Главные вкладки

    Азбука журналистики
    методическая разработка по теме

    Свечкова Анна Николаевна

    Методическая разработка включает в себя конспекты четырех уроков, презентации и видеоролик, который мы сняли с детьми в 2011 году.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 10

    Тема: «Использование информационно-методических ресурсов - важная составляющая преподавания предпрофильного курса

    «Азбука журналистики»

    Номинация: «Преподавание предпрофильных курсов с использованием информационно-методических ресурсов»

    на окружную методическую выставку

    «Использование информационно-методических ресурсов в рамках реализации предпрофильной подготовки в образовательных учреждениях Западного образовательного округа»

    Автор: СВЕЧКОВА А.Н.,

    учитель русского языка и литературы

    Сызрань

    2011г.

    Содержание

    1. Пояснительная записка.
    2. Использование информационно-методических ресурсов как важная составляющая профессиональной ориентации школьников в процессе преподавания предпрофильного курса «Азбука журналистики»
    3. Список использованной литературы.
    4. Приложение 1. Фильм «В журналисты я пойду, пусть меня научат».
    5. Приложение 2. Азбука журналистики.
    6. Приложение 3. Виды СМИ.
    7. Приложение 4. Презентация газеты.
    8. Приложение 5. Фотоотчет об экскурсии в редакцию «КТВ-Луч».

    Пояснительная записка

    Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и «говорящего» на их языке.

    Сегодня современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества. Каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а каждый четвертый выпускник мечтает о профессии журналиста.

    В современном образовании существует огромная потребность в изучении журналистики, и многие учебные заведения предпринимают попытки обучить своих воспитанников азам журналистского творчества. Для учащихся 9-х классов в нашей школе предлагается специальный предпрофильный курс «Азбука журналистики». Он ориентирован на учащихся, планирующих связать свое будущее с журналистикой. В данном предпрофильном курсе теория строго дозирована и тесно связана с практической деятельностью.

    Одним из наиболее активных элементов преподавания данного курса, я считаю, использование различных информационно-методических ресурсов.

    Такой подход в преподавании предпрофильного курса журналистики позволяет:

    - активно формировать навыки самообразования учащихся,

    - формировать коммуникативную компетенцию школьников,

    - формировать навыки интернет-культуры,

    - более успешно использовать учебное время;

    - стимулировать познавательную деятельность учащихся.  

    Цели элективного курса «Азбука журналистики»:

    1. Реализация творческого потенциала подростков в формах, нацеленных на профессиональную ориентацию.
    2. Формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении школьниками окружающего мира.
    3. Формирование личной позиции школьника.
    4. Знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера, структурной организацией редакции печатного издания, радио- и телеканала.
    5. Получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста.
    6. Возникновение межпредметной интеграции через работу над конкретными творческими проектами; интенсификация освоения знаний по базовым предметам.

    Данный курс предполагает решение следующих образовательных задач:

    1. Развитие информационной грамотности современного школьника, под которой имеется в виду:

    - умение понимать язык средств массовой коммуникации и полноценно истолковывать смысл полученных сообщений;

    - умение общаться и самостоятельно создавать грамотные сообщения на языке печатного СМИ;

    - адекватное взаимодействие с информацией в системе средств массовой коммуникации (направления и способы поиска информации, выбор источников и определение степени доверия к информации данных источников, трактовка информации);

    - освоение различных жанров СМИ.

    2. Формирование комплексного подхода:

    - к развитию критического мышления и аналитических способностей школьников;

    - к становлению творческой активной позиции личности в развитии социокультурных связей современного общества, развитию навыка общения через коммуникацию, формированию этико-эстетической среды общения.

    3. Реализация принципов развивающего обучения, основанных на диалогической модели педагогики; постепенный переход на позиции самообразования и формирование собственной системы восприятия и обработки информации.

    Освоение диалога через средства массовой коммуникации требует от ученика:

    - знаний о способах, средствах, традициях создания сообщений СМИ;

    - формирования умений работы с информацией с использованием новых информационных технологий (набор текста, аудиозапись интервью и т.д., составление сообщений для СМИ, т.е. создание собственного текста);

    - практических навыков коммуникации (понимание смысла и целей процесса создания информационных текстов, проблемы коммуникативных барьеров и способов их преодоления).

    Элективный курс «Азбука журналистики» рассчитан на 17 часов. Примерно 40 процентов этого времени отводится на самостоятельную работу учащихся, 40 процентов – на ролевые игры и тренинги и 20 – на теоретическую часть.

    Выполнение поставленных задач невозможно без применения комплекса информационно-методических ресурсов как для подготовки учителя к занятиям, так и для организации образовательной деятельностина уроках. Мною активно используются материалы различных сайтов для анализа молодежных СМИ, для самостоятельной работы учащихся. Так, например, раздел сайта журнала «Журналист» «Хроника беззакония» помогает школьникам яснее понять, что журналисты – это не отдельные люди, а целое профессиональное сообщество, которое активно выступает в защиту коллег и борется с неэтичным поведением некоторых корреспондентов. Также благодаря сетевым ресурсам школьники имеют возможность проанализировать газеты и журналы, выпускаемые их ровесниками из других городов нашей страны. А экскурсия в редакцию «КТВ-Луч» помогает школьникам лучше понять, как работает редакционный коллектив, какие требования предъявляются к журналисту и т.п.

