Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики
статья

В статье анализируется   киберспортивная журналистика  как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся классификация функций киберспортивной журналистики, анализируются влияние кибержурналистики на современные медиа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики

А.А. Белокриницкая

Ключевые слова: киберспорт, интернет-журналистика, киберспортивный журналист, классическая журналистика, функции журналистики, медиапространство.

В статье анализируется   киберспортивная журналистика  как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся классификация функций киберспортивной журналистики, анализируются влияние кибержурналистики на современные медиа.

Белокриницкая Анастасия Александровна, педагог дополнительного образования МКУ ДО «Сэргэ»,  т. 89140090276, e-mail: belokrin1861@gmail.ru

Перед тем как говорить собственно об объекте исследования – киберспортивной журналистике – стоит разобраться с понятием «киберспорт». Ведь именно развитие киберспорта является основой для развития киберспортивной журналистики. Первая аналогия, которая представляется, говоря о данном явлении, это собственно сам спорт. Каждый может довольно четко определить традиционные виды спорта: футбол, хоккей, волейбол и т.п., изучить их историю, трансформацию правил, распространенность, форматы, награды, финансовое и информационное спонсорство и т.д. Естественно, что это все влияло на формирование спортивной журналистики в целом. С киберспортом дела обстоят сложнее: он не так сильно встроился в нашу жизнь и в настоящий момент находится на этапе развития, собственно, как и сама киберспортивная журналистика.

Как известно, киберспортивная журналистика явление для современного мира новое, соответственно и изученность данной темы остается на низком уровне, поэтому четкого определения понятию, целям, функциям киберспортивной журналистики не существует на данный момент. Но все же стоит разобраться с этим вопросом более детально.

Можно предположить, что функции киберспортивной журналистики будут максимально схожи с функциями обычной журналистики, но все же будут иметь свои особенности.

Среди основных функций журналистики Е.П. Прохоров [1] выделяет: коммуникативную, идеологическую (социально-ориентирующую), культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную. Рассмотрим более подробно каждую функцию применительно к киберспортивной журналистике.

1) Коммуникативная функция.

Исходная функция журналистики – коммуникативная – обязательным условием информационного взаимодействия является налаживание отношений с массовой аудиторией. Она заключается в том, что не только журналист старается контактировать с массовой аудиторией и социальными институтами, но и наоборот, с журналистом происходит знакомство как с объектом, который имеет информацию и может с ней поделиться. В киберспортивной журналистике функция общения, налаживания контакта может проявляться даже больше, чем в других видах журналистики, так как интернет-среда позволяет киберспортивному журналисту всегда быть на связи с массовой аудиторией.

2) Идеологическая функция.

Во взаимоотношении с массовой аудиторией проявляется стремление оказать влияние на устои общественного мнения, человеческое самосознание, идеалы, духовные и материальные ценности, то есть на характер и меру информированности по общественным проблемам – это идеологическая или социально ориентирующая функция, обозначает учение об идеях. В киберспортивной журналистике также присутствует идеологическая функция. Ведь киберспортивные комментаторы, репортеры, ведущие, эксперты оказывают непосредственное влияние на аудиторию посредством своих выступлений, постов, статей и т.п., навязывая и укореняя в сознании людей тем самым свое мнение.

3) Культурно-образовательная.

В прямой связи с идеологической функцией журналистики находится культурно-образовательная. Более того, идеологическая деятельность в некотором смысле составляет часть культурно-образовательной. Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Киберспорт также можно назвать культурой, как и многое другое, соответственно и киберспортивные журналисты освещают массовой аудитории те или иные аспекты данной деятельности. Целью культурно-образовательной функции является обогащение внутреннего мира человека, поэтому каждый человек способен самостоятельно выбрать то направление культуры, которое его интересует на данный момент.

4) Рекламно-справочная.

В свою очередь культурно-образовательная функция находит свое продолжение в рекламно-справочной.

Рекламно-справочная функция информирует, консультирует потребителя по тем или иным вопросам. Рекламе уделяется большое место в жизни, она повсюду: на телевидении, радио и в печати. Также реклама есть и в киберспорте, здесь данной деятельности уделяется немалое внимание, так как большая часть финансов киберспорта поставляется именно спонсорами, рекламу которых и делают киберспортивные организации.

