ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по индивидуальной работе с учащимся с ограниченными возможностями по предмету РИСУНОК Норильск 2014 Структура программы учебног
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

ТАРАН   ГЕННАДИЙ   СЕРГЕЕВИЧ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

Программа

 

по индивидуальной работе с учащимся

с ограниченными возможностями

по предмету

 

РИСУНОК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норильск 2014

 

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-Срок реализации учебного предмета

-Сведения  о затратах учебного времени

-Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

-Форма проведения учебных занятий

-Цели и задачи учебного предмета

-Методы обучения

-Описание материально- технических условий реализации учебного предмета

2.Содержание учебного предмета

-Учебно-тематический план

-Годовые требования

3.Требования к уровню подготовки учащихся

4.Формы и методы контроля, система оценок

-Аттестация: цели, виды, форма, содержание

-Критерии оценки

5.Методическое обеспечение учебного процесса

6.Список методической литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

   Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации №156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержаний, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».

   Рисунок – основа изобразительного искусства, помогает развить наблюдательность, воображение, фантазию, память, координацию руки и глаза.

      Данная программа разработана для занятий  с учеником с ограниченными     возможностями (первичная  лимфедема).

   Внешние проявления первичной   лимфедемы:

-снижение способности к установлению эмоционального контакта;

-трудности восприятия информации;

-раздражительность.

-малая потребность в общении;

   Занятия рекомендуется проводить в одной и той же обстановке, в привычных для ученика условиях.  Работа с таким учеником должна быть последовательной, от простых заданий к сложным. Нужно поставить конкретную задачу, объяснить ученику, что он должен делать. Также можно поэтапно выполнить рисунок вместе с учеником, при необходимости задействовать его руки. Все сложные действия необходимо разбивать на простые задания, иначе учащийся не сможет их выполнить.

   Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимся получаемых знаний, умений и навыков и закрепление их в последующих заданиях.

 

Срок реализации учебного предмета

   При реализации программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.

Сведения  о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

Полугодия

1

2

 

Аудиторные занятия

17

18

35

Самостоятельная работа

8.5

9

17.5

Максимальная учебная нагрузка

25.5

27

52.5

Вид промежуточной аттестации

 

просмотр

 

 

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

   Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при сроке обучения 1 год составляет 52.5 часа. Из них 35 часов  - аудиторные занятия, 17.5 часов - самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

   Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы.

   Занятия проводятся в индивидуальной форме обучения.

   Рекомендуемый объем учебных занятий по предмету «Рисунок» общеразвивающей программы в области изобразительного искусства для учащихся с ограниченными возможностями со сроком обучения 1 год составляет:

       -аудиторные занятия:

      1 класс - по 1 час в неделю;

       -самостоятельная работа:

      1 класс - по 0.5 часа в неделю.

   После занятий с педагогом, пройденный материал нужно закрепить дома  в комфортных и привычных для учащегося условиях (внеаудиторная, самостоятельная работа). Она может быть использована обучающимся на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающегося в творческих мероприятиях,  проводимых образовательной организацией.

 

Цели и задачи учебного предмета

   Целью учебного предмета «Рисунок» является установление эмоционального контакта, развитие внимания, восприятия, памяти, формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентация на плоскости листа.  

   Задачами учебного предмета «Рисунок» являются:
- знакомство с различными графическими материалами;

- развитие координации рук;

       - формирование умения изображать предметы окружающего мира с  натуры и по памяти.

 

Методы обучения

   Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (постановка конкретной задачи);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный.

 

Описание материально- технических условий реализации учебного предмета

 

    Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

 

 

 

 

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей ученика и с учетом его навыков и умений.

   В программе решается задача формирования развития  у учащегося внимания, восприятия, памяти, развитие социально-бытовых навыков (подготовка рабочего места к уроку), формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентации на плоскости листа, знакомство с различными графическими материалами, развитие координации рук, формирование умения изображать предметы окружающего мира с  натуры и по памяти.

   Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения.

   Предлагаемые темы заданий по основам рисунка носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания.

   На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные внеаудиторные (самостоятельные) задания.

 

Учебно-тематический план

   Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Первый год обучения

Наименование темы

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

 

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1 полугодие

1.

Линия.

3

1

2

2.

Выразительные средства в рисунке - точка, линия, пятно.

3

1

2

3.

Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

3

1

2

4.

«Робот». Составление робота из геометрических фигур.

3

1

2

5.

