конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной деятельности обучающихся (тренинг "Я - корректор").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_redaktsiya.doc | 86.5 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_redaktsiya_-_2_chast.ppt | 2.4 МБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_redaktsiya_1_chast.ppt | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Редакция. Редакционный коллектив».
Цель: познакомить воспитанников с деятельностью редакции.
Задачи занятия: формирование знаний в области журналистики: состав и основные направления деятельности редакционного коллектива.
- Формирование коммуникативных навыков, умения выражать свое мнение.
- Воспитание осознанно положительного отношения к чужому мнению, друг к другу.
Оборудование, дидактический материал: ноутбук, проектор, презентация «Редакция», газеты и журналы.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия. Сообщение темы занятия.
- Актуализация знаний и умений.
Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.
3. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.
Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.
- Что такое коллектив?
- Объясните в нескольких словах основные функции коллектива?
- Назовите основные отличия коллектива от группы людей? Чем отличается коллектив, по каким признакам можно определить коллектив?
- Предлагаемый образовательный материал или информация.
Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания. Демонстрация презентации.
СЛАЙД 1.
Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив (от лат. collektivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов – трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого из них – своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции.
СЛАЙД 2.
Редакция – это, прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов.
Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания – газеты – и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей.
Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.
Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция – определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители – номера газеты.
Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска газетных номеров. Материалы этих выпусков должны в определенное время поступать к читателям.
СЛАЙД 3.
Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, прежде всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, присущую ему функцию. Но их объединение – редакционный коллектив – способен решать общую задачу – выпускать коллективное журналистское произведение – номер газеты, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии.
Определение состава редакции не менее важно, чем установление ее величины. Это относится как к крупным коллективам, так и – в еще большей степени – к малым редакциям, в которых каждый работник на счету. Для того чтобы ответить на вопрос – кто должен выпускать газету, необходимо иметь ясное представление о типе издания, особенностях его читательской аудитории, структуре редакции. И разумеется, о возможностях оплаты труда ее работников. Потому что в каждой редакции должны работать не случайные люди, а специалисты, представляющие различные журналистские специальности и способные решать задачи, связанные с подготовкой и выпуском именно данного издания. И если редакции массовой общественно-политической газеты требуются репортеры, журналисты, специализирующиеся в области политики и экономики, культуры, науки, народного образования и спорта, международники, то для подготовки и выпуска делового издания необходимо обеспечить иной состав коллектива. Его костяк составят журналисты-экономисты – специалисты в области финансов и товарных рынков, биржевой деятельности и статистики, коммерции и рекламы. Репортеры и международники требуются здесь гораздо меньше. Иногда в редакциях возникает потребность и в представителях жанровой специализации журналистов – очеркистах, обозревателях, сатириках.
Любую редакцию возглавляют специалисты-управленцы – главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь. И любой редакции необходимы сотрудники, выполняющие функции, связанные с выпуском номеров газеты, – секретариатчики, отвечающие за ее дизайн, специалисты, работающие с редакционной почтой, журналисты, готовящие электронные версии издания.
На специализацию журналистов серьезно влияет тип печатных периодических изданий, в которых они работают, периодичность их выпуска. У газетчиков, сотрудников еженедельников и журналов много общего, но немало и особенностей. Если, например, от газетчика требуется оперативность сбора информации, ее обработки и публикации, то для работника редакции журнала важнейшее значение получает способность к анализу, обобщениям и оценке собранного материала. А у сотрудника еженедельника ценится сочетание достаточной оперативности и аналитичности мышления.
Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры – строения – коллектива редакции. Эту структуру свободно определяет ее руководитель – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура редакции должна способствовать управлению всеми ее подразделениями и их безотказной деятельности.
Прямая и обратная связь между всеми ее подразделениями и сотрудниками. Прямая связь – сверху вниз – от редактора, редколлегии, ответственного секретаря, генерального менеджера в отделы, к корреспондентам, техническим и коммерческим работникам – в виде планов, приказов, распоряжений, заданий и т.п.
И обратной связи – снизу вверх – из отделов, технических и коммерческих служб в секретариат, редколлегию, главному редактору, генеральному менеджеру – информация о выполнении планов, решений и заданий и встречные предложения.