    Важное значение имеет и накопленный моими коллегами методический опыт преподавания курса журналистики в школе. Мною проанализировано немало работ педагогов, например, Г.В. Лазутиной, Ю.А. Агафоновой и др. Удачные, на мой взгляд, приемы я включаю в свои занятия.

    Таким образом, уроки журналистики становятся информационно насыщенными и методически разнообразными. В итоге девятиклассники демонстрируют довольно грамотные зачетные работы, и более 50 % слушателей курса указывают в анкетах журналистику как возможный вариант дальнейшей профессиональной деятельности.

    В данной работе я представляю методическую разработку 4 занятий по теме «Журналистика как вид деятельности и профессия». В эти уроки включены различные методические и информационные ресурсы: фильм, снятый учениками нашей школы - слушателями моего курса, лекции, анализ предлагаемых материалов, самостоятельная работа с указанными источниками, активные ссылки на интернет сайты, ролевые игры.

    В помощь преподавателю также мною создано несколько презентаций по курсу «Азбука журналистики», которые размещены в приложениях к данной работе.

    Методическая разработка уроков по теме

    «Журналистика как вид деятельности и профессия»

    (4 занятия)

    Задача: пробудить интерес девятиклассников к такой профессии, как журналистика, раскрыть ее привлекательные стороны.

    Цели: дать представление о журналистике как профессии и виде деятельности;

    дать представление о печатных и электронных СМИ;

    сформировать понимание целевой аудитории;

    дать представление об этико-правовых основах деятельности журналиста; создать собственный кодекс журналиста школьного СМИ;

    дать представление о структуре редакции и распределение функций в ней.

    Рассматриваемые понятия: Профессия – журналист. Понятие информации. Работа журналиста для обеспечения потребностей общества в новой информации.

    Виды средств массовой информации. Газета и журнал. Особенности радио- и тележурналистики. Интернет-СМИ. Целевая аудитория.

    Этико-правовые основы журналистики. Закон РФ о СМИ. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Этические кодексы и нормы журналистского поведения.

    Структура редакции и распределение функций в ней.

    Занятие 1-2.

    Слово учителя: Все, наверное, смотрели хотя бы одну серию «Маргоши», сериала, действия которого происходят в редакции глянцевого журнала для мужчин. На первый взгляд все выглядит солидно: работа кипит, журнал выходит, продажи растут. Но за всей этой яркостью абсолютно не видно настоящей работы журналистов и сотрудников смежных профессий. Мы же на наших занятиях заглянем в суть журналистики, узнаем, с чего начинаются и политические, и развлекательные, и глянцевые и любые другие издания.

    И сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм, который был снят учениками нашей школы в 2011 году, слушателями курса «Азбука журналистики». Он расскажет вам о том, чем мы будем заниматься на наших уроках.

    Демонстрация фильма «В журналисты я пойду, пусть меня научат» (Приложение 1).

    Слово учителя: Итак, наша первая тема: «Профессия - журналист» 

    И первый вопрос: Как вы думаете, для чего существует журналистика, какую роль она играет в жизни общества? (Дети должны ответить, что журналистика существует для того, чтобы обеспечивать общество информацией.)(Приложение 2)

    Верно. Именно информация и является основой деятельности журналиста. Информация – от лат. infomatio – разъяснение, изложение, первоначально означало сведения, передаваемые устным, письменным и другим способом.

    Но для журналиста сегодня это – актуальные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Любая информация, предназначенная для большого количества людей, становится массовой. В Законе РФ «О средствах массовой информации» под ней понимается «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы». Таким образом, вся информация, которую мы получаем из газет, журналов, телевидения, интернета, является массовой. 

    Значит, журналистика – это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.).

    Практикум: Игра «Трансформация информации» (текст можно подготовить заранее с несколькими слушателями курса). По окончании игры участники должны сделать выводы, почему произошла такая потеря и искажение информации.

    Вывод: запись в тетрадях «золотых правил» журналиста при получении информации.

    Слово учителя: Однако чтобы хорошо выполнять свою работу, журналист должен иметь склонность к этой профессии, обладать рядом профессиональных качеств. Это и есть наша следующая тема.

    Тема: «Профессиональные качества журналиста».

    Слово учителя: Какими, качествами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий журналист?

    В итоге беседы школьники должны прийти к осознанию следующих понятий: объективность, беспристрастность, толерантность, коммуникабельность, оперативность, умение ладить с коллегами, работать в коллективе (ответственность каждого журналиста за имидж всей редакции), грамотность, интеллектуальность и др.

    По мере того как обсуждается данный вопрос, школьники на доске делают «ромашку», лепестки которой заранее приготовлены учителем. На них фломастером записываются качества журналиста.

    Далее девятиклассникам предлагается работа с материалами статьи «Журналист: профессия или призвание» (http://planetahr.ru/publication/2019). Слушатели курса самостоятельно анализируют материал, дополняют свои ответы. 

    Рефлексия: запишите в своих тетрадях, какими из этих качеств обладаете вы.

    В указанной статье школьники также находят информацию о плюсах и минусах этой профессии и стараются ответить для себя на вопрос «Буду ли я рассматривать профессию журналиста в качестве возможного выбора в будущем?»