5) Рекреативная функция.

Цель рекреативной функции состоит в создании условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени. Но рекреативная функция способна не только развлекать аудиторию, она также способствует развитию интеллекта и мыслительной деятельности. В киберспортивной журналистике рекреативная функция явно проявляется. Находясь за просмотром любого киберспортивного турнира по своей любимой игре человек отдыхает, восстанавливает затраченные во время трудовой деятельности силы.

Киберспортивная журналистика зародилась еще до того, как киберспорт стал популярен среди широкой аудитории. На данный момент она представлена только онлайн-ресурсами. Хотя некоторое время существовало печатное издание «Cybersport», журнал выходил лишь несколько месяцев и закрылся в 2006 году из-за невостребованности среди аудитории. Также недолго выходил и журнал Total E-Sport Football, издававшийся Федерацией киберспорта. Самым известным журналом про видеоигры было издание «Игромания». Печатный журнал издавался с сентября 1997 по декабрь 2018 года издательским домом «Техномир» (с 2013 года сменившим название на «Игромедиа»). Среди журналов о компьютерных играх «Игромания» имел крупнейшие в России тираж и аудиторию. Считался одним из ведущих изданий русской игровой прессы.

На основании этого, можно сказать, что киберспортивная журналистика целиком и полностью находится в интернет-пространстве, особенности которого соответствуют ее потребностям.

Именно в этом и состоит главное преимущество данного вида журналистики. Так, А.А. Калмыковым и Л.А. Кохановой были выделены следующие особенности онлайн-среды [2]:

– интерактивность (данная особенность ярко проявляется в киберспортивной журналистике, так как в сфере киберспорта свободная коммуникация между членами сообщества имеет важнейшее значение. Киберспортивные медиа представлены в интернете на различных площадках, каждые из которых предоставляют пользователям особые возможности. Однако на любой из этих площадок, как правило, читатели могут обеспечить обратную связь с автором, оставляя оценки, лайки и комментарии, а также имеют возможность создать свой собственный контент и поделиться им с другими пользователями. Многоканальная связь медиа с аудиторией может включать: комментарии на сайте, комментарии под новостями в социальных сетях, личные сообщения в социальных сетях, блоги (в социальных сетях и как один из разделов на интенет-порталах, чаты и др.);

– персональный подход (персональность киберспортивной журналистики заключается в особом подходе к разным категориям игроков, зрителей, читателей, с учетом их потребностей и информированности);

– инфоцентричность (инфоцентричность выражается в том, что каждый из материалов, размещенных в интернете, может иметь превью, которое позволит читателю понять, будет ли ему интересен полный материал);

– мгновенность (обмен информацией в интернете невероятно высок, чему способствует широкое распространение и удешевление технологий связи. Интернет позволяет людям из разных точек мира получить мгновенный доступ к трансляции киберспортивного матча, с комментированием и аналитикой, не выходя из дома);

– измеримость (возможность отследить точное количество людей, которые просмотрели тот или иной материал, их активность на конкретной странице. Для киберспортивных порталов, а также социальных сетей, характерно наличие системы рейтингов и оценок, которая позволяет читателям оценивать материалы и комментарии к ним, и там самым обеспечить обратную связь между автором и аудиторией);

– гибкость (интернет-пространство позволяет авторам, помимо текста, наполнять материал различными типами контента – например, фотографиями, анимациями, видео, графикой, аудиозаписями – и компоновать элементы материала в произвольном порядке);

– взаимосвязанность (гипертекстуальность свойственна киберспортивной журналистике, как и интернет-журналистике в целом);

– экономичность (возможность доступа в интернет в любой точке мира с мобильных устройств, во-первых, дает возможность авторам работать из дома или с места событий, во-вторых, позволяет читателям оставаться в курсе событий в любом месте и в любое время, и в-третьих, позволяет организации оптимизировать расходы).

Помимо выделенных особенностей хотелось бы также выделить и дигитализацию, ведь невозможно представить киберспортивные медиа вне интернет-пространства, так как их электронный формат обусловлен, прежде всего, характером самого киберспорта, основанного на взаимодействии игроков в виртуальной реальности

Вернувшись к интерактивности, хочется добавить, что она очень важна для киберспортивной журналистики по нескольким причинам.

