ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»
методическая разработка на тему

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»

 

 

Программа по учебному предмету

ПО.О4. УП.О4. « ЖИВОПИСЬ»

 

Составитель:  Нестерова Анна Александровна Учитель высшей категории

 Рецензент программы в институте «Артика» Якутске и одобрена минобрнадзором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivopis.docx89.85 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область ПО.О4. « ЖИВОПИСЬ»

Программа по учебному предмету

ПО.О4. УП.О4. « ЖИВОПИСЬ»

Составитель:  Нестерова Анна Александровна Учитель высшей категории

Рецензент программы в институте «Артика» Якутске и одобрена минобрнадзором.


Структура программы учебного предмета

1.         Пояснительная записка1.

Наименование раздела

1.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

2.

Цель

3.

Задачи

4.

Срок реализации программы

5.

Объем учебного времени

6.

Форма и режим занятий

7.

Обоснование структуры программы учебного предмета

 

II.         Содержание учебного предмета

Наименование раздела

1.

Учебно-тематический план

2.

Содержание разделов и тем. Годовые требования

-

-

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Наименование раздела

1.

Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Оценка качества реализации учебного предмета

Наименование раздела

1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

V.         Методическое обеспечение учебного процесса

Наименование раздела

1.

Методические рекомендации преподавателям

VI. Список литературы и средств обучения

Наименование раздела

1.

Список рекомендуемой учебной и методической литературы

                                             

I.Пояснительная записка 

1.1Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

                                                                      «Живопись - это сложная система  

                                                                       цветовых и тональных отношений»

Программа по живописи является ключевым разделом художественного образования. Занятия живописью помогают человеку почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира, обогащают духовно, развивают художественный вкус. Без изучения ее законов невозможно освоение различных видов изобразительного искусства.

Программа  построена по единому принципу дисциплин детских художественных школ и тесно связан с заданиями других предметов (рисунок, композиция, история  искусств и пленэр.) и включает в себя овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями по цветоведению и выполнение творческих заданий.

В основу курса положены материалы, исследованные ранее в других программах и теоретических трудах по живописи. Программа рассчитана на пять лет, выстроена логически, с возрастающей степенью сложности и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Помимо часов, указанных в программе, даётся  короткие задания на дом, позволяющие закрепить материал. В конце каждого полугодия проводится просмотр работ. Итогом ежегодной работы по живописи является контрольная постановка в конце 1 полугодии с 1класса по  5 классы. Экзамены с 1 по 4 классы после 2 полугодия.

1.2.Цели:

  •  развитие восприятия цвета с помощью наблюдения красоты цветовых отношений в природе,
  •  овладение определенными эталонами цвета, формирование у учащихся цветовой культуры, основанной на изобразительном культурном наследии прошлого,

1.3.Задачи:

  •  приобретение и систематизация знаний и навыков по живописи для создания самостоятельных живописных произведений,
  •  пользуясь живописными средствами, научить обучающихся составлять целостную цветовую гамму, “лепить” форму цвета-тоновыми отношениями, овладевая техническими приемами акварельной живописи, гуаши и основами цветоведения.

1.4.Форма и режим занятий: согласно учебному плану, основной формой обучения являются мелкогрупповые занятия 3 часа  в неделю:   Урок включает в себя проверку домашних заданий, знакомство с новым теоретическим и худ. материалом, частичное закрепление пройденного художественного материала.

 Занятие по учебному предмету «Живопись»  обеспечивается натурой. Время отведение для работы с живой натурой составляет не более 30 % от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия. Задания, рассчитанные на длительный срок, сменяются краткосрочными и дополняются рисунками по памяти и по представлению. Данная программа по предмету «Живопись» рассчитан не  на четыре года, как традиционная, а на  пять лет обучения, что продиктовано учебным планом дополнительных предпрофессиональных  общеобразовательных программ в области искусств.

1.5.Объем учебного времени,   Максимальная учебная нагрузка 924 из них на самостоятельную работу - 429, аудиторные мелкогрупповые занятия-561 предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета  часов.

1.7.Обоснование структуры программы

Обоснованием структуры программы являются Ф ГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится эта программа.

II.         Содержание учебного предмета

2.1.Учебно-тематический план

-

        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения

I-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1. Отдельный предмет: яблоко, груша гранат и т.д. Задачи:

а) используя приобретённый опыт работы с фор.  эскизом и завершенным эскизом, создать 5 эскизов разных натюрмортов;

б)        найти отличительные характеристики: колористические различия или сходства, конструктивные особенности согласно разным форматам эскиза.

Домашнее задание:

переход от студии к этюду самостоятельно по поставленным учителем задачам. 3 самостоятельных работы в неделю.      

9

2

2. Несколько разных по задачам живая натура . Задачи:

а)        обосновать выбор места каждого ученика;

б)        три эскиза с одного и того же места;

в)        освоить формат (горизонтальный, вертикальный, квадратный).

15

3

3. Переход на другой натюрморт (12 часов).

Задачи:

а)        проанализировать с разных мест, в разных форматах изменения: ритмическое, перспективное, световое, цветовое. 3 эскиза;

б)        фор эскизы. Неограниченное количество вариантов, пока не сформируется пластическая идея.

12

4

4. Пять натюрмортов с разным освещением и колоритом (20 часов). 

 (12 часов). а) на небольшом формате, меньше натуральной величины предмета, на цветном фоне компоновать красиво предмет;

б) написать три, четыре разных по цвету и тону работы. Освоить многослойную технику акварели. Подготовить ученика к самостоятельной работе дома.

12

II-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество

1

1. Простой натюрморт из бытовых предметов. 3 предмета .

Задачи:

а)        подробный эскиз  (возможны быстрые фор эскизы для вхождения в тему);

б)        перевод эскиза на формат: сначала освоить геометрический способ, затем подробное рисование с натуры с  уточнением пропорций, интервалов, деталей;

в) колористическое решение работы по эскизу.

Домашнее задание:

создание серии эскизов для формирования умения самостоятельно ставить натюрморт. 3 работы в неделю.

15

2

2.  Этюд как жанр фигуры человека.

Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          а)    поставить фигуру  на цветных фонах;

б) в течение урока попытаться закончить этюд;

в) писать без предварительного рисунка карандашом;

г) выдержать условие: этюд  - «как  незавершённая форма  красоты!»

Домашнее задание:

этюды мелких предметов.  Освоение жанра.  3 работы в неделю.

9

3

3. Копия  листа из гербария .

Задачи:

а) предельно точно скопировать уже скомпонованный  лист на красивом по тону и цвету  картоне;

б)  изучая технику многослойной живописи,  добиться  точного силуэта, колорита и фактуры листа.

