Главные вкладки

    программа курса "Основы журналистики"
    методическая разработка по внеклассной работе по теме

    Галина Борисовна Гончаренко

    Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии журналиста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon OSNOVY_ZhURNALISTIKI.doc90 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ

    Пояснительная записка

    Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских самодеятельных газет и журналов, желающих иметь профессиональный уровень своих изданий.

    Цель   программы   -   формирование   культурной,   творческой, социально-активной личности.

    Задачи программы:

    1.   Способствовать        творческому          и          социальному самовыражению подростков.

    2.    Воспитывать грамотных читателей, слушателей, зрителей.

    3.   Расширять кругозор учащихся.

    4.    Развивать культуру речи, письма, общения.

    5.   Формировать профессиональные журналистские качества и навыки.

    Ожидаемый результат - подготовка  грамотных потребителей средств      массовой      информации,      умеющих      в     случае необходимости использовать СМИ в качестве корреспондентов. Возраст обучаемых - от 13 до 16 лет, с 7 по 11 класс.

    Принципы обучения обусловлены возрастными особенностями учащихся и заключаются в следующем:

    1. Сочетание теории, практики и производительного труда. Месяц «теории, игровых тренингов и практических упражнения» чередуется с месяцем производительного редакционного труда.

    2. Принцип концентрических кругов с внутренним развитием от практики к теории и внешним развитием от личного опыта учащихся через получение ими журналистских организационных навыков и восприятие целостности и связности редакционно-издательского процесса - к его экономическому обоснованию, необходимости создавать грамотные и выразительные тексты, технологии создания таких текстов, к опыту известных журналистов и анализу современной прессы.

    3. Принцип игрового обучения. Каждое теоретическое занятие дополняется тематическими развивающими играми, практикумами.

    Структура программы и способы ее реализации.

    Программа рассчитана на156 учебных часов. Занятия ведутся два раза в неделю по 4,5 часа.

    Тематические занятия проводятся в форме лекций, по возможности с приглашением журналистов-практиков.

    Практическая часть программы представляет собой развивающие и ролевые игры, тренинги, работу с газетами и газетными текстами и строится преподавателем индивидуально на основе тематического плана с помощью имеющейся литературы, накопленного опыта и в соответствии с материально-техническими возможностями. Также в практические часы предполагается организация экскурсий, необходимых по теме.

    Производительдый труд означает непосредственную журналистскую работу учащихся в каком-либо издании, начиная с малотиражного (стенного) и кончая многотиражным изданием любого уровня. Поэтому немаловажным условием реализации программы является создание самостоятельного издания, предполагающего участие подростков.

    .Формы контроля:

    1.Устный опрос по каждой теме.

    2.Контрольные практические задания.

    3.Производительный труд по написанию материалов, выпуску газет и общередакционной работе (основная форма контроля).

    Тематическое планирование

    № п.п.

    Название темы

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    Оформление стенгазеты

    1.

    Правила оформления текстового оригинала

    2

    1

    1

    2.

    Виды стенгазет. Основные элементы и правила оформления. Оформительский «портфель».

    2

    1

    1

    3.

    Виды стенгазет. Основные элементы и правила оформления

    2

    1

    1

    4.

    Заголовки в стенгазете, их разновидности

    2

    1

    1

    5.

    Разметка заголовка в стенгазете

    2

    1

    1

    6.

    Рисованные заголовочные шрифты.

    2

    1

    1

    7.

    Иллюстрация к материалу.

    2

    1

    1

    8.

    Карикатура.

    2

    1

    1

    9.

    Фото и текстовка.

    2

    1

    1

    10.

    Техника фотографии

    2

    1

    1

    11.

    Выделительные оформительские элементы.

    2

    1

    1

    12.

    Оформление плаката.

    2

    1

    1

    13.

    Макетирование стенгазет

    2

    1

    1

    14.

    Оформление многотиражных и стенных газет: сходство и различия.

    2

    1

    1

    15.

    Зачет по оформлению стенгазеты с использованием личных оформительских «портфелей».

    2

    1

    1

    16.

    Интервью как метод сбора информации.

    2

    1

    1

    17.

    Работа с диктофоном (магнитофоном).

    2

    1

    1

    16.

    Социально-политическая структура общества .

    4

    1

    3

    17.

    Ориентирование в городе.

    4

    1

    3

    18.

    Техника оформления печатного издания.

    4

    1

    3

    19.

    Тиражирование изданий.

    4

    1

    3

    20.

    Реклама издания.

    4

    1

    3

    .

    Газетный текст

    21.

    Текст и его смысловая структура

    4

    1

    3

    22.

    Композиция газетного текста.

    23.

    Технология авторской работы над газетным материалом.

    4

    1

    3

    Газетные жанры

    24.

    Короткая заметка

    4

    1

    3

    25.

    Репортаж

    4

    1

    3

    26.

    Интервью. Повторение.

    4

    1

    3

    27.

    Корреспонденция.

    4

    1

    3

    28.

    Беседа. Дискуссия.

    4

    1

    3

    29.

    Очерк.

    4

    1

    3

    30.

    Фельетон.

    4

    1

    3

    31.

    Зачет по жанрам

    2

    1

    1

    .

    Информационные жанры в стенгазете

    32.

    Объекты внимания юнкора. Юнкоровский дневник.

    2

    1

    1

    33.

    34

    Зарисовка о животном.

    Зарисовка о человеке.

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    35

    Зарисовка об интересном явлении.

    2

    1

    1

    36.

    Репортаж об интересном событии.

    2

    1

    1

    37.

    Тревожная реплика. Корреспонденция.

    2

    1

    1

    38.

    Событийная короткая заметка.

    2

    1

    1

    39.

    Пресс-конференция.

    2

    1

    1

    40.

    Тематический опрос.

    2

    1

    1

    41.

    Зачет по информационным жанрам в стенгазете.

    4

    2

    2

    42.

    Основные тенденции современной журналистики.

    12

    3

    9

    43.

    Типология газет и журналов

    6

    3

    3

    44.

    Модель издания

    6

    3

    3

    45.

    Профессиональная этика журналиста

    4

    2

    2

    46.

    Современные издания и публицисты.

    14

    7

    7

    47.

    Зачет

    2

    1

    1

    Всего часов

    156

    61

    95


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа кружка "Журналистика".

    здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...

    Рецензия на программу «Азы журналистики» (автор-составитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, педагог дополнительного образования)

    Программа «Азы журналистики» является подпрограммой к программе муниципальной экспериментальной площадки по теме «Профессиональное самоопределение учащихся как одно из условий успешной социализации ли...

    Образовательная программа "Основы журналистики"

    Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...

    конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"

    Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной...

    программа кружка "Журналистика"

    программа кружка "Журналистика" на 2 года обучения...

    программа кружка журналистики "Юный журналист"

    В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...

    рабочая программа ДО "Журналистика"

    рабочая программа содержит пояснительную записку, ктп, тематический план, расчитана на 2 группы...