«Фантазийное животное».

3

1

2

6.

«Ёжик».

3

1

2

7.

«Веселый снеговик».

3

1

2

8.

«Ёлочка».

4.5

1.5

3

2 полугодие

9.

«Зимний лес».

3

1

2

10.

Знакомство с тоном (гусеница).

3

1

2

11.

Работа с натурным материалом (фрукты, овощи).

3

1

2

12.

Работа с натурным материалом (осенние листья).

3

1

2

13.

Силуэт. Кувшин на светлом фоне.

3

1

2

14.

Силуэт. Кувшин на темном фоне.

3

1

2

15.

«Колобок».

4.5

1.5

3

16.

«Волшебный город».

4.5

1.5

3

 

Итого:

52.5

17.5

35

      

 

Содержание  программы

   Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.

   Каждое занятие обязательно начинается с организации рабочего места, подготовки необходимых материалов, это снимает напряженность у ученика, возникает предсказуемость того, чем придется заниматься.

   Процесс изучения каждой темы программы включает следующие этапы:

- просмотр наглядных пособий по данной теме;

     - практическое выполнение задания.

 

Первый год обучения.

 

1 полугодие.

 

  1. Линия.

Знакомство с пластическим разнообразием линий, инструментами и материалами. Приемы проведения линий. Выявление умений учащегося. Формат А4. Материал - бумага тонированная, фломастеры, карандаши цветные, гелиевые ручки.

Самостоятельная работа - проведение разнообразных линий.

    

     2.  Выразительные средства в рисунке – точка, линия, пятно.

Знакомство с разнообразием линий и пятен (на примере рисунка бабочки, стрекозы и т.д.). Формат А4. Материал - тонированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, пастель.

Самостоятельная работа: рисунок цветка - линией, пятном.

 

     3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Рисование геометрических фигур линией и пятном. Заполнение всей поверхности листа. Форма А3. Материал - черная, белая гуашь, тушь, кисти.

Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур ч/б гуашью.

4. «Робот».

Составление рисунка робота из геометрических фигур. Правильная компоновка рисунка в листе. Штриховка внутри геометрических тел цветными карандашами. Формат А2. Материал - бумага, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик.

Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур цветными карандашами.

     5. «Фантазийное животное».

     Компоновка в листе. Рисование кистью. Составление рисунка животного из геометрических фигур. Использование черной и белой гуаши. Формат А3, А2. Материал - бумага, гуашь, кисти.

     Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением животных.

6. «Ёжик».

Формирование навыка правильной компоновки в листе. Передача характера ежика с помощью линий-колючек, используя образность штриха, пятна, точек, черточек. Формат А2. Материал - черная тушь или гуашь, кисти.

Самостоятельная работа: рисунок ветки, елки.

7. «Веселый снеговик».

     Компоновка в листе. Изображение кругов разного размера. Рисование кистью. Линия, пятно. Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, кисти.

Самостоятельная работа: рисование кружочков разного размера пятном.

8. «Ёлочка».

Изображение треугольников и кружочков разного размера. Компоновка в листе.    Формат А2. Материал - пастель, фломастеры, цветные карандаши.

Самостоятельная работа: рисование треугольников кистью.

 

2 полугодие

 

9. «Зимний лес».

Развитие и совершенствование навыков работы гуашью, заполнение формата изображением. Выявление простого ритма (сугробы, деревья). Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, тушь.

     Самостоятельная работа: рисунки веточек деревьев.

10. Знакомство с тоном (гусеница).

Компоновка в листе. Рисунок гусеницы из кружочком разного размера от большого к малому и разного тона, от светлого к темному. Формат А3. Материал - графитный карандаш, ластик.

    Самостоятельная работа: рисунок воздушных шариков разных по тону.

11. Работа с натурным материалом (фрукты, овощи).

   Компоновка в листе. Работа с натурным материалом. Передача силуэта предметов и характер формы. Формат А4, А3.     Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь, фломастеры.

   Самостоятельная работа: выполнение треугольников кистью разного размера.

12. Работа с натурным материалом (осенние листья).

Заполнение формата листа. Работа с натурным материалом. Передача характера листьев. Линия, пятно. Формат А3, А4. Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь,  фломастеры.

   Самостоятельная работа: рисунок силуэта листьев.

13. Силуэт. Кувшин на светлом фоне.

Заполнение листа изображением. Темный кувшин на светлом фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.

Самостоятельная работа: рисунок кружки, темный силуэт на светлом фоне.