Домашнее задание:

написать натюрморт по утверждённому учителем эскизу.

Ко

12

4

4.Контрольная  работа:  простой натюрморт на ровном фоне.

Домашнее задание:

а) дается индивидуально каждому учащемуся;

б) рекомендуется обсуждение домашних работ в классе;                    

в) задача: 3 работы в неделю, один и тот же предмет рисуется на разных  по цвету  фонах.  

15

Второй год обучения

I-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество

1

1. Натюрморт с несложным геометрическим орнаментом, 3-4 предмета .

Задачи:          

а) подробный эскиз, учесть появление большого белого поля, решение орнамента в формате и соотношение углов с деталями;

б) перевод эскизов по геометрическому принципу, предельно правдивое изображение натуры. Формат  25 см. по большей стороне.

Домашнее задание:

миниатюра (копия) с гербария, приготовленного осенью. Совершенствуем технику многослойной живописи.  Этюды приготовленные на пленэре

15

2

2. Натюрморт с минимальным количеством складок, с изящными предметами.

Задачи:

а)        фор эскиз;

б)         по эскизу свободный  перевод на формат (25 см по большой стороне);

в)        работа должна выглядеть цельной, красиво скомпонованной и написанной.

Домашнее задание:

продолжение работы с миниатюрой.

12

3

3. Разно  фигурный, колористический выверенный натюрморт на прямом свету .

Задачи:

а) полная  работа  с  эскизами (6 вариантов эскизов);

б)   по утверждённому эскизу переход на формат (20 см по большой стороне);

в) многослойная, поэтапная работа над формой.

 Домашнее задание:

этюды несложных натюрмортов. Самостоятельно определить колорит каждого этюда. 2 работы в неделю.

9

4

4. Сложная постановка с репродукцией на дальнем плане и фактурным первым планом на боковом свету .

Задачи:

а) эскиз;

б) перевод композиции на формат (20 см по большой стороне);

в) планомерное построение цветом глубины, вписывание репродукции в дальний план за счёт контрастного освещения первого плана;

г) единство освещения,  передача  движения  света + цвета  по плоскости  и  в глубину.

Домашнее задание:

по утверждённому эскизу написать натюрморт, аналогичный по задачам классному.

12

II-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1.        «Обманка» – натюрморт совершенно плоский, с большим количеством деталей  (посмотреть «обманки» 18 века) .

        Натюрморт должен быть композиционно завершён учителем настолько, чтобы ученику оставалось перенести увиденное без эскиза, сразу на формат.

Задачи:

а) подробный рисунок;

б) ещё более внимательное написание (похожее на копирование);

в) понимание общего тона и колорита является основным  живописным условием.

Домашнее задание:

эскизы тематического натюрморта. 3 эскиза в неделю.

15

2

2. Натюрморт с драпировками на боковом свету .

Задачи:

а) фор эскиз;  найти динамическое взаимодействие структур складок;

б) перевод композиционной идеи эскиза на формат  (25 см. по большей стороне);

в) обнаружить явную взаимозависимость тёплого цвета на свету и холодного в тени, или наоборот, в зависимости от источника света.

Домашнее задание:

а)        работа над тематическим натюрмортом;

б)        этюды простых натюрмортов. Задача: работа с тёплыми и холодным отношениями.

9

3

3. Натюрморт из большого количества мелких разно фактурных предметов .

Задача:

после утверждения эскиза – переход на формат с целью найти среди множества деталей (если это не очевидно в постановке) главный, солирующий  предмет и подчинить ему  все тональные и цветовые контрасты.

Домашнее задание:

подобрать и утвердить для копирования книжную миниатюру. Создать эскизы к домашнему натюрморту и выполнить его по утвержденному эскизу.

12

4

4.        В продолжение работы над акварельной миниатюрой, написать натюрморт,  аналогичный предыдущему заданию, с  более сложным пространством .

Задача:

закрепление пройденных в году изобразительных задач.                

Домашнее задание:

копия книжной миниатюры. Этюды простых натюрмортов.

15

Третий год обучения

I-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1.  Натюрморт. Складки с двумя небольшими предметами .

Задачи:

а) на уровне эскизов разобраться с архитектоникой складок и композиционным центром через предметы;

б) написать цветной этюд;

в) по эскизу перевести композицию на формат в карандаше (30 см. по большей стороне);                                                                                            

г) писать строго послойно согласно ранее полученным навыкам.

Домашнее задание:

бытовой натюрморт по утверждённому эскизу.

12

2. Натюрморт «Золотая осень» .

Задачи:

а) необходимо создать образ  из сочетания предметов и композиционно колористических ассоциаций (тематический натюрморт сложен не только сюжетом);

б) создание серии эскизов (роль эскизов на данном этапе работы невозможно переоценить);    

в) написать несколько этюдов в технике по сырому;    

г) переход на формат согласно отработанной технологии.

Домашнее задание:  

а) этюды  на свободную тему;

б)  этюды на пленэре.  Исполнение  в  разных техниках.  

12

3.Контрастный натюрморт. Контражур против света .

Материалы: цветное стекло, разно фактурные предметы.

Задачи:                                                                                                                                                                                                               а) в эскизе создать принципиально другое состояние, как композиционное, так и цветовое,  нежели в предыдущих заданиях;

б) перевод эскиза на формат  (40 см по большой стороне);

в) режиссура большого формата подскажет и степень деталировки, и обобщение целого;

г) в работе обобщать опыт приобретённых навыков.

Домашнее задание:

создание эскиза к домашнему натюрморту «обманка».

15

4. Белый натюрморт  .

Задача:

соблюдая всю технологию  создания работы,  раз и  навсегда запомнить и закрепить, что при  естественном  освещении  свет – тёплый,  а тень холодная.                                                                       Домашнее задание:

этюды на пленэре, исполнение в разных  техниках.

9

II-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1. Натюрморт на прямом свету с зеркалом .

Задачи:

а) в работе над эскизами ученик должен понять, что происходит с общим тоном формата, когда  источник света внутри  натюрморта;    

б) ведение работы происходит  согласно выработанной технологии.

Домашнее задание:

а) этюды на свободную тему;

б) работа над  натюрмортом «любимый художник» с иллюстрацией  (эскизы, этюды, сама работа).

.

9

2

2. Сюжетныя (смысловая) натура с репродукцией произведения искусства .

Задачи:

а) в работе над эскизами ученик должен понять и принять стилистически выверенный учителем натуру;

б) согласно выбранному эскизу осуществить перевод на формат  (50 см по большей стороне).                                                                                      

Домашнее задание:

а) бытовой интерьер, передать характер хозяина помещения;                                  

б) этюды, эскизы.

