Главные вкладки

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СПЕЦКУРС ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (элективный курс) ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ 9 класс
    рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

     

                  Программа   элективного курса  направлена на изучение культурного наследия – литературы и живописи. Обращение к национальному достоянию позволяет формировать любовь к Родине, бережное отношение ко всему, что досталось нам от предшествующих поколений. 

     

         Цель интегрированного курса – развитие познавательного интереса в области литературы и живописи. Живопись углубляет смысловую ёмкость слова, учит выражать свои чувства.

         Задачи курса – формировать навыки использования произведений изобразительного искусства в качестве дополнительного литературного материала; способствовать формированию художественного вкуса, интереса к изучению искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektiv.doc81.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СПЕЦКУРС

    ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

    (элективный курс)

    ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ

    9 класс  

     

    Автор-составитель:

    Гулец И. В.

    учитель русского языка

    и литературы

    Пояснительная записка

         Одной из целей современного образовании является создание условий для становления личности школьника – хранителя духовных ценностей и традиций своей Родины. Данная программа направлена на изучение культурного наследия – литературы и живописи. Обращение к национальному достоянию позволяет формировать любовь к Родине, бережное отношение ко всему, что досталось нам от предшествующих поколений.

         Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что в учебных программах для основной школы вопросам изучения культуры уделяется недостаточное внимание.

         Специфика курса состоит, прежде всего, в возможности соединения литературного и живописного материала, а также позволяет органично реализовать задачи эстетического и патриотического воспитания обучающихся. Являясь, по сути межпредметным, курс помогает в изучении литературы, эстетики, МХК, истории.

         В результате изучения учащиеся знакомятся с наиболее яркими образцами русской живописи и литературным наследием (например, «Слово  полку Игореве» и  икона Андрея Рублёва «Троица»); приобретают навыки описания и анализа произведений изобразительного искусства; получают опыт составления психологического портрета на основе литературного, исторического и живописного материала.

         Цель интегрированного курса – развитие познавательного интереса в области литературы и живописи. Живопись углубляет смысловую ёмкость слова, учит выражать свои чувства.

         Задачи курса – формировать навыки использования произведений изобразительного искусства в качестве дополнительного литературного материала; способствовать формированию художественного вкуса, интереса к изучению искусства.

         Программа элективного курса предполагает чтение установочных лекций, самостоятельную исследовательскую работу, написание сочинений и рефератов.

        В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

    1. Основные направления в литературе и живописи;
    2. Сведения о выдающихся писателях и художниках;
    3. Литературные произведения, которые послужили сюжетами для написания произведений живописи.

    Должны уметь:

    1. Анализировать литературные произведения, используя произведения живописи;
    2. Использовать в речи разные выразительные средства языка;
    3. Ценить и понимать литературу и живопись;
    4. Составлять психологический портрет героя на основе литературного произведения и произведения живописи;
    5. Составлять рецензию на произведение живописи.

    Курс «Литература и живопись» рассчитан на 16 часов.

    Учебно– тематическое планирование

    п/п

    темы

    всего

    лекции

    практика

    Форма контроля

    1.

    Русская старина в изобразительном искусстве и литературе

    4

    3

    1

    1.1

    Жанр жития. Житийные иконы

    1

    1

    беседа

    1.2

    Житие митрополита Алексия. Житийная икона Дионисия «Митрополит Алексий»

    1

    1

    Комментированное чтение жития, исследование жизни святого, отображенной на иконе

    1.3

    Житие Сергия Радонежского. Цикл картин М. В. Нестерова: «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Преподобный Сергий Радонежский».

    1

    1

    Комментированное чтение жития, исследование деталей шитого покрова на гробницу Сергия Радонежского

    1.4

    Мотивы «Слова о полку Игореве» в изобразительном искусстве. Икона «Троица» Андрея Рублёва

    1

    1

    Исследование,

    сочинение

    2.

    Персонажи русской истории в живописи и литературе

    2

    2

    2.1

    Образ Емельяна Пугачева в повести А. С. Пушкина «капитанская дочка» и на портрете неизвестного художника

    1

    1

    дискуссия

    2.2

    Сопоставительный анализ образа Екатерины II в эпизоде первой встречи Маши Мироновой с императрицей и образа на полотне Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

    1

    1

    Сопоставительный анализ, беседа

    3.