14. Силуэт. Кувшин на темном фоне.

Заполнение листа изображением. Светлый кувшин на темном фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.

Самостоятельная работа: рисунок кружки, светлый силуэт на темном фоне.

15. «Колобок».

   Работа цветными карандашами. Компоновка в листе. Заполнение формата изображением. Выделение главного героя тоном, размером. Формат А2. Материал - цветные карандаши.

Самостоятельная работа: рисование кружочков, квадратиков, треугольников разного размера цветными карандашами.

16. «Волшебный город».

Заполнение формата изображением. Развитие воображения. Работа цветными карандашами. Формат А2. Материал - цветные карандаши.

 

 

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

 

  Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимся следующих знаний, умений и навыков:

-умение рисовать с натуры и по памяти предметы;

-навыки владения линией, штрихом, пятном;

-развитие внимания, восприятия, памяти;

- формирование умений и навыков работы в материале.

 

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 Аттестация: цели, виды, формы, содержание

   Контроль знаний, умений и навыков учащегося обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

   Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущий контроль и итоговая аттестации.

   Итоговая аттестация успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании второго полугодия учебного года.

   Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

   Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии.

 

Критерии оценок

   По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «5», «4», «3».

   «5»(отлично):

-работа выполнена в полном объеме;

   «4»(хорошо):

-работа имеет некоторую неточность и небрежность рисунка;

   «3»(удовлетворительно):

-неумение самостоятельно вести рисунок.

 

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

   Для успешного результата в освоении программы «Рисунок» необходимы следующие учебно-методические материалы: учебник, учебные пособия, учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия).

   Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий - рисование с натуры и дополняется зарисовками по памяти и представлению.

   Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

   Обучение рисунку сопровождается выполнением внеаудиторных (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Выполнение заданий должно контролироваться педагогом и родителями.

 

 

6.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010

2. Г.Баммес. Анатомия для художников. Берлин ,1985г.

3. Морозов Е. Живопись и рисунок гуашью. Москва. ЭКСМО, 2005г.

4. Учебный рисунок в Акад.худ-ств. Д.Сафаралиева. Москва. Изобразительное искусство, 1990г.

5. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слово, 2010.

6. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

7. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.

8. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2006.

9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009.

10. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

11. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг «Аутичный ребёнок: пути помощи».

12. Т.Питерс «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию». Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_risunok_dlya_struzhuk_a_2018_g-_taran_g.s.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАССМОТРЕНО          УТВЕРЖДАЮ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАЛНАХСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

«МИР   ВНУТРИ  МЕНЯ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3 ГОДА

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ:

МИР  ВНУТРИ  МЕНЯ

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ  РИСУНОК

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА

СОСТАВИТЕЛИ:

Г.С.Таран

Преподаватель ТДШИ

РЕЦЕНЗЕНТ:

Т.А.Шеверева

Член Союза художников РФ

директор МБУ «Норильская художественная галерея»

2013

ОБСУЖДЕНО        ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом

МБОУ ДОД «ТДШИ»        Педагогическим советом

МБОУ ДОД «ТДШИ»        Директор

МБОУ ДОД «ТДШИ»

Протокол № 02        Протокол № 37        «01» сентября 2014 г.

от «30 мая»2014 г.        от «01» сентября 2014 г.        _______________С.Э.Ужегов

ОБСУЖДЕНО        ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом

МБОУ ДОД «ТДШИ»        Педагогическим советом

МБОУ ДОД «ТДШИ»        Директор

МБОУ ДОД «ТДШИ»

Протокол № 02        Протокол № 03        «01» сентября 2015 г.

от «29 мая»2015 г.        от «01» сентября 2015 г.        _______________С.Э.Ужегов

ОБСУЖДЕНО        ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом        Педагогическим советом        Директор МБУ ДО «ТДШИ»

Протокол № 02        Протокол  № 03        «01» сентября 2016 г.

от «30 мая»2016 г.        от «01» сентября 2016 г.        _______________С.Э.Ужегов

ОБСУЖДЕНО

ПРИНЯТО        УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом        Педагогическим советом        Директор МБУ ДО «ТДШИ»

Протокол № 02        Протокол  № 03        «01» сентября 2017 г.