    Ролевая игра (в парах): мама-дочь (сын). «Мама» не пускает любимого ребенка учиться на журналиста, потому что … (задача - перечислить отрицательные стороны журналистики). «Ребенок» старается убедить родителя в привлекательности выбранной профессии.

    Обсуждение: Кто был более убедительным? Почему? (следует отметить, что умение говорить, убеждать, аргументировать очень важно для журналиста).

    Игровое упражнение  «Имя +».

            Задачи: развитие коммуникативных способностей, памяти и внимания.

            Описание: все участники сидят или стоят в кругу. Первый участник называет свое имя и на его первую букву придумывает прилагательное, которое бы его характеризовало. Например, «Лена, ласковая», «Таня, темпераментная» и т.д.  Потом передает мягкую игрушку следующему участнику, который должен повторить имя предыдущего игрока и добавить свое собственное. Так повторяется, пока круг не замкнется. Труднее всего придется последним игрокам, ведь им предстоит вспомнить имена и прилагательные почти всех участников тренинга, которые были перед ними.         Если игроки видят, что их товарищ забыл имена или прилагательные, они могут напомнить их.

            Обсуждение: легко или тяжело было запоминать имена игроков, стоящих в кругу?

    Слово учителя: Однако, будучи даже профессионалом высокого класса, журналист не должен забывать еще об одном важном моменте – законности и этичности своих действий. Итак, третья тема

    Тема: «Играем по-честному. Этико-правовые основы деятельности журналиста»

    С законом не шутим

    Слово учителя: Вы, конечно, слышали, что журналистику называют «четвертой властью». Почему? Дело в том, что, получив в 50-е годы прошлого столетия повсеместное распространение, журналистика стала настолько глубоко проникать в жизнь общества, воздействовать на мнение людей в масштабах мира, что возникла необходимость регламентировать деятельность журналистов законодательно. «Свобода слова и мысли», закрепленная в Конституции РФ, позволяет журналистам говорить практически обо всем, но это не значит что репортерам позволено все. В той же Конституции, в ст. 29, гарантируется свобода слова и мысли, поиск, получение, передача, производство и распространение информации любым, НО ЗАКОННЫМ способом.

    Деятельность журналистов регламентируется также законами «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе» и др.

    Наиболее важен для журналиста Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», где определены его права и обязанности. (Ребятам раздается распечатка «Права и обязанности журналиста»)

    Не менее важно и знание Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Этот закон регулирует отношения между создателем того или иного произведения (авторами) и людьми, использующими его для чего-либо. Авторские права распространяются на произведения, существующие в письменной, устной, звуко- и видеозаписи и др. Официальные документы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, не являются объектами авторского права.

    Практикум: А теперь вашему вниманию отрывок из книги В. Аграновского «Вторая древнейшая».

    «Некоторое время назад "Комсомольская правда" опубликовала мой очерк "Искатели" [6]. В нем шла речь о молодом инженере-конструкторе Анатолии Пуголовкине, работающем на заводе имени Лихачева. Два "подвала", по-газетному - "распашка", примерно строк семьсот. С момента публикации минуло полтора года, и вот однажды кто-то присылает мне из Белоруссии республиканскую молодежную газету с очерком "Начало". В нем шла речь о конкретном человеке, молодом инженере-исследователе Минского автозавода Василии Дыбале. У меня в очерке: "Через какое-то время Анатолий Пуголовкин вызовет у потомков не меньший интерес, чем тот, который испытываем мы сами к рядовым представителям прошлых поколений. Внукам и правнукам тоже захочется знать, как он выглядел, о чем думал, как работал, какие пел песни и какие строил планы..." Очерк "Начало" имел такое вступление: "Возможно, через какое-то время Василий Дыбаль вызовет у потомков не меньший интерес, чем тот, который испытываем мы сами к рядовым представителям прошлых поколений. Внукам и правнукам тоже захочется знать, как он выглядел, о чем думал, как работал, какие пел песни и какие строил планы..."

    Ну ладно, бывают совпадения. Смотрю дальше. Мой очерк разбит на маленькие главки: "Внешний вид", "Черты его характера", "Образ его мышления", "Как он работает", "Его духовный мир" и т. д. "Начало" также состоит из небольших главок: "Внешний вид", "Черты его характера", "Образ его мышления"... Ну что ж, и такое возможно. А посмотрю-ка, что "внутри" материала, - ведь герои-то разные! Читаю и не верю своим глазам. У меня: "Было время, Анатолий Пуголовкин думал, что от него и от таких, как он, ничего не зависит..." В очерке "Начало": "Было время, Василий Дыбаль думал, что от него и от таких, как он, ничего не зависит..." У меня: "А читает Анатолий, честно говоря, мало. Разумеется, газеты, журналы - это да. А книги редко: нет времени. Но если уж читает, то отдает предпочтение документальной прозе, а не "бытовому роману", делая исключение только для классиков". В "Начале": "А читает Василий, честно говоря, маловато. Разумеется, газеты, журналы - это да. А книги редко: нет времени. Но если уж читает, то отдает предпочтение документальной прозе..."

