Образовательная Общеразвивающая Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты
календарно-тематическое планирование

Полещук Дарья Сергеевна

Образовательная Общеразвивающая  Общеобразовательная программа в области изобразительного искусства основы изобразительной грамоты 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» С. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»

на 2022 - 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

нормативный срок обучения 3 года

Екатеринославка  2022


Содержание

I.    Пояснительная записка

II. Планируемые результаты освоения учащимися образовательной    программы

III. Учебный план

IV. График образовательного процесса

V.  Программы учебных предметов

VI. Система и критерии оценок промежуточной  и итоговой  аттестации результатов освоения учащимися  образовательной программы

VII. Программа творческой, методической и культурно-просветительской  деятельности школы.

VIII. Список литературы и средств обучения


Раздел I

Пояснительная записка

  1. Образовательная программа «Основы изобразительной грамоты» (далее – программа) Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств.» с. Екатеринославка (далее – Школа),  разработана в соответствии с  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и  рекомендациями Министерства культуры Российской Федерации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах искусств по видам искусств.  

        Основная цель программы – привлечение наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования.

        Основные задачи программы – формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями, искусства, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

  1. Содержание учебных предметов программы направлено на формирование у учащихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в изобразительном искусстве.
  2. Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи, обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего поколения, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
  3. Программа учитывает лучшие традиции художественного образования, запросы и потребности детей и родителей (законных представителей).
  4. Общеразвивающая программа «Основы изобразительной грамоты» реализуется посредством:
  • личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
  • вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
  • обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы  в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
  1. С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации программы  для учащихся, поступивших в школу в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 3 года.
  2. При разработке программы учтена занятость детей в общеоброазовательных организациях, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.
  3. При приеме детей на обучение по программе «Основы изобразительной грамоты» отбор поступающих с целью выявления их творческих способностей не проводится.
  4. При реализации программы предусмотрены аудиторные и внеаудиторные занятия. Форма проведения аудиторных занятий – мелкогрупповая (численностью от  4 человек).
  5. Основой для оценки качества образования являются критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости учащихся, итоговой аттестации разработанные школой.
  6. Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.
  7. Внеаудиторная (домашняя) работа учащихся также сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на её выполнение.
  8. Внеаудиторная работа может быть использована учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области изобразительного искусства, посещение учреждений культуры (музеев, выставочных залов), участие учащихся в творческих мероприятиях, проводимых школой.
  9. Выполнение учащимися домашнего задания контролируется преподавателем.
  10. По окончании освоения общеразвивающей программы выпускникам выдается свидетельство.  

1.16. Реализация программы обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы учащиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

1.17. С целью обеспечения сбалансированной организации образовательной деятельности в школе при реализации предпрофессиональных и общеразвивающих программ устанавливаются общие временные сроки по продолжительности учебного года, каникулярного времени, академического часа: продолжительность учебного года в объеме 39 недель, продолжительность учебных занятий – 34 недели, в течение учебного года продолжительность каникул – не менее 4–х недель.

Раздел II.

Планируемые результаты освоения учащимися

 образовательной программы

2.1. Минимум содержания программы направлен на обеспечение развития значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

2.2.  Результатом освоения общеразвивающей программы в области изобразительного искусства является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- знаний основ цветоведения;

- знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;

- умений изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

- умений работать с различными материалами;

- навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;

- навыков передачи формы, характера предмета;

- навыков подготовки работ к экспозиции.

- первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знаний основных средств выразительности изобразительного искусства;

- знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.

- знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;

- знания способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умения изображать окружающую действительность, передавать световоздушную перспективу и естественную освещенность;

          2.3.  Результаты освоения программы «Основы изобразительной грамоты» по учебным предметам должны отражать:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

- знания об основах цветоведения;

- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.


Раздел III

Учебный план

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы  в области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты»

Срок обучения 3 года

№ п/п

Наименование предметной области/учебного предмета

Годы обучения (классы),

 количество аудиторных часов в неделю

Количество аудиторных  часов в год

Промежуточная

аттестация (годы

обучения, классы)

Итоговая аттестация (годы обучения, классы)

I

II

III

I

II

III

1.

Основы изобразительного искусства и рисование

2

2

2

68

I,II

III

2.

Декоративно-прикладное искусство

2

2

2

68

I,II

III

3.

