 Ответ на вопросы, сравнительный анализ произведения древнерусской литературы и стихотворения Пушкина.

2

Чудо Георгия о змие.

Диалог времен и культур. Геракл и святой Георгий.

Образ героя и представление о героическом в раннем средневековье и античности.

Работа с иллюстрациями.

Образ героя и представление о героическом в христианстве и античности. Словарная работа.

Ответ на проблемные и эвристические вопросы. Дискуссия в рамках обозначенной проблемы.

Древнерусская воинская повесть.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Образ героя и представление о героическом в древнерусской повести.

Чтение фрагмента повести вслух. Ответ на вопросы.

Словарная работа. Исторический комментарий.

Героический эпос европейского Средневековья

3

Песнь о Роланде.

Чтение вслух на уроке. Акцентное вычитывание. Словарная работа. Ответ на вопросы с помощью текста. Цитирование. Анализ использования художественных средств.

Дома – самостоятельное чтение и чтение статьи из учебника.

3

РЫЦАРСКИЙ РОМАН

Легенды о короле Артуре.

Т. Мэлори. Смерть Артура. Фрагменты.

Диалог культур. О нормах рыцарской доблести и рыцарского этикета

Лекция и (или) чтение статьи в учебнике.

Чтение вслух фрагментов произведения. Словарная работа, комментарий, самостоятельная постановка вопросов учащимися, ответ на них с помощью учителя. Дома: просмотр фильмов и чтение произведений, связанных с легендами о короле Артуре. Исследовательская работа: выявление норм рыцарской доблести и рыцарского этикета. Запись в рабочей тетради.

Сверяем со статьёй в учебнике.

2

Герои средневековых народных баллад

Робин Гуд и лесники. Английская народная баллада. 

Лорд Рональд. Английская народная баллада.

Выразительное чтение баллад. Историко-литературный комментарий. Словарная работа.

Выявление художественных особенностей (с помощью вопросов).

Теория литературы. Жанр народной баллады. Рефрен. Зияния

Контрольная работа по теории и истории литературы: эпическая поэма, былина, баллада, рыцарский роман

Исследование: жанровые особенности баллады.

Самостоятельное определение особенностей жанра. Запись в рабочей тетради.

Сверяем со статьёй в учебнике.

2

Литературная баллада и её герои

Ф. Шиллер. Кубок. Переложение В. А. Жуковского

Выразительное чтение баллады. Словарная работа.

Нахождение жанровых признаков баллады в произведении.

Исследование: выявление отличий литературной баллады от фольклорной.

1

Теория литературы. Поэтический перевод. Поэтические переложения В. А. Жуковского

Беседа-размышление о трудностях поэтического перевода.

2/40

Р.Л. Стивенсон. Вересковый мёд. Пер. С.Я. Маршака

Чтение стихотворения наизусть

Выразительное чтение стихотворения. Словарная работа. Анализ лирического сюжета. Нахождение жанровых признаков баллады. Выявление признаков героической баллады.

Представление о героическом и герое как защитнике национальных интересов.

Проект: составление презентации-диафильма по одной из баллад

Рыцарский роман нового времени и его герои

3

М. Сервантес де Сааведра. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.

Теория литературы. Литературная пародия

Тест: проверка домашнего прочтения избранных глав.

Знакомство с биографией Сервантеса посредством лекции, презентации или чтения статьи в учебнике.

Чтение вслух на уроке выбранных глав из романа. Словарная работа.

Ответ на проблемные и эвристические вопросы. Дискуссия в рамках обозначенной проблемы.

Самостоятельное чтение всего романа или дополнительных глав по выбору учителя. Выборочный  пересказ в контексте поставленных вопросов. С помощью вопросов выявление пародийного и героического начал в романе.

1

Диалог времён. Образ Дон Кихота в русской литературе ХХ века

М. М. Пришвин. Правда. (из книги «Глаза земли»)

С. Я. Маршак. Дон Кихот

Ю. Друнина. «Кто говорит, что умер Дон Кихот?..»

Чтение фрагмента и стихотворений.

Сравнительный анализ, выявление общей тематики и проблематики. Самостоятельная постановка вопросов и коллективный поиск ответов.

Героическая  традиция  и тема рыцарства в  литературе Нового времени

2

В. Скотт. Айвенго.

Теория литературы. Исторический роман

Самостоятельное домашнее чтение романа. Обсуждение, пересказ эпизодов в контексте поставленных проблем. Чтение фрагментов, приведенных в учебнике. Ответ на вопросы.