    Вопрос: Какой закон нарушил белорусский журналист? (Дети отвечают, что закон об авторстве)

    Слово учителя: Верно. И не только. Еще журналист преступил этические нормы профессионального сообщества. Аграновский продолжает:

    «Короче, чистый плагиат - очень редкий в документалистике. Только другая фамилия реально существующего человека, а все остальное - слово в слово. Разные герои, а все у них одинаково, одно и то же читают, одно и то же едят, озабочены одними проблемами, успехи одни и те же, говорят одинаковые слова и думают тютелька в тютельку. При этом автор "Начала" не боится не только самого плагиата, но, вероятно, и разоблачения - ни с моей стороны, ни даже со стороны Василия Дыбаля и его ближайшего окружения!»

    Учитель: Скажите, как бы вы как авторы поступили в данной ситуации? (Школьники высказываются: кто-то утвердится во мнении, что следует наказать плагиатчика, в кто-то, может быть, наоборот, ответит, что не стоит связываться – времени-то прошло немало.)

    Учитель: А вот Аграновский поступил так:

    «Мне бы гордиться: и я сподобился, вышел в классики, если цитируют. А тут еще в одном уважаемом издании, прослышав о случае редкого плагиата, предлагают публично "пригвоздить" автора "Начала". Я же не только сам отказался писать разоблачение, но и другим запретил. Потому что не гордиться мне нужно, а краснеть: написал своего героя так, что получился не образ, а костюм, пригодный на любую фигуру. Выходит, не заметил я в Анатолии Пуголовкине ничего такого, что "не налезало" бы на Василия Дыбаля...». Это к слову о таланте журналиста, о котором речь пойдет позже.

    Журналистам при выполнении своих обязанностей нередко приходится сталкиваться с ущемлением своих прав. Однако порой они и сами нарушают закон, как мы видели из примера. Фонд защиты гласности тщательно отслеживает и те и другие случаи и ведет в журнале «Журналист» рубрику под названием «Хроника беззакония».

    Приведем примеры из выпусков «Журналиста» на сайте www.journalist-virt.ru (просмотреть номера «Журналиста» «Хронику беззакония»).

    Задание: А теперь найдите в «Хронике беззакония» сайта «Журналист» случаи нарушения, которые допускают сами журналисты.

    Учитель: Как вы считаете, всю ли информацию, которую добывает журналист, можно распространять?

    Учитель: Конечно, нет. В журналистской среде существуют еще и нормы профессиональной этики.

    Этику не нарушаем

    Профессиональная этика журналиста – это не зафиксированные юридически, но принятые в журналистском сообществе моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. Главные ее регуляторы – чувство долга и ответственности, которые выражаются в таких базовых принципах, как правдивость, объективность, гуманизм, народность, демократизм.

    Считается, что первые профессиональные этические кодексы журналистов появились в 20-е годы прошлого века. Они создаются для того, чтобы пополнить существующие законодательные документы.

    К основным этическим требованиям относятся недопустимость искажения фактов, слов, событий; вторжения в частную жизнь, профессиональные тайны людей без их ведома и согласия; распространения приватных сведений и конфиденциальных источников; присвоения права говорить от имени других людей; провокационных сообщений.

    Один из главных критериев работы журналиста «не навреди» своему персонажу. И еще: неэтично выбирать героями своих материалов близких родственников. Неэтично, когда средства массовой информации поливают грязью публичных людей или друг друга, дабы повысить свой рейтинг. Если ваш респондент не дает согласие на обнародование полученной вами информации, вы не должны этого делать. Если вас просят не указывать на источник информации, журналист обычно выбирает формулировку типа «по словам одного из сотрудников» или как «Хронограф», «…» . (Школьникам раздается «Кодекс профессиональной этики российского журналиста»)

    Задание (в портфолио): разработать собственный кодекс журналиста школьного СМИ (в помощь школьникам можно предложить материалы сетевого ресурса http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm). Принести газету и журнал.

    Занятие 3.

    Тема: «Они такие разные. Средства массовой информации» (15 мин.) (Приложение 3)

    Вопрос: Какие СМИ вы знаете? (Как правило, девятиклассники называют все виды СМИ. Задача учителя расширить знания школьников о средствах массовой информации.)

    Слово учителя: Все СМИ делятся на два вида – прессу и электронные.

    Пресса – газеты и журналы – отличается тем, что рассчитана на визуальное восприятие информации. Главное ее достоинство – возможность прочтения материалов в любой удобный момент, возможность быстрого, обзорного ознакомления с материалами. Тексты можно перечитывать по нескольку раз. Печатные СМИ воздействуют на аудиторию с помощью визуальных образов, поэтому в них широко используется фотография, карикатура, графика и другие элементы оформления.

    Газеты и журналы различаются по характеру предоставляемой информации и внешним признакам.

    Газета (от венец. gazetta – венецианская разменная монета) – периодическое издание, цель которого – оперативно передавать информацию о событиях общественно-политической, культурной, спортивной и иных сфер жизни. Газеты могут быть разной периодичности: от ежедневных до одного-двух раз в месяц. Они имеют разные форматы и тиражи.

    Журнал (от лат. diurnalis – ежедневный) предназначен для оперативного освещения хода событий. Перед журналом стоит задача анализа фактов, выявление причинно-следственных отношений между ними, на основе чего создается целостная картина действительности. Внешне журнал отличается тем, что должен быть сброшюрован и иметь обложку.