Во-первых, можно сказать, что интерактивность – это традиция в сферах киберспорта и гейминга. Игроки привыкли мгновенно обмениваться сообщениями друг с другом и в игре, и за ее пределами, используя для связи чаты, форумы и социальные сети. Открытые комментарии под публикациями на сайтах СМИ или на их страницах в социальных сетях представляют собой упрощенную версию форума, где игроки могут высказать свое мнение по поводу самой публикации или предмета освещения и получить ответ – как от других читателей, так и от редакции.

Во-вторых, связь с аудиторией необходима издателям игр – например, для поиска багов – и организаторам турниров – для «работы над ошибками». Открытость, готовность к диалогу идет на пользу имиджу компании, и медиа могут обеспечить этот диалог.

Говоря о киберспортивной журналистике как о новом виде журналистике, необходимо отметить, что структура медиа в этой сфере необычна: речь идет не о СМИ как таковых, а об огромной информационно-коммуникативной среде. Ее участниками становятся киберспортивные организации и спонсоры, профессиональные игроки и команды, профессиональные журналисты, комментаторы и аналитики, а также игроки-любители и небольшой процент зрителей, которые не играют сами, а только смотрят матчи. Исходя из собственных потребностей, каждый из участников реализует себя в этой среде по-разному: зрители смотрят трансляции и читают аналитику, игроки-любители – смотрят, читают и пишут сами, профессиональные журналисты создают эксклюзивный контент, а игроки, команды и организации стремятся продвинуться на рынке.

Система киберспортивных медиа, в свою очередь, не только помогает реализовать потребности каждого участника этой среды, но и обеспечивает их непосредственное общение друг с другом. Для эффективного выполнения этих задач, киберспортивные медиа приняли форму универсальной площадки, реализующей ряд функций, некоторые из которых свойственны и традиционным СМИ, а именно:

  1. информационную;
  2. коммуникативную;
  3. образовательную;
  4. социализирующую;
  5. рекреативную и др.

По этому поводу в В.В. Викулов в статье «Журналистика в киберспорте» пишет, что киберспортивная журналистика «стала одной из ветвей эволюции журналистики, явление, вобравшее в себя все тренды интернет-среды и журналисткой деятельности» [3].

Киберспортивная журналистика – явление, вобравшее в себя некоторые особенности других видов журналистики, так как этот вид журналистики является следствием развития интернет-среды и киберспорта, именно это является главной отличительной чертой журналистики в киберспорте.

Невозможно говорить об особенностях того или иного явления не сравнивая его с другими. Киберспортивная журналистика имеет очевидные сходства с традиционной спортивной журналистикой, которая, в свою очередь, заимствует многое (жанры, принципы, техники и т.д.) из журналистики более общего свойства. Соответственно, можно сказать, что спортивная журналистика является частью обычной журналистики, а киберспортивная журналистика является частью спортивной.

Первое, что киберспортивная журналистика взяла из журналистики – это трансляции, правда, сервисы кардинально отличаются. Сходства с телевизионным вещанием в киберспортивной журналистике представлены в прямых трансляциях турниров через различные стриминговые сервисы: Twitch.tv, Azubu.tv и другие. Формат освещения киберспортивных соревнований схож с освещением спортивных событий на телевидении. Так в различных странах возникают телеканалы, завязанные на киберспорте (Южная Корея – OGN, Австралия – Gamestah и др.).

Если говорить о представленности спортивной тематики в телевещании, необходимо выделить основной фокус внимания – трансляции спортивных событий в режиме реального времени. Этот принцип кибержурналистика всецело перенимает у телевидения и спортивной журналистики. Кроме того, с телевизионным вещанием киберспортивные трансляции роднит и сам факт наличия визуального видеоряда и схожая структура размещения рекламы во время трансляций, в которой рекламные блоки запускаются в эфир между смысловыми отрывками встречи.