12

3

3. Графический натюрморт с цветным акцентом .                                                                                                    

Задачи:

а) в эскизах обостренно почувствовать и четко проявить ритмическую основу постановки;                                                                                                                                                                                                                                                   б) перевод эскиза на формат (40 см. по большей стороне).

Домашнее задание:

написать лаконичный графический натюрморт в поддержку натюрморту, сделанному в классе

15

4

4. Весенний натюрморт.

Задачи:

а) создание тематического  натюрморта  с ярко выраженной идеей весны, мечты, обновления;                                                                      

б) создание натюрморта без эскиза сразу на формат (50 см по большей стороне), в свободной технике.                                                                                        

Домашнее задание:

Весенний пленэр, этюды  (2 -3 работы в неделю)

15

Четвертый год обучения

I-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1.  Натюрморт. Складки с двумя небольшими предметам..

Задачи:

а) на уровне эскизов разобраться с архитектоникой складок и композиционным центром через предметы;

б) написать цветной этюд;

 по эскизу перевести композицию на формат в карандаше (30 см. по большей стороне);                                                                                            

г) писать строго послойно согласно ранее полученным навыкам.

Домашнее задание:

бытовой натюрморт по утверждённому эскизу.

12

2

2. Натюрморт «Золотая осень» .

Задачи:

а) необходимо создать образ  из сочетания предметов и композиционно колористических ассоциаций (тематический натюрморт сложен не только сюжетом);

б) создание серии эскизов (роль эскизов на данном этапе работы невозможно переоценить);    

в) написать несколько этюдов в технике по сырому;    

г) переход на формат согласно отработанной технологии.

Домашнее задание:  

а) этюды  на свободную тему;

б)  этюды на пленэре.  Исполнение  в  разных техниках.  

9

3

3.Контрастный натюрморт. Контражур против света .

Материалы: цветное стекло, разно фактурные предметы.

Задачи:                                                                                                                                                                                                               а) в эскизе создать принципиально другое состояние, как композиционное, так и цветовое,  нежели в предыдущих заданиях;

б) перевод эскиза на формат  (40 см по большой стороне);

в) режиссура большого формата подскажет и степень деталировки, и обобщение целого;

г) в работе обобщать опыт приобретённых навыков.

Домашнее задание:

создание эскиза к домашнему натюрморту «обманка».

15

4

4. Белый натюрморт  .

Задача:

соблюдая всю технологию  создания работы,  раз и  навсегда запомнить и закрепить, что при  естественном  освещении  свет – тёплый,  а тень холодная.                                                                       Домашнее задание:

этюды на пленэре, исполнение в разных  техниках.

12

II-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1. Натюрморт на прямом свету с зеркалом .

Задачи:

а) в работе над эскизами ученик должен понять, что происходит с общим тоном формата, когда  источник света внутри  натюрморта;    

б) ведение работы происходит  согласно выработанной технологии.

Домашнее задание:

а) этюды на свободную тему;

Б) работа над  натюрмортом «любимый художник» с иллюстрацией  (эскизы, этюды, сама работа).

15

2

2. Натура- эскиз  .

Задачи:

а) в работе над эскизами ученик должен понять и принять стилистически характер;

б) согласно выбранному эскизу осуществить перевод на формат  (50 см по большей стороне).                                                                                      

Домашнее задание:

а) бытовой интерьер, передать характер хозяина помещения;                                  

б) этюды, эскизы.

12

3

3. Графический натюрморт с цветным акцентом .                                                                                                          

Задачи:

а) в эскизах обостренно почувствовать и четко проявить ритмическую основу постановки;                                                                                                                                                                                                                                                   б) перевод эскиза на формат (40 см. по большей стороне).

Домашнее задание:

написать лаконичный графический натюрморт в поддержку натюрморту, сделанному в классе.

12

4

4. Весенний натюрморт .

Задачи:

а) создание тематического  натюрморта  с ярко выраженной идеей весны, мечты, обновления;                                                                      

б) создание натюрморта без эскиза сразу на формат (50 см по большей стороне), в свободной технике.                                                                                        

Домашнее задание:

Весенний пленэр, этюды  (2 -3 работы в неделю)

12

Пятый год обучения

I-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1. Белый натюрморт на прямом свету .

Задачи:

а)        в эскизе почувствовать цветоносность, сложность и разнообразие оттенков. Белый – самый живописный цвет, т.к. он принимает на себя  все цвета радуги.  Необходимо следить, чтобы  на свету цвет был напряжённым, цветным, а не ослабленным  (разбелённым);

б)        перевод эскиза на формат;

в)        необходимо построить живопись без чисто-белого и чисто-чёрного цвета; основная задача - правильно взятая светосила цвета к общему тону.

Домашнее задание:

а) создание натюрморта,  аналогичному классному, работа в технике по сырому;  

б) интерпретации  натюрмортов  выдающихся художников.

12

2

2.        Натура в большом формате.

Задачи:

а) создание эскиза как этап в работе над натурой;

б) в технике «a la prima» создать живописную ситуацию с доминирующим цветом.  Колорит – основная задача.

Домашнее задание:

создание эскизов к смысловому натюрморту, связанному с композицией. Натюрморт должен вписаться в текущую композицию по жанру, этнографии, содержанию и стилистике.

12

3

3.  Натюрморт «Любимый художник».

Задачи:

а) опираясь на задание «интерпретация», поставить и написать  натюрморт  в  стиле  выбранного художника;

б) создание художественного образа помимо многих обстоятельств зависит от напряжённой работы над эскизами.

 Домашнее задание:

 углублённо интерпретировать  конкретный круг интересующих мастеров, чтобы поставить самостоятельно натюрморт и по утвержденным эскизам создать работу.

12

4

4.  Контрольный натюрморт .

Задача:

написать  натюрморт, соответствующий общему уровню группы. Технология  ведения  работы учащимся известна.

Домашнее задание:

эскизы, этюды интерьеров. 3  работы в неделю.

12

II-полугодие

NN

Название и краткое содержание темы

Количество часов

1

1. Натюрморт-интерьер с глубоким пространством .

Задачи:

а)        создание нескольких эскизов с разных мест и с разными композиционными идеями;

б)        размер определяется совместно с учителем по эскизу, индивидуально (возможен размер 70 см. и более по большой стороне);

в)        световоздушная среда, убывание контрастов по степени ухода в глубину картинной плоскости, общий тон станут основными критериями оценки работы.

Домашнее задание:

выполнение смыслового натюрморта по утверждённому эскизу.

9

2

2. Натюрморт с атрибутами искусства .    

                Возможно, в композицию войдут: капитель, сложный гипсовый орнамент, простая античная голова или небольшая гипсовая фигура.

