Речевая культура журналиста как коммуникативный практикум в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики»
методическая разработка (9 класс) по теме

Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и «говорящего» на их языке. Дл молодого человека  XXIвека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать необходимо учиться в школе на уроках русского языка. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как журналистика.

Современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества. Каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а каждый четвертый выпускник мечтает о профессии журналиста.

В современном образовании существует огромная потребность в изучении журналистики, и многие учебные заведения предпринимают попытки обучить своих воспитанников азам журналистского творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ ДПО Самарский  областной институт повышения квалификации
и  переподготовки работников образования

Курсы повышения квалификации

ВБ «Практика деловой коммуникации»

Итоговая работа на тему:

«Речевая культура журналиста как коммуникативный практикум

в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики»»

 

Выполнила Кондрашова Татьяна Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 9  г.о.Кинель

Самарской области

(срок обучения:14 – 18.11. 2011)

Самара 2011

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………....с. 3

Глава 1. Речевая культура журналиста как коммуникативный практикум в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики»…………………………………………..с. 5

Глава 2. Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из важнейших требований к его профессиональным качествам ……………….…………….с. 7

Заключение…………………………………………………………………………..……….с. 17

Список использованной литературы………………………………………………………..с. 18

Введение

Необходимость повышения уровня коммуникативной компетентности на первый план выдвинули новые экономические и социальные условия. Высокая речевая культура очень важна и для развитой экономики, и для успеха в управлении, так как, во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей в рамках различных ситуаций. Во-вторых, межличностная коммуникация является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.

Жизнь общества и образование всегда были тесно взаимосвязаны: развитие общества ставит перед образованием задачу ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Социальным заказом современного информационного общества становится обучение и воспитание подрастающего поколения, ориентирующегося в области средств массовой коммуникации и «говорящего» на их языке. Дл молодого человека  XXI века очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную позицию. Умению компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать необходимо учиться в школе на уроках русского языка. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа курса предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как журналистика.

Современное образование рассматривает журналистику как важный элемент системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам приобщиться к интеллектуальному и духовному потенциалу общества. Каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а каждый четвертый выпускник мечтает о профессии журналиста.

В современном образовании существует огромная потребность в изучении журналистики, и многие учебные заведения предпринимают попытки обучить своих воспитанников азам журналистского творчества.

Эффективная межличностная коммуникация поможет выпускнику средней школы построить грамотно свое выступление в любой ситуации, для любой аудитории.

Целью данной работы является повышение речевой культуры у учащихся в качестве журналиста в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики», который я веду для учащихся 9-ых классов.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

  1.  Изучить существующую психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2.  Выявить условия, средства и способы, способствующие развитию и повышению речевой культуры у учащихся как коммуникативного практикума в качестве журналиста в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики».
  3.  Проанализировать использованные в работе педагогические технологии, позволяющие развить и повысить речевую культуру у учащихся как коммуникативного практикума в качестве журналиста в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики».

Глава 1. Речевая культура журналиста как коммуникативный практикум в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики»

Журналист доносит информацию до своей аудитории с помощью письменной и устной речи. Поэтому, чтобы стать профессионалом в области журналистики, первое, над чем придётся поработать, – это речь.

«Любому журналисту, особенно работающему на радио и телевидении, необходимо уметь выступать перед аудиторией. Независимо от того, является ли он ведущим программы или корреспондентом, выступление должно быть на высоком уровне». [11]

Пресса, выпускаемая учащимися, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

Умение грамотно, интересно, дельно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Программа дополнительного образования «Азбука журналистики» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данному курсу предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко, реализации потребности в коллективном творчестве; эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связи с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами) и учат ориентироваться в других коммуникативных ситуациях. Коммуникативная направленность обучения по предпрофильному курсу даёт учащимся возможность научиться разноплановому общению, в том числе и прививает мыль о важных сторонах делового общения (ведь телевидение, радио, газета, являясь СМИ, в первую очередь должны любую информацию донести точно, грамотно, компетентно), а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе.