Лепка

2

2

2

68

I,II

III

Всего:

6

6

6

204

Бюджет времени в неделях:

Классы

Продолжительность учебных занятий

Продолжительность каникул в течение учебного года

Продолжительность учебного года

Итоговая аттестация

I

34

5

39

II

34

5

39

III

34

5

39

1

Итого:

102

15

117

1

Раздел IV

Программы учебных предметов

- учебная программа по предмету «Основы изобразительного искусства и рисование» - 3 года

- учебная программа по предмету «Декоративно-прикладное искусство» - 3 года

- учебная программа по предмету «Лепка» - 3 года

Раздел V

График образовательного процесса

дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты»

МБУ ДО «Детская школа искусств» с. Екатеринославка на период 2022-2025 г.г. (срок обучения 3 года)

1. График учебного процесса

2. Сводные данные по бюджету времени в неделях

Классы

Сентябрь

29.09 – 5.10

Октябрь

27.10 – 2.11

Ноябрь

Декабрь

29.12 – 4.01

Январь

26.01 – 1.02

Февраль

23.02 – 1.03

Март

30.03 – 5.04

Апрель

27.04 – 3.05

Май

Июнь

29.06 – 5.07

Июль

27.07 – 2.08

Август

Аудиторные занятия

Промежуточная аттестация

Резерв учебного времени

Итоговая  аттестация

Каникулы

Всего

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

6 - 12

13 - 19

20 - 26

3 - 9

10 - 16

17 - 23

24 - 30

1 - 7

8 -  14

15 - 21

22 - 28

5 - 11

12 - 18

19 - 25

2 - 8

9 - 15

16 - 22

2 - 8

9 - 15

16 - 22

23 - 29

6 - 12

13 - 19

20 - 26

4 - 10

11 - 17

18 – 24

25 - 31

1 - 7

8 - 14

15 - 21

22 - 28

6 - 12

13 - 19

20 - 26

3 - 9

10 - 16

17 - 23

24 - 31

1

=

=

=

=

=

Э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

34

1

-

-

18

52

2

=

=

=

=

=

Э

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

=

34

1

-

-

18

52

3

=

=

=

=

=

III

34

-

1

5

39

ИТОГО

102

2

-

1

41

143

Обозначения

Аудиторные занятия

Резерв учебного времени

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулы

*Промежуточная и итоговая аттестация входит в учебное время

Раздел VI

Система и критерии оценок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения учащимися образовательной программы

6.1. Оценка качества  реализации  программы включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию учащихся и определяются «Положением о проведении текущего контроля и   промежуточной   аттестации учащихся «Детской школы искусств» с. Екатеринославка.

6.2. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются школой самостоятельно.

6.3. В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации  школой используются контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, зачеты, контрольные просмотры, практические работы.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

6.4. Промежуточная аттестация учащихся является основной формой контроля результатов освоения  образовательной  программы.

Промежуточная аттестации обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью учащегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня знаний, умений и навыков, сформированных у учащегося на определенном этапе обучения.

6.5. Промежуточная аттестация оценивает результаты обучения  учащихся по окончании учебного года по каждому учебному предмету.

6.6. Промежуточная аттестация проводится в форме:  

- контрольный урок;

- письменных работ;

- устных опросов;

- контрольных просмотров;

 - тестирований.

6.7. Промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.  

6.8. При проведении дифференцированного зачета качество подготовки учащегося фиксируется в зачетных ведомостях.

6.9. Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют:

- определить уровень освоения учащимся  материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

- оценить объем полученных учащимся знаний, умений и навыков при выполнении практических задач.

6.10. Качество подготовки учащегося оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2  (неудовлетворительно).

6.11. При проведении промежуточной аттестации учащихся устанавливаются не более трех зачетов в учебном году.

6.12. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация учащихся проводится в рамках промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, тестирования,  контрольной работы с обязательным  выставлением  оценки, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

6.13. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию учащихся, в выпускном классе по окончании учебного года применяется в качестве формы промежуточной аттестации дифференцированный зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании школы.

6.13. Для проведения аттестации учащихся создаются  фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить уровень и объем приобретенных  учащимися знаний, умений и навыков.

6.14. Фонды оценочных средств разрабатываются  школой в соответствии с  целями и задачам программы «Основы изобразительной грамоты»,  и принимаются  методическим советом школы.          

         Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускником знаний, умений и навыков.

6.16. Порядок и формы проведения итоговой аттестации учащихся, освоивших дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу в области изобразительного искусства «Основы изобразительной грамоты», определяется «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации».

  Оценка «отлично»  ставится, если:

- уровень освоения учебного материала соответствует программным требованиям;

-  знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены в полном объеме;

Оценка «хорошо» ставится, если:

- уровень освоения учебного материала частично не соответствует программным требованиям;

- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены в полном объеме;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если:

- уровень освоения учебного материала частично  соответствует программным требованиям;

- знания, умения и навыки при выполнении практических задач освоены не  в  полном объеме;

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:

- уровень освоения учебного материала  не соответствует программным требованиям;

- знания, умения и навыки при выполнении практических задач не освоены.

Раздел VII

Программа творческой, методической

и культурно – просветительской деятельности

Творческая деятельность

7.1. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности,  в школе создается комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства, организации творческой деятельности учащихся путем проведения творческих мероприятий.

 Формы организации творческой деятельности учащихся:

  • выставки;
  • конкурсы;
  • фестивали;
  • мастер-классы;
  • олимпиады по предметам;
  • творческие вечера с участием авторов выставок;
  • выездные пленэры.