Задачи:

а)        вместе с педагогом вспомнить, собрать воедино знания и навыки, полученные за 3 года обучения. Проанализировать и выбрать из них то, что необходимо для данной работы, что наиболее характерно для создания образа;

б)        выполненный эскиз обсуждается с точки зрения целей и задач работы;

в)        исполнение должно быть по возможности тщательным и вместе с тем лёгким, естественным.

.         Если в процессе исполнения возникнут технические сложности, нужно написать этюд с натюрморта или его фрагмента для отработки  сложных мест, чтобы  не «замучивать» основной  формат   (50 см. по большей стороне).

Домашнее задание:

а) завершение смыслового натюрморта;

б) этюды весенних пейзажей. 3 этюда в неделю.

12

3

3. Натюрморт. Этюд на большом формате.

Задачи:                                                                                                

а)  написать несколько  этюдов-эскизов   в  технике «А ла примма»;  

б) решить колористическую задачу, предложенную учителем в аналогичной  технике (40 см. по большой стороне).

9

4

4. Итоговый  контрольный  натюрморт (21час).

Задача:

продемонстрировать  мастерство,  полученное  в  школе  за все  годы  обучения.

21

2.2.Содержание разделов и тем. Годовые требования

Содержание программы

1 класс

Первое полугодие (48 чаcов)

Для знакомства обучающихся с техникой работы акварелью, полезно начинать занятия с изображения отдельных предметов.  На этом этапе обучения важно показать технологические особенности работы с акварелью – последовательное, послойное ведение работы. С самого начала фиксируется  очень важное различие между стадией и этюдом.

Основной задачей первого полугодия является освоение обучающимся эскиза,  его реализация  и подготовка к большой работе. Эскиз очень удобная форма общения с обучающимся, который ещё не может  полноценно написать натюрморт большого  формата.  Самое время поговорить с ним на маленьком формате о чудесах композиции, о том, что один и тот же объект можно увидеть и нарисовать во множестве вариантов.

                                                                                                                                                                                     

Второе полугодие  (51 час)

Цель следующего этапа обучения заключается в том, чтобы обучающийся сумел накопленный опыт работы с эскизом соединить с основной работой в несложном натюрморте. Понятия, которые должен усвоить ученик, заканчивающий первый класс: незначительное увеличение формата, т.е. увеличение живописного поля; увеличение детали и сопряжение её с целым в общем строе композиции.  Очень важно овладеть сопутствующим  жанром -  этюдом, Продемонстрировать умение профессионально вести  работу (фор эскиз, эскиз, собственно работа). Первоначальной задачей предмета «Живопись» - является развитие у обучающихся способности видеть и изображать форму во всем многообразии её цветовых отношений.

Основными принципами обучения являются неразделимость процесса работы над  цветом и формой. Обучающие должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.

Решить широчайший круг проблем духовно-нравственное воспитания. Воспитать творческую личность с позитивным мышлением.

 Длительная учебная постановка с неподвижной натуры традиционно является главной формой обучения. Основанный на продолжительном наблюдении и внимательном изучении натуры, он учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, дает обучающимся необходимые теоретические знания и практики.

  При прохождении программы обучающиеся осваивают основы наблюдательной, т. е. наглядной перспективы (на примере геометрических тел, предметов быта), понятие о  светотеневых отношениях, некоторые сведения о пластической анатомии животных и человека. Попутно они приобретают навыки последовательной работы над рисунком по принципу: от общего к частному и от частного к обогащенному общему, а также усваивают технические приемы рисунка – самых простых до более сложных. Кроме того, на занятиях по длительному изображению натюрморта проводится работа над воспитанием (комплекса необходимых для художника качеств (постановка глаза), развитие «твердости руки»). Сюда входят также, помимо способности «цельно видеть», умение наблюдать и запоминать увиденное, острота и точность глазомера, цвет видение.            

Первый год обучения обучающиеся  осваивают способы передачи цветом объема и пространственной среды. Формируются начальные знания и навыки в области света. Развивается точность живописного и эмоционального восприятия у детей. Происходит знакомство со свойствами живописных материалов и их техническими возможностями (гуашь, акварель). Обучающиеся  постигаются первоначальные знания основ цветоведения и умение применять их в практической работе. В первом классе предполагаются несложные постановки с предметами геометрической формы.

Обучающиеся после первого года обучения должны:

а) знать:

  • начальные представления о технических возможностях материалов,
  • ключевые слова “цветовая гармония”, “холодные и теплые цвета”, “основные и дополнительные цвета”, “сближенные цвета”, “локальный цвет”, “контраст”,
  • главные выразительные средства живописи: свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс и т.д.,

б) уметь:

  • работать за мольбертом,
  • пользоваться палитрой,
  • добиваться получения конкретного цвета путем смешения других цветов,
  • компоновать изображения на листе с учетом цветовых масс,
  • видеть большими цветовыми отношениями,
  • чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и характера освещенности,
  • вести последовательно работу над натюрмортом.

Второй год обучения

Первое полугодие (48 часов)

Наряду с совершенствованием акварельной техники, которую предлагает ведущий педагог, во втором классе обучающиеся работают  в  жанре акварельной  миниатюры. Обучающийся в более сложных постановках, на небольшом формате овладевает понятиями колорита, общего тона, системой тёплых и холодных цветов, единством освещения  и  высокой  степенью  законченности.

Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до изображения человека как наиболее сложной и разнообразной по форме натуры.

Законченность работы обусловливается поставленной учебной задачей. Особое внимание обращается на уровень усвоения обучающихся полученных знаний и навыков и закрепление их в последующих заданиях. Наряду с длительными постановками полезно выполнять и краткосрочные учебные этюды, т.к. они обостряют восприятие, развивают наблюдательность и зрительную память обучающимся.

Живопись – от русского слова  живо  и писать, является видом изобразительного искусства, заключающееся в создании картин,  живописных полотен,  наиболее полно  и жизни подобно отражающих действительность

Произведения искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и другими), нанесенными на твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи  -  свет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность воображения. Необходимый для живописи цвет  художник обычно составляет на палитре, а затем  превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая световой порядок – колорит.  По характеру цветовых сочетаний может быть теплым  и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным,  светлым  темным.

                                         Второе полугодие  (51 час)

Второй год обучения предполагает закрепление навыков о цвете и изучение новых способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях; углубление и представление о колорите; освоение навыков в технике акварельной живописи. Особое значение приобретает колористическая цельность в решении постановки с учетом понятий “холодной” и “теплой” гаммы, а также предполагается более тщательное исследование пластики формы с помощью рефлексов и выявление при этом фактуры предмета.