Таким образом, актуальность курса «Азбука журналистики», позволяющего развивать коммуникативную компетентность, то есть способности человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, очевидна и не вызывает сомнения.

Коммуникативная компетентность требует постоянных тренировок, направленных на развитие мастерства делового общения. Поэтому одна из задач курса – дать материал для практических занятий, на которых будут развиться умения и приобретаться навыки эффективной коммуникации, в том числе и деловой.

Умение выступать в публичных аудиториях является одной из важных особенностей деятельности человека. Многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Они могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие и себе слушателям.

Но способностями выдающегося оратора наделён далеко не каждый. Многих вообще пугает сам факт выступления на публике. Этой боязнью страдают даже люди, вполне уверенные в себе в других ситуациях. Многих беспокоит необходимость выступлений, , и они стремятся, чтобы их ораторские способности соответствовали их профессиональному мастерству и в других сферах деятельности. Они искренне хотят выйти на трибуну и выразить свои мысли наилучшим образом, но им трудно это сделать. Карьера таких лиц может застопориться, потому что, страшась предстоящего публичного выступления, они ищут любой предлог, чтобы уйти от него или препоручить кому-нибудь. Между тем, люди, которые часто отменяют свои выступления, лишают себя возможности улучшить репутацию.

Именно для таких ребят, которые в будущем вынуждены будут готовить свою речь, и нужны занятия по речевой культуре. При наличии соответствующей тренировки и опыта любой человек может произнести речь, которую положительно оценят и запомнят слушатели. Подготовка таких речей требует работы и знания. Учитель на занятиях по предпрофильному курсу имеет возможность помочь овладеть искусством подготовки и произнесения речей независимо от того, обладает ребенок даром слова от природы или ему требуется помощь и приложение значительных усилий, чтобы стать хорошим оратором.

Учитель знает, что формирование навыков устных и письменных выступлений требует серьезной самостоятельной работы и планомерных усилий. Важна также помощь близких людей, которым ребенок доверяет, а также наличие соответствующих технических устройств, способствующих обеспечению эффективной обратной связи, необходимой при выполнении индивидуальных упражнений.

Глава 2. Речевая культура журналиста – залог успешности его выступления, одно из важнейших требований к его профессиональным качествам

Журналистику часто называют «четвертой властью». Почему? Дело в том, что, получив в 50-е годы прошлого столетия повсеместное распространение, журналистика стала настолько глубоко проникать в жизнь общества, воздействовать на мнение людей в масштабах мира, что возникла необходимость регламентировать деятельность журналистов законодательно. «Свобода слова и мысли», закрепленная в Конституции РФ, позволяет журналистам говорить практически обо всем, но это не значит что репортерам позволено все. В той же Конституции, в ст. 29, гарантируется свобода слова и мысли, поиск, получение, передача, производство и распространение информации любым, но ЗАКОННЫМ способом. Деятельность журналистов регламентируется также законами «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О рекламе» и др. Наиболее важен для журналиста Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», где определены его права и обязанности.

Зная, что представителям этой профессии отводится такая важная миссия, обучающиеся убеждены в необходимости тщательной подготовки своего выступления, отборе лексикона, построении текста, подборе вопросов, в умении вовремя изменить ход беседы, избежав недоразумений и конфликтов. С целью подготовки учеников к деловой коммуникации преподаватель, проводя занятия, предлагает различные речевые ситуации, объясняет сам и просит слушателей курса подобрать соответствующие материалы по темам:

- речь как инструмент деятельности журналиста,

- требования к речи журналиста;

- подготовка к устному выступлению;

- приёмы привлечения и удержания внимания;

- требования к выступающему;

- совершенствование дикции;

- выступление перед аудиторией,

- особенности деловой коммуникации;

- дискуссия (правила для участников и ведущих), её виды и построения;

- обсуждение видео- и аудиозаписей выступлений.

