конспект занятия "Редакция" по программе "Основы журналистики"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Сташко Екатерина Алексеевна

Цель занятия "Редакция" - познакомить воспитанников творческого объединения "Основы журналистики" с деятельностью редакции. На занятии так же предусмотренно использование презентации и самостоятельной деятельности обучающихся (тренинг "Я - корректор").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Редакция. Редакционный коллектив».

Цель: познакомить воспитанников с деятельностью редакции.

Задачи занятия: формирование знаний в области журналистики: состав и основные направления деятельности редакционного коллектива.

  • Формирование коммуникативных навыков, умения выражать свое мнение.
  • Воспитание осознанно положительного отношения к чужому мнению, друг к другу.

Оборудование, дидактический материал: ноутбук, проектор, презентация «Редакция», газеты и журналы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия. Сообщение темы занятия.

  1. Актуализация знаний и умений.

Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

3. Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию.

Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

- Что такое коллектив?

- Объясните в нескольких словах основные функции коллектива?

- Назовите основные отличия коллектива от группы людей? Чем отличается коллектив, по каким признакам можно определить коллектив?

  1. Предлагаемый образовательный материал или информация. 

Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания. Демонстрация презентации.

СЛАЙД 1.

Редакция любого печатного периодического издания представляет собой коллектив (от лат. collektivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. В обществе существует множество различных коллективов – трудовые, спортивные, учебные, военные и др. У каждого из них – своя цель и свои задачи, которые определяют их характер, особенности, отличающие их от других коллективов. Все это полностью относится и к редакции.

СЛАЙД 2.

Редакция – это, прежде всего трудовой коллектив, ее работники трудятся, выполняя задания руководства. Вместе с тем она отличается от других трудовых коллективов.

Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска печатного периодического издания – газеты – и удовлетворения с его помощью информационных потребностей читателей.

Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий. Прежде всего – журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска газеты. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.

Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция – определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители – номера газеты.

Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму – графику выпуска газетных номеров. Материалы этих выпусков должны в определенное время поступать к читателям.

СЛАЙД 3.

Элементами редакционной системы являются сотрудники редакции, прежде всего журналисты. Каждый из них выполняет свою, присущую ему функцию. Но их объединение – редакционный коллектив – способен решать общую задачу – выпускать коллективное журналистское произведение – номер газеты, давая читателям представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии.

Определение состава редакции не менее важно, чем установление ее величины. Это относится как к крупным коллективам, так и – в еще большей степени – к малым редакциям, в которых каждый работник на счету. Для того чтобы ответить на вопрос – кто должен выпускать газету, необходимо иметь ясное представление о типе издания, особенностях его читательской аудитории, структуре редакции. И разумеется, о возможностях оплаты труда ее работников. Потому что в каждой редакции должны работать не случайные люди, а специалисты, представляющие различные журналистские специальности и способные решать задачи, связанные с подготовкой и выпуском именно данного издания. И если редакции массовой общественно-политической газеты требуются репортеры, журналисты, специализирующиеся в области политики и экономики, культуры, науки, народного образования и спорта, международники, то для подготовки и выпуска делового издания необходимо обеспечить иной состав коллектива. Его костяк составят журналисты-экономисты – специалисты в области финансов и товарных рынков, биржевой деятельности и статистики, коммерции и рекламы. Репортеры и международники требуются здесь гораздо меньше. Иногда в редакциях возникает потребность и в представителях жанровой специализации журналистов – очеркистах, обозревателях, сатириках.

Любую редакцию возглавляют специалисты-управленцы – главный редактор, его заместитель, ответственный секретарь. И любой редакции необходимы сотрудники, выполняющие функции, связанные с выпуском номеров газеты, – секретариатчики, отвечающие за ее дизайн, специалисты, работающие с редакционной почтой, журналисты, готовящие электронные версии издания.

На специализацию журналистов серьезно влияет тип печатных периодических изданий, в которых они работают, периодичность их выпуска. У газетчиков, сотрудников еженедельников и журналов много общего, но немало и особенностей. Если, например, от газетчика требуется оперативность сбора информации, ее обработки и публикации, то для работника редакции журнала важнейшее значение получает способность к анализу, обобщениям и оценке собранного материала. А у сотрудника еженедельника ценится сочетание достаточной оперативности и аналитичности мышления.

