Элективный курс "Физика и живопись"
элективный курс по физике (8 класс) по теме

Этот курс предназначен для изучения в 8ом классе.

Предлагаю обзор этого курса в виде презентации.

Скачать презентацию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Из опыта работы82 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс для 8 класса

«Физика и живопись».

Из опыта работы.

Данный элективный курс по выбору учащихся в объёме 17,5 часов можно рекомендовать для расширения кругозора при изучении физики в гуманитарных школах. Содержание элективного курса не стандартизируется, но оно должно удовлетворять познавательным интересам учащихся в различных областях деятельности вообще и физического образования в частности.

Это, прежде всего интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний. Курс «Физика и живопись» разработан в рамках экспериментальной программы «Здравствуй музей» при сотрудничестве ГБОУ СОШ № 380 и Русского музея. Особенно эта тема актуальна в этом году, т.к. нашему любимому городу Санкт-Петербургу исполнилось 310 лет. В ходе занятий учащиеся посещают Русский музей, Эрмитаж, собирают информацию по выбранной ими теме.

Физика и живопись…Что же здесь общего?  Программа была построена на законах оптики, но оказалось, что в этом курсе можно найти связь и другими разделами физики, т.е. открывается дальнейшее поле деятельности для  разработки и изучения этого курса.

Очень помогают консультации специалистов Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея, работников Русского музея. В работе курса широко используется учебные пособия Б. Столярова «Жанры живописи» и « Язык изобразительного искусства» и технологии музейной педагогики. Так же используется репродукция, интернет, учебные фильмы из серии «Русский музей», «Зрение» и др.

Пояснительная записка.

Курс адресован учащимся 10 класса, которые интересуются проблемами физики, света и цвета, кто планирует больше узнать о живописи и физических явлениях,о приёмах и технологиях,используемых художниками при написании картин, о себе и других людях, кто планирует продолжать свое обучение в профильных естественнонаучных или в учебных заведениях, где приоритетными являются вопросы культуры. Курс может быть интересен будущим «технарям» так как призван расширить их кругозор, повысить их общекультурный уровень. Курс полезен будущим гуманитариям, искусствоведам, культурологам, дизайнерам и тем, кто еще не определился с выбором будущей профессии.

Данный курс является одновременно межпредметным, общекультурным, ориентировочным. Он выходит за рамки одного предмета и направлен на создание базы для ориентации в мире современных профессий. Курс призван познакомить учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими знаний по ряду предметов. Содержание курса непосредственно опирается на знания, полученные учащимися при изучении физики, мировой художественной культуры, истории и культуры Санкт-Петербурга в основной школе, на их жизненный опыт.

Курс рассчитан на 17,5 часов аудиторных и внеаудиторных занятий, посещение экскурсий и большую самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Цели курса:

  1. Дать представление учащимся о сфере профессиональной деятельности специалиста- инженера, художника, архитектора, искусствоведа, экскурсовода.
  2. Создать предпосылки для поддержания у учащихся интереса к изучению физики, мировой художественной культуры, истории и культуры Санкт-Петербурга, независимо от профиля, в рамках которого учащиеся собираются продолжать свое образование.

 Задачи курса:

  1. Формирование у учащихся представлений о необходимости
    разностороннего изучения одного и того же объекта с точки зрения  различных областей науки и культуры, предоставление учащимся возможности получить опыт интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания.
  2. Создание у учащихся предпосылок формирования общеучебных умений поиска, отбора и анализа различного рода информации, представления ее в различных видах, включая работу с мультимедийными средствами информации.
  3. Создание условий для формирования у учащихся коммуникативных умений: работа в команде, объективное оценивание своей  деятельности, деятельности товарищей.

Курс обеспечивается вспомогательными материалами:

  1. 500 мастеров зарубежной классики, архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, энциклопедия, М.-СПб ,1995
  2. Брегг У., Мир света. Мир звука., М., «Наука», 1967.
  3. Миннарт М., Свет и цвет в природе, М., «Наука», 1969.
  4. Опыты в домашней лаборатории, Библиотечка «Квант»,М., «Наука», 1980.
  5. Путеводитель в мире живописи, издательский дом Ниола 21-й век.
  6. Русские художники от А до Я, Слово, 2005.
  7. Спиридонов О.П., Свет, физика, информация, жизнь, М., «Просвещение»,1993.
  8. Тарасов Л.В., Тарасова А.Н., Беседы о преломлении света, М., «Наука», 1982.
  9. Фарадей М., История свечи, Библиотечка «Квант», М., «Наука», 1980.
    Ю.Филонович С.Р., Лучи, волны, кванты, М., «Наука», 1978.

Содержание курса:

С точки зрения физики рассматриваются вопросы: источники и приемники света, роль света и цвета в жизни человека, чувствительность глаза к различным диапазонам электромагнитного излучения, цветовое восприятие, дефекты цветового зрения, гигиена зрения.