Учитель в результате работы приводит учащихся к мысли, что подготовка к любому выступлению должна быть тщательной. Нельзя надеяться на то, что в нужный момент вам что-нибудь придет в голову. Подготовка состоит из нескольких этапов. Вначале попробуйте сформулировать замысел, ответив на вопросы: для чего и для кого вы будете выступать? Какую манеру общения вы изберете (мягкую или напористую, доброжелательную или критическую)? Что вы хотите получить в итоге? Так вы сможете представить себе образ будущего выступления.

Затем учитель говорит о необходимости приступать к сбору информации. Её анализ позволит выступающему разработать план, в котором будут выделены наиболее важные и выигрышные моменты. Необходимо также продумать форму подачи материала, поскольку от её оригинальности зависит эффективность будущего выступления. Следующий этап (обязательный для начинающих журналистов) – репетиция выступления.

Ведущая программы «Сегодня» на канале НТВ Ольга Белова в блиц-опросе газеты «Известия» однажды сказала: «Нужно чему-то учиться и за собой следить не только в прямо эфире. Не лениться лишний раз заглянуть в словарь, проверить себя, как это правильно пишется и произносится, не рассчитывая на свои знания. Оговорки, конечно, случаются – все живые люди. У меня есть классический пример, как не надо шутить с русским языком: весь день я смеялась над словом «обострилась» (ситуация), я его говорила «обо/стрилась». В итоге в эфире так и сказала: «Ситуация обо/стрилась», - на что мне из аппаратной ответили: «И углу/билась!» Моя бригада до сих пор смеётся над этим. А посоветовать могу только одно: следить за тем, что говоришь, и почаще заглядывать в словарь!»

Когда выступление состоялось, даже если оно было удачным, важно провести его анализ: похвалить себя за удачные моменты, отметить то, что не получилось, сделать выводы.

 Коммуникативная компетентность требует постоянных тренировок, направленных на развитие мастерства делового общения. Поэтому основной задачей курса является дать материал для практических занятий, на которых будут развиться умения и приобретаться навыки эффективной коммуникации.

Каждый вид выступления имеет свои особенности, в том числе и в композиционном построении:

Вступление

Задачи:

- вызвать интерес к теме;

- установить контакт с аудиторией;

- подготовить слушателей к восприятию речи.

Приемы привлечения внимания:

- обращение;

- изложение цели выступления, обзор главных моментов, которые предстоит сообщить;

- прием сопереживания;

- парадоксальность ситуации;

- апелляция к интересам аудитории;

- прием соучастия;

- обращение к событиям, неизвестным аудитории;

- апелляция к географическим или погодным условиям;

- обращение к речи предыдущего оратора (ораторов);

- апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации;

- апелляция к собственной личности;

- юмористическое замечание;

- вопросы к аудитории.

Основная часть

Задачи:

- сообщить информацию;

- обосновать свою точку зрения;

- убедить аудиторию;

- побудить слушателей к конкретным действиям.

Принципы построения:

Информационная речь

Агитационная речь

Хронологический

Пространственный

Описательный

Сравнительный

Причинно-следственный

Индуктивный

Дедуктивный

По аналогии

Причинно-следственный

Тактический

Заключение

Задачи:

- суммировать сказанное;

- повысить интерес к предмету речи;

- подчеркнуть значение сказанного;

- поставить задачи;

- призвать к непосредственным действиям.

Методы:

- краткое повторение основных проблем (выводов);

- обобщение сказанного;

- указание перспектив;

- иллюстративная концовка;

- лозунг.

Коммуникация называется деловой, если она находится в сфере официальных отношений и направлена на решение конкретной проблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

Важная особенность делового общения – строгое соблюдение его участниками статусной роли: начальник – подчиненный, партнеры, коллеги и др.

Какую коммуникацию можно считать эффективной?

Когда мы вступаем в общение, мы имеем определённое намерение (коммуникативное намерение):

  1. спросить (получить информацию),
  2.  рассказать (передать информацию),
  3.  призвать к действию,
  4.  повлиять на настроение собеседника,
  5. установить контакт с целью налаживания отношений и т.д.

   При эффективном общении цель говорящего достигается полностью.