Размышление об особенностях героя исторического романа и героике в романах В. Скотта.

Исследование: жанровые особенности исторического романа. Самостоятельное определение особенностей жанра. Запись в рабочей тетради.

Сверяем со статьёй в учебнике.

2

А. С. Пушкин. Скупой рыцарь

Теория литературы. Как автор пьесы выражает своё отношение к героям?

Вводная краткая лекция (или чтение статьи в учебнике) о маленьких трагедиях Пушкина. Чтение трагедии «Скупой рыцарь» вслух по ролям. Применение элементов театрализации.

Обсуждение сюжета и конфликта. Ответ на вопросы.

 Исследование: поиск точки зрения автора в драматическом произведении.

5

А. С. Пушкин. Дубровский.

Тема благородного разбойника в романе. – где-то указать

Тест: проверка знания содержания романа.

Написание и обсуждение сочинения по роману

Комментированное чтение больших фрагментов романа вслух на уроке и домашнее чтение всего произведения. Проверка знания текста. Словарная работа.

Исторический комментарий.

Работа по вопросам, в том числе поиск ответов на проблемные и эвристические вопросы. Дискуссия в рамках обозначенной проблемы.

В рамках обсуждения письменных работ: выработка навыков обоснованного критического анализа чужих работ и качеств «внутреннего критика».

1/54

Контрольная работа: авторы, сюжеты и герои изученных произведений.

Обобщение и закрепление прочитанного, проведение литературных параллелей и ассоциативных связей.

ЧАСТЬ 2

Новые герои в литературе 19-20 веков

ТЕМА ГЕРОИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РОДИНЫ

 Тема  верности и предательства героя  в эпических произведениях нового времени:

4

Николай Васильевич Гоголь. Тарас Бульба.

Написать этюд. Моё отношение к  Андрию и Остапу.

Наизусть- фрагмент описания степи

Лекция-презентация –статья в учебнике о жизни и творчестве Н. В. Гоголя.

Чтение вслух с комментариями 1 главы повести. Словарная работа. Самостоятельное домашнее чтение повести.  Выборочный пересказ. Ответ на вопросы по главам и ко всей повести.

Исследовательская работа: роль пейзажей в повествовании.

Схематическое иллюстрирование.

Доклад и презентация по результатам исследования: История Запорожской Сечи. Ответ на вопрос о доле вымысла в повествовании.

 Написать этюд на точку зрения: Вид из окна глазами несчастного и счастливого человека.

Литературно-творческая деятельность. Развитие эмоциональной сферы и художественного восприятия. Творческий этюд как способ постижения законов художественной литературы.

1

Теория литературы. Пейзаж в литературном произведении.

По предварительно проведенной работе по анализу текста повести «Тарас Бульба» и собственных творческих работ ответ на вопрос «как пейзаж связан с сюжетом произведения?». Чтение статьи в учебнике, выделение главного, ответ на вопросы для самопроверки.

2

Проспер Мериме.  «Маттео Фальконе»

Комментированное чтение рассказа «Маттео Фальконе».

 Исследование: поиск  связующей нити (сюжета) в произведении. Рисование схемы развития сюжета.

Сравнительный анализ произведений: «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и «Маттео Фальконе» П. Мериме.

1

Теория литературы. Сюжет в литературном произведении. Жанр новеллы

Тест на повторение и закрепление литературоведческих терминов: элементы сюжета, жанровые особенности новеллы.

На основе предварительно проведенной работы по анализу текста повести «Маттео Фальконе»  ответ на вопросы «что такое сюжет и из каких логических элементов он состоит». Чтение статьи в учебнике, проверка выдвинутой гипотезы, уточнение терминологии.

2

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Выразительное чтение учителем и учащимися «Песни» вслух на уроке. Выражение и обсуждение разных читательских мнений, подкрепление своего мнения цитатами.  Попытка самостоятельно задать вопросы и ответить на них в ходе совместного обсуждения.

Ответ на вопросы учебника.

 Словарная работа.  

Исследование: поиск вставных фольклорных жанров внутри произведения и  разных жанровых признаков у самого произведения.

2

А.К. Толстой. «Василий Шибанов»

Выразительное чтение учителем баллады вслух на уроке. Выборочное  чтение учащимися понравившихся строф. Ответ на проблемный вопрос в учебнике в ходе совместного обсуждения, направляемого учителем через наводящие вопросы. Проведение небольшого коллективного исследования по поиску жанровых черт баллады в произведении.

