Главные вкладки

    Стилизация в графике, как средство развития креативного мышления обучающихся
    творческая работа учащихся (10 класс) на тему

    Из опыта работы по развитию креативного мышления обучающихся в творческом обьединении. В работе использованы рисунки воспитанников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Стилизация в графике, как средство развития креативного     мышления обучающихся.

    Муравлёва Е.Ф.

    педагог дополнительного образования

     ГОУ НПО ПЛ № 49

    Я являюсь руководителем  юношеского театра моды.   В своей деятельности применяю принцип сотрудничества, ориентирую подростков на успех и умение добиваться положительного результата.

    Главной целью моего сотрудничества с  подростками является развитие их творческого воображения, фантазии и изобретательности, ассоциативного мышления.

    В кружке мы занимаемся разработкой моделей одежды. Ее создание относится к декоративно-прикладному искусству, и чтобы наши модели были действительно похожи на произведения этого искусства приходится много потрудиться.

    Здесь трудно переоценить роль ассоциативного мышления в творческом процессе. Развить способность к такому мышлению нам помогает обращение к окружающему нас миру, который по природе своей уже оригинален. Эту оригинальность легко обнаружить в прожилках листьев, коре деревьев, несущихся облаках. А как богато украсила природа птичье оперение, крыльев бабочек, кожные покровы многих животных! Мы учимся не только эмоционально ощущать этот многообразный мир природы, прекрасный в своей первозданности, но и аналитически его осмысливать, выражать средствами графического языка, чтобы затем творчески интерпретировать природные формы при создании новых художественных образов.

    Мы используем такой известный художественный прием как стилизация формы.

    Делается с натуры зарисовка избранного объекта, при этом ставится задача выявить самые характерные выразительные особенности. Здесь необходимо отказаться от ряда деталей и подробностей второстепенного плана. Затем рисунок подвергается дальнейшей трансформации, которая заключается в пластическом преобразовании формы, стремлении заметить и ярко показать характерные особенности объекта, показать метафорически, в известной мере преувеличенными. Степень стилизации может быть различной, но объект все же должен быть узнаваем, хотя конкретная птица может превратиться как бы в птицу вообще.

    Существенную роль в преобразовании природных форм играет образное начало. В результате мотив животного мира приобретает забавный характер, черты сказочности, фантастичности.

    Принципиально важно, чтобы при трансформации реальных образов из мира природы всемерно подчеркивалось гуманистическое начало, чтобы трансформированные образы были немножко очеловеченными и одухотворенными, что позволяет создавать сказочный мир красоты и доброты.

    Широки возможности трансформации очертаний форм. Но несравненно более широкие горизонты открываются при решении внутренней орнаментации тех или иных форм. В качестве примера обратимся к изображенным здесь бабочкам.

    Орнамент мотива природы может составлять самостоятельную художественную ценность и сам по себе (кожный покров змеи, кристаллы льда, поверхность камней, ракушки и т.д.).

    Такого рода узоры следует рассматривать как абстрактные, поскольку они выступают вне связи с формой, на которой они расположены. Благодаря своей выразительности они могут служить первоисточником, хорошим материалом для создания новых узоров путем абстрагирования от объекта и его творческого фантазийного переосмысливания.

    Для создания коллекций одежды новые художественные образы мы находим и путем стилизации предметного мира, явлений природы, народных промыслов, этнического и исторического костюма.

    В возникновении ассоциации и его постепенном формировании решающая роль принадлежит воображению и фантазии, которые развиваются в процессе работы.

    Процесс творчества – не только источник радости и вдохновения. Его результатом являются красивые вещи, которые при длительном художественном воздействии способны  и повседневно воспитывать, и формировать художественный вкус.

    Список литературы

    1. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика [Текст]: учебное пособие для студентов высших художественных учебных заведений/Н.П. Бесчастнов. – М.: Владос, 2002.-271 с.
    2.  Кукушкина, З.И. Композиция костюма. Практикум [Текст]: учебно-методическое пособие/ З.И. Кукушкина, М.И. Волчкова. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2009. – 67 с.
    3. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Г.М. Логвиненко. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.- 144с.
    4. Пармон, Ф.М. Рисунок и графика костюма [Текст]: книга для учащихся /Ф.М.Пармон, Т.П.Кондратенко. -М.: Легпромбытиздат,1987.-207 с.
    5. Антонов, Ф.В. Рисунок[Текст]: Учебное пособие для вузов/ Ф.В.Антонов, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров и др. – М.: Легпромбытиздат, 1988. –176 с.
    6. Бухвалов, В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст]: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/В.А. Бухвалов.-М.: центр «Педагогический поиск», 1987.-34с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология проектного обучения как средство развития креативности обучающихся в рамках образовательной области «Технология»

    Статья из опыта работы Лазовской О.А. - учителя технологии МОУ СОШ № 40 г. Белгорода.) Образовательная область «Технология» имеет своей целью заложить основы подготовки учащейся молодежи к трудо...

    Презентация "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках"

    Презентация предназначена для учителей истории и обществознания, знакомит с особенностями использования творческих заданий на уроках истории и обществознания для развития креативного мышления и творче...

    Творческая деятельность учащихся как средство развития креативного мышления на уроках технологии

    Творчество - это усиленная деятельность, направленная на добычу новизны. Творческая активность учащихся на уроке не возникает сама по себе, её надо стимулировать, создавать творческую ситуацию....

    Доклад "Творческие задания как средство развития креативного мышления на уроках обществознания"

    Выступление на августовском секционном занятии учителей истории, обществознания и географии...

    «Технология кроссенс как средство развития креативности, логического мышления и творческих способностей обучающихся»

    В данной статье описывается опыт применения метода кроссенс на уроках литературы в 9 -11 классах, во внеурочной деятельности (на занятиях по программе "Пасхальная радость") и  в работе ...