Когда мы вступаем в общение, мы имеем определённое намерение (коммуникативное намерение):

  1. спросить (получить информацию),
  2.  рассказать (передать информацию),
  3.  призвать к действию,
  4.  повлиять на настроение собеседника,
  5. установить контакт с целью налаживания отношений и т.д.

Разновидности деловых споров:

- спор

- полемика

- эвристическая беседа

- дискуссия

- диспут

- дебаты

Учащиеся получают представление об особенностях разных видов делового общения.

Дискуссия – обсуждение и согласование интересов. Процесс дискуссионного обсуждения – наиболее важный и значимый структурный элемент коммуникативного этапа переговоров. Его цель – выработать общую позицию для взаимоприемлемых решений. Выбор стратегии и тактик в переговорном процессе зависит от конкретных условий.

Диспут - чаще всего это обсуждение политических споров. Главная цель – найти компромиссное решение проблемы.

Дебаты - такой вид спора, в основе которого лежит обсуждение актуальных вопросов общественно-социального характера, имеющих важное социальное, политическое, философское значение.    В отличие от дискуссии, цель дебатов – это победа, утверждение собственной позиции.

Правила участия в дебатах:

  1. Всегда помните, что цель дебатов – заявить о своей позиции по обсуждаемому вопросу и привлечь сторонников.
  2. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы.
  1. С уважением относитесь к мнению оппонента. Любое мнение – это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование.
  2. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Выступающий должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда» и т.п. аргументами не являются.
  3. Придерживайтесь дружелюбно-нейтрального тона, но, доказывая свою позицию, будьте готовы «добавить огоньку», однако не путайте ораторский пафос с криком на базарной площади.
  4.  Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом («мой коллега, собеседник, оппонент»). Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
  5. Не спорьте ради спора! Не давайте дебатам превратиться в выяснение отношений.
  6. В дебатах могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению.
  7.  Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Относитесь к таким людям терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чем-либо.

Спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо двумя и более лицами. В споре каждая из сторон отстаивает свою позицию. Это борьба мнений по вопросам науки, литературы, политики. Спор возникает там, где отсутствует единое мнение, имеются разногласия.

Вступая в спор, каждый преследует свою цель.

Как убедить партнёров?

Для того чтобы партнеры приняли ваши предложения, они должны быть хорошо аргументированы.

         Доводами служат удачно подобранные примеры, пояснения, почему вы настаиваете на таком способе решения проблемы, а не ином, и почему именно этот способ наиболее эффективен и выгоден, прост и требует меньше затрат.

Помните: сильным считается такой аргумент, который способен убедить вашего оппонента, т. е. он должен быть сильным в первую очередь для него.

Приёмы привлечения внимания

Существуют специальные приемы, позволяющие поддерживать внимание аудитории на достаточно высоком уровне. Назовем наиболее распространенные:

 • Вопросно-ответный ход. Задайте вопрос и сами ответьте на него, выдвиньте возможные сомнения и возражения, выясните их и придите к определенным выводам.

 • Перейдите от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

 • Задайте вопрос одному из слушателей, например: «У вас, я вижу, иная точка зрения?»

 • Подойдите ближе к слушателям, сократите дистанции между говорящим и слушателями, поменяйте позицию

 • Создайте проблемную ситуацию, выдвиньте гипотезу, которую докажете вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). Предложите слушателям ситуацию, вызывающую вопрос: «Почему?», этим стимулируете их познавательную активность

  1. Используйте прием новизны информации, гипотез, и вы заставите аудиторию предполагать, размышлять.

Сделайте опору на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

• Покажите практическую значимости информации

 • Используйте юмор: это позволяет быстро завоевать аудиторию.

 • Ненадолго отступите от темы: это дает возможность слушателям «отдохнуть».

 • Замедлите темп произнесения речи и одновременно ослабьте силу голоса: это привлечёт внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»)

 • Используйте наглядные пособия (таблицы, схемы, макеты, слайды и др.).

Используйте доказательство «от противного».

 •Вспомните цитату из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений.

Всё это поможет вам удержать внимание слушателей.