После второго года обучения обучающиеся должны:

а) знать:

  • ключевые слова: “цветовая гамма”, “тон”, “рефлекс”, “светлотность”,
  • способы акварельной техники: “лессировки”, “заливки”, “а ля прима”,
  • средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописных произведениях,
  • средства выявления фактуры с помощью цвета,

б) уметь:

создавать гармоническое целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе,

  • выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цвето-тоновых отношений,
  • проявлять цветом и тоном форму и фактуру предметов,
  • выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам,
  • более длительно работать над постановкой.

Третий год обучения

Первое  полугодие   (48 часов)

Третий год обучения - это  год, когда обучающемуся можно позволить в рамках освоенной техники по живописи почувствовать себя свободным в смысле разных техник, художественных привязанностей, разных  форматов, в том числе и больших. Тем самым стабилизировать свой взгляд на мир  и укрепить накопленный опыт в овладении техникой акварели.

Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передать на плоскости  объём и пространство, природу, раскрывать  сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события  исторического прошлого,  мифологические образы и полет фантазии.

Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленным на мольберте, который может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».

Само слово  «монументальное»  говорит  о чем-то большом и значительном.  Монументальная живопись  это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и другие).

Произведения монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т.п).  Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и другие.  В отличии от живописи, как самостоятельного вида искусства  живописный подход (способ) может использоваться  и в других видах: в рисунке, графике.

Второе  полугодие  (51 час)

Во втором полугодии третьего года обучения закрепляются и углубляются живописные навыки. Усложняются постановки, а также форма предметов и складок в натюрмортах. Большее значение придается композиционной организации листа, выявлению пространства постановки, четкой конструкции предметов, понятию тональности, умению последовательно вести длительную работу. Продолжается изучение “тональных” и “тепло-холодных” отношений. Длительные постановки чередуются с короткими этюдами; вводятся задания, целью которых является создание ассоциативного образа на основе натуры.

После третьего года обучения обучающиеся должны:

а) знать:

  • ключевые слова: “тональность”, “холодная цветовая гамма”, “теплая цветовая гамма”, “контраст”, “доминанта”

б) уметь:

  • композиционно организовывать лист с учетом цветовых масс,
  • создавать цельную цветовую гамму,
  • более тщательно выполнять подготовительный рисунок,
  • последовательно насыщая цветом, выявлять форму и фактуру предметов,
  • уметь выявлять главное в постановке,
  • выявлять глубину пространства в живописных произведениях с помощью средств световоздушной перспективы,
  • владеть цветом для создания эмоционально-ассоциативного образа.

        

Четвертый год обучения

Первое  полугодие   (48 часов)

Четвертый год обучения - это  год, когда обучающемуся, можно позволить в рамках освоенной технологии живописного решения полотна выполнять в  разных техниках художественных привязанностей, разных  форматов (А5, А3, А4, А2), тем самым стабилизировать свой взгляд на мир  и укрепить накопленный опыт в овладении техникой акварели, гуаши, масленых красок, акриловых красок, пастели. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи   с окружающей его пространственной  световоздушной средой, в тонкой грации тональных переходов. Многообразие объектов и событий  окружающего мира пристальный интерес художников.  Привели к возникновению на протяжении веков жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового, жанровая  живопись, мифологического, исторического,  батального жанров.

Второе  полугодие  (51 час)

По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на следующие виды: масляная, темперная, восковая, эмаль, клеевая, водяными красками по сухой штукатурке (фреска) и другие. В некоторых случаях бывает трудно отделить живопись от графики. Произведения выполненные акварелью, гуашью, пастелью  могут относиться и к живописи и к графике.  Живопись может быть  однослойной, выполняемой сразу, и многослойной, включающей подмалевки и лессировки,  наносимые на подсохший красочный слой, прозрачные  и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются  тончайшие  нюансы и оттенки света. В четвертом классе учащимися отслеживается ритмическое построение цветовой плоскости листа. формируется представление о важности “касаний” и штриха в живописных решениях, уделяется внимание цветности теней. В результате этого они должны продемонстрировать свободное владение материалом.

После четвертого года обучения обучающийся должен:

а) знать:

  • ключевые слова: “творческий замысел”, “состояние”, “списывание контуров».

б) уметь:

  • найти самостоятельно задачи в поставленном натюрморте,
  • создать цельную цветовую гамму,
  • ритмически выставить цветовую плоскость,
  • одновременно цветом и тоном “лепить” форму предметов,
  • выявлять главное, подчиняя ему второстепенное,
  • цельно вести всю работу, применяя законы цветовения.

Пятый год обучения

Первое полугодие (48 часов)

Этот год является завершающим в изучении техник работы красками (гуашь, акварель, пастель, масляные краски, темпера). Четыре года были посвящены освоению форматов, что методически очень верно для освоения классической техники работ с красками. Теперь настала необходимость в постепенном усложнении  постановок.

Пятый год обучения. Этот год является завершающим обучение по программе “живопись”. Закрепляются все навыки. Обучающиеся продолжают работать над натюрмортом, но с более высоким требованием к их исполнению, а также изучают цветом и тоном более сложные объекты (фигуру, интерьер с элементами пейзажа), реализуя понятие “творческий замысел”.

Второе полугодие  (51 час)

Важными средствами художественной выразительности в живописи являются  кроме света «колорита», пятно и характер мазка, отработка красочной поверхности (фактура)  велюры,  показывающие тончайшие изменения тона  в зависимости от освещения,  рефлексы появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом   цветов.

Построение  объема  и пространства в живописи   связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными  свойствами  теплых и холодных цветов,  светотеневой  моделировкой  формы,  передачей  общего цветового тона полотна для создания картины, кроме цвета, необходим хороший рисунок  и выразительная композиция.  Художник, как правило, начинает работу над полотном  с поиска  наиболее удачного решения в эскизах, затем  многочисленных живописных этюдах с натуры  он прорабатывает  необходимые элементы композиции.

Работа над картиной может начинаться  с выполнения рисунка  композиции кистью, подмалевка и непосредственное написание полотна  теми  или иными  живописными средствами.   Причем даже подготовленные эскизы и этюды порой имеют  самостоятельное  художественное значение. Особенно если принадлежат  кисти известного живописца. В настоящее время продолжается поиск  новых красок и технологических средств  создания живописных произведений, это несомненно   приведет  к появлению новых стилей живописи,  и масляная  живопись по прежнему остается  одной из самых  любимых техник художников

После пятого года обучения обучающийся должен:

а) знать:

  •  ключевые слова: ““касание”, “валеры”, “главное и второстепенное”,
  •  основные законы цветоведения и способы использования их на практике.