Процесс подготовки и выпуска газеты в сильнейшей степени зависит от особенностей структуры – строения – коллектива редакции. Эту структуру свободно определяет ее руководитель – главный редактор. При этом он исходит из величины и состава коллектива, типа и уровня издания, характера его читательской аудитории. Оптимальная структура редакции должна способствовать управлению всеми ее подразделениями и их безотказной деятельности.

Прямая и обратная связь между всеми ее подразделениями и сотрудниками. Прямая связь – сверху вниз – от редактора, редколлегии, ответственного секретаря, генерального менеджера в отделы, к корреспондентам, техническим и коммерческим работникам – в виде планов, приказов, распоряжений, заданий и т.п.

И обратной связи – снизу вверх – из отделов, технических и коммерческих служб в секретариат, редколлегию, главному редактору, генеральному менеджеру – информация о выполнении планов, решений и заданий и встречные предложения.

Все работники редакции имеют одного руководителя – главного редактора. Руководителю этот принцип облегчает управление тем подразделением, которое он возглавляет. Он получает право решать все вопросы, связанные с деятельностью этого отдела или службы, осуществлять контроль работы их сотрудников.

  1. Главный редактор.
  2. Главный бухгалтер.
  3. Заместитель главного редактора.
  4. Редакционная коллегия.
  5. Ответственный секретарь.
  6. Менеджер (коммерческий директор).
  7. Заведующие отделами:
  • Собкоровской сети;
  • Экономики;
  • Политики;
  • Социально-бытовых проблем;
  • Информации;
  • Писем;
  • Иллюстраций.
  1. Корреспонденты отделов.
  2. Обозреватель.
  3. Специальный корреспондент.
  4. Собственные корреспонденты.
  5. Технические службы редакции:
  • Машинописное бюро (компьютерный центр);
  • Корректорская;
  • Библиотека;
  • Архив;
  • Досье;
  • Служба выпуска;
  • Отдел информатики;
  • Хозяйственная служба.
  1.  Коммерческая часть редакции.

Редакторат редакции – важнейшая структура руководства и управления редакционным коллективом печатного периодического издания. В него входят главный редактор газеты и его заместитель (заместители).

Главный редактор печатного периодического издания – руководитель редакционного коллектива, организатор его деятельности и воспитатель работников редакции. Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем периодического издания, издателем, распространителем, гражданами и их объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, государственными органами, а также в суде.

От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета.

Главный редактор определяет информационную политику газеты.

Определение целей, направления и характера информационной политики издания главным редактором не представляет особых трудностей, если он является его владельцем и учредителем.

Авторитет главного редактора зависит от многих факторов. В том числе и от его профессиональных журналистских качеств, в частности его способностей публициста – пишущего журналиста.

Заместитель главного редактора – первый его помощник на всех направлениях руководства редакционным коллективом. Это опытный журналист, обладающий качествами управленца, пользующийся авторитетом у работников редакции. Он замещает главного редактора во время его отсутствия — отпуска, болезни, командировки и т.п., получая в этот период все его полномочия – право подписи газеты в печать, в свет, издания приказов по редакции и др.

Редакционная коллегия. Этот орган создают в помощь главному редактору. Его задача – формирование коллегиального – коллективного мнения при решении вопросов, имеющих большое значение для организации деятельности редакции.

В состав редколлегии входят главный редактор и его заместители, в том числе редакционный менеджер, ответственный секретарь и заведующие важнейших, но не всех, отделов редакции. Обычно она состоит из 5–7 человек, иногда и больше. Таким образом, в небольшой редакции редколлегии нет, ее роль играет весь коллектив журналистов.

Секретариат редакции. Это организационно-творческий центр оперативного управления ее коллективом. Не случайно его называют штабом редакции – его задачи и обязанности во многом сходны с задачами и обязанностями штаба воинской части. Если редактор, его заместители и редколлегия определяют стратегию редакции, то секретариат, которым руководит ответственный секретарь, разрабатывает ее тактику. И принимает меры к ее воплощению в деятельности коллектива.

В задачи секретариата входят разработка моделей периодического издания и работы коллектива, планирование его деятельности, координация всех его творческих подразделений, подготовка номеров газеты и руководство процессом ее выпуска.

