Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
рабочая программа (11 класс) по теме
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Курс рассчитан на 306 часов. На занятия по программе отводится 9 часов в неделю.
Цель данной программы - профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями профессии журналиста и журналистских произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zhurnalistiki_programma.doc | 326 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука журналистики»
Составлена: Гончар Татьяна Анатольевна
Пояснительная записка
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает углубление и расширение знаний, умений и навыков по русскому языку. Курс рассчитан на 306 часов. На занятия по программе отводится 9 часов в неделю.
Цель данной программы - профессиональная ориентация и ознакомление с особенностями профессии журналиста и журналистских произведений.
Основными задачами дисциплины являются:
/. Обучающие:
- вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;
- изучение истории журналистики, этапов её развития;
- изучение основ социологии и журналистского творчества;
- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессионального опыта и начальной профессиональной ориентации;
- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;
- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.
//. Воспитывающие:
- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;
- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;
- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;
- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
- пробуждение интереса к прессе и формирование осознан-ного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;
- формирование потребности в постоянном повышении информированности;
- формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за своё здоровье;
- формирование у обучающихся и их родителей понимания необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;
- воспитание культуры поведения и речи.
///. Развивающие:
- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;
- расширение общего кругозора.
На занятиях по данной программе применяются следующие методы: анализ литературы и источников, дискуссии, имитации или анализ конкретных ситуаций и т.д.
Используются следующие организационные формы: лекции, практические занятия, семинарские занятия.
Степень усвоения учащимися данного курса выявляется в следующих формах контроля:
-предусмотренная учебным планом форма итогового контроля - защита проекта или портфолио;
-промежуточный контроль: собеседование по изученным темам (текущие и тематические), защита практических работ, комплексный анализ текста, защита творческих работ разных жанров, тестирование (мини-тесты и обобщающие тесты).
Составным элементом каждого занятия является работа но обогащению активного словарного запаса учащихся (расширение лексикона и работа по орфоэпии). Вопросы и задания к текстам разработаны в соответствии с программой развития речи в средних и старших классах.
Объем курса составляет 306 часов (37 часов-лекции, 16 часов-семинарские занятия).
Срок реализации программы: 1 год.
Возраст обучающихся: 13-18 лет.
Тематическое планирование
раздел | тема | К-во часов | ||
теория | практика | всего | ||
I. | Журналистика как вид деятельности и профессия. | 38 | 13 | 51 |
1.1 | Профессия - журналист | 9 | 2 | 11 |
2 | Виды средств массовой информации | 4 | 3 | 7 |
1.3 | СМИ и мы. Взаимодействие с аудиторией. | 10 | 4 | 14 |
1.4 | Этико-правовые основы деятельности журналистов | 8 | 2 | 10 |
1.5 | Экономика и маркетинг СМИ | 7 | 2 | 9 |
II. | Речевая культура журналиста. | 34 | 22 | 56 |
11.1 | Культура устной речи. | 9 | 14 | 23 |
11.2 | Культура письменной речи. | 13 | 3 | 16 |
П.З | Редактирование. | 12 | 5 | 17 |
III. | Журналистский текст. | 74 | 39 | 113 |
III. 1 | Основные методы сбора информации | 11 | 8 | 19 |
П1.2 | Структура журналистского текста. | 8 | 7 | 15 |
П1.3 | Основные публицистические жанры | 55 | 24 | 79 |
IV. | Работа редакции | 52 | 34 | 86 |
IV.! | Кто готовит номер | 2 | 2 | |
1У.2 | Начало работы над номером | 21 | 10 | 31 |
1У.З | Компьютерные коммуникации | 29 | 24 | 53 |
Содержание программы
- Журналистика как вид деятельности и профессия.
Профессия – журналист.
Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Журналистика: призвание, ремесло, профессия.Диагностика. Составление резюме по плану.
Значение журналистики в современной жизни.Проблемы современной журналистики.
Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее.
Психология журналистского труда и творчества.
Способы познания действительности.Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста.Состав профессиональных обязанностей журналиста.
Виды средств массовой информации.Пресса.Электронные СМИ.Типы СМИ.Ухтинские СМИ.
СМИ и мы.
Взаимодействие с аудиторией.Типы аудитории.Этапы исследования аудитории.Типы выборки и рейтинг.Опрос.Анкетирование.
Формы взаимодействия с аудиторией.Убеждение как форма воздействия на аудиторию.Внушение.Формирование стереотипов.Другие формы воздействия на аудиторию.
Этико-правовые основы деятельности журналистов.Права журналиста.Обязанности журналиста.Нарушение прав журналиста.Цензура.Нарушения, допускаемые журналистами.Мораль и история кодекса профессиональной этики журналиста.Внутренняя этика журналистской компании.Журналист и чужой авторский материал.
Экономика и маркетинг СМИ.Изучаем рынок и потребителей информации.Факторы определения цен.
Слоган.Виды рекламы.Развлекательные игры.Интеллектуальные игры.
- Речевая культура журналиста.
Культура устной речи.Факторы, от которых зависит успех устного выступления.Сбор информации.Риторические каноны.Совершенствуем дикцию.
Правила дискуссии.Уловки спорящих сторон.Этапы дискуссии в СМИ.Дискуссия единомышленников.Конфликтный диалог.Культура письменной речи.
Правила создания текста.Типы письменной речи.Повествование.Описание.Рассуждение.Критерии оценки текста.
Объем фоновых знаний аудитории.Правильность речи журналиста.Чистота речи журналиста.Тропы.Стилистические фигуры.Типичные речевые ошибки.Мир в словарях и мир словарей.Редактирование.Виды чтения текста.Виды правки текста. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-обработка.Правка-переделка.Логические ошибки.Фактические ошибки.Грамматические ошибки.Стилистические ошибки.Правила преобразования текста.Корректурные знаки.
- Журналистский текст.
Основные методы сбора информации.Изучаем документы.Наблюдение. Виды наблюдения.Включенное наблюдение.Невключенное наблюдение.Кратковременное и долговременное наблюдение.
Способы получения информации.Виды вопросов для интервью.Как расположить к себе собеседника.Невербальные способы общения.Как слушать собеседника.Пресс-конференция. Круглый стол.
Структура журналистского текста.Заголовок. Разновидности заголовка.Способы создания заголовка.
Что такое лид.Виды лидов.Сочетание лида с основной частью.Основная часть.Подпись.Псевдоним.
Основные публицистические жанры.Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей.
Лексические особенности публицистического стиля речи.Синтаксические особенности публицистического стиля речи.Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи).
Информационные жанры.Аналитические жанры.Художественно-публицистические жанры.
Заметка информационного характера.Критерии определения новостей.Заметка дискуссионного характера.Заметка с выводами и предложениями.
Репортаж. Позиция автора.Информационный репортаж.Проблемный репортаж.Событийный репортаж.Телерепортаж.
Интервью.Журналистская этика в работе над интервью.Строение интервью.Особенности работы над интервью в информационных программах.Особенности работы над интервью в аналитических программах.Особенности работы над интервью художественно - публицистических программ.Ошибки при написании интервью.Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи.Работа с диктофоном (магнитофоном).
Статья как аналитический жанр.Общеисследовательская статья.Практико-аналитическая статья.
Полемическая статья.
Отчет.Рецензия.Очерк.Портретный очерк.Проблемный очерк.Путевой очерк.Эссе.
Аннотация. Отзыв о книге.Отзыв о кинофильме.Отзыв о спектакле.
Записные книжки как форма литературных заготовок.
Сатира и юмор на страницах периодической печати.Фельетон.Средства выразительности в фельетоне.Пародия.Эпиграмма.
Фоторепортаж.Переписка. («Нам пишут наши читатели».)