Тема человеческого достоинства в литературы 19 века

3

И.С. Тургенев. «Муму»

Проверочная работа на знание текста произведения.

Разбор вопроса перед прочтением. Комментированное чтение вслух на уроке части рассказа и домашнее чтение остального текста. Поиск ответа на проблемный вопрос. Ответ на другие вопросы учебника.

Словарная работа.

Поисковое задание: черты былинного богатыря в образе Герасима.

1

Теория литературы. Прототипы литературных героев

* Письменная исследовательская работа: «Прототипы героев рассказа И.С. Тургенева «Муму» 

Чтение статьи в учебнике, пересказ, ответ на вопросы для самоконтроля. Сравнение с приведенными в учебнике или рассказанными учителем фактами биографии Тургенева, подлинной историей немого дворника.

Самостоятельно: Сбор информации. Анализ, систематизация, обобщение. Написание работы на тему.

2

Н. С. Лесков. «Зверь»

Письменное исследование на тему: Сравнение «медвежьей забавы» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» и в рассказе Н.С. Лескова «Зверь»

Постановка и осмысление вопроса перед прочтением. Чтение рассказа «Зверь» частично вслух на уроке, частично дома. Поиск ответа на поставленный проблемный вопрос.  Ответ на другие вопросы учебника.

Словарная работа.

Дома написание сочинения на сравнительный анализ эпизодов и произведений. Чтение и обсуждение части работ.

Чтение, сжатый  пересказ с цитатами других святочных рассказов Лескова, обсуждение в классе.

Коллективное исследовательское задание: Жанр святочных рассказов в творчестве Н.С. Лескова

2

Артур Конан Дойл. Пляшущие человечки

Чтение рассказа дома. В классе – ответ на проблемный вопрос. Зачитывание выбранных фрагментов.

Аналитическая работа: исследование особенностей сюжета в произведении

Зрительская конференция: Обсудить несколько экранизаций рассказов о Шерлоке Холмсе.

1

Теория литературы. Детектив как жанр литературы

Письменно: Критическая рецензия на любой детективный рассказ любого современного автора

Выбор, систематизации и обобщение результатов исследования по теме: Особенности сюжета детективного произведения.

Самостоятельное определение особенностей жанра

Чтение статьи в учебнике, проверка выдвинутой гипотезы, уточнение терминологии.

2

Джек Ло́ндон.  «Зов предков».  (отрывки)

Вслух на уроке чтение фрагментов повести. Дома – чтение всего произведения.

Вопрос перед прочтением – акцентное вычитывание ответа на вопрос, поставленный перед прочтением. Постановка вопроса о животном как герое произведения.

Выявление черт приключенческого произведения с помощью вопросов в учебнике.

Теория литературы. Приключенческая литература

Сверяем выводы, полученные в результате исследовательской работы по тексту со статьёй по теории литературы. Навык самопроверки. Обобщение и закрепление материала.

Этюд на точку зрения: «Мои хозяева» - описать жизнь хозяев  с точки зрения домашнего питомца.

Творческая литературная деятельность (Умение поставить себя на место героя-животного. Развитие воображения, подбор художественных средств. При обсуждении – работа в позиции редактора и включение позиции внутреннего редактора.

2

Марк Твен.  «Приключения Тома Сойера»

Чтение фрагментов вслух и всего романа дома. Беседа. Ответ на вопросы к фрагменту и к произведению в целом. При ответе использование краткого пересказа для иллюстрации своих соображений.

Сравнительная характеристика героев, поиск и вычитывание необходимых фрагментов и цитат.

Поиск черт приключенческого произведения.

1

М. И. Цветаева. «Книги в красном переплете»

 

Выразительное чтение стихотворения учителем и учениками.

Форма творческого повторения и расширения читательских интересов. Поиск знакомых имен. Повторение и обсуждение прочитанных приключенческих произведений в контексте стихотворения – упомянутые имена и сюжеты.

Рассуждение на тему: «понятие герой» в разные эпохи в разных прочитанных ранее произведениях.

Теория литературы. Понятие «герой» в литературоведении.

Тест на развитие речевых умений и понимание разных значений слова «герой»

Формулируем  литературоведческое и бытовое значение понятия «герой». Сверяем выводы, полученные в результате исследовательской работы по тексту со статьёй по теории литературы. Тренируем навык самопроверки. Проводим обобщение и закрепление материала.