От знаний и умений ответственного секретаря зависит не только процесс подготовки и выпуска каждого номера газеты, но и поддержание творческой атмосферы в редакции.

Отдел редакции. Это основное творческое подразделение редакционного коллектива. Здесь создают публикации газеты – тексты и иллюстрации. Здесь же редактируют эти тексты, написанные журналистами – корреспондентами отдела или внередакционными авторами, готовят оригиналы иллюстраций.

Величина отдела определяется учредителем, владельцем издания и главным редактором газеты. В нем должно быть столько работников, сколько необходимо для выполнения его задач. В небольшой редакции отдел может быть представлен всего одним журналистом – его заведующим, иногда ему помогает один корреспондент. Но в редакции крупного издания в отделе обычно несколько сотрудников – его руководитель и три – пять корреспондентов.

Так же определяют и состав отдела. Его сотрудники должны быть специалистами в той области жизни общества – политики, экономики, культуры, которую отображают материалы отдела. Его руководитель – заведующий или начальник (в редакции военного издания) – опытный журналист, который обладает кроме таланта публициста качествами организатора. В небольшом отделе его работникам приходится выполнять самые разнообразные задания, переходя от одной темы к другой. В крупном отделе работу обычно организуют на основе так называемого предметного разделения труда.

У отделов редакции – множество различных названий. Но независимо от этих названий все отделы можно свести к нескольким типам – отраслевому, жанровому, функциональному, региональному или проблемному.

Отраслевые отделы раньше занимали важнейшее место в структуре звена исполнения творческой части редакции. Однако в последние годы отраслевые отделы редакции стали вытесняться проблемными отделами – экономических проблем, социальных проблем, правовых проблем и т.п.

Региональный (территориальный) отдел отображает события, происходящие лишь в границах определенного региона – области, республики или страны. Такие отделы и редакции представлены сейчас в структуре некоторых информационных агентств – ИТАР-ТАСС и др.

Иной тип представляют так называемые функциональные отделы. Каждый из них выполняет какую-либо функцию, связанную с обеспечением периодического издания материалами определенного характера.

Реже в редакциях создают жанровые отделы. Такой отдел занят подготовкой материалов в определенном жанре или группе жанров газетной публицистики. Примером может служить отдел фельетонов, готовящий для периодического издания фельетоны, памфлеты и другие сатирические материалы.

Корреспонденты составляют подавляющее большинство работников творческой части газетной редакции. Хотя корреспондент – литературный сотрудник находится на самом нижнем уровне ее функционально-административной структуры, он фактически является важнейшим лицом в редакционном коллективе. Именно он добывает и получает информацию, без которой невозможно существование газеты, он обрабатывает и использует ее, является автором большинства текстов и иллюстраций. Это специалист, профессионал, владеющий большинством методов и приемов получения и обработки информации, являющейся основой при создании заметок и репортажей, статей, корреспонденции и других публикаций.

Обозреватель. Некоторые журналисты редакции иногда работают вне рамок какого-либо отдела. К ним относится обозреватель. Часто он подчиняется непосредственно главному редактору или его заместителю. Если же он входит в состав отдела, то, как и другие его сотрудники, подчиняется заведующему отделом.

Обозреватель – один из самых опытных журналистов редакции. Это – аналитик, задача которого – наблюдать за явлениями и процессами, протекающими в определенной области жизни общества, определять их роль и значение, прогнозировать развитие ситуаций и сообщать об этом в своих публикациях. В редакциях небольших региональных газет подготовку обозрений могут поручать нештатным сотрудникам редакции, выступающим как общественные обозреватели.

Специальный корреспондент. Он также может работать вне рамок отдела и выполняет тогда задания главного редактора или ответственного секретаря. Это многоопытный журналист-универсал, легко переходящий от одной темы к другой и владеющий почти всеми жанрами публицистики.

В небольшой редакции, где нет штатных спецкоров, в их роли может выступать любой журналист любого отдела.

Собственный корреспондент. Спецкор, обозреватель и корреспонденты отделов работают в центральном аппарате редакции. Вне этого аппарата работает собственный корреспондент газеты (собкор).