от «30 мая»2017 г.        от «01» сентября 2017 г.        _______________С.Э.Ужегов

Структура программы учебного предмета

I.        Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.        Содержание учебного предмета

-  Сведения о затратах учебного времени;

- Учебно-тематический план;

 - Годовые требования по классам;

III.        Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.        Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI.        Списки литературы и средства обучения

Структура программы учебного предмета

        I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II.         Содержание учебного предмета

           - Сведения о затратах учебного времени;

-Учебно-тематический план;

  - Годовые требования. Содержание разделов и тем;

III.         Требования к уровню подготовки обучающихся

IV.         Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

V.        Методическое обеспечение учебного процесса

VI.         Списки рекомендуемой методической  литературы

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

   Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации. На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации №156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержаний, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе».

   Рисунок – основа изобразительного искусства, помогает развить наблюдательность, воображение, фантазию, память, координацию руки и глаза.

      Данная программа разработана для занятий  с учеником с ограниченными     возможностями (первичная  лимфедема).

   Внешние проявления первичной   лимфедемы:

-снижение способности к установлению эмоционального контакта;

-трудности восприятия информации;

-раздражительность.

-малая потребность в общении;

   Занятия рекомендуется проводить в одной и той же обстановке, в привычных для ученика условиях.  Работа с таким учеником должна быть последовательной, от простых заданий к сложным. Нужно поставить конкретную задачу, объяснить ученику, что он должен делать. Также можно поэтапно выполнить рисунок вместе с учеником, при необходимости задействовать его руки. Все сложные действия необходимо разбивать на простые задания, иначе учащийся не сможет их выполнить.

   Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимся получаемых знаний, умений и навыков и закрепление их в последующих заданиях.

Срок реализации учебного предмета

   При реализации программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.

Сведения  о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

Полугодия

1

2

Аудиторные занятия

17

18

35

Самостоятельная работа

8.5

9

17.5

Максимальная учебная нагрузка

25.5

27

52.5

Вид промежуточной аттестации

просмотр

 

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

   Общая трудоемкость учебного предмета «Рисунок» при сроке обучения 1 год составляет 52.5 часа. Из них 35 часов  - аудиторные занятия, 17.5 часов - самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

   Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий и самостоятельной (внеаудиторной) работы.

   Занятия проводятся в индивидуальной форме обучения.

   Рекомендуемый объем учебных занятий по предмету «Рисунок» общеразвивающей программы в области изобразительного искусства для учащихся с ограниченными возможностями со сроком обучения 1 год составляет:

       -аудиторные занятия:

      1 класс - по 1 час в неделю;

       -самостоятельная работа:

      1 класс - по 0.5 часа в неделю.

   После занятий с педагогом, пройденный материал нужно закрепить дома  в комфортных и привычных для учащегося условиях (внеаудиторная, самостоятельная работа). Она может быть использована обучающимся на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов в области искусств, посещение учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающегося в творческих мероприятиях,  проводимых образовательной организацией.

Цели и задачи учебного предмета

   Целью учебного предмета «Рисунок» является установление эмоционального контакта, развитие внимания, восприятия, памяти, формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентация на плоскости листа.  

   Задачами учебного предмета «Рисунок» являются:
- знакомство с различными графическими материалами;

- развитие координации рук;

       - формирование умения изображать предметы окружающего мира с  натуры и по памяти.

Методы обучения

   Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:

- словесный (постановка конкретной задачи);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический;

- эмоциональный.

Описание материально- технических условий реализации учебного предмета

    Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.

2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

   Программа учебного предмета «Рисунок» составлена с учетом принципов наглядности, последовательности, доступности. Содержание программы учебного предмета «Рисунок» построено с учетом возрастных особенностей ученика и с учетом его навыков и умений.

   В программе решается задача формирования развития  у учащегося внимания, восприятия, памяти, развитие социально-бытовых навыков (подготовка рабочего места к уроку), формирование практических умений и навыков работы в материале, ориентации на плоскости листа, знакомство с различными графическими материалами, развитие координации рук, формирование умения изображать предметы окружающего мира с  натуры и по памяти.

   Темы учебных заданий располагаются в порядке постепенного усложнения. 

   Предлагаемые темы заданий по основам рисунка носят рекомендательный характер, преподаватель может предложить другие задания.

   На протяжении всего процесса обучения вводятся обязательные внеаудиторные (самостоятельные) задания.

Учебно-тематический план

   Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.

Первый год обучения

Наименование темы

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1 полугодие

1.

Линия.

3

1

2

2.

Выразительные средства в рисунке - точка, линия, пятно.

3

1

2

3.

Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

3

1

2

4.