2

А. П. Чехов. Мальчики

Выразительное комментированное чтение рассказа вслух на уроке.

Словарная работа.

Размышление о характерах героев. Ответ на проблемный вопрос об устаревшем и вечном в рассказе. Беседа о стремлении человека к приключениям и открытиям. Героика в жизни и в книгах.

Этюд «Вдали от дома» - рассказать, что происходило с героями после побега из дома от   лица Володи или Чечевицына.

Творческая работа на развитие воображения и творческой способности к смене точки зрения. При обсуждении – редактирование и совершенствование собственных творческих этюдов.

2

Всеволод Михайлович Гаршин. Сигнал

Чтение рассказа вслух на уроке. Ответ на вопросы к рассказу. Беседа на нравственные темы. Поиск ответов на сложные и неоднозначные вопросы, встающие перед человеком, на примере героев и событий рассказа.

Исследование: Проанализировать последовательность событий в рассказе и выстроить их хронологическую последовательность.

Устный этюд на точку зрения героя: Описать события в финале рассказа с точки зрения Василия.

Продолжение работы по развитию творческой способности к смене точки зрения в художественной литературе.

Углубление понимания художественного произведения через собственную творческую деятельность.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Проверочная работа на различение  сюжета и фабулы

На материале целенаправленного анализа рассказа «Сигнал» обобщаем наши наблюдения и делаем вывод о возможности несовпадения сюжетной и хронологической последовательности событий в произведении, выводим понятие «сюжет» и «фабула».

1

Максим Горький. Сказки об Италии. Пепе.

Этюд на точку зрения героев. Рассказать о событиях от лица одного из них.

Чтение рассказа дома самостоятельно. В классе обмен читательскими впечатлениями путем цитирования крупных фрагментов и краткого пересказа эпизодов.

Продолжение работы по развитию творческой способности к смене точки зрения.

Углубление понимания художественного произведения через собственную творческую деятельность

Героическое в произведениях о  Великой Отечественной войны

3

А. Т. Твардовский. Василий Теркин

Фрагмент поэмы наизусть.

Чтение глав из книги на уроке и дома. Самостоятельное чтение других глав или всей книги по решению учителя. 

Ответ на вопрос к приведённым фрагментам и ко всему произведению. Анализ художественного своеобразия. Рассказ учителя или чтение статьи в учебнике по истории создания произведения.

Исторический комментарий к описанным событиям.

Выразительное чтение наизусть.

Работа на развитие речи: Поиск в тексте пословиц и поговорок. Выполнение исследовательского задания на выявление особенностей поэтической речи Твардовского.

1

Юлия Друнина. Зинка

Фрагмент или все стихотворение наизусть.

Историко-географический комментарий. Работа с картой: поиск мест, упомянутых в стихотворении. Небольшие сообщения учащихся по истории сражений в этих местах.

1

Муса Джалиль. Из Моабитской тетради: «Путь джигита», «Случается порой», «Звонок»

Чтение статьи в учебнике, знакомство с биографией поэта.  Выразительное чтение стихотворений. Ответ на проблемный  вопрос и другие вопросы к стихотворениям.

Повторение: специфика поэтического перевода.

1

Расул Гамзатов. Журавли

Выразительное чтение стихотворения. Анализ поэтического текста. Прослушивание песни на стихи Р. Гамзатова.

Конкурс на выразительное чтение стихотворений о героях Великой Отечественной войны

Внеклассное чтение стихотворений о великой Отечественной Войне и выбор из изученных или ранее неизвестных стихотворения на конкурс.

4

В. О. Богомолов.  Иван.

Диалог искусств. Литература и кино.

Переход на точку зрения героя: Рассказ о том, что могло происходить с Иваном в тылу врага от лица героя.

Постановка вопроса перед прочтением. Выразительное чтение приведенного в учебнике начала повести вслух учителем и учениками по ролям. Чтение всей повести самостоятельно.

Беседа: обмен читательскими впечатлениями. Выявление проблематики. Самостоятельная постановка вопросов к повести. Ответ на вопросы учебника.

**Чтение (по желанию) повести В. Катаева «Сын полка»

**Под руководством учителя проведение исследовательской работы по теме:

Черты литературной полемики в повести В. Богомолова «Иван» и повести В. Катаева «Сын полка»

1

Булат Окуджава. До свидания, мальчики.