Обработка корреспонденции.«Раскладка» корреспонденции.Тесты. Анкетирование.
Спецвыпуски. Методика работы с подбором материала.
- Работа редакции.
Кто готовит номер.Редакционный коллектив.Структура редакции.
Начало работы над номером.Дизайн газеты.Формат и объем.Композиционно-графическая модель.
Макет газеты.Первая полоса.Логотип газеты.Колонтитулы.Блок «Адрес и служебные сведения».
Организация текста на газетной полосе.Делим полосы на колонки.Верстка полосы.
Оформление заголовочного комплекса.Правила размещения заголовочного комплекса.
История типографского шрифта.Выбор шрифта.
Фотографии.Иллюстрации.Рисунки.
Информационная графика.Диаграмма.Дополнительные графические средства.
Компьютерные коммуникации.Средства компьютерных коммуникаций.Поиск информации к деловой игре.Поиск информации к дискуссии.
Основные возможностиOutlookexpress.Опрос общественного мнения с использованием ПК.
Ознакомление с системой компьютерного перевода.Работа со словарями.
Работа со сканером.Параметры сканирования.Редактирование распознанного текста.
Ввод, редактирование, форматирование текста.
Элементы оформления издания.Создание деловых документов.Рассылка почты.Работа с документами большого объема.Ввод и редактирование творческой работы, публичного выступления.Форматирование творческой работы.Подготовка документов к печати и печать их.
Электронная верстка текста.Оформление творческого досье в виде брошюры.Возможности программы РаgеМакег.Формат, поля, масштаб и др.Ввод текста.Графические объекты, контуры и др.Импортирование текста из файла.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
• роль СМИ в современной жизни и ориентироваться в огромной массе периодических изданий, отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;
• особенности профессии журналиста, об этике поведения, о его правах и обязанностях;
• виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
• структуру текста (заголовок, смысловые части);
• основные жанры журналистики и их особенности
• принципы оформления материала.
Учащиеся должны уметь:
• оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно её
защищать;
находить и анализировать источники информации; составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования, тексты для выступления перед камерой;
• отснять репортаж; составлять фоторепортаж
• выполнять разного вида исследовательские работы;
• выполнять творческие работы разных жанров.
• использовать персональный компьютер, периферийные устройства в журналистской деятельности.
Поурочное планирование
№ п/п | № п/п | Тема |
I. | Журналистика как вид деятельности и профессия | |
1.1 | Профессия - журналист | |
1. | 1. | Вводное занятие. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Журналистика: призвание, ремесло, профессия. |
2 | 2 | Диагностика. Составление резюме по плану |
3. | 3. | Значение журналистики в современной жизни. |
4. | 4. | Проблемы современной журналистики. |
5. | 5. | Из истории журналистики. Прошлое, настоящее, будущее. |
6. | 6. | Психология журналистского труда и творчества. |
7. | 7. | Способы познания действительности |
8. | 8. | Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста. |
9. | 9. | Состав профессиональных обязанностей журналиста. |
10. | 10. | ПЗ «Журналистика как форма информационной деятельности» |
11. | 11. | ПЗ «Профессиональные качества журналиста» |
1.2 | Виды средств массовой информации. | |
12. | 1. | Пресса. |
13. | 2. | Электронные СМИ |