б)уметь;

  •  прорабатывать детали, обобщать, длительно вести постановку и заканчивать ее в определенные сроки,
  •  владеть малерным мазком,
  •  демонстрировать определенный уровень живописной культуры и технических навыков,
  •  создавать выразительный образ с помощью композиционных и живописных средств,
  •  выполнять работу по впечатлению, создавая эмоционально-ассоциативный образ.

                                             

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

3.1.Требования к уровню подготовки на различных этапах обучени

Результатом освоения программы является:

  • первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
  • знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
  • знание разнообразных техник живописи;
  • знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
  • умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  • умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
  • навыки в использовании основных техник и материалов;
  • навыки последовательного ведения живописной работы.

IV. Оценка качества реализации учебного предмета

В ходе реализации программы учащиеся получают навыки работы в равной мере с гуашью (как в реалистической манере, так и в декоративной) и акварелью (в различных техниках). Работа гуашью ведется на бумаге типа ватмана, работа акварелью – на акварельной бумаге. Указания на формат бумаги являются ориентировочными: допускается индивидуальное изменение пропорций листа. Так-же работать маслом.

Выпускники художественной школы должны успешно, творчески осознанно решать живописно-композиционные задачи. Они обязаны показывать в работе освоение ремесленной стороны искусства – умение смешивать краски (добиваясь сложных цветов, тонких цветовых отношений, а также цветов активных, насыщенных) и их сочетать. Необходимо освоить сложности техник акварельной живописи, ее разнообразные приемы и возможности, грамотно пользоваться художественными материалами. Учащиеся должны уметь решать форму, объем предметов в пространственной среде с учетом особенностей цветовых отношений и взаимовлияний. Добиваться цельности и единства цветового строя в работе, колористического решения, разбираться в цветовых и тональных отношениях. Передавать глубину пространства и освещенность. Свободно, эмоционально передавать ощущение от натуры.

. Планируемые результаты освоения обучающихся ОП

  • успешное овладение способами организации деятельности;
  • накопление (количественное и качественное) опыта осуществления различных видов деятельности и профессиональных обязанностей;
  • развитие обще трудовых умений в конкретной предметной деятельности;
  • осознанное включение в совместную деятельность с взрослыми – профессионалами, более опытными сверстниками – для обмена опытом, вооружения новыми способами работы;
  • удовлетворенность обучающегося своей деятельностью (трудом, действиями, занятиями, успехами).

V.         Методическое обеспечение учебного процесса

1.1.Методические рекомендации преподавателям

Смешивание

В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания. Смешивание красок друг с другом может быть механическим (материальным) или оптическим (плагальным). В первом случае две или несколько красок смешиваются друг с другом на палитре (в некоторых случаях это можно делать непосредственно на холсте или на листе бумаги, например, в акварели) и полученная смесь переносится на основу. В результате получается смешение частиц пигмента различных красок. При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту. Так, в результате смешивания красной киновари с черной краской получим цвет бордо, желтых кадмиев — оливково-зеленые цвета, оранжевых — коричневые цвета. Некоторые краски при смешивании могут вступать в нежелательное химическое взаимодействие. В результате может произойти растрескивание красочного живописного слоя.

Смесь красной киновари со свинцовыми белилами дает красивую розовую краску. Однако, в результате химического взаимодействия через некоторое время полученный цвет темнеет. Желтую, красную и синюю краски невозможно получить путем смешивания каких-либо красок. В то же время в смеси друг с другом или в смеси с другими красками они дают чрезвычайно много самых различных сочетаний цветов. Бесконечное разнообразие оттенков можно получить, если смешивать любые две краски. В зависимости от количества одной краски, примешиваемой к другой, вновь получаемый цвет будет приближаться либо к одному, либо к другому смешиваемому цвету. Например, смешивая желтую и синюю краски в равных количествах, мы получим зеленый цвет. Примешивая каждый раз к получаемому зеленому цвету определенное количество желтой краски, можно наблюдать, как все новые и новые зеленые тона постепенно переходят в желтый цвет. Вновь получить синий цвет можно, если к полученному от смешивания желтой и синей красок зеленому цвету постепенно добавлять в определенных количествах синюю краску.

Смешивание хроматического цвета с другим хроматическим цветом, близко расположенным в цветовом круге к дополнительному, не дает чистого цветового тона, хотя, если смешивать зеленый цвет с пурпуровым или оранжевым, имеющим красноватый оттенок, полученный цвет будет приближаться к ахроматическому. Таким образом, чем дальше цвета удалены друг от друга по цветовому кругу, чем ближе они к дополнительным, тем менее насыщенный цвет получается в результате их смешивания, т. е. они приобретают серую окраску. И наоборот, чем ближе цвета расположены друг к другу, тем чище и насыщеннее выглядят их смеси.

Серый цвет получается в результате смешивания белой и черной красок в определенных соотношениях. В акварели серый цвет получается путем разбавления черной краски водой и использования белого тона бумаги. Серый цвет может принимать сравнительно холодный или теплый оттенок. В первом случае к серому в небольшом количестве можно подмешивать синие или зеленые краски; во втором - охру светлую, сиену натуральную или умбру.

Живописец должен стремиться использовать минимальное количество красок, чтобы создать впечатление многокрасочности. При этом он должен знать, какие краски допустимо смешивать между собой, а какие нет, чтобы исключить из набора краски малостойкие (чернеющие, выгорающие и т.д.). Для приобретения практических навыков в получении прочных смесей красок и избежания нежелательных смесей рекомендуем учащимся внимательно изучить таблицу нежелательных смесей художественных масляных красок и опробовать эти смеси на практике. По мере приобретения опыта в живописи эти знания и навыки будут постоянно совершенствоваться.

При механическом смешивании красок мы имеем дело с вычитательным смешиванием. Красочная среда (смесь), пропуская белый луч света, поглощает (отнимает) известную долю спектральных лучей. В то же время отраженный свет подчиняется законам слагательного (оптического) смешивания цветов, особенно если краски наносятся друг на друга тонкими прозрачными слоями.

Цвета спектра

Цвета спектра — красный, желтый, синий принято называть главными. Их невозможно получить смешением других цветов. Если же два крайних цвета спектра — красный и фиолетовый смешать между собой, то получится новый промежуточный цвет — пурпурный. В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важными: желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый. Если эту полоску из восьми цветов замкнуть в кольцо, то получим цветовой круг.

Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, например: восемь, шестнадцать, двадцать четыре и т. д. (наш глаз в состоянии различить более 150 оттенков цветов). Однако последовательность цветов в любом цветовом круге, как и в спектре, сохраняется одна и та же, с той же последовательностью цветов, как и в спектре. Если в цветовом круге из шести цветов смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Так, смешивая оранжевый с желтым, получим оранжево- желтый и желто-оранжевый, смешивая зеленый с голубым, получим зеленовато-голубой и голубовато-зеленый и т. д. Сохраняя при этом в чистом виде шесть главных цветов, мы получим в итоге непрерывный цветовой круг из 12 и 24, 48, 96 и более цветов. Такую закономерность преобразования цвета целесообразнее было бы назвать цветовым множеством, ибо само понятие «круг» предполагает некоторые границы в цветовом движении.