Все работники редакции имеют одного руководителя – главного редактора. Руководителю этот принцип облегчает управление тем подразделением, которое он возглавляет. Он получает право решать все вопросы, связанные с деятельностью этого отдела или службы, осуществлять контроль работы их сотрудников.
- Главный редактор.
- Главный бухгалтер.
- Заместитель главного редактора.
- Редакционная коллегия.
- Ответственный секретарь.
- Менеджер (коммерческий директор).
- Заведующие отделами:
- Собкоровской сети;
- Экономики;
- Политики;
- Социально-бытовых проблем;
- Информации;
- Писем;
- Иллюстраций.
- Корреспонденты отделов.
- Обозреватель.
- Специальный корреспондент.
- Собственные корреспонденты.
- Технические службы редакции:
- Машинописное бюро (компьютерный центр);
- Корректорская;
- Библиотека;
- Архив;
- Досье;
- Служба выпуска;
- Отдел информатики;
- Хозяйственная служба.
- Коммерческая часть редакции.
Редакторат редакции – важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).
Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.
От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета.
Главный редактор определяет информационную политику газеты.
Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем.
Авторитет главного редактора зависит от многих факторов. В том числе и от его профессиональных журналистских качеств, в частности его способностей публициста – пишущего журналиста.
Заместитель главного редактора – первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия — отпуска, болезни, командировки и т.п., получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др.
Редакционная коллегия. Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов, имеющих большое значение для организации деятельности редакции.
В состав редколлегии входят главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Таким образом, в небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.
Секретариат редакции. Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.
В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска.
От знаний и умений ответственного секретаря зависит не только процесс подготовки и выпуска каждого номера газеты, но и поддержание творческой атмосферы в редакции.
Отдел редакции. Это основное творческое подразделение редакционного коллектива. Здесь создают публикации газеты – тексты и иллюстрации. Здесь же редактируют эти тексты, написанные журналистами – корреспондентами отдела или внередакционными авторами, готовят оригиналы иллюстраций.
Величина отдела определяется учредителем, владельцем издания и главным редактором газеты. В нем должно быть столько работников, сколько необходимо для выполнения его задач. В небольшой редакции отдел может быть представлен всего одним журналистом – его заведующим, иногда ему помогает один корреспондент. Но в редакции крупного издания в отделе обычно несколько сотрудников – его руководитель и три – пять корреспондентов.
Так же определяют и состав отдела. Его сотрудники должны быть специалистами в той области жизни общества – политики, экономики, культуры, которую отображают материалы отдела. Его руководитель – заведующий или начальник (в редакции военного издания) – опытный журналист, который обладает кроме таланта публициста качествами организатора. В небольшом отделе его работникам приходится выполнять самые разнообразные задания, переходя от одной темы к другой. В крупном отделе работу обычно организуют на основе так называемого предметного разделения труда.
У отделов редакции – множество различных названий. Но независимо от этих названий все отделы можно свести к нескольким типам – отраслевому, жанровому, функциональному, региональному или проблемному.
Отраслевые отделы раньше занимали важнейшее место в структуре звена исполнения творческой части редакции. Однако в последние годы отраслевые отделы редакции стали вытесняться проблемными отделами – экономических проблем, социальных проблем, правовых проблем и т.п.
Региональный (территориальный) отдел отображает события, происходящие лишь в границах определенного региона – области, республики или страны. Такие отделы и редакции представлены сейчас в структуре некоторых информационных агентств – ИТАР-ТАСС и др.
Иной тип представляют так называемые функциональные отделы. Каждый из них выполняет какую-либо функцию, связанную с обеспечением периодического издания материалами определенного характера.
Реже в редакциях создают жанровые отделы. Такой отдел занят подготовкой материалов в определенном жанре или группе жанров газетной публицистики. Примером может служить отдел фельетонов, готовящий для периодического издания фельетоны, памфлеты и другие сатирические материалы.
Корреспонденты составляют подавляющее большинство работников творческой части газетной редакции. Хотя корреспондент – литературный сотрудник находится на самом нижнем уровне ее функционально-административной структуры, он фактически является важнейшим лицом в редакционном коллективе. Именно он добывает и получает информацию, без которой невозможно существование газеты, он обрабатывает и использует ее, является автором большинства текстов и иллюстраций. Это специалист, профессионал, владеющий большинством методов и приемов получения и обработки информации, являющейся основой при создании заметок и репортажей, статей, корреспонденции и других публикаций.