Задачи собкора разнообразны, его обязанности сложны. Собственный корреспондент, с одной стороны, – представитель своей газеты в регионе, с другой – представляет регион, где он находится, в своей газете. Как и спецкор, он универсал, который вынужден готовить оперативные сообщения и аналитические материалы во всех жанрах публицистики, переходить от одной темы к другой, рассказывать о положительном опыте и критиковать недостатки.

СЛАЙД 4. 

Активное участие в процессе подготовки и выпуска печатного периодического издания принимают технические работники редакции. Они составляют значительную часть редакционного коллектива и организованы в различные технические службы. У каждой из этих служб – свои обязанности.

Некоторые из них создают оптимальные условия для творческой деятельности журналистов. Это технический секретариат редакции, отделы информатики и досье, редакционная библиотека и архив редакции. 

Другие обеспечивают техническую сторону процесса подготовки и выпуска номеров издания. Это корректорская, компьютерный центр, группа или отдел проверки, дежурная служба выпуска. 

Обязанность третьих – сохранение основных фондов редакции (ее здания, складского помещения, где хранится запас бумаги), служба охраны, хозяйственный отдел и др. В каждой из этих структур работают специалисты, владеющие специфическими знаниями и умениями.

Технический секретариат. Иногда он представлен только секретарем главного редактора. В крупных редакциях такие секретари нередко помогают руководителям отделов и важнейших служб. Они регулируют прием посетителей, отвечают на телефонные звонки, ведут документацию, обеспечивают связь их руководителей с подразделениями и службами редакции, а также с учреждениями и организациями того города и региона, где выходит газета.

СЛАЙД 5. 

Редакционная библиотека. Ее основу составляет литература, необходимая для получения сведений, данных, справок, требующихся для работы журналистов, технических и коммерческих сотрудников; тексты Конституции РФ и других законов нашего государства, Гражданского, Трудового и Уголовного кодексов и т.д. В библиотеке должны быть представлены энциклопедии, справочники и словари русского языка, иностранных слов, географические атласы.

Работники редакции должны иметь возможность найти здесь комплекты своего издания с начала его выпуска, свежие номера других общефедеральных и местных газет и журналов.

Архив редакции. Здесь в течение определенного времени хранятся подписные полосы номеров издания, оригиналы публикаций, важная служебная переписка. Обратившись в архив, можно легко установить виновника ошибки, прошедшей в опубликованном материале, найти документы, связанные с историей газеты, и т.п.

Ранее в архиве хранили и оригиналы писем читателей в редакцию. По прошествии определенного времени – года или двух лет – их сжигали, составив акт об уничтожении. Однако в некоторых газетах часть этой почты оставляли на вечном хранении, например, письма периода Великой Отечественной войны с фронта и из тыла в редакцию. Их используют при подготовке целевых номеров к очередному Дню Победы.

СЛАЙД 6. 

Корректорская непосредственно связана с процессом подготовки номера газеты. Ее работники предотвращают проникновение ошибок в текстах, выходящих на газетные полосы. Это относится не только к орфографическим и синтаксическим ошибкам. Корректор нередко замечает и смысловые ошибки и сообщает о них в секретариат редакции или журналисту – автору текста. Вопросительный знак, поставленный корректором на оттиске полосы рядом с публикацией, – сигнал о необходимости перепроверки текста.

В небольшой редакции неежедневного издания достаточно двух работников корректорской – корректора и подчитчика, нередко их количество сокращают до одного. Но в корректорской большой ежедневной газеты работают несколько сотрудников, иногда даже в две смены, под руководством старшего корректора. Ответственный секретарь редакции, которому подчиняется корректорская, организует её работу. Никакой компьютер не в состоянии заменить грамотного человека и разобраться в смысловых и стилистических тонкостях.

СЛАЙД 7.

Одна из важнейших технических служб редакции, от которых зависит выпуск номеров периодического издания, – компьютерный центр. Иногда его называют техническим центром. Здесь работают операторы, которые производят компьютерный набор номера и затем компьютерную верстку его полос. Здесь же размещается и редакционно-издательский комплекс, с помощью которого в редакции могут изготавливать печатные формы, направляемые в типографию для печатания тиража газеты. Часто такой центр обслуживает несколько периодических изданий.