Безусловно, обозначенные цвета не могут регламентировать творческий процесс художника, так как в живописном решении принимает участие бесконечное многообразие цвета. Однако информативно-знаковая сторона этого вопроса важна во многих отраслях промышленности, производства, социально-общественной жизни.

Цвета голубовато-зеленый, голубой, синий и их оттенки называют холодными; желтый, оранжевый, красный и их оттенки — теплыми. Эти определения условны. Они связаны чаще всего с нашим жизненным опытом. Так, красный, оранжевый, желтый цвета ассоциируются с солнцем, с огнем; голубой, синий — с цветом льда, неба и т. д. Чисто зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть и теплым, если в нем будут заметны желтоватые, красноватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки. То же самое можно сказать о фиолетовом и пурпурном (пурпуровом) цветах. Если в них преобладают красноватые оттенки, то они воспринимаются как теплые, если голубоватые - как холодные. При соседстве теплых и холодных цветов теплые, наоборот, делают холодные цвета более холодными, а холодные, наоборот, делают теплые цвета более теплыми. В принципе же понятие «теплый и холодный цвет» относительно. Любой холодный цвет рядом с еще более холодным может казаться сравнительно теплым. Равным образом любой теплый цвет рядом с еще более теплым может восприниматься сравнительно холодным. Но это уже проблема колорита, которую мы рассмотрим отдельно. Теплые цвета на нейтральном сером фоне вызывают контрасты слабее, нежели холодные. Поэтому холодными цветами труднее достичь гармонии цветов в картине, нежели теплыми. Теплые цвета и их оттенки, как и холодные цвета и их оттенки, называются родственными между собой. Родственные цвета в цветовом множестве располагаются рядом друг с другом. Причем теплые цвета и их оттенки в цветовом круге располагаются в правой части, а холодные и их оттенки — в левой. Противоположные пары цветов в таком цветовом круге будут контрастными. Например, желтый и фиолетовый, голубой и красный, синий и оранжевый и т. д. В круге Освальда противоположные пары цветов являются взаимно дополнительными. Например, расположенный против желтого — синий (ультрамариновый), против голубого — оранжевый, против красного — голубовато-зеленый и т. д. И наоборот, рядом расположенные цвета, как в группе теплых, так и в группе холодных, от соседства друг с другом, под действием контраста теряют свою яркость, насыщенность, изменяют свой цвет в сторону соседнего спектрального цвета. При этом оба цвета кажутся более теплыми. Так, от соседства с красным оранжевый кажется желтым, а красный цвет более пурпурным (пурпуровым); красный в соседстве с желтым будет казаться пурпурным, а желтый — зеленоватым; зеленый в соседстве с синим приобретает желтовато-зеленый, а синий — фиолетовато-синий оттенок и т. д.

К каждому хроматическому цвету можно найти другой хроматический, при смешивании которых в определенных пропорциях можно получить ахроматический (серый) цвет. Такие два хроматических цвета принято называть взаимно дополнительными цветами. Главными взаимно дополнительными парами цветов являются: красный (огненный или с малиновым оттенком) — голубовато-зеленый; оранжевый — голубой; желтый — синий (ультрамариновый); зеленый — пурпурный. При смешивании взаимно дополнительных цветов в определенных пропорциях новых тонов не возникает. Если же дополнительные цвета смешивать в произвольных пропорциях, то в результате можно получить один из смешиваемых цветов. Каждый из взаимно дополнительных цветов от соседства друг с другом не изменяет своего тона, но усиливает его яркость, насыщенность. Так, красный в соседстве с голубовато-зеленым выглядит еще более насыщенным, теплым, равным образом и голубовато-зеленый рядом с красным выглядит более насыщенным и холодным. Аналогичные явления наблюдаются в любой паре взаимно дополнительных цветов. В силу контрастного взаимодействия цветов одни из них кажутся расположенными ближе или дальше своего фактического положения в пространстве. В связи с этим одни цвета воспринимаются как бы выступающими, другие, напротив, как бы удаляющимися в глубину, отступающими. Теплые цвета - желтый, оранжевый,   красный,   пурпурный   и   все   их   промежуточные   оттенки воспринимаются выступающими, а холодные - голубые, синие, фиолетовые и их оттенки — как бы уходящими в глубину. Чисто зеленый цвет занимает промежуточное положение, но по отношению к холодным он кажется выступающим. Различно расположенными по отношению друг к другу воспринимаются цвета как среди холодных, так и среди теплых. Например, более выступающими среди теплых кажутся желтые, потом оранжевые и красные. Если светлые цвета кажутся выступающими, то темные, напротив, кажутся отступающими. Такой же эффект можно наблюдать в отношении насыщенных и слабонасыщенных цветов: первые из них будут как бы выступающими, вторые — отступающими.

Цвета могут выявлять материальность, фактуру поверхности предметов. Фактура — это видимое строение или особенности отделки поверхности какого-либо предмета... Она может быть гладкой, шероховатой, матовой, блестящей и т. д. Например, поверхность камня может иметь сильно выраженный рельеф или быть гладкой и даже блестящей. Понятие фактуры поверхности тесно связано с понятием структуры, материала предметов. В результате цвет может восприниматься прозрачным, легким или, наоборот, плотным, малопроницаемым и тяжелым. Сравнительно тяжелыми кажутся темные цвета, цвета светлые — легкими. Например, цвет голубого неба кажется сравнительно легким, прозрачным, пространственным по сравнению с темным цветом только что вспаханного поля. А цвет поля воспринимается сравнительно с голубым цветом неба более материальным, тяжелым, малопроницаемым. Впечатление плотности, материальности производят также теплые цвета (например, красные, оранжевые и желтые). В то же время холодные цвета: голубые, синие, особенно в тонких прозрачных слоях, — кажутся воздушными, легкими. Зеленый цвет по сравнению с голубым и синим кажется более тяжелым, плотным. Чем насыщеннее цвет предмета, тем труднее рассмотреть и изобразить его поверхность. Это обстоятельство часто приводит к серьезным ошибкам в решении объема и цвета таких предметов, как, например, красный помидор, желтый лимон, оранжевый мандарин и т. п. Надо стремиться к тому, чтобы в живописи они не казались плоскими, малообъемными, одноцветными.