Интервью - это вербально-коммуникативный метод, основанный на непосредственных ответах респондента на вопросы исследователя

Сферы использования:

  1. статистика
  2. педагогика
  3. журналистика
  4. управление
  5. психология

Организация интервью:

  1. в виде личной беседы,
  2. по телефону,
  3. путём передачи (по телефону или электронной почте) списка интересующих вас вопросов.

Интервьюер определяет тему обсуждения, преимущественно задаёт вопросы, предусматривает лимит времени, проявляет инициативу в общении.

Подготовка к интервью проведение включает в себя исследования, составление списка вопросов (обычно не более 20), создание условий и необходимой атмосферы.

Вопросник - одна из главных составляющих интервью. Важно грамотно составить, это способствует достижению поставленной цели. Обязательно проанализировать вопросы и предполагаемые ответы. Вопросы должны быть открытыми, точными, «по теме», корректными, индивидуализированными.

Достоинства интервью как метода исследования:

  1. Развивает у учащихся коммуникативные и риторические навыки.
  2. Формирует общеучебные умения (выделять главное, вести беседу, анализировать, систематизировать  большие объёмы информации, выступать презентацией).
  3. Подводит к осмыслению нравственной идеи общения.
  4. Учит гибкому, уместному речевому общению.
  5. Вырабатывает умение испытывать различные обстоятельства общения.

Учащиеся узнают, что при деловом общении не обойтись без комплиментов. Комплимент – это приятные слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.

Зачем?

- человек услышал в свой адрес комплимент по поводу определенного качества его личности;
- благодаря функционированию установки на желательность этого качества оно на уровне подсознания принимается за реальность;

- возникает чувство удовлетворения;

- чувство удовлетворения всегда сопровождается возникновением положительных эмоций (чувство приятного);

- возникшие положительные эмоции связываются по закону ассоциации с их источником и переносятся на того, кто их вызвал;

- возникает притяжение к этому человеку.

Как?

- Без двусмысленности.

- Без гипербол.

- Учитывая высокое мнение.

- Без дидактики.

- Без «приправ».

Правила:

- встраивайте слова-комплименты в общую фразу;

- не делайте пауз;

- конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст; чем длиннее общая фраза после слов-комплиментов, тем лучше;

- желательно выстраивать высказывание так, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.

Важным составным элементом делового общения является критика. Позитивная критика всегда ситуативно уместна, осуществляется в присутствии объекта критики. Предметом критики являются дела и поступки, а не личность человека, его особенности, характер, умственный потенциал. Объективная критика опирается только на конкретные факты и аргументы. Конечной целью критики является решение, помогающее изменить ситуацию, конкретные предложения по устранению недостатков и снятию возникших проблем. Цель критикующего – выявить действительные причины допущенных ошибок. Критика должна быть щадящей!

Приемы снижения негативного воздействия замечаний:

- ссылки на чужой опыт и высказывания;

- «сжатие» нескольких замечаний;

- одобрение плюс уничтожение;

- перефразирование;

- «эластичная оборона»;

- принятие замечания;

- сравнение;

- метод опроса;

- упреждение;

- отсрочка.

Позитивные установки на восприятие критики

- Самая важная установка – понимание того, что все, что я делаю или сделал, можно сделать лучше.

- Если меня критикуют – значит, верят в мои способности исправить дело.

- Если критика в мой адрес отсутствует – это показатель пренебрежения ко мне как к работнику.
- Критика моих действий дает возможность своевременно предотвратить сбои в работе.
- Критика заставляет задуматься: чем она вызвана, как исправить положение.

На занятиях курса преподаватель обязательно обращает внимание на важность речевого этикета в деловой коммуникации. Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Журналисту необходимо знать как служебный, так и светский этикет, потому что деловое общение не ограничивается условиями официального, офисного общения. Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми.

Этикет – явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Различны у представителей разных народов и формы приветствия.

Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная, неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст, пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул.

В официальной обстановке делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:

Приветствие

Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

Прощание

До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Благодарность

Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Просьба

Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Извинение

Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Предложение

Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Приглашение

Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Это касается не только обращения, но и упоминания в официальных условиях. Полное обращение может сочетаться только с обращением на Вы.

Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания.