Диалог искусств. Поэзия и песня

Рассказ учителя и (или) сообщения учеников о жизни и творчестве Булата Окуджавы. Прослушивание песен Б. Окуджавы.  Беседа о специфике песенного творчества.

Теория литературы. Эссе как жанр

Написание и обсуждение эссе на тему «Война и мир в песнях Булата Окуджавы».

Чтение  статьи в учебнике. Ответ на вопросы для самоконтроля.

Художественно-критическая деятельность по написанию эссе. Разбор анализ получившихся произведений с точки зрения соблюдения законов жанра эссе.

Герой-подросток в современной литературе  

2

Ю.П. Казаков «Тихое утро»

Чтение рассказа вслух. Обмен читательскими впечатлениями. Ответ на проблемный вопрос, поставленный перед прочтением. Анализ текста с помощью вопросов в учебнике.  Проведение коллективного устного исследования: связь описаний природы с событиями рассказа.

Этюд на тему «Запах хлеба»

Собственная литературно-творческая деятельность учащихся. Подготовка к прочтению и восприятию рассказа Бориса Алмазова.

Позиция критиков: выбор наиболее художественно-выразительных работ

1

Б.А. Алмазов «Простите меня!»

Чтение вслух рассказа, обмен читательскими впечатлениями, ответ на вопросы. Беседа на этические темы. Исторический комментарий.

3

У. Голдинг «Повелитель мух»

Проверочная работа на знание текста  произведения.

Постановка проблемы до начала чтения романа. Чтение фрагментов, приведенных в учебнике, вслух, и всего романа дома. Поиск разрешения проблемной ситуации. Ответ на вопросы к фрагменту и к произведению в целом. При ответе использование цитирования и краткого пересказа для иллюстрации своих соображений.

Сравнительная характеристика героев, поиск и вычитывание необходимых фрагментов и цитат.

2

Мария Парр «Тоня Глиммердал»  - о ней

Самостоятельное чтение книги. Обмен читательскими мнениями, проверка прочтения, пересказ и прочитывание наиболее понравившихся эпизодов. Работа по вопросам. Чтение статьи в учебнике.

1

Заключительный урок

Итоговая письменная работа на самооценку своей читательской деятельности в этом учебном году.

По материалам письменного самоанализа беседа о читательских симпатиях и предпочтениях, возникших за этот учебный год, о любимых книгах и любимых героях и о том, что значит уметь читать художественную литературу. От учителя - пожелание по летнему чтению.  Чтение статьи в учебнике – пожелания авторов учебника по летнему чтению.

Учебно-методическое обеспечение

Программа 5-6 класса обеспечивается полным учебно-методическим комплектом, который помогает реализовать цели и задачи курса с помощью учебных пособий, обладающих своей спецификой.  

Учебники для 5-6 классов являются, в первую очередь, хрестоматиями, собранием художественных текстов с небольшими пояснительными статьями и методическими заданиями. Основная учебная информация, выводы и ответы на сложные вопросы, а также предложения к форме и последовательности работы с текстами содержатся в методических рекомендациях, которым, соответственно, придается особое значение. Изучение произведений построено в проблемно-дискуссионной форме, а выводы по анализу произведений не предполагают однозначных ответов, но требуют предельного внимания к тексту, развивают умение мыслить и рассуждать конкретно, последовательно, логично. В рабочей тетради содержатся дополнительные тексты и задания, рассчитанные как на работу в классе, так и предназначенные для выполнения дома.

Кроме того, в учебный комплект входит диск, содержащий различные обучающие задания, наглядный материал для учащегося и учителя, который поможет в проведении уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция эстетического воспитания в школе

В работе представлена концепция общеэстетического воспитания школьников....

Роль эстетического воспитания в школе

Методическая разработка системы эстетического воспитания...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СПЕЦКУРС ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (элективный курс) ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ 9 класс

            Программа   элективного курса  направлена на изучение культурного наследия – литературы и живописи. Обращение к национальному дост...

Эстетическое воспитание на кружковых занятиях в школе 8 вида

Работа с детьми ОВЗ  показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положител...

Школа эстетического воспитания «Золотой ключик» - как вариативная форма предшкольного образования детей

Описывается опыт работы школы эстетического воспитания дошкольников "Золотой ключик" в учреждении дополнительного образования детей...

Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».

ldquo;В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасн...

Последний звонок в Школе эстетического воспитания

Материал предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного и школьного возраста. Цель: создание праздничной атмосферы, формирование у детей положительного отношен...