От печатных изданий киберспортивная журналистика берет одновременно и многое и в то же время никак к ней не относится. Не относится потому, что вся киберспортивная журналистика находится в интернет-пространстве, которое позволяет ей раскрыть весь свой мультимедийный потенциал с интерактивными инфографиками, слайд-шоу, видео и аудио вставками и так далее, и соответственно не существует физических изданий про киберспорт. С другой стороны, киберспортивная журналистика, безусловно, пользуется теми же жанрами, что и классическая. Конечно же, она использует не весь спектр жанров, и многие из них она трансформирует под свои нужды, однако набор жанров остается таким же. Корректнее будет сказать, что киберспортивная журналистика действительно не имеет ничего общего с печатной, но следует тем же законам написания текста, что и она.

Киберспортивную журналистику также можно сравнить с онлайн-журналистикой. Их роднит площадка для размещения контента – интернет, благодаря ему происходит аккумуляция принципов традиционных СМИ, мобильной связи и т.д. Как уже говорилось ранее, киберспортивная журналистика целиком и полностью находится в интернет-пространстве, особенности которого соответствуют ее потребностям.

Нельзя не отметить, что некоторые исследователи выделяют журналистику в социальных сетях как отдельный жанр, например, твиттер-репортеров. Другой формат журналистики в социальных сетях – создание видео-контента на YouTube (достаточно популярный сервис в сфере киберспортивной журналистики). Способы подачи информации в социальных сетях обычного журналиста и киберспортивного журналиста схожи, отличается лишь информационный повод.

Таким образом, можно сделать вывод, что киберспортивная журналистика во всех своих проявлениях берет элементы как телевизионного вещания, так и радио, печатных изданий и интернет-журналистики. Интернет-среда позволяет киберспортивной журналистике вбирать в себя элементы других видов журналистики и становиться уникальной смесью из телевидения, печатных изданий, радио и интернет-журналистики.

Библиографический список

  1. Буянова А.В., Козилина В. Киберспорт: история становления, современное состояние и перспективы развития / А.В. Буянова, В. Козилина // Социально-политические науки. – 2017. – №5. – С. 77 – 80.
  2. Бычкова М.Б. Рекреативная журналистика: Рабочая программа дисциплины / М.Б. Бычкова. – Тверь : Изд-во Тверского гос. ун-та, 2013. – 21 с.
  3. Викулов В.В. Финансовые потоки в киберспорте как основные факторы возникновения киберспортивной журналистики / В.В. Викулов // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология» – 2018. – № 1. – С. 120 – 123.
  4. Вишневский А.В. Философское осмысление понятия компьютерной игры / А.В. Вишневский // Вестник Омского университета. – 2014. – № 3. – С. 91 – 92.
  5. Калмыков А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М. : Юнити-Дана, 2005. – 370 с.
  6. Качкаева А.Г. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / А.Г. Качкаева. – М. : Аспект-Пресс, 2010. – 201 с.
  7. Корепова В.В. Кибеспорт как основа создания спортивных кластеров / В.В. Корепова // Кластеры. Исследования и разработки. – 2017. – № 4. – С. 21 – 27.
  8. Куликов С.М., Сахарчук А.С. Культура видеоигр / С.М. Куликов, А.С. Сахарчук // Российское общество: история и современность: сб. науч. работ студентов и аспирантов ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». – 2011. – № 5. – С. 15 – 16.
  9. Орехов С.И. Поиск виртуальной реальности : монография / С.И. Орехов. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2002. – 184 с.
  10. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 351 с.
  11. Сутырина Е.В. Киберспорт: право и бизнес / Е.В. Сутырина // Отечественная юриспруденция. – 2019. – № 8. – С. 13 – 19.


[1] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник / Е.П. Прохоров. – М. : Аспект Пресс, 2011. – 351 с.

[2] Калмыков А.А. Интернет-журналистика / А.А. Калмыков, Л.А. Коханова. – М. : Юнити-Дана, 2005. – 370 с.

[3] Викулов В.В. Финансовые потоки в киберспорте как основные факторы возникновения киберспортивной журналистики / В.В. Викулов // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Филология» – 2018. – № 1. – С. 120 – 123.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Клуб школьной журналистики как средство реализации нового стандарта образования

В МАОУ «Лицей №14» г.Тамбова с 1994 года учениками и педагогами выпускается газета о лицее и лицеистах «TerraLyceum», которая не просто освещает школьную жизнь, а способствует ...

Основы журналистики в школе как способ реализации ФГОС нового стандарта

Основы журналистики в школе как способ реализации ФГОС нового стандарта...