Исходя из выше изложенного, учащиеся приходят к выводу, что профессия журналиста предъявляет к желающему овладеть ею много требований, одним из важнейших является коммуникативная компетентность.

Заключение

Работая  с преподавателем в рамках предпрофильного курса «Азбука журналистики» учащиеся понимают всю важность серьезнее смотреть на общение с тем, чтобы  окружающие люди и общение с ними доставляли настоящее удовольствие. Ученик приходит к выводу, что только ежедневная практика сделает его человеком легко общающимся и общающимся с пользой для себя и для своей работы, что лучше говорить человеку комплимент, чем критиковать его (ведь «+» и «-» есть абсолютно у всех: все зависит только от нашего взгляда на окружающий мир. Ребята учатся избегать манипуляций в общении и не провоцировать конфликты (все это - слова, а слова выбираем мы сами), не боятся быть оригинальными, выступая с речью и общаясь.

Предпрофильный курс «Азбука журналистики» рассчитан на учащихся, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким  как литература, русский язык, история, география и другим. В свою очередь обучение по данному курсу не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.

На страницах школьных газет «Девяточка» и «Школьный звонок» каждый из слушателей курса «пробует свое перо», приобщаясь к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, поэтому журналистика стала важным элементом системы обучения и нравственного воспитания, который помогает подросткам. На занятиях курса обучающиеся имеют возможность быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, проанализировать и оценить эти события и процессы, формировать собственную активную позицию, научиться компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения и грамотно её высказывать, что значительно облегчает в дальнейшем решение задачи ориентации подрастающего поколения в трансформирующемся социуме. Ведь построить грамотно свое выступление в любой ситуации, для любой аудитории и сделать его эффективным выпускнику средней школы помогут азы деловой коммуникации, полученные в школе.

Литература

  1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. – СПб, 1993.
  2. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – М., 2003.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  3. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М, 2003
  4.  Володина Л.В., Карпухина О.К. Деловое общение и основы теории коммуникации: учебное пособие. - СПб, 2002.
  5. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М.,2005
  6. Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям. / авт.-сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  7. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. – М., 2003.
  8. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 1998.
  9. Колесников А.Н., Алехина Е.А., Горбачёв М.И., Колесникова Т.И., Лопухин А.В., Самунин В.И. Психология делового преуспевания. Учебное издание. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.
  10.  Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М.,2000.
  11.  Лепилкина О.И., Умнова Е.Ю., Зимин А.Е., Горюнова И.А. Азбука журналистики.  Учебное пособие для учащихся 10-11классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.
  12.  Мананникова Е.Н. Психология управления: Учебное пособие. 2 изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.
  13.  Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб., 2001.
  14. Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы /(составление, предисловие, под общей ред.С.А.Войтас). – М.: Айрис-пресс, 2007.
  15.  Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж. – М.: ВАКО, 2008.
  16. Ребрик С. Презентация: 10 уроков. - М., 2006.
  17. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2008
  18. Е.Н. Скаженик. Практикум по деловому общению. Учебное пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
  19. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.
  20. Учитесь общаться: Сборник тестов. – Воронеж, 1995
  21. Читать человека – как книгу / Сост. Е.К. Знак. – Минск, 1995
  22. http://azps.ru/(А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Азбука журналистики" написана в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы....

Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"

Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"...

Программа курса по выбору для предпрофильного обучения "Азбука искусства"

Курс «Азбука искусства» предоставляет возможность учащимся выбора индивидуальной образовательной траектории для реализации своих способностей в сфере искусства....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

Статья "Возможности курса «Азбука журналистики» в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"

Статья "Возможности  курса «Азбука  журналистики»  в формировании универсальных учебных действий пятиклассников"...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «Интенсивный курс подготовки к ОГЭ» для 9 класса в рамках предпрофильной подготовки

Интенсивный курс подготовки к ОГЭ ориентирован на учащихся 9 класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 34 часа аудиторного времени....

Интервью. Речевая культура журналиста.

Занятие позволяет сразу применить теоритические знания на практике и поучаствовать в выпуске школьной газеты....