    Электронные СМИ: радио, телевидение, сетевые издания.

    Радио: информация рассчитана на аудиальное восприятие. Радио оперативнее печатных СМИ, поскольку имеет возможность мгновенно передавать информацию в эфир, в т.ч. и с места событий. Преимущество – использование в эфире различных звуков, с помощью специально подобранной музыки воздействовать на слушателей, формировать определенное настроение.

    Телевидение – самое распространенное сегодня СМИ, т.к. объединяет в себе возможности аудиального и визуального восприятия информации. На телевидении можно создать «эффект присутствия» на месте событий.

    Общий минус радио и телевидения – необходимость аудитории подстраиваться под сетку вещания и невозможность просмотра и прослушивания передач без надлежащих условий (электроэнергия, приемники, телевизор).

    Электронные СМИ возникли в глобальной сети. Особенность – получать аудиовизуальную и текстовую информацию одновременно, оперативность. Недостаток – для просмотра и прочтения необходим компьютер, подключенный к интернету.

    Электронная пресса делится на «клоны», «гибриды», «оригиналы». И у каждого СМИ есть своя аудитория, для которой оно работает.

    Практикум:

    1) Используя материалы сайта «1 сентября» http://festival.1september.ru/articles/310091/, определите, какие виды школьной газеты могут выходить в нашей школе; подберите возможную тему номера к каждому виду.

    2) Создание презентации-анализа любого СМИ по заданному плану: тип издания, периодичность, тираж, рубрикатор, тематика, целевая аудитория. (Пример презентации Приложение 4)

    Рефлексия: просмотр презентаций, обсуждение наиболее удачных находок, креативного подхода, советы по исправлению недочетов (неполноты информации, формулировок и т.п.)

    Тема: «Структура редакции и распределение функций в ней» (Приложение 3)

    - Следующее наше занятие пройдет в форме экскурсии. Мы посетим редакцию телеканала «КТВ-Луч». Поэтому мы предварительно должны познакомиться со структурой редакции и распределением функций в ней. Это и есть наша следующая тема.

    - Нажмите ссылку http://festival.1september.ru/articles/310091/. Определите и начертите в тетрадях структуру редакции школьной газеты.

    Информация для учителя: редакция газеты – это сложная система, от слаженной работы которой зависит успешность самого издания. В редакции работают специалисты разных направлений, и каждый из них занимает определенную должность.

    Главный редактор – руководитель газеты, журнала, теле- или радиоканала организует и контролирует работу в редакции и соответственно несет ответственность за все. В его функции входят забота о материально-технической базе, организация творческого процесса, налаживание связей редакции с читателями и собственно редактирование, творческая деятельность. В журналистской среде говорят: «Каков редактор – такова и газета».

    Заместитель главного редактора – второе лицо в редакции. В крупных редакциях заместителей может быть два, три и больше. Если заместителей несколько, между ними распределяются функции, например: одни – по творческой части, второй – по рекламе, третий – по административным вопросам и т.д. Такое распределение обязанностей связано с особенностями периодического издания.

    В редакционную коллегию входят руководители редакционного коллектива: главред, его заместители, ответственный секретарь, заведующие (редакторы) отделов, в некоторых изданиях и ведущие журналисты. Редколлегия создается для того, чтобы коллективно обсуждать и принимать решения по важнейшим редакционным вопросам, будь то публикация в номере сенсационного расследования, которое может иметь далекие последствия, или переход на новые расчеты заработной платы.

    В последнее время в редакциях появилась новая должность – креативный директор. В обязанности человека, занимающего эту должность, входит создание и сохранение творческого «лица» газеты, ее своеобразия.

    Ответственный секретарь выполняет функции оперативного руководства газетой. Вся текущая деятельность по планированию работы редакции (ежедневному, недельному, месячному, годовому) и контролю за выпуском газеты лежит на нем. В его обязанности входит также руководство работой корреспондентов, фотографов, художников, организация и координация работы творческих и технических отделов редакции и т.д.

    В небольших газетах штат секретариата зачастую ограничивается ответственным секретарем, в больших, наоборот, он очень представителен: у ответственного секретаря есть ряд заместителей, каждый из которых занимается организацией деятельности своего направления (н-р, выпуска тематических страниц).

    Редакция, как правило, подразделяется на отделы, которые освещают какие-то отдельные сферы общественной жизни. В газете универсальной тематики это могут быть отделы экономики, политики, образования, культуры, спорта и т.д. В крупных редакциях отделы могут быть разделены на подотделы. Количество сотрудников в отделах варьируется в зависимости от штата редакции и концепции издания. В одном издании в отделе политики могут быть 1-2 человека, в другом – несколько десятков человек. Если газета выходит в агараном регионе, скорее всего, у нее будет соответствующий отдел. Если молодежные проблемы не рассматриваются как отдельный аспект деятельности издания, соответственно и отдела такого не будет.

    Отделы и подотделы – это основная творческая часть редакции, где работают непосредственно журналисты и художники. В отделах обрабатываются материалы внештатных авторов и собственных корреспондентов, письма читателей.

