Главные вкладки

    10. Кружок "Введение в журналистику"
    календарно-тематическое планирование (русский язык, 8 класс) по теме

    Коростелёва Тамара Анатольевна
    Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии. В данном разделе представлено планирование работы школьного кружка «Введение в журналистику», руководителем которого я являлась на протяжении трёх лет, а также наши публикации в районной газете «Сосновское слово» и номер школьной газеты «Проба пера».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Planirovanie_raboty_kruzhka.doc255 КБ
    Microsoft Office document icon Proba_pera.doc141.5 КБ
    Microsoft Office document icon Nashi_publikacii.doc623 КБ
    Microsoft Office document icon Ekskursiya_v_redakciyu.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

    С

    Руководитель Коростелёва Т.А.,

    учитель русского языка и литературы

            

    Сосновка

    2006-2007 учебный год

    Пояснительная записка

    Назначение: кружок «Введение в журналистику» предназначен для развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

      Цели:

    1. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
    2. Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодёжи.
    3. Овладение учащимися современными методами получения информации.
    4. Педагогическая и психологическая поддержка детей.

                Задачи:

    1. Освещение в СМИ школьной жизни.
    2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
    3. Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).
    4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
    5. Знакомство с жанрами газеты.
    6. Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
    7. Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
    8. Организация досуга.

    Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.

    В результате работы с детьми по выпуску школьных газет возрастает их мотивация к обучению. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-8 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

    Тематика школьной газеты «Большая перемена» отражает проблемы повседневной школьной жизни: учёбу, досуг, творчество и др.

    Ожидаемые результаты от работы кружка «Введение в журналистику»:

    1. Развитие творческих способностей
    2. Установление новых связей с районными СМИ.
    3. Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
    4. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
    5. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
    6. Профориентация.

    Планирование работы кружка «Введение в журналистику»

                                                             Тема занятия

    План

    Факт

    1 четверть

    1-2. Вводное занятие. Понятие о профессии журналиста.

    9.09.

    9.09.

    3. Журналистская этика.

    16.09.

    16.09

    4. Ролевая игра « Мы – репортёры».

    23.09.

    23.09

    5. Проведение опроса граждан о семейных формах устройства детей.

    30.09.

    30.09

    6-7. Обработка информации.

    7,14.10

    14.10

    8. Написание статьи «И снова осень за окном», посвящённой Дню Учителя,  в районную газету «Сосновское слово».

    21.10.

    21.10

    9. Работа с периодическими изданиями.

    28.10.

    21.10

    2 четверть

    1. Школьный бюллетень.

    11.11

    11.11

    1. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.

    18.11

    18.11

    1. Репортаж как разновидность публицистических жанров,

    его особенности. Фиксация материала и его систематизация.

    25.11

    25.11

    1. Интервью как разновидность газетных жанров.

    2.12.

    2.12.

    1. Деловая игра «Интервью и интервьюирование».

    9.12.

    9.12.

               6. Выпуск школьной газеты.

    16.12

    16.12

               7. Работа с периодическими изданиями.

    23.12.

    23.12

    3 четверть

              1-2.Совершенствование написанного.

    20,27. 01

    20.01

    3-4.Работа мастеров слова над рукописью.

    3,10.01

    10.02

    5-6.Приёмы правки написанного.

    17,24.01.

    17.02

    7.Библиография и аннотация.

    3.03.

    3.03.

    8.Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических (газетных) жанров.

    10.03.

    10.03

    9.Особенности портретного очерка как одного из видов

     публицистических (газетных) жанров.

    17.03.

    17.03

    10. Работа с периодическими изданиями.

    24.03.

    4 четверть

    1.Рецензия на статью.

    7.04

    7.04

    2.Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».

    14.04

    14.04

    3.Экскурсия в редакцию районной газеты «Сосновское слово».

    21.04

    21.04

    4. Написание статьи в районную газету «Сосновское слово».

    28.04

    28.04

    5.Рассказ с необычным построением.

    5.05

    5.05.

    6.Композиция рассказа. Композиционные особенности.

    12.05

    12.05

    7.Юмористический рассказ. Смешное в юмористических рассказах.

    19.05

    19.05

    8. Проба пера

    26.05

    26.05

    Литература

    1. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
    2. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
    3. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
    4. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
    5. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
    6. Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
    7. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
    8. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983. 