Методическая деятельность

7.2. Для успешной реализации программы  преподавателями ведется поиск высокоэффективных методик,  с целью достижения максимальных результатов в образовательном  процессе.

В Школе   методическую  деятельность ведут:

  • методические секции;
  • Методический совет;
  • зональное методическое объединение.

Для ведения образовательной деятельности в Школе  формируется методический фонд.

7.3. Работа методических секций направлена  на совершенствование методического и профессионального мастерства преподавателей, организацию взаимопомощи педагогических работников в вопросах  обучения и воспитания учащихся. Методические секции осуществляют свою работу в ходе просмотров академических и творческих работ, на заседаниях секций, методического  и педагогического советов.

7.4. Работа Методического совета служит для рассмотрения вопросов поиска и использования в образовательном и воспитательном процессах современных методик, форм, средств и методов преподавания, новых педагогических и образовательных технологий, развития личностно- ориентированной педагогики, направленной на совершенствование, обновление и развитие образовательного процесса; изучения профессиональных достижений педагогических работников; проведения первичной педагогической экспертизы документов, определяющих учебный процесс в Школе (учебных программ, пособий); определения содержания методической работы в Школе; подготовки предложений по совершенствованию методической работы педагогического коллектива Школы и координации работы методических секций.

Работа методических секций и Методического совета организуется на основе комплексного плана работы школы.

7.5. Методический фонд  школы формируется:

  • творческими и академическими работами, выполненными  учащимися в процессе освоения образовательных программ;
  • наглядными и методическими работами, подготовленными преподавателями Школы.

Существенную помощь в организации методической помощи  участникам учебного процесса оказывает библиотечный фонд, укомплектованный печатными изданиями учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а так же изданиями  художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Основы изобразительной грамоты», справочно-библиографическими, периодическими изданиями (в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся).

7.6.  Методическая деятельность в школе осуществляется в формах:

  • мастер-класса;
  • научно-практической (методической) конференции;
  • семинара;
  • открытых уроков;
  • обобщения педагогического опыта;
  • подготовки наглядных, учебно-методических, наглядно-методических, учебно-наглядных пособий в предметных областях художественного творчества, пленэра, истории изобразительного искусства, живописи, рисунка.

Культурно – просветительская деятельность

 7.7. Школа может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе,  работает в тесном сотрудничестве с различными учреждениями и организациями. Целью сотрудничества является воспитание всесторонне развитого поколения, формирование национального самосознания и приобщение к миру прекрасного.

        Главная задача – приобщение учащихся  к художественной культуре, развитие эстетического вкуса, формирование общекультурного уровня подрастающего поколения, выявление наиболее одаренных учащихся, пропаганда детского художественного творчества, подготовка к выбору профессии эстетического направления. Эта задача в школе решается многообразными формами и методами:

  • организация выставок детского художественного творчества
  • организация выставок творческих работ преподавателей
  • организация мастер-классов
  • участие в работе жюри конкурсов
  • организация проведения олимпиад, конкурсов
  • организация семинаров, конференций
  • организация экскурсий по выставкам, проводимых в художественной школе
  • участие в совместных конкурсах, фестивалях, олимпиадах
  • организация и участие в иных формах культурно-просветительской деятельности.

Творческая и культурно-просветительская деятельность школы направлена на формирование культурной среды в селе и области,  пропаганду детского изобразительного творчества.

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Методическая литература

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- М., Просвещение, 1991
  3. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для учителя. М., Просвещение, 1991
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., Педагогика,1989
  5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем.  М., Просвещение, 1996
  6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., Педагогика, 1983
  7. Кирилло А.А. Учителю об изобразительных материалах. М., Просвещение, 1971
  8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать.  М., Столетие, 1998
  9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.  М., Просвещение, 1985
  10. Курчевский В.В. А что там, за окном? М., Педагогика, 1985
  11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника.  М., Просвещение, 1977
  12. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М., Просвещение, 1982
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
  14. Смит С. Рисунок: полный курс. М., Астрель: АСТ, 2005
  15. Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М., Астрель: АСТ, 2002
  16. Харрисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М., Астрель: АСТ, 2002
  17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М., Просвещение, 1985
  18. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М., Просвещение, 1990

Учебная литература

  1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
  2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
  3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников. Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
  4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского.  М., Просвещение, 1998
  5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение, 1998
  6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М., Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
  7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
  8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
  9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
  10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
  11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010

        Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Основы музыкальной грамоты»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Настоящая программа по учебному предмету «Основы музыкальной грамоты» дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства...

Дополнительная Общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» (ФОРТЕПИАНО, СКРИПКА) Слушание музыки

Программа учебного предмета «Слушание музыки» разработана на основе сучетом федеральных государственных требований к дополнительнымпредпрофессиональным общеобразовательным программам в обл...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музыкального исполнительства" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Основы музицирования" по предмету "Музыкальный инструмент" (фортепиано) (3 года)...