«Робот». Составление робота из геометрических фигур.

3

1

2

5.

«Фантазийное животное».

3

1

2

6.

«Ёжик».

3

1

2

7.

«Веселый снеговик».

3

1

2

8.

«Ёлочка».

4.5

1.5

3

2 полугодие

9.

«Зимний лес».

3

1

2

10.

Знакомство с тоном (гусеница).

3

1

2

11.

Работа с натурным материалом (фрукты, овощи).

3

1

2

12.

Работа с натурным материалом (осенние листья).

3

1

2

13.

Силуэт. Кувшин на светлом фоне.

3

1

2

14.

Силуэт. Кувшин на темном фоне.

3

1

2

15.

«Колобок».

4.5

1.5

3

16.

«Волшебный город».

4.5

1.5

3

Итого:

52.5

17.5

35

Содержание  программы

   Предложенные в данной программе разделы, темы и задания следует рассматривать как рекомендательные, что дает преподавателю возможность творчески подходить к учебному процессу, применяя наработанные им методы и приемы.

   Каждое занятие обязательно начинается с организации рабочего места, подготовки необходимых материалов, это снимает напряженность у ученика, возникает предсказуемость того, чем придется заниматься.

   Процесс изучения каждой темы программы включает следующие этапы:

- просмотр наглядных пособий по данной теме;

     - практическое выполнение задания.

Первый год обучения.

1 полугодие.

  1. Линия.

Знакомство с пластическим разнообразием линий, инструментами и материалами. Приемы проведения линий. Выявление умений учащегося. Формат А4. Материал - бумага тонированная, фломастеры, карандаши цветные, гелиевые ручки.

Самостоятельная работа - проведение разнообразных линий.

     

     2.  Выразительные средства в рисунке – точка, линия, пятно.

Знакомство с разнообразием линий и пятен (на примере рисунка бабочки, стрекозы и т.д.). Формат А4. Материал - тонированная бумага, фломастеры, цветные карандаши, гелиевые ручки, пастель.

Самостоятельная работа: рисунок цветка - линией, пятном.

     3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Рисование геометрических фигур линией и пятном. Заполнение всей поверхности листа. Форма А3. Материал - черная, белая гуашь, тушь, кисти.

Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур ч/б гуашью.

4. «Робот».

Составление рисунка робота из геометрических фигур. Правильная компоновка рисунка в листе. Штриховка внутри геометрических тел цветными карандашами. Формат А2. Материал - бумага, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик.

Самостоятельная работа: рисование геометрических фигур цветными карандашами.

     5. «Фантазийное животное».

     Компоновка в листе. Рисование кистью. Составление рисунка животного из геометрических фигур. Использование черной и белой гуаши. Формат А3, А2. Материал - бумага, гуашь, кисти.

     Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций с изображением животных.

6. «Ёжик».

Формирование навыка правильной компоновки в листе. Передача характера ежика с помощью линий-колючек, используя образность штриха, пятна, точек, черточек. Формат А2. Материал - черная тушь или гуашь, кисти.

Самостоятельная работа: рисунок ветки, елки.

7. «Веселый снеговик». 

     Компоновка в листе. Изображение кругов разного размера. Рисование кистью. Линия, пятно. Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, кисти.

Самостоятельная работа: рисование кружочков разного размера пятном.

8. «Ёлочка».

Изображение треугольников и кружочков разного размера. Компоновка в листе.    Формат А2. Материал - пастель, фломастеры, цветные карандаши.

Самостоятельная работа: рисование треугольников кистью.

2 полугодие

9. «Зимний лес». 

Развитие и совершенствование навыков работы гуашью, заполнение формата изображением. Выявление простого ритма (сугробы, деревья). Формат А2. Материал - черная, белая гуашь, тушь.

     Самостоятельная работа: рисунки веточек деревьев.

10. Знакомство с тоном (гусеница).

Компоновка в листе. Рисунок гусеницы из кружочком разного размера от большого к малому и разного тона, от светлого к темному. Формат А3. Материал - графитный карандаш, ластик.

    Самостоятельная работа: рисунок воздушных шариков разных по тону.

11. Работа с натурным материалом (фрукты, овощи).

   Компоновка в листе. Работа с натурным материалом. Передача силуэта предметов и характер формы. Формат А4, А3.     Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь, фломастеры.

   Самостоятельная работа: выполнение треугольников кистью разного размера.

12. Работа с натурным материалом (осенние листья).

