Программа курса практической журналистики
рабочая программа по теме

Дунаевская Наталия Михайловна

Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектирование, право и экономика. Занятия по данным курсам проводились для обучающихся Центра с целью их подготовки к реализации социальных проектов. В прошлом учебном году мы решили добавить к уже существующим еще один блок - "Основы журналистики", целью которого является обучение уч-ся основам журналистского мастерства, грамотному оформлению своих мыслей в ходе  представления социально значимых проектов.

К каждому занятию разработана презентация, включающая теоретический и часть практического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Самусьский лицей»

Центр гражданского образования

ПРОГРАММА

курса практической журналистики

Пояснительная записка

Курс практической журналистики рассчитан на быстрое погружение обучающихся Центра гражданского образования в профессию журналиста.

Курс практической журналистики позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи материала в СМИ, представления и защиты социально значимых проектов, развивать  инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.

На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать материалы  в разных газетных жанрах  (заметки, интервью, новости, репортаж, пресс-релиз и др.), приобретают практический навык проведения  соц. опроса и интервью.

Результатом занятий является творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, представлении социально-значимых проектов в СМИ, на конференциях и Форумах; активное участие в Российских  и региональных  конкурсах творческих работ.

Цели:

- обучение учащихся основам журналистского мастерства; грамотному оформлению своих идей и мыслей в ходе представления социально значимых проектов;

- воспитание у учащихся интереса к профессии журналиста.

Задачи:

  1. Формировать практические навыки подачи материала в разных жанрах журналистики;
  2. Формировать навыки совместной деятельности и делового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции.
  3. Развивать инициативу и творческие способности учащихся, индивидуальное мышление, интересы, склонности;
  4. Расширить общий кругозор учащихся.

Тематическое планирование

п\п

Название темы

Кол-во часов всего

Кол-во часов

теории

Кол-во часов

практики

1.

Вводное занятие. Жанры журналистики. Принцип деления на жанры. Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры

1

1

2.

Информационные жанры. Информация и ее основные черты. Правила построения информации.

1

0,5

0,5

3.

Заметка в газету как один из способов представления проекта. Типы заметок.

1

0,5

0,5

4.

Интервью как способ получения информации. Интервью и его признаки. Этапы работы над интервью.

2

1

1

5.

Социология в проектной деятельности. Виды анкеты. Правила проведения опроса. Обработка информации.

2

1

1

6.

Способы размещения материала на сайте школы. Структура пресс-релиза.

1

0,5

0,5

Содержание программы

1. Вводное занятие. Жанры журналистики (1 ч)

Основные способы представления социального проекта: заметка в газете, на сайте (пресс-релиз), выступление на радио. Принцип деления на жанры.

Информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры.

2. Информационные жанры (1 ч)

Информация (новость) и ее основные черты. Формы подачи новостей. Правила построения информации. Практика: написание информации.

3. Заметка в газету как один из способов представления проекта (1 ч)

Заметка и ее основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная. Практика: написание заметки в школьную газету на «Жизнь моего класса». («Значимое событие в жизни школы»). Репортаж, виды и  типы репортажа.

4. Интервью как способ получения информации (2 ч)

Интервью и его признаки. Этапы работы над интервью. Классификация вопросов.

Практика: составление вопросов к интервью с предполагаемым социальным партнером.

5. Социология в проектной деятельности (2 ч)

Виды анкеты. Обработка информации.  Правила проведения опроса. Практика: проведение соц. опроса (блиц-опроса).

6. Способы размещения материала на сайте (1ч)

Структура пресс-релиза. Практика: написание пресс-релиза

Ожидаемый результат и способы проверки:

Результатом обучения является:

 творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, представлении социально-значимых проектов в СМИ, на конференциях и Форумах;

 участие во всероссийских  и региональных  конкурсах творческих работ.

Список литературы

для учащихся:

1.  Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж.Гоне; общ. ред. и вступ.  А.В.   Шарикова. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. -200 с.

2. Дзялошинский, И. Жанры журналистики. Описание жанров, их характеристики  и назначения с практическими примерами / И. Дзялошинский // Лицейское и гимназическое образование. -  2002. - №2.

3. Лепилкина, О. И. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина, Е. Ю. Умнова, А.Е. Зимин, И.А. Горюнова. – М.: Вентана –Граф, 2006. – 272 с. : ил.

 4. Лицейское и гимназическое образование: Школьная газета: формула успеха. – 2004. - № 3.

 5. Муратов, А. Задай вопрос, и я скажу тебе, кто ты (незабываемые правила для интервьюера) / А. Муратов // Профессия - журналист. – 2000. - № 9.

 6. Скоробогатько, В. Заяви о себе громко, но красиво. Дизайн школьных газет и журналов / В. Скоробогатько // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. - № 9.

 7. Спирина, Н.А. Журналистика в школе: экспериментальная программа дополнительного образования для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / сост. Н.А. Спирина. – Ленинск-Кузнецкий: Изд-во МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42», 2005. – 53 с.

Список литературы

для педагога:

1. Антонов, В.И. Информационные жанры газетной публицистики / В.И. Антонов. – Саратов, 1996.