    Классицизм в русской литературе и живописи. Ода Г. Р. Державина «Фелиция» и картина Д. Г. Левицкого «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия»

    3

    1

    2

    Лекция, беседа, исследование

    4.

    Сентиментализм в русской литературе и живописи. «Бедная Лиза» карамзина и «Бедная Лиза» О. Кипренского.

    3

    1

    2

    Лекция, беседа, исследование

    5.

    Романтизм в русской литературе и живописи.

    3

    1

    2

    Лекция, беседа, исследование

    6.

    Обобщающее занятие. Защита рефератов, презентации

    1

    Всего

    16

    Содержание программы

    1. Русская старина в изобразительном искусстве и литературе.

    Возникновение древнерусской литературы, её хронологические границы и специфические особенности, основные темы, художественный метод, жанровая система. Жанр жития в древнерусской литературе. Житийная икона, композиция житийной иконы. Житие митрополита Алексия. Составление психологического портрета митрополита Алексия на основе житийной иконы Дионисия «Митрополит Алексий». Житие Сергия Радонежского. Особенности древнерусской биографии. Изображение человека в древнерусской литературе и его отличие от литературы нового времени. «Преподобный Сергий Радонежский» Б. Зайцева и изображение Сергия на шитом покрове. Цикл картин М. В. Нестерова: «Видение отроку Варфоломею», «Пустынник», «Преподобный Сергий Радонежский». «Слово о полку Игореве» - величайший памятник русской литературы. Икона Андрея Рублёва «Троица». Что общего между «Троицей» и «Словом..». Самостоятельное исследование учащихся: подумайте, в какой мере колористическое решение иконы «Троица» подсказано цветовыми образами поэтического произведения, какие образы «Слова…» имел в виду Рублёв, создавая «Троицу»?

    1. Персонажи русской истории в литературе и живописи.

    Образ Емельяна Пугачева и Екатерины II в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и на полотнах живописцев (неизвестный художник «Портрет Емельяна Пугачева», В. Л. Боровиковский «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»). Сопоставление словесного портрета Пугачева, написанного Пушкиным, с изображением крестьянского водя на портрете неизвестного художника. Что объединяет литературный и живописный портреты? Самостоятельная работа учащихся: сопоставительный анализ образа Екатерины II в эпизоде первой встречи Маши Мироновой с императрицей и образа на полотне Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке».

    1. Классицизм в русской литературе и живописи.

    Понятие классицизма. Возникновение классицизма в русской литературе. Оды Г. Р. Державина. «Фелиция». Д.  Г. Левицкий «Екатерина II – законодательница в храме богини правосудия». Самостоятельная работа учащихся: рассмотрите репродукцию картины Жак Луи Давида «Бонапарт при переходе через Сен-  Бернар», в каких произведениях русской литературы находит воплощение образ Наполеона?

    1. Сентиментализм в русской литературе и живописи.

    Понятие сентиментализма. Возникновение сентиментализма в русской литературе. «Бедная Лиза» Карамзина и «Бедная Лиза» О. Кипренского. Какие черты сентиментализма как художественного направления нашли воплощение в повести и живописи? Самостоятельная работа учащихся: какие строки из стихотворения В. Я. Полонского «К портрету М. И. Лопухиной» созвучны устремлениям писателей сентименталистов? Что нового внесло в ваше понимание «Портрета М И Лопухиной» кисти Боровиковского стихотворение Полонского? Согласны ли вы с оценкой портрета поэтом?

    5. Романтизм в русской литературе и живописи.

    Возникновение романтизма в русской литературе. Романтические произведения Жуковского, Пушкина, Лермонтова. И. Айвазовский – художник-романтик. «Девятый вал» - романтическая картина, воспевающая мужество и стойкость человека. Самостоятельная работа учащихся: образ бушующей морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Вспомните стихотворения поэтов-романтиков, которые близки по своему настроению романтическому пафосу картины Айвазовского «Девятый вал». Какие черты романтизма как художественного направления являются общими для произведений литературы и живописи?