    Основную работу по поиску и предоставлению информации в редакции выполняют корреспонденты. Специальный корреспондент – это журналист высочайшего класса, которому доверяют самые сложные и ответственные задания. Такой журналист должен обладать аналитическим умом, быть оперативным и мобильным. Специального корреспондента называют разъездным.

    Собственный корреспондент – это журналист, который постоянно находится в каком-либо регионе, представляя там свою газету, с одной стороны, а с другой – представляя этот регион в своем издании или программе.

    Системный администратор не имеет к журналистике прямого отношения. Современные редакции оснащены компьютерной техникой, за которой нужно постоянно следить, устранять неисправности. Кроме того, системный администратор обеспечивает безопасность компьютерной сети и выполняет сугубо технические обязанности.

    Составлением страниц (полос) газеты определенного размера из набранных строк, заголовков, иллюстраций в соответствии с разметкой или макетом с помощью специальных компьютерных программ занимаются верстальщики. Они соединяют журналистские тексты и элементы оформления в единое целое, создавая тем самым газетную полосу.

    Телевизионная редакция не может существовать, без перечисленных работников редактората и творческой части редакции и еще без операторов, режиссеров, звукорежиссеров, стилистов, ответственных за компьютерное оформление и за декорации в студии, осветителей и т.д.

    Конечно, в каждом издании или телепрограмме своя структура редакции, но наиболее важные сотрудники – редакторы и журналисты – присутствуют обязательно. Однако помните, какой бы совершенной и профессиональной не была структура редакции, она будет малофункциональной, если коллектив не представляет собой слаженного механизма. Недаром одним из профессиональных качеств журналиста (впрочем, как других работников редакции) мы называли умение работать в команде.

    Каждый сотрудник должен отчетливо осознавать, что он является частью команды, а для этого необходимо научиться сочетать свободу с дисциплиной. Без свободы невозможен творческий процесс, без дисциплины нельзя наладить работу.

    Практикум: конечным результатом наших занятий должен стать выпуск номера школьной газеты. Поэтому, следуя правилам производства, из нашей группы мы создадим редакцию. И сейчас мы выберем с вами редакторат, творческих работников и технических исполнителей номера.

    Домашнее задание: подготовить вопросы для работников редакции «КТВ-Луч»

    Занятие 4. ПРАКТИКУМ.

    «Лучше один раз увидеть»

    Экскурсия в редакцию одного из городских СМИ. (Об этом – репортаж в школьный номер газеты.)

    Цель – показать вживую работу редакции, дать возможность школьникам как можно больше узнать о работе журналиста от профессионалов.

            Рефлексия: Что вам понравилось во время экскурсии? Какие вопросы были наиболее удачными? Узнали ли вы что-то новое для себя? Насколько теперь профессия журналиста стала для вас привлекательной? Или вы предпочитаете оставаться зрителями и читателями?

    (Приложение 5)

    Список используемой литературы

    1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
    2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
    3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=21)
    4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс

    http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)

    1. В помощь начинающим журналистам. Под ред. Козева Н., Синцова П. – М.: изд-во «Правда», 1964.
    2. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967.
    3. Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.
    4. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019)
    5. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. – М., 2004.
    6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.
    7. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.
    8. Лепилкина О.И Азбука журналистики. – М.: «Вентана-Граф», 2007.
    9. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
    10. Материалы журнала «Журналист».
    11.  Профориентационные игры. В помощь психологу. (Сетевой ресурс http://www.psiholognew.com/igra01.html)
    12. Роль школьной газеты в процессе социализации подростка. - Самарский внешкольник, информационно-методический журнал. (Сетевой ресурс http://sam-vneshkolnik.narod.ru/page3.htm)
    13. Спирина Н.А. Журналистика в школе. (Сетевой ресурс http://festival.1september.ru/articles/310091/)
    14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
    15. Фильм «В журналисты я пойду, пусть меня научат» (Снято: г. Сызрань, ОУ СОШ №10, 2011 г.)
    16. Шостак М.И Журналист и его произведение. – М., 1998.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Азбука журналистики Свечкова А.Н. г. Сызрань Самарской области

    Слайд 2

    Информация - это всё. «Владеющий информацией владеет миром» Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке, хранению и периодическому распространению актуальной социальной информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение и т.д.) Этико-правовые основы деятельности журналиста. С законом не шутим Этику не нарушаем

    Слайд 3

    Профессиональные качества журналиста Объективность (говорить только правду) Беспристрастность (констатировать факт и, только исходя из него, давать оценку происходящему. Ваше личное отношение к факту не должно выражаться) Принципиальность (как гражданин и личность журналист имеет право на собственную точку зрения) Толерантность (пренебрежение чужим мнением не только показатель отсутствия уважения к человеку, но и более длинный путь к подлинной сути вещей) Коммуникабельность (умение устанавливать контакты и связи, общаться) Оперативность (работа с информацией не терпит промедления) Грамотность (владение нормами того языка, на котором журналист говорит и пишет)

    Слайд 4

    Виды средств массовой информации Газета (венецианская монета gazette - столько стоил рукописный лист, распространяемый в Венеции) - оперативно передаёт информацию о событиях различных сфер жизни. Газеты имеют различные форматы и тиражи. Журнал (лат. diurnal is – ежедневный) - анализирует факты, выявляет причинно-следственные отношения между ними, на основе чего создается целостная картина действительности.