Обозреватель. Некоторые журналисты редакции иногда работают вне рамок какого-либо отдела. К ним относится обозреватель. Часто он подчиняется непосредственно главному редактору или его заместителю. Если же он входит в состав отдела, то, как и другие его сотрудники, подчиняется заведующему отделом.
Обозреватель – один из самых опытных журналистов редакции. Это – аналитик, задача которого – наблюдать за явлениями и процессами, протекающими в определенной области жизни общества, определять их роль и значение, прогнозировать развитие ситуаций и сообщать об этом в своих публикациях. В редакциях небольших региональных газет подготовку обозрений могут поручать нештатным сотрудникам редакции, выступающим как общественные обозреватели.
Специальный корреспондент. Он также может работать вне рамок отдела и выполняет тогда задания главного редактора или ответственного секретаря. Это многоопытный журналист-универсал, легко переходящий от одной темы к другой и владеющий почти всеми жанрами публицистики.
В небольшой редакции, где нет штатных спецкоров, в их роли может выступать любой журналист любого отдела.
Собственный корреспондент. Спецкор, обозреватель и корреспонденты отделов работают в центральном аппарате редакции. Вне этого аппарата работает собственный корреспондент газеты (собкор).
Задачи собкора разнообразны, его обязанности сложны. Собственный корреспондент, с одной стороны, – представитель своей газеты в регионе, с другой – представляет регион, где он находится, в своей газете. Как и спецкор, он универсал, который вынужден готовить оперативные сообщения и аналитические материалы во всех жанрах публицистики, переходить от одной темы к другой, рассказывать о положительном опыте и критиковать недостатки.
СЛАЙД 4.
Активное участие в процессе подготовки и выпуска печатного периодического издания принимают технические работники редакции. Они составляют значительную часть редакционного коллектива и организованы в различные технические службы. У каждой из этих служб – свои обязанности.
Некоторые из них создают оптимальные условия для творческой деятельности журналистов. Это технический секретариат редакции, отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив редакции.
Другие обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров издания. Это корректорская, компьютерный центр, группа или отдел проверки, дежурная служба выпуска.
Обязанность третьих – сохранение основных фондов редакции (ее здания, складского помещения, где хранится запас бумаги), служба охраны, хозяйственный отдел и др. В каждой из этих структур работают специалисты, владеющие специфическими знаниями и умениями.
Технический секретариат. Иногда он представлен только секретарем главного редактора. В крупных редакциях такие секретари нередко помогают руководителям отделов и важнейших служб. Они регулируют прием посетителей, отвечают на телефонные звонки, ведут документацию, обеспечивают связь их руководителей с подразделениями и службами редакции, а также с учреждениями и организациями того города и региона, где выходит газета.
СЛАЙД 5.
Редакционная библиотека. Ее основу составляет литература, необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников; тексты Конституции РФ и других законов нашего государства, Гражданского, Трудового и Уголовного кодексов и т.д. В библиотеке должны быть представлены энциклопедии, справочники и словари русского языка, иностранных слов, географические атласы.
Работники редакции должны иметь возможность найти здесь комплекты своего издания с начала его выпуска, свежие номера других общефедеральных и местных газет и журналов.
Архив редакции. Здесь в течение определенного времени хранятся подписные полосы номеров издания, оригиналы публикаций, важная служебная переписка. Обратившись в архив, можно легко установить виновника ошибки, прошедшей в опубликованном материале, найти документы, связанные с историей газеты, и т.п.
Ранее в архиве хранили и оригиналы писем читателей в редакцию. По прошествии определенного времени – года или двух лет – их сжигали, составив акт об уничтожении. Однако в некоторых газетах часть этой почты оставляли на вечном хранении, например, письма периода Великой Отечественной войны с фронта и из тыла в редакцию. Их используют при подготовке целевых номеров к очередному Дню Победы.
СЛАЙД 6.
Корректорская непосредственно связана с процессом подготовки номера газеты. Ее работники предотвращают проникновение ошибок в текстах, выходящих на газетные полосы. Это относится не только к орфографическим и синтаксическим ошибкам. Корректор нередко замечает и смысловые ошибки и сообщает о них в секретариат редакции или журналисту – автору текста. Вопросительный знак, поставленный корректором на оттиске полосы рядом с публикацией, – сигнал о необходимости перепроверки текста.