2. Бовин, А. Профессия – журналист / А. Бовин // Журналист. – 2001.-№3.

3. Васильева, Л. А. Делаем новости! : учебное пособие / Л.А. Васильева. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 190 с.

4. Вовк, Е.Т. Школьная стенгзета и издательские технологии в школе / Е.Т. Вовк // Информатика: прил. к журн. «Первое сентября». – 2004. - №4.

5. Гринева, Л.Г. Как организовать в школе выпуск газеты / Л.Г. Гринева // Программа гимназии №23. – Краснодар, 2004.

6. Максимова, В. Русский язык и культура речи / В. Максимова. – М.: Гардарики, 2000.

7. Плешаков, Л. Интервью: проход по минному полю / Л. Плешаков // Профессия – журналист. – 2001. - № 3.

8. Танкова, Л. Школьная газета от «А» до «Я» / Л. Танкова // Первое сентября. – 2003. - № 43. – (Класс-медиа.

9. Томских, И.С. Организация школьных средств массовой информации (СМИ) / И.С. Томских // Программа по журналистике. Областное государственное учреждение «Читинский детско-юношеский центр «Искра». – Чита, 2004.

10. Рухленко Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов /  Н.М. Рухленко // Практика административной работы в школе. -  2005. - № 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жанры журналистики Курс практической журналистики МОУ «САМУСЬСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. АКАДЕМИКА В. В. ПЕКАРСКОГО» Автор: Н.М. Дунаевская, педагог доп.образования

Слайд 2

Мастерская жанров Как правило, неинтересно читать любую газету, если все материалы в ней написаны одинаково. Журналисты-практики активно используют в своей работе много разных жанров: заметка, репортаж, хроника, интервью, статьи. Начинающие журналисты обязаны знать, какие жанры существуют в журналистике, каковы особенности каждого их них и в чем их различие. Жанры газетной журналистики – это исторически сложившиеся типы (виды) публицистических произведений, способ и форма написания газетной публикации.

Слайд 3

Газетные жанры Каждому жанру соответствует определенный метод работы с информацией: Заметка сообщает новости и отвечает на вопрос «что происходит?»; Репортаж показывает, как это происходит; Корреспонденция объясняет «почему»; Интервью освещает «что об этом думают?» Обзор представляет положение дел в целом.

Слайд 4

Классификация газетных жанров Жанры современной газеты можно условно разделить на три группы: Информационные Аналитические Художественно-публицистические (иногда отдельно выделяют сатирические жанры). Современным жанрам свойственно широкое взаимопроникновение.

Слайд 5

Информационные жанры К жанрам новостной информации обращаются тогда, когда стремятся сообщить читателям новость. От того, насколько эта новость важна, ярка, значительна, зависит размер материала и даже место на газетной полосе. Имея в наличии один факт, журналист может написать новость , заметку , интервью , репортаж , отчет , опрос , пресс-релиз , т.е. материал любого информационного жанра. Особенности информационных жанров: высокая оперативность, небольшой объем, узкий масштаб охвата событий. Главная цель – сообщить об единичном факте : сжато, оперативно, без общих рассуждений.

Слайд 6

Аналитические жанры Аналитические жанры призваны исследовать. У них общее назначение – анализ ситуаций, возникающих в различных сферах общества. Материалы этих жанров менее оперативны, но зато масштаб событий в них значительно шире и места на газетной полосе они занимают больше. К ним относятся: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия.

Слайд 7

Художественно-публицистические жанры В них, кроме информации, присутствуют художественность и публицистичность. Конкретный, документальный факт как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Жанры: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки … (в целом около 20-и жанров), т.е. «авторская журналистика».

Слайд 8

Художественно-публицистические жанры Главная задача: на основе реальных фактов выстроить образ. В художественно-публицистических жанрах широко используются литературные выразительные средства.

Слайд 9

Сатирические жанры Содержат критику, выраженную средствами сатиры, юмора, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и т.д. Сатирические жанры: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот .

Слайд 10

Эпистолярные жанры Это письма читателей и ответы на них. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ. Письмо в журналистике бывает двух разно-видностей: Обращение автора к широкой аудитории (читателю, слушателю); Стремление автора побудить конкретного адресата к неотложным, активным действиям. * Чаще всего журналист использует жанр письма для обращения к видным деятелям – руководителям государства, министрам, депутатам, президенту и т.д.

Слайд 11

Практическое применение Игра «Кто больше?» Назовите не менее 10 жанров журналистики. Есть информационный повод (факт): в окрестностях Самусь обнаружен след снежного человека. Попробуйте сообщить об этом факте в газету, используя: а) жанр «новость», б) жанр «интервью», в) жанр «репортаж», г) средства художественно-публицистического жанра (образ, авторское впечатление, эмоциональность)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"

Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...

Программа элективного курса "Основы журналистики".

Тематическое планирование, содержание материала для элективного курса "Основы журналистики"....

Программа курса по выбору "Журналистика"

Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....

Практическая журналистика, авторская программа

Практическая журналистика, авторская программа...

Программа курса Практическое право

Курс по выбору дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства...

Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс

Рабочая программа курса «Практическая физика» 10 класс...