                                                      6-б класс

    1. Капичникова Мария
    2. Медведева Анастасия
    3. Сальникова Марина
    4. Севостьянова Мария
    5. Трошкина Людмила
    6. Хлопкова Екатерина
    7. Алексеева Марина
    8. Кудинова Екатерина

                                                7-б класс

    1.         Мамонова Ксения
    2. Маркова Екатерина
    3. Митрофанова Екатерина
    4. Никонорова Анастасия
    5. Пономарёва Алина - староста
    6. Лихачёва Юлия
    7. Чепрасова Мария

    МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

    Руководитель кружка Коростелёва Т.А.,

    учитель русского языка и литературы

    Сосновка

    2007-2008 учебный год

    Пояснительная записка 

    Цель: дать возможность юному участнику кружка «Введение в журналистику» почувствовать, что получать информацию, ответственно распоряжаться ею, производить информацию – право каждого человека.

    Задачи: 

    • воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
    • развивать творческие способности школьников - осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
    • предоставление возможности ребенку свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, создавая при этом и свои собственные издания;
    • помощь юным журналистам в овладении навыками профессионального мастерства, защита их прав и интересов;
    • привлечение к сотрудничеству с детьми журналистов-профессионалов, общественных деятелей, творческих работников.

              Одним из важнейших средств для самоутверждения юной личности является предоставление возможности конкретному ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Занятия в школьном кружке – это познавательно-игровая форма деятельности. Это мероприятия, участвуя в которых, ребята могут раскрыть и развить самые разнообразные способности. Они научатся общаться, высказывать свое мнение письменно и устно, научатся организовывать и проводить мероприятия, приобретут новых друзей и знакомых, узнают много нового и интересного.

              Работа в кружке предполагает разработку теоретических и методических основ включения детской прессы и аудиовизуальных средств в систему массовой коммуникации, открытости этой системы для юной личности; создание практических условий для объединения усилий как самих ребят, так и всех заинтересованных сил общества для выполнения данной социальной задачи.

                                           Основные формы деятельности: 

    •  выпуск газеты;
    • теоретические и практические занятия;
    • дискуссии для юных журналистов;
    • работа мастер-классов для юных журналистов.

                                             Содержание и методы деятельности

       Особенности методики проведения занятий в кружке является объединение теоретической и практической части. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых занятиях руководитель может избрать дедуктивно-индуктивный путь, когда учащиеся сначала прослушивают доклад-сообщение о каком-либо из газетных жанров,  затем анализируют работы кружковцев, связанные с изучаемой темой. Другие занятия, напротив, могут быть построены на основе индуктивно-дедуктивного способа. В этом случае проводятся практические занятия, на которых анализируются соответствующие газетные публикации, а затем изучается теоретический материал.

       Необходимо учитывать, что при организации работы учащихся над сочинениями в жанре газетных публикаций важную роль играет умение писать на заданную тему и подчинять свои высказывания определенной мысли, собирать и систематизировать материал, пользоваться черновиком, редактировать написанное и т.п.

        Достижению поставленных целей поможет составление рабочих материалов, использование записных книжек, блокнотов корреспондента. В рабочих материалах, помимо накопления необходимых фактов,  следует записывать слова, фразеологические сочетания, которые могут понадобиться для раскрытия темы. Можно предложить школьникам сделать синтаксические заготовки: словосочетания, помогающие наиболее точно и ярко выразить мысль автора; предложения, с помощью которых может быть сделан зачин, выражена основная мысль или подведены итоги высказывания. Особое внимание учащихся следует обратить на вопросы взаимосвязи жанра и стиля.

        Следует помнить, что существуют газетные жанры, с которыми дети знакомятся непосредственно в кружке юнкоров. Это жанры так называемой информационной группы: хроника, краткая расширенная информация, интервью, отчет, зарисовка, путевые заметки, репортаж. В методическом аспекте очень важно показать юнкорам возможность представления одного и того же материала в различных жанрах.

        Большое значение для формирования самостоятельности школьников имеет приобщение их к работе со справочной литературой. Необходимо вырабатывать у учащихся привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения.

       Важным звеном в деятельности кружка является также проведение различных праздников, конкурсов, бесед, часов общения и смотров.

                                                          Результаты обучения

       Учащиеся должны уметь:

    - определять стиль и тип речи; давать характеристику текста публицистического стиля;

    - в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;

    - совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

    - пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

    - находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

    - фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

    - проводить литературное редактирование и литературную правку текста;

    - уверенно работать в программе Microsoft Word, Microsoft Publisher.

        Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Возрастной состав обучающихся - 13-15 лет.                                          Тематическое планирование

    № п/п

                               Тематика занятий

     Кол-во часов

                                         1 четверть

     1

    Журналистика в современном мире

    Массовая коммуникация. Диалог и формы “человекотворчества”. Информация. Мотивы, цели, функции и результаты массово-коммуникативной деятельности.