    Слайд 5

    Электронные СМИ Радио – информация рассчитана на слуховое восприятие. Текст должен быть доступен и понятен слушателю. Речь радиожурналиста должна быть грамотной и внятной. Телевидение – объединяет в себе возможности аудиального и визуального восприятия информации. Тележурналист должен не только грамотно и внятно говорить , но и быть телегеничным. Электронная пресса – возникла в сети Интернет. Объеденяет в себе возможность получать и аудиовизуальную, и текстовую информацию. Выходит очень оперативно. Электронная пресса «клоны» «гибриды» «оригиналы» сетевые версии предлагают информацию проекты, изначально возникшие в традиционных СМИ трад. СМИ и собственную Сети и не имеющие прототипов среди трад. СМИ

    Слайд 6

    Типы СМИ (в зависимости от аудитории) Общественные Региональные Местные Женские Мужские Молодёжные Детские Семейные Профессиональные Религиозные и т.д.

    Слайд 7

    Основные виды сбора информации Работа с документами Наблюдение Общение с людьми Пресс-конференции «Круглые столы»

    Слайд 8

    Структура журналистского текста Все начинается с заголовка Лид Основная часть Подпись

    Слайд 9

    Основные публицистические жанры Заметка Репортаж Интервью Статья Фельетон Очерк Рецензия Эссе Отчет

    Слайд 10

    Редактирование Из чего складывается редактирование Учимся видеть ошибки Никуда без корректуры

    Слайд 11

    Как сделать газету продаваемой Экономика и маркетинг СМИ Изучаем рынок и потребителей информации Проводим опрос аудитории (учеников, учителей и родителей): «Какая информация им нужна?» Продвигаем СМИ Анализируем другие издания. Придумываем рекламный слоган для своего СМИ, развлекательные и интеллектуальные «игры», определяем цену.

    Слайд 12

    Проект. Разработать проект школьной (или молодежной) газеты (теле- или радио передачи): Определение аудитории (старшеклассники, вся школа, старшеклассники и учителя, учителя и родители, школа и близлежащий район и т.д.) Определение целей и задач с учетом аудитории и конкурентоспособности Название рублик с учетом аудитории, целей и задач Объём (время для передачи или количество полос в газете), расположение рублик и особенности оформления с учетом целей и задач Предполагаемый источник доходов Способы продвижения на рынок (рекламный слоган, рекламная акция, объявления и т.д.)

    Слайд 13

    Номер газеты Дизайн газеты Формат и объем Графическая модель Создаем макет Оформляем заглавную часть Колонтитулы и плашка

    Слайд 14

    Вставляем текст и иллюстрации Делим полосы на колонки Оформляем заголовочный комплекс Выбираем шрифт Размещаем фотографии Дополнительные графические средства

    Слайд 15

    Ресурсы: Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. В помощь начинающим журналистам. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. Гуревич С.М. Номер газеты. Дизайн школьных газет и журналов. Дубина Н. Дизайн. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. Лепилкина О.И Азбука журналистики. Лукина М.М. Технология интервью. Материалы журнала «Журналист». Работы студентов института им. Наяновой. Скоробогатько В. Школа дизайна. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. Шостак М.И Журналист и его произведение.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Они такие разные. Средства массовой информации Свечкова А.Н., учитель русского языка и литературы ОУ СОШ № 10 г. Сызрань

    Слайд 2

    ПРЕССА Газета (от венец. gazetta – венецианская разменная монета) – периодическое издание, цель которого – оперативно передавать информацию о событиях общественно-политической, культурной, спортивной и иных сфер жизни. Газеты могут быть разной периодичности: от ежедневных до одного-двух раз в месяц. Они имеют разные форматы и тиражи. Журнал (от лат. diurnalis – ежедневный) предназначен для оперативного освещения хода событий. Перед журналом стоит задача анализа фактов, выявление причинно-следственных отношений между ними, на основе чего создается целостная картина действительности. Внешне журнал отличается тем, что должен быть сброшюрован и иметь обложку.

    Слайд 3

    Электронные СМИ Радио: информация рассчитана на аудиальное восприятие; оперативнее печатных СМИ, поскольку имеет возможность мгновенно передавать информацию в эфир; преимущество – использование в эфире различных звуков Телевидение: самое распространенное сегодня СМИ, объединяет в себе возможности аудиального и визуального восприятия информации; можно создать «эффект присутствия» на месте событий.

    Слайд 4

    Сетевые издания Возникли в глобальной сети. Их особенность – возможность для потребителя получать аудиовизуальную и текстовую информацию одновременно, оперативность. Недостаток – для просмотра и прочтения необходим компьютер, подключенный к интернету.