Особый характер имеет дежурная служба выпуска. Ее создают в редакции крупной ежедневной газеты, где выпуск номеров идет по напряженному графику, с учетом времени каждой производственной операции. В такую службу включают ее руководителя, обычно заместителя ответственного секретаря, ведущего номер, и журналистов – представителей тех отделов редакции, материалы которых идут в данном номере. В небольшой местной редакции выпуском каждого номера руководит сам ответственный секретарь.

СЛАЙД 8.

Ко всем этим техническим подразделениям в разных редакциях присоединяются и другие службы – в соответствии с потребностями коллектива и процесса подготовки и выпуска издания. Среди них – транспортные, хозяйственные, охранные и другие службы. Иногда в небольших редакциях они представлены всего одним-двумя работниками – единственной уборщицей и одним водителем редакционной автомашины в районной газете и т.п.

Технические сотрудники редакции составляют значительную часть редакционного коллектива. Они выполняют важные задачи, и уменьшение их количества приводит к тому, что их обязанности приходится выполнять журналистам, отвлекаясь от своей творческой работы. Иногда же технические работники составляют даже большую часть коллектива редакции, – если часть обязанностей штатных журналистов можно поручить нештатным сотрудникам, то сделать это по отношению к техническим работникам много труднее. Невозможно, например, уменьшить количество специалистов по компьютерному набору и компьютерной верстке номера, их должно быть столько, сколько требуется для обеспечения выпуска газеты.

С возникновением в нашей стране информационного рынка значение коммерческих служб редакции резко возросло. Цель их деятельности – обеспечение экономической, прежде всего финансовой, базы редакции и периодического издания.

Важнейшие коммерческие службы редакции: бухгалтерия, отделы маркетинга, рекламы, распространения. Нередко к ним присоединяются редакция приложений, книжная редакция и другие коммерческие структуры. У каждой из них свои задачи и обязанности. Бухгалтерия отвечает за финансовую деятельность редакции, контролирует исполнение редакционного бюджета. Задача отдела маркетинга – исследование рынка периодических изданий, на котором представлена газета, и ее читательской аудитории. Отдел рекламы обеспечивает приток в редакцию рекламных и частных объявлений и их публикацию в газете. Основная функция отдела распространения – обеспечение распространения и реализации тиража периодического издания.

Всеми коммерческими службами руководит редакционный менеджер. Часто его называют коммерческим или исполнительным директором. Он входит в редакционную коллегию газеты на правах одного из заместителей главного редактора. Каждую коммерческую службу возглавляет ее руководитель – главный бухгалтер, менеджер по рекламе или по распространению и т.д.

  1. Анализ. Рефлексия.

Обучающимся предлагается самостоятельно дать оценку полученной информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации.

  1. Тренинг «Я - корректор».

Обучающиеся получают карточки с текстом. Задача: найти ошибки, исправить текст, т.е. откорректировать.

СЛАЙД 10 – правильные ответы (афоризмы о журналистике).

  1. ЖуКрнаПлисТтикГа – этОо исЛкуссЛтво объяЯснМять друТгим тОо, чеЕго саЕм нЕе поНниЕВмаЫешь.

  1. ЖуВрнПалОисЛтиЛка – эОто коОгдЕа соПобщПают, чТто «ИЫваВн ПеЕтроОв умеЕр»,- люИдяТм, кОотоВрые и нКе зКнаКли, чТто ИЖван ПЖетДров жИил.

  1. ЖуУрнаИлиИстиКка – эТто тЛо, чМто гПораОздо иТнтеРресЩней сСегГоднЛя, чеЕм зВавтрАа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе» по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"

Конспект открытого занятия кружка «Журналистика в школе»  по теме "Выпуск школьной газеты «Лицеист»"...

Разбор кейса «Я - редактор» Конспект занятия по программе «Журналистика» (13-15 лет)

Основным практическим занятием становится разбор кейса "Я-редактор", где воспитанники поставлены в определенную ситуацию и у них есть проблема, которую они должны решить....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Газетные жанры журналистики»

Занятие  способствует развитию интереса к работе в газете, совершенствованию навыков устной и письменной речи....

Конспект урока на тему: Жанры журналистики. Газетный дизайн

Конспект урока на тему: Жанры журналистики. Газетный дизайн...

Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики

В статье анализируется   киберспортивная журналистика  как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...