         1 

    2

    Функции, мотивы, цели журналистской деятельности.

    Тенденции журналистской деятельности.

         1

    3

    Теоретические основы и тенденции журналистской деятельности.

     Культура оформления рукописи.

         1

     4

    Управление имиджем журналиста. Принципы формирования имиджа журналиста.

    Очевидные психологические факторы, влияющие на характер восприятия журналистских произведений, уровни психической деятельности.

         1 

    5

    Каналы формирования “информационного багажа” журналиста.

    Самостоятельный отбор актуального материала; формулировка темы публицистического сочинения

         1

     6

    Права и обязанности журналиста.

         1 

    7

    Что такое плагиат?

    Журналистская этика. Известные журналисты о плагиате.

         1

    8

    Культура оформления рукописи.

    Значение рукописи. Что нужно знать о культуре оформления рукописи.

         1

    9

    Практическая работа. Работа с периодическими изданиями.

         1

                                                  2 четверть

    10

    Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи.

    Отзыв. Аннотация. Рецензия. Очерк. Эссе.

          1

    11-12

    Лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля.

         2

    13

    Сходство и различие художественного и публицистического стилей.

         1

    14

    Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника. Организация работы корреспондентов-хроникеров.

         1

    15

    Расширенная информация.

         1

    16

    Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

         1

                                          3 четверть

    17

    Заметка. Заметка информационного характера.

    Анализ заметки информационного характера.

         1

    18

    Заметка типа художественного описания с элементами повествования

         1

    19

    Информационная заметка с отрицательным содержанием.

    Особенности критической заметки.

         1

    20

    Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Специфика положительной заметки.

         1

    21

    Заметка на дискуссионную тему.

    Специфические особенности полемической заметки

         1

    22

    Заметка-благодарность. Заметка-вопрос. Заметка-просьба.

         1

    23

    Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ.

         1

    24-26

    Творческий проект. Приложение к школьной газете «Ровесник» - «Проба пера» (УМК «Учебные проекты с использованием Microsoft Office»)

         3

                                           4 четверть

    27

    Интервью. Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Как люди “читают” людей. 

         1

    28

    29

    Интервью: люди и обстоятельства (особые обстоятельства, трудные собеседники). Интервью: закон и этические коллизии. Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

         1

    30

    Интервью-монолог. Интервью-диалог.

         1

    31

    Коллективное интервью. Анкетирование.

         1

    32

    Интервью-зарисовка.

         1

    33

    Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.

         1

    34

    Итоговое занятие.

          1

                                                                                      Всего

        34

     Литература, использованная при подготовке программы

     1. Гринина-Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4-8-е классы). - М., 1977.

    2. Никита Е.И. Русская речь. - М., 1992.

    3. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М., 1980

    4. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. - М., 1977

    5. Развивайте дар слова. Составители Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. - М., 1990

    6. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. - М., 1967.

    7. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

    8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 1994.

    9. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М., 1971.

    10. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. - М., 1982. 

    7-б класс

    1. Капичникова Мария
    2. Медведева Анастасия-староста
    3. Сальникова Марина
    4. Севостьянова Мария
    5. Трошкина Людмила
    6. Хлопкова Екатерина

    8-б класс

    1. Алексеева Марина
    2. Кудинова Екатерина
    3. Мамонова Ксения

    10.Маркова Екатерина

                        11.Митрофанова Екатерина

                        12.Никонорова Анастасия

                         13.Пономарёва Алина

                         14.Лихачёва Юлия

                         15.Чепрасова Мария

    МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

    кружок

                            руководитель кружка Коростелёва Т.А.,

    учитель русского языка и литературы

    2005-2006 учебный год

    Цели курса:

    • создание благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников;
    • пробуждение чувства авторского достоинства и отражение творческой индивидуальности школьников в их работах;
    • развивать способности учащихся к творческой деятельности.

    Задачи курса:

    • научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
    • формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
    • совершенствовать речевую культуру учащихся;
    • развивать коммуникативность обучающихся.

    Планирование работы кружка

    № п/п

                                                   Тема занятия

     

                                     1 четверть

    1.

    Организационное занятие.

    2.

    Понятие о профессии журналиста.

    3-4.

    Мой любимый журналист. Просмотр телепередач и обсуждение.

    5.

    Тема и основная мысль сочинения.

    6.

    Тезисы и конспект, их отличие от плана.

    7.

    Цитирование.