    Слайд 5

    Электронная пресса делится на: Клоны – это сетевые версии традиционных СМИ, их большинство («Известия» - www.izvestia.ru ; «Комсомольская правда» - www.mk.ru ; «Радио России» - www.radiorus.ru ; «Первый канал» - www.1tv.ru ) Гибриды – предлагают как информацию традиционных СМИ, на базе которых они созданы, так и собственную («Независимая газета» - www.ng.ru ; канал НТВ – www.ntv.ru ) Оригиналы – проекты, изначально возникшие в Сети и не имеющие прототипов среди традиционных СМИ («Газета.Ру» - www.gazeta.ru ; «Журнал.Ру» - www.zhurnal.ru )

    Слайд 6

    Сетевые издания Интернет-газеты

    Слайд 10

    Интернет – издание www. sovetnik.ru sovetnik.ru - интернет-газета новостей российского и зарубежного PR-сообществ. Учредитель - редакция профессионального журнала "Советник" и компания "Интернет Медиа Холдинг". Первоначально www.sovetnik.ru создавался как электронная версия профессионального журнала о связях с общественностью. Несмотря на то, что сайт sovetnik.ru является, по сути, электронной версией одноименного журнала, всё же дополнен другими разделами

    Слайд 11

    Взаимодействуем с аудиторией

    Слайд 12

    Именно аудитория определяет, какой быть передаче, газете или журналу. Вся аудитория делится на реальную (которая является потребителем данного СМИ) и потенциальную (которая могла бы стать реальной). Любая редакция изучает обе разновидности аудитории.

    Слайд 13

    Виды исследования: опрос (предполагает ответ на один или несколько вопросов большого количества людей); анкетирование (вопросы задаются в письменной форме, они бывают открытые – развернутый ответ, закрытые – «да», «нет», комбинированные); - телевидение использует электронный счетчик, который подключается к телевизору и показывает, какой канал включен. Так определяется рейтинг передач.

    Слайд 14

    Формы взаимодействия с аудиторией переписка, «горячий телефон», «прямая линия», читательские конференции, творческие вторники, пресс-клубы, общественные приемные и т.д.; письма читателей.

    Слайд 15

    Структура редакции и распределение функций в ней

    Слайд 16

    Редакция газеты – это сложная система, от слаженной работы которой зависит успешность самого издания. В редакции работают специалисты разных направлений, и каждый из них занимает определенную должность.

    Слайд 17

    Структура редакции Главный редактор Заместитель главного редактора Ответственный секретарь Отдел экономики Отдел политики Фотографы Верстка Корректура Отдел информации Рекламная служба


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Газета "Рыбак рыбака" Подготовила Бульхина Регина 9В класс ОУ СОШ № 10 г. сызрань

    Слайд 2

    Периодичность: еженедельно Тираж: 35 000 экз. Тип издания: газета Тематика издания: Спорт, охота, рыболовство Издательство: Издательство Ихтис Медиа

    Слайд 3

    В газете используются цветные иллюстрации, красочные живые фотографии

    Слайд 4

    Краткое содержание: В газете печатаются полезные, а порой необходимые материалы которые заинтересуют как бывалых рыбаков, уже знакомых с изданием, так и новую армию поклонников рыбалки. Обширный круг тем распределяется по основным рубрикам газеты.

    Слайд 5

    На страницах газеты опытные рыболовы раскроют секреты своего успеха. Любители путешествий узнают подробности об отдаленных укромных уголках нашей страны, до сих пор богатых рыбными запасами. Читатели откроют для себя неизвестные способы ловли рыбы, смогут, руководствуясь советами специалистов, не растеряться в рыболовном магазине перед стендом с многообразием, казалось бы, на первый взгляд, одинаковых снастей; своевременно узнать о новинках рыболовного рынка.

    Слайд 6

    Сегодня в рубрике: Рыбалка. Здесь помещаются материалы, касающиеся непосредственно процесса ловли. Авторов об особенностях рыбной ловли в самых разных уголках России. Снасти, снаряжение . В этой рубрике подробно обсуждаются снасти, приманки и рыболовное снаряжение. Охрана природы. Эта тема – одна из центральных для еженедельника. Здесь рассматриваются различные вопросы борьбы с браконьерством, проблемы загрязнения водоемов.

    Слайд 7

    Рыбоведение. Эта рубрика посвящена тем достижениям естественных наук (прежде всего, ихтиологии и гидрологии), которые могут представлять интерес, в том числе и практический, для широкого куга рыболовов. Большая рыбалка. В этой рубрике вы найдете интересные фотографии, рассказы о рыбных местах, описания приемов, способов, тонкостей рыбалки, информацию о повадках рыб, о том, как и где лучше ловить какую рыбу и многое-многое другое, без чего не обходится рыбалка.

    Слайд 8

    Рассказ. Этот раздел газеты посвящен художественной литературе о рыбалке

    Слайд 9

    Известные Российские рыболовы: Мастера спорта: Евгений Константинов, Владимир Габелев, Станислав Радзишевский, Алексей Цессарский, Максим Балачевцев, Александр Гуськов, Андрей Яншевский, Александр Неймарк, Сергей Цехмистренко, Юрий Заславский и многие другие.

    Слайд 10

    Благодаря газеты« Рыбак рыбака! » любители ловли рыбы научатся «читать» любой незнакомый водоем, ловить на самую современную снасть, в любых условиях, в любое время года.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевая культура журналиста как коммуникативный практикум в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики»

    Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Социальным заказом сов...

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"

    Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....

    Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"

    Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

    Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

    Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"

    Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...

    Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"

    Статья "Возможности  курса «Азбука  журналистики»  в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"...

    программа кружка "Азбука журналистики" для учащихся 5-7 классов

    Кружок «Азбука журналистики» объединяет учащихся 5-7 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов....