Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Журналистика в школе" в 9 классе
    рабочая программа (9 класс) по теме

    Иванова Вита Николаевна

    Программа элективного предпрофильного курса в 9 классе "Журналистика в школе".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Данная рабочая программа элективного курса «Журналистика в школе» в 9 классе составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Журналистика в школе» Н.А.Спириной (Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.). В связи с отсутствием соответствующего государственного образовательного стандарта по изучению основ журналистики в школе автор программы использовала образовательную программу стажировки «Редактор детского печатного СМИ» (составитель Л.В.Деветиярова, редактор журнала «ОКО» КРИРПО г.Кемерово),  образовательную программу юношеского информационного агентства липецкого городского Дома творчества учащихся (составители И.А.Малько, педагог дополнительного образования, и В.В.Плешков, зам.главного редактора липецкой  детской областной газеты «Золотой ключик», кандидат филологических наук), методическое пособие «Методы профильной подготовки будущих жужрналистов» (автор Ю.А.Агафонова, младший научный сотрудник лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО) и учебное пособие для учащихся 10-11 классов обеобразовательных учреждений «Азбука журналистики» (авторы О.И.Лепилкина и др.).

    Актуальность программы дополнительного образования «Журналистика в школе» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

    Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Включает их в систему новых отношений, помогающую вывить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.

    Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связь с ближайшим социальным окружением.

    Цели программы:

    • Создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
    • Формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии;
    • Изучить основы журналистского мастерства.

            В ходе достижения целей программы решаются следующие  задачи:

    1.  Обучающие:

    - вооружениеобучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;

    - изучение истории журналистики, этапов ее развития;

    - изучение основ социологии и журналистского творчества;

    - формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;

    - формирование практических навыков создания школьного печатного издания;

    - формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.

    1. Воспитывающие:

    - формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;

    - формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;

    - формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

    - привитие культуры общения с миром средств массовой информации;

    - пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как к виду общественной деятельности;

    - формирование потребности в постоянном повышении информированности;

    - формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за свое здоровье;

    - формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;

    - воспитание культуры поведения и речи.

    1. Развивающие:

    - всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;

    - расширение общего кругозора.

            Программа дополнительного образования «Журналистика в школе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала.

    Планируемый результат

            Планируемым результатом обучения по программе будет освоение учащимися указанными в данной программе как теоретических так и практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:

            Предметные знания в следующих областях:

    - журналистика как форма информационной деятельности;

    - журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;

    - информационный рынок;

    - роль журналиста в становлении общественного мнения;

    -приемы риторики;

    - создание журналистского текста;

    - основные газетные жанры;

    - редактирование;

    - редакционный коллектив;

    - структура газетного номера;

    - иллюстрация в газете;

    - макетирование и верстка газеты.

            Предметные умения и навыки:

    - навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;

    - создание текста в различных жанрах;

    - поиск информации в различных источниках;

    - первичные навыки макетирования газеты и создание номера;

    - умение редактировать текст;

    - умение работать в различных текстовых редакторах;

    - приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.

            Интеллектуальные умения и навыки:

    - умение излагать собственную мысль;

    - аргументировать свою точку зрения;

    - навыки ведения дискуссии;

    - навыки грамотной устной и письменной речи.

    Календарно-тематическое планирование курса

    (35 часов)

    занятия

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Дата (план)

    1

    Краткое введение в историю журналистики

    1

    04.09.13

    2

    Знакомство с детскими и подростковыми СМИ

    1

    11.09.13

    3

    Знакомство с законами о СМИ

    1

    18.09.13

    4

    Основы журналистики. Знакомство с древом жанров

    1

    25.09.13

    5

    Мастерская жанров. Информация

    1

    02.10.13

    6

    Заметка. Практикум

    1

    09.10.13

    7

    Отчет. Практикум

    1

    16.10.13

    8

    Репортаж. Практикум

    1

    23.10.13

    9

    Интервью. Практикум

    1

    30.10.13

    10

    Пресс-релиз. Опрос

    1

    14.11.13

    11

    Обозрение, комментарий

    1

    21.11.13

    12

    Рецензия, корреспонденция

    1

    28.11.13

    13

    Статья. Очерк. Зарисовка

    1

    05.12.13

    14

    Фельетон, памфлет, эссе

    1

    12.12.13

    15

    Социология как составная часть журналистских знаний

    1

    17.12.13

    16

    Конкурс личных проектов обучающихся

    1

    23.12.13

    17

    Художественно-техническое оформление издания. Структура издания

    3

    15.01.14

    22.01.14

    29.01.14

    18

    Делаем газету. Заголовки и иллюстрации

    1

    05.02.14

    19

    Типы и виды школьных газет. Особенности журналистского труда, редакция

    1

    12.02.14

    20

    Редактирование материалов разных форм и жанров

    2

    19.02.14

    26.02.14

    21

    Реклама в издательской деятельности

    1

    05.05.14

    22

    Мастер-класс

    1

    12.03.14

    23

    Запуск работы над индивидуальным проектам

    1

    19.03.14

    24

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    02.04.14

    25

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    09.04.14

    26

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    16.04.14

    27

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    23.04.14

    28

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    30.04.14

    29

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    07.05.14

    30

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    14.05.14

    31

    Работа над индивидуальными проектами

    1

    21.05.14

    32

    Зашита проектов. Подведение итогов.

    1

    28.05.14

    ИТОГО

    35

    Содержание программы

    Краткое введение в историю журналистики (3 часа)

            Знакомство с журналистикой. Журналистика как профессия и общественная деятельность. Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т.д. Влияние профессии на здоровье.

    Основы журналистики. Знакомство с деревом жанров (11 часов)

            Система жанров в литературе и журналистике. Газетно-журнальные жанры. Принципы деления на жанры. Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов: экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.д. Публицистические жанры.

    Социология как составная часть журналистских знаний (1 час)

            Правила составления анкеты. Её виды. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг.

    Конкурс личных проектов обучающихся (1 час)

    Художественно-техническое оформление издания (3 часа)

            Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».

    Делаем газету. Заголовки и иллюстрации (1 час)

            Знакомство с понятиями «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка статьи Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Принципы зрительного предпочтения. Приемы выделения материала на полосе. Первая страница, её типы. Врезка на полосе.

    Типы и виды школьных газет (1 час)

            Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение, фигурная, объемная газеты. «Уикендовый» номер. Спецвыпуск. Школьная газета и веб-сайт.

    Редактирование материалов разных форм и жанров (2 часа)

            Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.

    Реклама в издательской деятельности (1 час)

            Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык. Слоганы.

    Мастер-класс (1 час)

            Мастер-класс, подготовленный действующей редколлегией школьной газеты «Земцовские вести» по созданию выпуска школьной газеты.

    Работа над собственным выпуском школьной газеты (11 часов)

            Отработка практических навыков у умений по созданию номера. Выбор редколлегии. Разбиение по направлениям журналистского профиля. Работа в группах. Верстка, форматирование, редактирование материала. Работа над иллюстрацией печатного материала. Работа с рубриками. Защита макета газеты. Печать издания.

    ИТОГО – 35 часов

    Литература для учителя

    1. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
    2. Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
    3. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
    4. Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
    5. Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
    6. Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
    7. Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
    8. Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
    9. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
    10. Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
    11. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.
    12. Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
    13. Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
    14. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
    15. Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.
    16. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
    17. Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 

    Литература для учащихся

    1. Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
    2. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
    3. Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 
    4. Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.
    5. Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
    6. Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
    7. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
    8. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
    9. Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.
    10. Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
    11. Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
    12. Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
    13. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
    14. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

    Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

    Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"

    Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

    Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"

    Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

    рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"

    Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

    Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

    "Решение нестандартных  задач по математике."...

    Рабочая программа элективного курса в 11 классе.

    "Решение нестандартных  задач по математике."...