С точки зрения истории и культуры Санкт-Петербурга предусматривается знакомство с экспозициями Эрмитажа и Русского Музея, поездка в репинские Пенаты.

С точки зрения мировой художественной культуры предусматривается знакомство с жизнью и творчеством выдающихся русских и зарубежных ученых и художников.

В ходе изучения курса деятельность учащихся будет включать в себя:

  1. Поиск информации по истории физики, оптики и живописи. Поиск
    информации о выдающихся ученых, мастерах живописи, работе музеев
    по сохранению и реставрации произведений живописи. Подготовку
    сообщений по выбранной теме.
  2. Обработка собранной информации и ее представление в виде
    сообщения, вы ступления, реферата, презентации или выпуска газеты по
    каждой из двух основных тем: «Цветовое зрение и его дефекты" и "Как
    физика помогает музейным работникам".
  3. Подбор аудио, видеозаписей, мультимедийных средств,
    иллюстративного материала.
  1. Посещение экскурсий.
  1. Рефлексии своей деятельности: меня заинтересовало..., я узнал новое...,
    я научился...,
    я. сам сделал..., я работал с товарищами и ..., свою работу
    и деятельность товарищей я бы оценил..., у меня не все получилось
    потому, что...
  2. Написание рецензии на работу товарищей (индивидуальная самостоятельная работа).

Учащимся предоставляется выбор направления теоретической работы, форма ее представления, формы организации работы (индивидуальная, групповая), объекта рецензирования. Посещение экскурсий и концертов не является обязательным, т.к. возможно прослушивание музыкальных номеров в домашних условиях с помощью современной звуковоспроизводящей аппаратуры.

Критерии успешности, нормы оценивания, формы аттестации:

Среди перечисленных работ обязательными являются:

  1. Представление собранной информации по проблематике курса. При оценивании учитывается соответствие информации выбранному направлению, ее полнота, степень осмысления, качество речи докладчика, использованный иллюстративный материал (рейтинговая оценка участников после публичной защиты).
  2. Презентация курсового отчета (наличие).
  3. Рефлексия деятельности (учитывается наличие).
  4. Рецензирование товарищами деятельности данного учащегося (учитывается наличие).

По результатам работы семинара в портфолио учащегося могут быть помещены:

  1. Курсовой отчет с указанием рейтинга среди других работ, самооценкой и
    оценкой товарищей.
  2. Рецензии на посещенные экскурсии.

Учебно-тематический план.

ТЕМА

Теорет.

.час.

Практчас.

Форма и место проведения, деятельность учителя и учащихся

Зрение. Свет и цвет в природе. Цвета тел. Отражение, поглощение, преломление света. Гигиена зрения.

1

Установочная лекция учителя, выделение круга проблем, подлежащих изучению, их распределение между рабочими группами.

Поиск информации в библиотеке, Интернете.

1

1

Теоретическая часть проводится библиотекарем и учителем информатики, знакомство с поиском информации по каталогу, Интернет-ресурсом. Практическая работа по самостоятельному, индивидуальному сбору информации, работа с поисковыми системами в компьютерном классе или на ПК в библиотеке.

Экскурсия в Русский Музей.

3

Обзорное знакомство с экспозицией Музея, выяснение интересующих вопросов, самостоятельное знакомство с экспозицией.

Экскурсия в Эрмитаж

з

Обзорное знакомство с экспозицией. Самостоятельный подбор библиографического и иллюстративного материала. Самостоятельная и групповая работа по сбору информации, ее систематизации и презентации.

Цветовое восприятие в разные века. Дефекты цветового зрения, дальтонизм. Цвет в творчестве писателей (например, Шекспира). Цветовая музыка. Восприятие голоса в цвете.

2.5

Групповая работа с источниками информации, обмен собранной информацией, ее систематизация, подготовка докладов, их озвучивание.

Как физика помогает музейным работникам.

2,5

Конференция, посвященная использованию спектрального анализа, ультрафиолетовых и рентгеновских лучей для исследования и реставрации произведений живописи.

Рефлексия проведенной работы.

3,5

Самооценка, написание рецензий, подведение итогов работы.

ИТОГО

2

17,5

Аннотация.

Дорогие ребята!

Этот курс предназначен для тех, кто хочет больше узнать об оптике - науке о световых явлениях, о причинах зрения, дефектах зрения, в частности, о нарушениях цветового зрения. Вы познакомитесь со знаменитой загадкой зеленого стеклышка Леонардо да Винчи, узнаете, так ли мы видим цвета, как наша далекие предки. Вы лучше узнаете достопримечательности нашего города, откроете много нового о его истории, культуре и науке. 

Хорошо ли мы знаем историю нашего города? Хорошо ли мы знаем его научный и культурный потенциал? Достойны ли мы звания жителя нашего города? Все ли мы делаем для сохранения и преумножения его научного и культурного наследия?

