Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Парфенова Ирина Геннадьевна

Программа предпрофильного курса "Азбука журналистики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_zhurnalistiki.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Азбука   журналистики».

Пояснительная записка

«Почаще спрашивайте наше мнение, ибо устами младенца глаголет истина».

Слова 16-летней девушки из книги Жерара Венсана «Лицейский народ».

        Сегодня в 21 веке слова 16-летней школьницы звучат особенно актуально, ведь средства массовой информации играют важную роль как в жизни молодого, так и старшего поколения, они определяют, они определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но также и отношение к обществу и к политическим системам. С моей точки зрения, медиаобразование должно позволить молодежи и сейчас и в будущем быть активными и ответственными гражданами, хорошо понимающими, как живет не только их страна, но и остальной мир, как взаимосвязаны между собой все люди.

        Сегодня для ребенка важно не только получить знания, умения, навыки, но и раздвинуть границы своего общения со сверстниками не только в своем дворе, но и городе, регионе. Ребенок должен почувствовать себя причастным к событиям, происходящим на планете Земля и поверить в то, что на эти события можно повлиять позитивно, объединяясь не в националистические группировки, клубы фанатов - поклонников какого-нибудь кумира, болельщиков – громил различных спортивных клубов, не отказываясь от деятельности, уходя в виртуальную реальность, а объединяясь со сверстниками по своим личностным интересам, духовным запросам и профессиональным устремлениям.

        Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Ведь появились новые или получили новое развитие  прежние средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, пейджинговые и мобильные телефонные сети, факсимильная связь. На первый план вместо индустриальных технологий выходят технологии информационные. Решающее значение в общественной и политической жизни, производстве и потреблении начинают играть информация, своевременное получение, обмен, качество и полнота информации. И новые информационные технологии должны стать не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из интернета, а именно инструментом для познания мира и осознания себя в нем.

        Для этого нужны современно мыслящие наставники и специально разработанные программы. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании средств массовой информации, но также содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, об их социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в данной программе.

        В связи с этим сформулированы не только цели и задачи программы, но ее принципы, в которых заключается новый подход в реализации данной программы.

        Принцип гармонии сердца и разума – чтобы духовная жизнь обучающихся органично дополнялась профессиональными навыками в общественной жизни в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

        Принцип воспитания через встречу – подобное созидается подобным, поэтому нужно научить ребенка воспринимать мир целостным и действовать в нем как целостная личность. Этому может научить лишь тот, кто сам такими умениями обладает, поэтому одним из необходимых моментов воспитания является организация встреч:

  • С педагогами, учеными, общественными деятелями, предпринимателями, в которых подлинный профессионализм сочетается с высокими нравственными качествами, с ярко выраженной жизненной позицией,
  • Со сверстником, готовым поделиться своими достижениями, успехами и проблемами,
  • С явлением, будоражащим душевные и интеллектуальные силы,
  • Принцип включенности – активная социальная и досуговая деятельность обучающихся включается в деятельность всех структур МГДД(Ю)Т.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 13 – 17 лет и может преподаваться в учреждениях дополнительного образования, а так же слушателям факультетов в гуманитарных школах.

         Программа предусматривает интенсивное обучение основам  журналистики через систему знаний по развитию устной письменной речи ребенка на основе разработок автора и современных методик в области информационной и аналитической журналистики.

        Новизна данной программы состоит в обеспечении образовательных условий для овладения учащимися основ журналистского мастерства возможности использования полученных навыков на практике с целью включения детей в систему средств массовой коммуникации общества.

        

Для большего овладения навыками будущей профессией программой предусмотрены такие формы занятий как:

        Свободная творческая дискуссия

        Ролевые игры

        Выполнение творческих заданий

        Активные методы формирования системы общения

        Практическая работа (подготовка материалов для публикаций в процессе)

        Предлагаемая программа решает задачу обучения устным и письменным формам общения, опирается на психологические резервы личности учащегося.

        Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия

Цель программы: - познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развить творческие способности подростков, способствовать формированию нравственных основ личности будущего журналиста.

Задачи программы:- развитие образного и логического мышления; развитие мастерства устного и письменного выступления,  умения работать в различных жанрах публицистического стиля; овладение основными навыками журналистского мастерства.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики является интерес к журналистике как профессии; желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Формы контроля прохождения программы учащимися весьма разнообразны:

  • самостоятельные работы в различных жанрах журналистики:
  • - семинары-практикумы по изученной теме;

- творческие конкурсы;

- публикации

         Таким образом, настоящая программа имеет конечный результат:

- умение построить устное и письменное сообщение;

  • умение работать в различных жанрах публицистического стиля.;
  • - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью - овладение навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода:

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образности устной и письменной речи являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Программой предусматривается возможность выдачи сертификата об окончании курса.

