Главные вкладки

    Элективный курс "Литература и искусство" 9 класс
    элективный курс по литературе (9 класс)

    Лебедева Валентина Борисовна

    Программа элективного курса для учащихся 9 класса  "Литература и искусство" составлена с целью   профессионального самоопределения  учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл elektivnyy_kurs.docx27.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элективный курс

    "Литература и искусство" (9-й класс)

    Пояснительная записка к курсу

    Программа элективного курса для учащихся 9  класса, рассчитанного на 18 учебных часов, ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы. В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность расширить свои представления о важнейших достижениях человечества в области культуры и литературы.
             Курс является межпредметным: наряду со сведениями из истории мировой литературы в содержание курса входит знакомство с шедеврами мировой художественной культуры.
             Курс призван дать учащимся достаточно широкую панораму сведений из истории литературы и культуры  народов разных стран  и эпох.
             Основные принципы курса – системность, историзм.
    Направленность курса – развивающая. Прежде всего,  он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности старших школьников, их аналитических и синтетических способностей.

    Структура документа

    Программа элективного курса включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с  распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.

    Цели курса:  Обучающие: Введение учащихся в мир художественной литературы и культуры с целью формирования и закрепления мотивации выбора гуманитарных предметов для последующего изучения в профилированной старшей школе;

    освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

    овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

    использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;

    Развивающая:  развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

    Воспитывающая:

    воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для данного курса  являются:

    умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

    устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

    оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

    осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);

    использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

    владеть основными формами публичных выступлений;

    понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

    определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

    осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

    Результаты обучения

    Результаты изучения курса  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся». Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

    Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

    Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.

    В результате освоения курса «Литература и искусство» формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    В результате изучения  элективного курса «Литература и искусство» ученик должен:

    Знать / понимать:

    • основные виды и жанры искусства;
    • изученные направления и стили мировой художественной культуры;
    • шедевры мировой художественной культуры;
    • особенности языка различных видов искусства.

    Уметь:

    • узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
    • устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
    • пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
    • выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

    Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • выбора путей своего культурного развития;
    • организации личного и коллективного досуга;
    • выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
    • самостоятельного художественного творчества.

    Содержание программы

    Раздел 1.  Литература (11 часов)

    Урок № 1

    Мифы Древнего мира. Античная литература. Как возникли боги. Бесконечный хаос. Мифы. Герои мифов. Геракл. Исторические события в мифах. Боги Греции и боги Древнего Рима.  

    Урок №2

    Урок-семинар. Возникновение драмы.  Греческие трагики: Эсхил, Софокл, Евприпид. Греческий комедиограф Аристофан. Древнеримская литература: Катулл, Гораций, Ювенал.

    Урок №  3

    Поэзия Древней Греции и Древнего Рима. Великие греческие лирики: Алкей, Сапфо, Архилох, Феогнид, Анакреонт. Великие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэзия Древнего Рима: Вергилий, Гораций. «Энеида» Вергилия.

    Урок № 4

    Урок-семинар. Самостоятельная работа: Сходство греческой и римской литературы. Тест

    Урок № 5

    Литература Древней Индии и Древнего Китая. Древние памятники индийской литературы. Поэмы-легенды «Махабхарата», «Рамаяна». Царь поэтов Древней Индии Калидаса. Классическая китайская поэзия. Поэтическая книга «Шицзин» - «Книга песен»

    Урок № 6

    Классическая литература Японии и Персии. Японские пятистишия – танка – «короткая песня». Большой свод старинного эпоса Японии – «Летопись древних дел». Театр «Но». Родоначальник классической персидской поэзии – Рудаки. Персидский поэт А.Фирдоуси. Поэт, математик, астроном и философ Омар Хайям.

    Урок № 7

    Европейская литература Средневековья. Общий обзор.  Данте «Божественная комедия»,  Ф. Петрарка (Италия),  «Песнь о Роланде» (Франция), Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (Франция). Рыцарская  литература.

    Урок № 8

    Детективная литература. Жанр детектива.  Родоначальник детективного жанра Э.По.

    Урок № 9

    Мемуарная литература. Мемуары (от Фр.Меморс - воспоминания). О жанре. Изменение мемуарного жанра в современной литературе. Классические книги Ж.Ж.Руссо, И.В.Гете.