Предлагаемый курс позволит вам получить ответы на самые различные  -вопросы. Вы познакомитесь с замечательной наукой о свете - оптикой, посетите Эрмитаж, Русский Музей, побываете в репинских Пенатах. Вы познакомитесь с творчеством величайших русских и зарубежных живописцев, узнаете их представления о роли света и цвета в природе. Наконец, вы узнаете много нового и интересного, выходящего за рамки школьных программ и учебников.

Итак, физика и живопись? Что же здесь может быть общего? Физика изучает энергетическую природу света. Но вообще проблема света под различными углами зрения изучается в настоящее время в целом ряде научных дисциплин. Физиология – процесс восприятия человеческим глазом волн определенной длинны и превращение их в цвет, психология – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, биология – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов, математика разрабатывает методику измерения цвета.

В живописи изучается главным образом художественные свойства света, закономерности создания цветового строя, колорита картины, разные приемы использования контрастов, соотношение цвета с другими компонентами художественной формы такими как линия, пластика, светотень, роль цвета в композиции живописного произведения.

Главными критериями оценки цвета и колористических соченатий художественной практики изобразительного искусства являются их красота, соответствие как природному цвету  и цветовым сочетаниям, существующим в действительности, так и творческому замыслу художника.

Советский художник Н.П. Крымов писал: «Говорят, искусство не наука, не математика, что это творчество, настроение и, что в искусстве ни чего нельзя объяснить – глядите и любуйтесь. По-моему, это не так. Искусство объяснимо и очень логично, о нем нужно и можно знать, оно математично и физично. В таком случае его можно и объяснить. Можно точно доказать, почему картина хороша и почему плоха».

Научные знания цвета необходимы художнику и для освоения технологии живописи. Красочный слой картины воспринимается зрителем благодаря целому ряду физических процессов – отражению, преломлению, поглощению, излучению и т.д.

Целям накопления знаний и передачи их от человека к человеку, от поколения к поколению служит язык изобразительного искусства, как средство выражения мысли и впечатлений.При этом используются различные материальные предметы (холст, бумага, стекло, штукатурка и т.д.) на поверхности которых размещены красками с помощью цветотональных и объемно-пластических комбинаций различные изображения ( художественные образы), подобным образом природа и окружающие человека предметы. Используемые красочные материалы имеют иные оптические характеристики, чем поверхности на которых они наносятся.

Мир многоцветен, и там, где есть свет наши ощущения природы пространства, предметной формы на прямую связано с восприятием цвета, ибо цвет – это наши эмоции, настроение, представление красоте. Все это человек получает благодаря органам зрения.

Эти и другие вопросы заинтересовали учащихся. На итоговом зачетном занятии ребята представили свои творческие работы в форме рефератов, презентаций, физических опытов, подборок иллюстраций, собственных рисунков.

Примерные темы рефератов:

  1. Глаз – оптическая система.
  2. Свет как физическое явление
  3. Смешивание цветов и цветовая гармония
  4. Психологическое воздействие цвета
  5. Цветовое зрение и его дефекты
  6. Виды цвета. Использование цвета в живописи.
  7. Свет и тень в живописи
  8. Жизнь и творчество а) Леонардо да Винчи   б) Микеланджело Буаноротти  в) И. Левитана
  9. Физика , живопись и музыка
  10. Натюрморт
  11. Реставрация живописи

Проводились конкурсы: «Законы физики в живописи» (в картине найти как можно больше физических явлений и объяснить их), игра-тесты о живописи и физике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура, литература,живопись

Это православная беседа-исследование образа Исуса Христа. Звучит православная музыка, используются видеоматериалы. Урок был подготовлен к Пасхе....

Презентация к проекту "Математика и живопись"

Над презентацией работала группа учеников 7 кл. Можно использовать на уроках информатики (графические редакторы), рисования, МХК....

Урок «Музыкальная живопись и живописная музыка. Импрессионизм»

Урок №5 по теме 4 четверти «МОЖЕМ ЛИ МЫ УСЛЫШАТЬ ЖИВОПИСЬ?»...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СПЕЦКУРС ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ (элективный курс) ЛИТЕРАТУРА И ЖИВОПИСЬ 9 класс

            Программа   элективного курса  направлена на изучение культурного наследия – литературы и живописи. Обращение к национальному дост...

Программа элективного курса по русскому языку "Словесная живопись" для 5 класса

Данная программа поможет в игровой форме расширить ,закрепить представления учащихся об ИВС,развить речь,привить любовь к русскому языку.Все это несомненно поможет учащимся при подготовке к ГИА и ЕГЭ ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»...

Живопись барокко. Плафонная живопись. Взаимодействие тенденций барокко и реализма.

Презентация для 11 класса по МХК "Живопись барокко" хорошо раскрывает творчество различных художников из разных стран....