14. | 3. | Типы СМИ |
15. | 4. | Ухтинские СМИ |
16. | 5. | ПЗ «Пресса» |
17. | 6. | ПЗ «Электронные СМИ» |
18. | 7. | ПЗ «Типы СМИ» |
1.3 | СМИ и мы. Взаимодействие с аудиторией. | |
19. | 1. | Типы аудитории |
20. | 2. | Этапы исследования аудитории |
21. | 3. | Типы выборки и рейтинг |
22 | 4. | Опрос |
23. | 5. | Анкетирование |
24. | 6. | Формы взаимодействия с аудиторией |
25. | 7. | ПЗ «Наша аудитория» |
26. | 8. | Убеждение как форма воздействия на аудиторию |
27. | 9. | Внушение |
28. | 10. | Формирование стереотипов |
29. | 11. | Другие формы воздействия на аудиторию |
30. | 12. | ПЗ «Воздействуем на аудиторию» |
31. | 13. | ПЗ «Воздействуем на аудиторию» |
32. | 14. | ПЗ «Воздействуем на аудиторию» |
1.4 | Этико-правовые основы деятельности журналистов. | |
33. | 1. | Права журналиста. |
34. | 2 | Обязанности журналиста. |
35. | 3. | Нарушение прав журналиста |
36. | 4. | Цензура |
37. | 5. | Нарушения, допускаемые журналистами |
38. | 6. | Мораль и история кодекса профессиональной этики журналиста |
39. | 7. | Внутренняя этика журналистской компании |
40. | 8. | Журналист и чужой авторский материал |
41. | 9. | ПЗ «С законом не шутим» |
42. | 10. | ПЗ «Этику не нарушаем» |
1.5 | Экономика и маркетинг СМИ. | |
43. | 1. | Изучаем рынок и потребителей информации |
44. | 2. | Факторы определения цен |
45. | 3. | Слоган |
46. | 4. | Виды рекламы |
47. | 5. | Развлекательные игры |
48. | 6. | Интеллектуальные игры |
49. | 7. | ПЗ «Разработка проекта школьной газеты» |
50. | 8. | ПЗ «Концепция издания» |
51. | 9. | Олимпиадные задания по теме «Журналистика как вид деятельности и профессия» |
II | Речевая культура журналиста. | |
П.1 | Культура устной речи. | |
52 | 1. | От каких факторов зависит успех устного выступления? |
53. | 2. | Сбор информации |
54. | 3. | Риторические каноны |
55. | 4. | Совершенствуем дикцию |
56. | 5. | Правила дискуссии |
57. | 6. | Уловки спорящих сторон |
58. | 7. | Этапы дискуссии в СМИ |
59. | 8. | Дискуссия единомышленников |
60. | 9. | Конфликтный диалог |
61. | 10. | ПЗ «Выступаем устно» |
62. | 11. | ПЗ «Совершенствуем дикцию» |
63. | 12. | ПЗ «Ведем дискуссию» |
64. | 13. | ПЗ «Ведем дискуссию» |
65. | 14. | ПЗ Дискуссия «Как должен говорить современный журналист» |
66. | 15. | ПЗ «Номер газеты»: Выбор текстов для газеты.. |
67. | 16. | ПЗ «Номер газеты»: набор и редактирование текста |
68. | 17. | ПЗ «Номер газеты»: набор и редактирование текста |
69. | 18. | ПЗ «Номер газеты»: форматирование и размещение текста в номере |
70. | 19. | ПЗ «Номер газеты»: форматирование и размещение текста в номере |
71. | 20. | ПЗ «Номер газеты»: оформление газеты |
72. | 21. | ПЗ «Номер газеты»: оформление газеты |
73. | 22. | ПЗ «Номер газеты»: подготовка к печати |
74. | 23. | ПЗ «Номер газеты»: подготовка к печати |
II.2 | Культура письменной речи. | |
75. | 1. | Правила создания текста |
76. | 2. | Типы письменной речи |
77. | 3. | Повествование |
78. | 4. | Описание |
79. | 5. | Рассуждение |
80. | 6. | Критерии оценки текста. Объем фоновых знаний аудитории |
81. | 7. | Правильность речи журналиста |
82. | 8. | Чистота речи журналиста |
83. | 9. | Тропы |
84. | 10. | Стилистические фигуры |
85. | 11. | Типичные речевые ошибки |
86. | 12. | Типичные речевые ошибки |
87. | 13. | Мир в словарях и мир словарей. |
88. | 14. | ПЗ «Слагаемые письменной речи» |
89. | 15. | ПЗ Конкурс «Как я плыл по воле волн» |
90. | 16. | ПЗ «Критерии оценки текста» |
П.З | Редактирование. | |
91. | 1. | Виды чтения текста |
92. | 2 | Виды правки текста. Правка-вычитка |
93. | 3. | Правка-сокращение |
94. | 4. | Правка-обработка |
95. | 5. | Правка-переделка |
96. | 6. | Логические ошибки |
97. | 7. | Фактические ошибки |
98. | 8. | Грамматические ошибки |
99. | 9. | Стилистические ошибки |
100. | 10. | Правила преобразования текста |
101. | 11. | Корректурные знаки |
102. | 12. | ПЗ «Виды правок»» |
103. | 13. | ПЗ «Учимся видеть ошибки» |
104. | 14. | ПЗ «Учимся видеть ошибки» |
105. | 15. | ПЗ «Никуда без корректуры» |
106. | 16. | ПЗ «Презентация творческих досье» |
107. | 17. | Олимпиадные задания по теме «Речевая культура журналиста» |
III | Журналистский текст. | |
Ш.1 | Основные методы сбора информации | |
108. | 1. | Изучаем документы. |
109. | 2. | ПЗ «Изучаем документы» |
110. | 3. | ПЗ «Создание текста на основе документов» |
111. | 4. | Наблюдение. Виды наблюдения |
112. | 5. | Включенное наблюдение |
113. | 6. | Невключенное наблюдение |
114. | 7. | Кратковременное и долговременное наблюдение |
115. | 8. | ПЗ «Наблюдение» |
116. | 9. | ПЗ «Создание словесного портрета по памяти» |
117. | 10. | Способы получения информации |
118. | 11. | Виды вопросов для интервью |
119. | 12. | Как расположить к себе собеседника |
120. | 13. | Невербальные способы общения |
121. | 14. | Как слушать собеседника |
122. | 15. | Пресс-конференция. Круглый стол. |
123. | 16. | ПЗ «Разработка вопросника» |
124. | 17. | ПЗ Игра «Интервью» |
125. | 18. | ПЗ «Пресс-конференция по проблемам школы» |
126. | 19. | ПЗ «Круглый стол» |
III.2 | Структура журналистского текста. | |
127. | 1. | Заголовок. Разновидности заголовка. |
128. | 9 ±.. | Способы создания заголовка. |
129. | 3. | Что такое лид. |
130. | 4. | Виды лидов |
131. | 5. | Сочетание лида с основной частью. |
132. | 6. | Основная часть |
133. | 7. | Подпись |
134. | 8. | Псевдоним |
135. | 9. | ПЗ «Заголовок» |
136. | 10. | ПЗ «Языковая игра в заголовках» |
137. | 11. | ПЗ «Составление лидов» |
138. | 12. | ПЗ «Анализ структуры текста» |
139. | 13. | ПЗ «Построение текста на выбранную тему» |
140. | 14. | ПЗ «Псевдоним» |
141. | 15. | ПЗ «Приемы создания образа» |
III.3 | Основные публицистические жанры | |
142. | 1. | Характеристика публицистического стиля речи и его особенностей. |
143. | 2. | Лексические особенности публицистического стиля речи. |
144. | 3. | Синтаксические особенности публицистического стиля речи. |
145. | 4. | Синтаксический тренинг (по системе ЕГЭ) |
146. | 5. | Экспрессивные (выразительные) средства языка (средства эмоциональной выразительности публицистического стиля речи). |
147. | 6. | Информационные жанры |
148. | 7. | Аналитические жанры |
149. | 8. | Художественно-публицистические жанры |
150. | 9. | Заметка информационного характера |
151. | 10. | Критерии определения новостей |
152. | 11. | Заметка дискуссионного характера |
153. | 12. | Заметка с выводами и предложениями |
154. | 13. | ПЗ «Заметка» |
155. | 14. | ПЗ «Заметка» |
156. | 15. | ПЗ «Номер газеты»: Выбор текстов для газеты.. |
157. | 16. | ПЗ «Номер газеты»: набор и редактирование текста |
158. | 17. | ПЗ «Номер газеты»: набор и редактирование текста |
159. | 18. | ПЗ «Номер газеты»: форматирование и размещение текста в номере |
160. | 19. | ПЗ «Номер газеты»: форматирование и размещение текста в номере |
161. | 20. | ПЗ «Номер газеты»: оформление газеты |
162. | 21. | ПЗ «Номер газеты»: оформление газеты |