    8.

    Написание статьи в районную газету.

                                     2 четверть

    1.

    Записные книжки писателей.

    2.

    Репортаж.

    3.

    Интервью.

    4-5.

    Совершенствование написанного.

    6-7.

    Написание статьи в школьную газету.

                                    3 четверть

    1-2.

    Библиография. Справочный аппарат книги.

    3-4.

    Аннотация.

    5-6.

    Отзыв как разновидность сочинения.

    7.

    Написание статьи в районную газету.

    8.

    Путевые заметки.

    9.

    Рассуждение проблемного характера.

    10.

    Рецензия на статью.

                                   4 четверть

    1.

    Рассказ с необычным построением.

    2-3.

    Юмористический рассказ. Комическая ситуация или смешное недоразумение

    4-6.

    Фельетон. Стихотворный фельетон. Составление фельетона или юмористического рассказа по рисункам известного датского художника Х. Бидструпа. Фельетон на темы школьной жизни (о лодырях, прогульщиках, болтушках, хвастунах, лентяях).

    7.

    Ролевая игра «Типология газет. Как создаётся газета».

    8.

    Проба пера.

                                         Всего: 34 часа

    1. Алексеева Марина – 6-б класс
    2. Капичникова Мария – 5-б класс
    3. Мамонова Ксения – 6-б класс, староста
    4. Маркова Екатерина– 6-б класс
    5. Медведева Анастасия – 5-б класс
    6. Никонорова Анастасия – 6-б класс
    7. Сальникова Марина – 5-б класс
    8. Сафонова Евгения – 5-б класс
    9. Севостьянова Мария – 5-б класс
    10. Пономарёва Алина – 6-б класс
    11. Трошкина Людмила – 5-б класс
    12. Хлопкова Екатерина – 5-б класс
    13. Чумерина Ольга – 5-б класс
    14. Щеголихина Юлия - 5-б класс
    15. Щербинина Ольга – 7-б класс

    Отчёт о работе школьного кружка «Введение в журналистику»

    (руководитель Коростелёва Т.А.)

    Кружок «Введение в журналистику» предназначен для развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества и журналистской работы, повышения интереса к учёбе, приобретения теоретических и практических навыков в работе с компьютером.

      Цели:

    1. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.

    1. Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная                                   ориентация молодёжи.
    2. Овладение учащимися современными методами получения информации.
    3. Педагогическая и психологическая поддержка детей.

                Задачи:

    • Освещение в СМИ школьной жизни.
    • Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
    • Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).
    • Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
    • Знакомство с жанрами газеты.
    • Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
    • Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
    • Организация досуга.

    Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии.

    Школьный кружок «Введение в журналистику» посещают 15 учеников. Наиболее активные и заинтересованные в этой работе дети – учащиеся 7-8 классов. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

    Ожидаемые результаты от работы кружка «Введение в журналистику»:

    • Развитие творческих способностей.
    • Установление новых связей с районными СМИ.
    • Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
    • Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
    • Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
    • Профориентация.

    Публикации в районной газете «Сосновское слово»:

    • «И снова осень за окном» (к Дню Учителя);
    • «Проба пера» (стихотворения собственного сочинения);
    • «Профессия журналиста в реальности» (об экскурсии в редакцию газеты «Сосновское слово»);
    • «День наоборот» (о школьном Дне самоуправления).

    Издательская работа: готовится к выпуску номер школьной литературной газеты «Проба пера».

    Участие в конкурсах:

    • Пономарёва Алина заняла 3 место в I Всероссийском конкурсе творческих работ «Гайдар. Время. Мы.»;
    • Капичникова Мария стала победителем регионального конкурса «Урок письма – Хочу рассказать Вам о своем родном крае».


    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Наши публикации

    на страницах районной газеты

    «Сосновское слово»



    Предварительный просмотр:

    Члены школьного кружка

    «Введение в журналистику»

    на экскурсии в редакции

    районной газеты «Сосновское слово»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа курса "Основы журналистики"

    Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

    Технология проблемного диалога в обучении журналистике

    Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

    Технология проблемного диалога в обучении журналистике

    Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

    Азбука журналистики

    Методическая разработка включает в себя конспекты четырех уроков, презентации и видеоролик, который мы сняли с детьми в 2011 году....

    программа кружка "Журналистика".

    здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...

    Жанры журналистики

    Теоретическая часть к занятию по теме: "Жанры журналистики"...

    План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

    Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...


     

    Комментарии

    Коростелёва Тамара Анатольевна

    Елена Геннадьевна, спасибо за совет. Попробуем!