    Урок № 10

    Приключенческая литература. Приключение – «авантюра». (О жанре). Общий обзор. Д.Дефо «Необычайные и удивительные приключения Р.Крузо», Дж.Свифт «Путешествия Гулливера», Ч.Диккенс «Приключения О.Твиста», А.Дюма «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя»,  Майн Рид «Всадник без головы», Р.Стивенсон «Остров сокровищ», М.Твен «Приключения Т.Сойера», «Приключения Гекльберри Финна».

    Урок № 11

    Литература и театр. Великие драматурги и актеры.

    Раздел 2. Искусство и история техники (7 часов)

    Урок № 1

    Возникновение музеев. Британский музей, Лувр, музей Прадо, Национальная галерея в Лондоне, Эрмитаж, метрополитен – музей США.  

    Урок № 2

    Урок-семинар. Великие мировые шедевры живописи, скульптуры и зодчества.

    Урок № 3

    Чудеса света. Семь чудес света: Пирамида Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Великая Китайская стена. Храм Артемиды. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

    Урок № 4

    Возникновение фотографии. Мастера фотографии.  Камера Дагера. Отец художественной фотографии англичанин Хилл.

    Урок № 5, 6

    Происхождение музыки. Музыка Древнего мира, Средневековья и эпохи Возрождения. Величайшие композиторы и исполнители.  Современные стили в музыке.

    Урок № 7

    История техники. Техника античных цивилизаций (керамика). Техника средневековых цивилизаций (Центры технического прогресса, майолика, книгопечатание).
    Индустриальная цивилизация (технические идеи, открытия,  прогнозы развития техники в XXI веке).

    Тематическое планирование (18 часов)

    Разделы

    Темы

    Кол-во часов

    Кол-во семинарских занятий

    Литература

    1

    Мифы Древнего мира. Античная литература

    1

    1

    2

    Поэзия Древней Греции и Древнего Рима

    1

    1

    3

    Литература Древней Индии и Древнего Китая

    1

     

    4

    Классическая литература Японии и Персии

    1

    5

    Европейская литература средневековья

    1

     

    6

    Детективная литература

    1

     

    7

    Мемуарная литература

    1

     

    8

    Приключенческая литература

    1

     

    9

    Литература и театр

    1

    ИТОГО:

    9

    2

    Искусство и история техники

    1

    Возникновение музеев

    1

    1

    2

    Чудеса света

    1

     

    3

    Возникновение фотографии

    1

     

    4

    Происхождение музыки

    1

    1

    5

    История техники. Технический прогресс и проблема глобализации

    1

     

    ИТОГО

    5

    2

    ВСЕГО часов:

    13

    5

    Литература:

    Виргинский В.С.Очерки истории науки и техники в XVI – XIX вв.: Книга для учителя. – М., 1984.
    Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века: Книга для учителя. – М., 1993.

    Мировая художественная культура: учебник  для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) /Л.Г.Емохонова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.

    Иванов С.А. 1000 лет озарений. История вещей. – М., 2002.
    История открытий. – М., 1998.
    Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. – М., 2003.
    Рыжков К.В. 100 великих изобретений. – М., 2002.
    Самые знаменитые изобретатели России. – М., 2002.
    Индивидуальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995.
    Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. /Рук.проекта Дж.Холланд. – М.: ЗАО «Махаон», 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Великобритания: культура и искусство. Элективный курс. 9-й класс.

    Цель курса: Совершенствование в выборе профиля и будущей профессии Овладение речевым умением, используя изученный страноведческий материал Сформировать представления и активизировать знания...

    Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

    Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

    Программа элективного курса Основы искусства речи, или как, умея говорить, научиться разговаривать

       Умение выражать свои мысли кратко, точно, понятно – важнейшее свойство человеческого ума. Овладение речью – фактор не только общественно значимый, но и личностно значимый, при...

    Программа элективного курса для IX классов «Военное искусство России IX- XIX вв.».

    Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9х классов посвящён одному из направлений в истории России. Русское военное искусство сыграло большую роль в становлении государства....

    Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Искусство владеть словом"

    Пояснительная запискаПланирование программы составлено на основе Программы элективного курса « Искусство владеть словом»  под редакцией Н.В. Васильченко, Волгоград, издательство « Учитель» , 2008...

    Элективный учебный предмет "Искусство видеть мир" (русский язык) 9 класс.

    Данный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 17 часов. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса. Умение письменно излагать свои мысли, форму...