163. | 22. | ПЗ «Номер газеты»: подготовка к печати |
164. | 23. | ПЗ «Номер газеты»: подготовка к печати |
165. | 24. | Представление творческих работ |
166. | 25. | Репортаж. Позиция автора |
167. | 26. | Информационный репортаж |
168. | 27 | Проблемный репортаж |
169. | 28 | Событийный репортаж |
170. | 29. | Телерепортаж |
171. | 30. | ПЗ «Репортаж» |
172. | 31. | ПЗ «Репортаж» |
173. | 32. | Интервью |
174. | 33. | Журналистская этика в работе над интервью. |
175. | 34. | Строение интервью |
176. | 35. | Особенности работы над интервью в информационных программах. |
177. | 36. | Особенности работы над интервью в аналитических программах. |
178. | 37. | Особенности работы над интервью в художественно - публицистических программ. |
179. | 38. | Ошибки при написании интервью |
180. | 39. | Цитирование. Способы передачи чужого высказывания в письменной речи. |
181. | 40. | Работа с диктофоном (магнитофоном). |
182. | 41. | ПЗ «Интервью» |
183. | 42. | ПЗ «Интервью» |
184. | 43. | Статья как аналитический жанр |
П85~ | 44. | Общеисследовательская статья |
186. | 45. | Практико-аналитическая статья |
187. | 46. | Полемическая статья |
188. | 47. | ПЗ «Статья» |
189. | 48. | ПЗ «Статья» |
190. | 49. | Отчет |
191. | 50. | Рецензия |
192. | 51. | Очерк |
193. | 52. | Портретный очерк |
194. | 53. | Проблемный очерк |
195. | 54. | Путевой очерк |
196. | 55. | ПЗ «Рецензия» |
197. | 56. | ПЗ «Очерк» |
198. | 57. | ПЗ «Авторское Я» |
199. | 58. | Эссе |
200. | 59. | Аннотация |
201. | 60. | Отзыв о книге |
202. | 61. | Отзыв о кинофильме |
203. | 62. | Отзыв о спектакле |
204. | 63. | ПЗ «Отзыв» |
205. | 64. | Записные книжки как форма литературных заготовок. |
206. | 65. | Сатира и юмор на страницах периодической печати. |
207. | 66. | Фельетон |
208. | 67. | Средства выразительности в фельетоне |
209. | 68. | Пародия |
210. | 69. | Эпиграмма |
211. | 70. | ПЗ «Сатира и юмор» |
212. | 71. | ПЗ «Жанровая характеристика газет» |
213. | 72. | Фоторепортаж |
214. | 73. | Переписка. («Нам пишут наши читатели».) |
215. | 74. | Обработка корреспонденции. |
216. | 75. | «Раскладка» корреспонденции |
217. | 76. | Тесты. Анкетирование. |
218. | 77. | Спецвыпуски. Методика работы с подбором материала. |
219. | 78. | ПЗ Презентация творческого досье |
220. | 79. | Олимпиадные задания по теме «Журналистский текст» |
IV. | Работа редакции | |
IV.1 | Кто готовит номер | |
221. | 1. | Редакционный коллектив |
222. | 2 | Структура редакции |
1V.2 | Начало работы над номером | |
223. | 1. | Дизайн газеты |
224. | 2. | Формат и объем |
225. | 3. | Композиционно-графическая модель |
226. | 4. | Макет газеты |
227. | 5. | Первая полоса |
228. | 6. | Логотип газеты |
229. | 7. | Колонтитулы |
230. | 8. | Блок «Адрес и служебные сведения» |
231. | 9. | Организация текста на газетной полосе |
232. | 10. | Делим полосы на колонки |
233. | И. | Верстка полосы |
234. | 12. | Оформление заголовочного комплекса |
235. | 13. | Правила размещения заголовочного комплекса |
236. | 14. | История типографского шрифта |
237. | 15. | Выбор шрифта |
238. | 16. | Фотографии |
239. | 17. | Иллюстрации |
240. | 18. | Рисунки |
241. | 19. | Информационная графика |
242. | 20. | Диаграмма |
243. | 21. | Дополнительные графические средства |
244. | 22. | ПЗ «Редакционный коллектив» |
245. | 23. | ПЗ «Формат. Объем. Модель газеты» |
246. | 24. | ПЗ «Макет газеты» |
247. | 25. | ПЗ «Заглавная часть. Колонтитулы. Адрес и служебные сведения» |