Средства, необходимые для реализации данной программы:

  • разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

- наглядный материал: - схемы,

-видеозаписи сюжетов на различные темы и проблемные ситуации.

Техническое оснащение:

- телевизор;

- видеомагнетофон;

- компьютер;

- множительно–копировальный аппарат;

- аудиомагнитофон;

- факс;

- диктофон.

Журналистика как профессия

функции журналистики:

- информационная,

- коммуникативная,

- выражение мнений определенных групп - формирование общественного мнения.

Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе;

Требования к журналисту:

- компетентность,

- объективность,

- соблюдение профессиональных этических норм,

- глубокие знания в области литературы, философии и T:Д ,

- богатый литературный язык:

        

 Язык журналистики

        Сущность слова. Слово и понятия. Многозначность слова.

Ошибки в употреблении многозначных слов.

        Слова иноязычного происхождения, старославянизм, историзмы,

архаизмы, неологизмы

        Профессиональная лексика, диалектизмы. современный

        Слэнг.

        Стилистические пласты лексики:

        Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в журналистики.

Задания:

Подобрать лексику на тему: " Слова - пришельцы ", " Крылатые слова".;

Найти в газетных и журнальных публикациях примеры употребления старославянских слов, историзмов. архаизмов. диалектизмов, профессиональной лексики - доказать обоснованность или необоснованность их употребления.

Написать рассказ " об этом слове хочется рассказать “.

Стилистические фигуры речи

Тропы: эпитеты, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические  : анафора и эпифора, антитеза. градация. эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания:

Найти в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определить их роль в тексте:

Написать зарисовку, используя определенные стилистические фигуры:

Композиция материала

Основные типы построения текстов:

- повествование,

- описание,

- рассуждение:

Основные структурные связи в повествовании - прямая хронология, обратная хронология.  Прямая хронология о отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении, Умозаключение в доказательстве или опровержении; Восхождение от конкретного к абстрактному:

Задания: Найти в газетных и журнальных публикациях примеры

повествования, описания, рассуждения. Написать маленький рассказ на тему: " Маленькое происшествие ", используя типы построения.

 Жанры журналистики

Заметка - один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра  - заметка чисто информационного характера,

- заметка - благодарность,

- заметка - просьба, обращение

Отличие заметки от корреспонденции.

Интервью – особенности жанра, его виды.

- интервью -  монолог

- интервью - диалог,

- интервью - зарисовка,

- коллективное интервью,

- анкета;

Статья - роль статей в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные - целеустремленность и доходчивость,  логичность аргументации, точность словоупотребления: Яркость литературного изложения

Обзор печати - особый жанр, Обзор: - тематический,

- общий,

- информационный.

рецензирующий прессу:

Репортаж -наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица:

Жанровое своеобразие - использование элементов всех информационных жанров - картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: - событийный,

- тематический,

- постановочный;

Очерк: - близость к малым формам художественной литературы - рассказу или короткой повести: Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность  воспроизведения материала

Очерки событийные и путевые.

Фельетон - острая, злободневная критика, особые приемы изложения,

Задания: Найти в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объяснить по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру, оценить уровень мастерства автора.

Написать:

- Заметку " Мой сверстник в 21 веке "": - Репортаж спортивного соревнования. - Хронику" События дня ";

- Путевые заметки " Наше путешествие”

- Взять интервью у преподавателя.

- Написать очерк о друге:

Особенности работы журналиста в печатных изданиях, на радио и телевидении.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах;

Особенность учета фактора времени на радио и телевидении, сиюминутность преподнесения информации: Сочетание записи и прямого эфира  Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука:

Задания:

Прослушать и просмотреть радио и телепередачи, определить их жанровую принадлежность, методы и приемы, используемые авторами, оценить уровень их мастерства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Программа курса практической журналистики

Данный курс проводится в рамках реализации Программы Центра гражданского образования, созданного в нашем лицее в 2007-2008 уч.г. Первоначально программа Центра включала три блока: социальное проектиро...

Программа по курсу журналистики "Малая детская пресса"

Педагогическая целесообразность и актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования личности, стремящейся к максимальной  реализа...

Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе

Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4501898","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: l...

Программа кружка "Основы журналистики"

Программа « Основы журналистики»   способствует совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью, красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной речи....

Программа спецкурса "Основы журналистики" (10-11 класс)

Подготовка учащихся к профессии журналиста....