В небольшой редакции неежедневного издания достаточно двух работников корректорской – корректора и подчитчика, нередко их количество сокращают до одного. Но в корректорской большой ежедневной газеты работают несколько сотрудников, иногда даже в две смены, под руководством старшего корректора. Ответственный секретарь редакции, которому подчиняется корректорская, организует её работу. Никакой компьютер не в состоянии заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях.
СЛАЙД 7.
Одна из важнейших технических служб редакции, от которых зависит выпуск номеров периодического издания, – компьютерный центр. Иногда его называют техническим центром. Здесь работают операторы, которые производят компьютерный набор номера и затем компьютерную верстку его полос. Здесь же размещается и редакционно-издательский комплекс, с помощью которого в редакции могут изготавливать печатные формы, направляемые в типографию для печатания тиража газеты. Часто такой центр обслуживает несколько периодических изданий.
Особый характер имеет дежурная служба выпуска. Ее создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. В небольшой местной редакции выпуском каждого номера руководит сам ответственный секретарь.
СЛАЙД 8.
Ко всем этим техническим подразделениям в разных редакциях присоединяются и другие службы – в соответствии с потребностями коллектива и процесса подготовки и выпуска издания. Среди них – транспортные, хозяйственные, охранные и другие службы. Иногда в небольших редакциях они представлены всего одним-двумя работниками – единственной уборщицей и одним водителем редакционной автомашины в районной газете и т.п.
Технические сотрудники редакции составляют значительную часть редакционного коллектива. Они выполняют важные задачи, и уменьшение их количества приводит к тому, что их обязанности приходится выполнять журналистам, отвлекаясь от своей творческой работы. Иногда же технические работники составляют даже большую часть коллектива редакции, – если часть обязанностей штатных журналистов можно поручить нештатным сотрудникам, то сделать это по отношению к техническим работникам много труднее. Невозможно, например, уменьшить количество специалистов по компьютерному набору и компьютерной верстке номера, их должно быть столько, сколько требуется для обеспечения выпуска газеты.
С возникновением в нашей стране информационного рынка значение коммерческих служб редакции резко возросло. Цель их деятельности – обеспечение экономической, прежде всего финансовой, базы редакции и периодического издания.
Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Нередко к ним присоединяются редакция приложений, книжная редакция и другие коммерческие структуры. У каждой из них свои задачи и обязанности. Бухгалтерия отвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга – исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламы обеспечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения – обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания.
Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер. Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую коммерческую службу возглавляет ее руководитель – главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д.
- Анализ. Рефлексия.
Обучающимся предлагается самостоятельно дать оценку полученной информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.
- Тренинг «Я - корректор».
Обучающиеся получают карточки с текстом. Задача: найти ошибки, исправить текст, т.е. откорректировать.
СЛАЙД 10 – правильные ответы (афоризмы о журналистике).
- ЖуКрнаПлисТтикГа – этОо исЛкуссЛтво объяЯснМять друТгим тОо, чеЕго саЕм нЕе поНниЕВмаЫешь.
- ЖуВрнПалОисЛтиЛка – эОто коОгдЕа соПобщПают, чТто «ИЫваВн ПеЕтроОв умеЕр»,- люИдяТм, кОотоВрые и нКе зКнаКли, чТто ИЖван ПЖетДров жИил.
- ЖуУрнаИлиИстиКка – эТто тЛо, чМто гПораОздо иТнтеРресЩней сСегГоднЛя, чеЕм зВавтрАа.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10. Кружок "Введение в журналистику"
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...
План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"
Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...
Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"
Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"...
Разбор кейса «Я - редактор» Конспект занятия по программе «Журналистика» (13-15 лет)
Основным практическим занятием становится разбор кейса "Я-редактор", где воспитанники поставлены в определенную ситуацию и у них есть проблема, которую они должны решить....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»
Занятие способствует развитию интереса к работе в газете, совершенствованию навыков устной и письменной речи....
Конспект урока на тему: Жанры журналистики. Газетный дизайн
Конспект урока на тему: Жанры журналистики. Газетный дизайн...
Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики
В статье анализируется киберспортивная журналистика как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...