248. | 26. | ПЗ «Делим полосы на колонки» |
249. | 27. | ПЗ «Оформляем заголовочный комплекс» |
250. | 28. | ПЗ «Выбираем шрифт» |
251. | 29. | ПЗ «Размещаем фотографии и иллюстрации» |
252. | 30. | ПЗ «Дополнительные графические средства» |
253. | 31. | ПЗ Презентация творческого досье |
1V.З | Компьютерные коммуникации | |
254. | 1. | Средства компьютерных коммуникаций |
255. | 2. | Поиск информации к деловой игре |
256. | 3. | ПЗ Деловая игра «Трансформация информации», |
257. | 4. | ПЗ Ток-шоу «Нужна ли цензура отечественным СМИ?» |
258. | 5. | Поиск информации к дискуссии |
259. | 6. | ПЗ Дискуссия «Какая информация нужна аудитории?» |
260. | 1. | Поиск информации к дискуссии |
261. | 8. | ПЗ Дискуссия «Можно ли считать толерантной газету «...»?» |
262. | 9. | Основные возможности Outlook express. |
263. | 10. | ПЗ «Основные возможности Outlook express. |
264. | 11. | Опрос общественного мнения с использованием ПК |
265. | 12. | Ознакомление с системой компьютерного перевода |
266. | 13. | ПЗ «Система компьютерного перевода» |
267. | 14. | Работа со словарями |
268. | 15. | Работа со сканером |
269. | 16. | Параметры сканирования |
270. | 17. | Редактирование распознанного текста |
271. | 18. | ПЗ «Работа со сканером» |
272. | 19. | Ввод, редактирование, форматирование текста |
273. | 20. | ПЗ «Ввод, редактирование, форматирование текста» |
274. | 21. | Элементы оформления издания |
275. | 22. | ПЗ «Элементы оформление издания» |
276. | 23. | Создание деловых документов |
277. | 24. | ПЗ «Создание деловых документов» |
278. | 25. | Рассылка почты |
279. | 26. | ПЗ «Рассылка почты» |
280. | 27. | Работа с документами большого объема |
281. | 28. | ПЗ «Работа с документами большого объема» |
282. | 29. | Ввод и редактирование творческой работы, публичного выступления |
283. | 30. | Форматирование творческой работы |
284. | 31. | ПЗ «Форматирование творческой работы» |
285. | 32. | Подготовка документов к печати и печать их |
286. | 33. | Электронная верстка текста |
287. | 34. | Электронная верстка текста |
288. | 35. | Оформление творческого досье в виде брошюры |
289. | 36. | Оформление творческого досье в виде брошюры |
290. | 37. | Возможности программы РаgеМакег |
291. | 38. | Формат, поля, масштаб и др. |
292. | 39. | Ввод текста |
293. | 40. | Графические объекты, контуры и др |
294. | 41. | Импортирование текста из файла |
295. | 42. | ПЗ «Номер газеты»: Выбор текстов для газеты.. |
296. | 43. | ПЗ «Номер газеты»: набор и редактирование текста |
297. | 44. | ПЗ «Номер газеты»: набор и редактирование текста |
298. | 45. | ПЗ «Номер газеты»: форматирование и размещение текста в номере |
299. | 46. | ПЗ «Номер газеты»: форматирование и размещение текста в номере |
300. | 47. | ПЗ «Номер газеты»: оформление газеты |
301. | 48. | ПЗ «Номер газеты»: оформление газеты |
302. | 49. | ПЗ «Номер газеты»: подготовка к печати |
303. | 50. | ПЗ «Номер газеты»: подготовка к печати |
304. | 51. | ПЗ Презентация творческого досье |
305. | 52. | ПЗ Презентация творческого досье |
306. | 53. | Итоговое занятие |
Список литературы
Азбука журналистики Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Авт.: О.И.Лепилкина и др. М. Вентана-Граф, 2006
Басовская Е. Н. Обезглавливание через озаглавливайте // Русская речь. 2003. №4.
Бессарабова Н.Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4.
«Большой словарь русского жаргона» В. М. Мокиенко и Т.Г.Никитиной. СПб., 2001.