Заполнение формата листа. Работа с натурным материалом. Передача характера листьев. Линия, пятно. Формат А3, А4. Материал - черная, белая гуашь, цветные карандаши, тушь,  фломастеры.

   Самостоятельная работа: рисунок силуэта листьев.

13. Силуэт. Кувшин на светлом фоне.

Заполнение листа изображением. Темный кувшин на светлом фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.

Самостоятельная работа: рисунок кружки, темный силуэт на светлом фоне.

14. Силуэт. Кувшин на темном фоне.

Заполнение листа изображением. Светлый кувшин на темном фоне. Силуэт, пятно. Формат А3. Материал - черная, белая гуашь, графитный карандаш, кисти.

Самостоятельная работа: рисунок кружки, светлый силуэт на темном фоне.

15. «Колобок».

   Работа цветными карандашами. Компоновка в листе. Заполнение формата изображением. Выделение главного героя тоном, размером. Формат А2. Материал - цветные карандаши.

Самостоятельная работа: рисование кружочков, квадратиков, треугольников разного размера цветными карандашами.

16. «Волшебный город».

Заполнение формата изображением. Развитие воображения. Работа цветными карандашами. Формат А2. Материал - цветные карандаши.

3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ

 

  Результатом освоения учебного предмета «Рисунок» является приобретение обучающимся следующих знаний, умений и навыков:

-умение рисовать с натуры и по памяти предметы;

-навыки владения линией, штрихом, пятном;

-развитие внимания, восприятия, памяти;

- формирование умений и навыков работы в материале.

4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 Аттестация: цели, виды, формы, содержание

   Контроль знаний, умений и навыков учащегося обеспечивает управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

   Видами контроля по учебному предмету «Рисунок» являются текущий контроль и итоговая аттестации.

   Итоговая аттестация успеваемости учащегося проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании второго полугодия учебного года.

   Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

   Итоговая аттестация проводится в форме просмотра - выставки итоговой работы, выполненной в последнем полугодии.

Критерии оценок

   По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «5», «4», «3».

   «5»(отлично):

-работа выполнена в полном объеме;

   «4»(хорошо):

-работа имеет некоторую неточность и небрежность рисунка;

   «3»(удовлетворительно):

-неумение самостоятельно вести рисунок.

5.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

   Для успешного результата в освоении программы «Рисунок» необходимы следующие учебно-методические материалы: учебник, учебные пособия, учебно-методические разработки для преподавателей (рекомендации, пособия).

   Освоение программы учебного предмета «Рисунок» проходит в форме практических занятий - рисование с натуры и дополняется зарисовками по памяти и представлению.

   Каждое задание оценивается соответствующей оценкой.

   Обучение рисунку сопровождается выполнением внеаудиторных (самостоятельных) заданий. Каждое программное задание предусматривает выполнение набросков и зарисовок по теме занятия. Выполнение заданий должно контролироваться педагогом и родителями.

6.СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник.-М.: Эксмо, 2010

2. Г.Баммес. Анатомия для художников. Берлин ,1985г.

3. Морозов Е. Живопись и рисунок гуашью. Москва. ЭКСМО, 2005г.

4. Учебный рисунок в Акад.худ-ств. Д.Сафаралиева. Москва. Изобразительное искусство, 1990г.

5. Шалаева Т. П. Учимся рисовать. – М.: АСТ Слово, 2010.

6. Бесчастнов Н. П. Графика натюрморта. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008.

7. Бесчастнов Н. П. Черно-белая графика. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.

8. Ломоносова М. Т. Графика и живопись: учеб. пособие. – М.: Астрель: АСТ, 2006.

9. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009.

10. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004.

11. О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг «Аутичный ребёнок: пути помощи».

12. Т.Питерс «Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию». Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПО.1. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКАУП.1.2 РИСУНОК Программа учебного предмета «Рисунок» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпр...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...

Конспект занятия «Сторителлинг в изобразительной деятельности в коррекционной работе с детьми ограниченными возможностями »

Цель: Формировать умения выполнять аппликацию в нетрадиционной технике в виде цветочка, активизация творческой деятельности, коррекции по развитию психических процессов и эмоциональной сферы ребёнка....

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства (для детей с ОВЗ) «Маленький художник»

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области изобразительного искус (для детей с ОВЗ) "Маленький художник"Занятия по изобразительной деятельности,...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства «Изобразительное искусство» (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения  проблемы социально - педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на со...