    1. Обобщающее занятие. Конференция на тему «Писатель должен помнить о живописце, архитекторе, музыканте…» (А. Блок).

    Примерные темы для творческих и  исследовательских работ

    1. Сочинение- описание семейной иконы.
    2. Сочинение на тему «Прошлое должно служить современности» (Д. Лихачев).
    3. Сочинение-эссе по картине В. Верещагина «Апофеоз войны». Общее в картине и лучших произведениях древнерусской литературы.
    4. Сочинение «Духовный идеал человека» (по житию Сергия Радонежского).
    5. Сочинение-рассуждение «Какие черты гоголевского Хлестакова вы находите в герое картины П. А. Федотова «Завтрак аристократа (Не в пору гость)».
    6. Сочинение-отзыв о картине Ф. С. Рокотова «Портрет А. П. Струйской».
    7. Сочинение-эссе «Далёкая история отозвалась в нас всех».
    8. Исследовательская работа «Роль живописи и литературы в жизни человека».
    9. Реферат «Художники-передвижники».
    10. Сочинение «Такие разные портреты» (на примере одного или нескольких произведений живописи и литературы).
    11. Исследовательская работа «Пейзаж в русской живописи и литературе».
    12. Сочинение «Картина, которая произвела  на меня неизгладимое впечатление».

    Ключевые слова

    Акварель                                            Композиция

    Академизм                                         Маринист

    Гамма                                                 Натура

    Жанр                                                  Образ

    Жанровая живопись                         Персонаж

    Житие                                                Полотно

    Житийная икона                               Портрет

    Историческая живопись                  Романтизм

    Классицизм                                       Сюжет

    Классическая живопись                   Сентиментализм

    Литература для учителя

    1. Аленов М. А., Евангулова О. С., Лфшиц М. А. Русское искусство XIX –нач. XX века. – М.: Искусство, 1989
    2. Балакина Т. Н. История русской культуры.- М.: Издательский центр, 1996.
    3. Верещагина А. Г. Историческая картина в русском искусстве.- М.: Искусство, 1990
    4. Гомберг-Вершинская Э. Передвижники. – Л.: Художник РСФСР, 1970.
    5. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3 т.- М.: «Изобразительное искусство», 1987.
    6. Портрет в русской живописи XVII – пер. пол. XIX/ Автор-составитель А. В. Стерлигов.- М., 1985.
    7. Развитие речи: Русский язык и литература: Произведения изобразительного искусства. 8-9 класс: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учебн. заведений / Е. Н. Колокоьцев, Л. М. Зельманова. -5-е изд., испр. и доп.- М.: Дрофа, 2002.
    8. Шедевры русской живописи. – М.: Издательство «Белый город», 2005.

    Литература для учащихся

    1. Воронцов Д. Д., Маслов А. И. Русское искусство в вопросах и ответах. – СПб.: Симпозиум, 1997.
    2. Иванов А. Б. Рассказы о художниках.- М.: Просвещение, 1988.
    3. Искусство: Энциклопедия/ Науч.-познав. изд.  для детей.- М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2005.
    4. Серия «Искусство. Сказки о художниках».- М.: Издательство «Белый город», 2005.
    5. Туберовская О. М. В гостях у картины.- Л.: издательство «Детская литература», 1964.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективный курс "Физика и живопись"

    Этот курс предназначен для изучения в 8ом классе.Предлагаю обзор этого курса в виде презентации.Скачать презентацию...

    элективный курс для 10-11 классов по литературе

    Данный материал предназначен для учителей, работающих в старших классах...

    Эстетическое воспитание на уроках литературы

    Статья об использовании Педагогической технологии на уроках литературы...

    Элективный курс "Литература и искусство" 9 класс

    Программа элективного курса для учащихся 9 класса  "Литература и искусство" составлена с целью   профессионального самоопределения  учащихся....

    Элективный курс "Литература наших дней" для 9 класса

    элективный курс "Литература наших дней" знакомит с творчеством современных писателей и поэтов....

    Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

    Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...