«Большой толковый словарь русского языка» С. А. Кузнецова. СПб., 1998. Виноградов С. И.
Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 335.
Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. Ростов н/Д., 1999. Засурский Я. Н. Язык третьего тысячелетия // Журналистика и культура русской речи. 2002. №1.
Калинин А. В. Культура русского слова. М., 1984. С 299 Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.
Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной стилистики. М.. 1971. С. 165.
Костомаров В. Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. 1967. Вып. 8.
Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой
массмедиа. СПб., 1999.
Лихачев Д. С. Самая большая ценность народа// Журналистика и культура
русской речи. 2002. М1.
Лихолитов П. В. Компьютерный жаргон // Культура речи. 1997. МЗ.
Никитина Т. Г. Так говорит молодежь // Русская речь. 1999. М4.
Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Рахманова Л. К, Суздалъцева В. Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 464. Светана-Толстая С. В. «Языковые переживания» последних лет // Журналистика и культура русской речи. 2001. №1.
Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. 2001. №3
Сковородников А. П., КопнинаГ.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. 2004. М 1.
Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1.
Сметанина С. И. Литературное редактирование. СПб., 2003.
Солганик Г. Я. Газетные тексты как отражение важнейших языковых процессов в современном обществе (1990-1994 гг.).
Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. 2004. № 1.
Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002. С. 256. Страницы минувшего. Отечественная публицистика XIX— начала XX в. М., 2006.
Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2002.
Цао Юэхуа. Разговорная речь в газетной публицистике // Культура речи. 2003. № 5.
Ширяев Е. Н. Культура речи как особая теоретическая дисциплина // Культура русской речи и эффективность общения. М„ 1996. С. 12.
ШкапенкоТ.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. Калининград, 2003.
Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. 2002. №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального - эмоционального направления «Азбука города» для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программакурса внеурочной деятельностисоциального - эмоционального направления«Азбука города»для обучающихся 1-9 классовс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Программа курса внеурочной деятельности "Основы журналистики"
Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» для обучающихся 7-9 классов направлен на овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информац...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Журналистика для начинающих"
Программа составлена для обучающихся 9-х классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука туризма» направление: спортивно-оздоровительное для обучающихся – 5-6 классов
Аннотация В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрез...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука здоровья"
Предназначена для развития естественнонаучной грамотности в области здоровья...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» Направление: духовно-нравственное 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука нравственности» Направление: духовно-нравственное 7 класс...