Восприятие цвета

Цвета в спектре располагаются строго в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Такие же цвета и в таком порядке мы видим в радуге. Каждый цвет постепенно и незаметно, без резких границ переходит в другой, образуя множество промежуточных (переходных) цветов. Солнечный свет характеризуется наибольшим составом цветов, их яркостью по всей длине шкалы. Свет от источников более низких температур слабее по интенсивности и беднее по спектральному составу: теряют силу фиолетовые, синие, голубые лучи. С понижением температуры хроматическому цвету белой или черной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от добавления черной краски — более темным. Чем больше к хроматическому цвету примешивают ахроматического, тем больше он теряет свою насыщенность и приближается к ахроматическому. Уравнять насыщенность хроматических цветов между собой (например, синего и зеленого) можно путем прибавления к одному из них или к обоим определенного количества белил и черной краски (этот прием является механическим, практически в живописи с техникой смесей дело обстоит сложнее).

В акварели степень насыщенности цвета зависит также от количества воды, пигмента, взятого на кисть, а также тона основы. Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, желтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло-красный и темно-красный помидор). Светлота цвета зависит и от того, на каком фоне предмет рассматривается. Умение дать оценку и передать различие видимых цветов по светлоте очень важно для практической деятельности художника как в рисунке карандашом, различных графических техниках, так и в живописи. Художнику часто приходится уравнивать различие хроматических цветов по светлоте для того, чтобы подчинить звучание цвета общему живописному решению. Цветовой оттенок, насыщенность и светлота всесторонне характеризуют любой видимый цвет. Изменение одной из характеристик цвета влечет за собой изменение других. Например, если к зеленой краске добавить белил, то изменится и насыщенность зеленого цвета, и его светлота. свет желтеет, потом приобретает оранжевый оттенок, затем красный. Так, постепенно меняется цвет костра от яркого пламени до затухающих углей. Цвет лучей высоких температур выглядит «холоднее», нежели цвет пламени электросварки для живописца относительно «холоднее» цвета тех же затухающих углей костра или пламени тусклой свечи. В данном случае для художника важно то, что различное освещение (дневное пасмурное, солнечное, на закате солнца, искусственное и т. д.) требует своих живописных средств выражения, своей палитры красок. Эти требования носят объективный характер, и их решение в живописи называется — поиском отношений.

Основные характеристики цвета

Красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными). Названные цвета в спектре отсутствуют. Они называются ахроматическими условно, так как понятие «ахроматический» (бесцветный) указывает на отсутствие цвета вообще. Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком (тоном, насыщенностью (интенсивностью)) и светлотой. Другими словами, мы имеем дело с некой «триадой», в которой все элементы в своем многообразии и бесконечности взаимосвязаны и обусловлены. Более подробно это рассмотрено у Освальда и Кюпперса, по мнению которых, тон, насыщенность и светлота создают некоторое «цветовое тело».

Систематизация цветов

Цвет, заключенный в пирамидальный орнаментальный ряд позволяет
выделить три базовых его свойства — светлоту, насыщенность и силу тона.
Мы видим, как от хроматического (цветного) состояния цвет переходит в
ахроматическое (бесцветное) и наоборот. Разберемся более подробно, что
такое тон, насыщенность и светлота. Под цветовым тоном понимается то, что
в повседневной жизни мы называем красным, зеленым, фиолетовым, красно-
оранжевым, желто-зеленым и т. д. цветом. Сила цветового тона определяется
насыщенностью      цвета.      Насыщенность это      степень      отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее. Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова — у одних цветов она выражена больше, у других — меньше. Примером малонасыщенных цветов могут служить светло-желтый, розовый, светло-голубой, бежевый или темно-коричневый, темно-синий и т. п. цвета. В то же время, например, в ярко-красном, синем, зеленом цветах цветовой тон выражен значительней, определенней, чем в выше названных цветах. В практике малонасыщенные цвета можно получить путем добавления к хроматическому цвету белой или черной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от добавления черной краски — более темным. Чем больше к хроматическому цвету примешивают ахроматического, тем больше он теряет свою насыщенность и приближается к ахроматическому. Уравнять насыщенность хроматических цветов между собой (например, синего и зеленого) можно путем прибавления к одному из них или к обоим определенного количества белил и черной краски (этот прием является механическим, практически в живописи с техникой смесей дело обстоит сложнее). В акварели степень насыщенности цвета зависит также от количества воды, пигмента, взятого на кисть, а также тона основы. Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, желтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло-красный и темно-красный помидор). Светлота цвета зависит и от того, на каком фоне предмет рассматривается. Умение дать оценку и передать различие видимых цветов по светлоте очень важно для практической деятельности художника как в рисунке карандашом, различных графических техниках, так и в живописи. Художнику часто приходится уравнивать различие хроматических цветов по светлоте для того, чтобы подчинить звучание цвета общему живописному решению. Цветовой оттенок, насыщенность и светлота всесторонне характеризуют любой видимый цвет. Изменение одной из характеристик цвета влечет за собой изменение других. Например, если к зеленой краске добавить белил, то изменится и насыщенность зеленого цвета, и его светлота.

VI. Список литературы и средств обучения

6.1.Список рекомендуемой учебной и методической литературы

  1. Серов А. Учебный натюрморт Москва,1955
  2. Авсиян О. Натура и рисование по представлению. Москва,2002.
  3. Алехин А. Когда начинается художник. Москва,1994.
  4. Баммес Г.Анатомия для художников.Берлин,1989.
  5. Волков Н.Н. Композиция в живописи. – Москва: Искусство, 1977.
  6. Волков Н.Н. Цвет в живописи.- Москва: Искусство, 1984;
  7. Орловский Г. И. учитесь смотреть и видеть.- Москва: Просвещение, 1969;
  8. Полунина В. Н. Искусство и дети. – Москва: Просвещение, 1978.    
  9. Школа изобразительного искусства: Сборник. В 10-ти выпусках Москва
  10. Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Просвешение.Москва.1988.
  11. Ростовцев Н.Н .Методика преподавания ИЗО Просвешение.Москва.1990.
  12. Авсиян О. Натура. Рисование по представлению. Москва,1985.
  13. Барщ А. Наброски и зарисовки. Москва,1970.
  14. Барщ А. Рисунок средней художественной школе.Москва,1963.
  15. Ватагин В. Изображение животных.Москва,1975.
  16. Дейнека А. Учись рисовать. Москва, 1961.

Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных птицы и их применение в живописи. М 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ» Проект примерной программы по учебному предмету «Композиция прикладная»

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе  в ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "Живопись".Программа по учебному предмету "Прикладное творчество".

 Содержание учебного предмета « Прикладное творчество» построено с учётом возрастных особенностей детей, а также с учётом особенностей развития их пространственного мышления, включает теор...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА      Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниче...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты

Образовательная Общеразвивающая  Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...