Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
рабочая программа на тему
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 76
городского округа Самара
Выписка из основной образовательной
программы начального общего образования,
утвержденной приказом №14-од от 31.08.2017
ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Азбука вежливости»
Класс 1
Программу разработала
Учитель начальных классов
Гамазина Светлана Михайловна
Самара, 2017
Пояснительная записка
Актуальность:
Одним из самых важных «добрых дел» для младшего школьника является его отношение к людям его окружающим, умение вести себя в общественных местах, знание правил поведения. Все эти составляющие помогают ребенку занять достойное место среди друзей, в семье и в школе. Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она позволит расширить кругозор, развить социо-культурные компетенции обучающихся, использовать теоретические знания на практике, раскрывать нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе.
Направленность программы:
Духовно-нравственное воспитание. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Предлагаемая программа «Азбука вежливости» направлена на удовлетворение этих требований.
Педагогическая целесообразность:
Программа ориентирована на учащихся 1 класса. С раннего возраста необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Особую роль в обучении младших школьников играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости. Она нацелена устанавливать доброжелательные отношения в классном коллективе. Помогает младшему школьнику адаптироваться к новой социальной среде.
Цель:
Привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению ко взрослым и к своим сверстникам, формирование устойчивых навыков к саморазвитию, самопознанию применения речевого этикета в общении.
Задачей данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умение построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса.
Форма и режим занятий:
Реализация программы рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе: из них теоретические занятия – 15 часов;
практические занятия – 18 часов.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями.
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса , то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. О доброте
Что такое доброта?
Понятие «Доброта». Пословицы, поговорки о добре. Рисунок «Доброта»
Доброе слово - что ясный день
«Добрые» слова. Значение «добрых» слов в жизни человека. Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»)
Добро и зло в художественной литературе
Чтение рассказов, сказок, притч о добре. Конкурс стихов о доброте
Практическая работа «Добро по указу не добро» (оформление книжки – раскладушки)
В книжке-раскладушке:1 страница-форзац, 2 страница-пословицы и поговорки о добре, 3 страница «добрые стихи», 4 страница кроссворд о добрых сказочных персонажах. Работа в группах
Акция «Спешите делать добро!»
Направление работы выбирает учитель с детьми. Например, «Чистый школьный двор»
Проектная работа в группах «Дети – детям»
Оформление книжки «О доброте»
Доброе отношение к животным
Человек - часть природы. Отношение человека к домашним и диким животным. С. Михалков «Мой щенок». Правила поведения с животными
Лесные уроки вежливости
Поведение в лесу. Бережное отношение к природе
Акция «Каждой пичужке - своя кормушка»
Изготовление кормушек и развешивание их на территории школы
Журнал о доброте
Оформление журнала о доброте
Выставка рисунков «Добро глазами детей»
Подготовка рисунков к выставке «Добро глазами детей»
Раздел 2. Поговорим о вежливости
Школа вежливости
Как учиться вежливости?. Где учиться вежливости?
Вежливо – не вежливо
Путешествие в страну вежливости
Вежливым рождаются или становятся?
Дискуссия по теме: Вежливым рождаются или становятся?
Как стать вежливым?
Составление памятки «Если мы вежливы, то…»
Я- вежливый человек?
Анкетирование
Буклет – исследование «Зачем быть вежливым?»
Составление и оформление буклета «Зачем быть вежливым»
«Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки
Понятие «добродетельные поступки». Для чего надо совершать добродетельные поступки
Вежливые игры
Правила игры:
- Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.
- Не радуйся, когда другие проигрывают.
- Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение. Как и во что играть с друзьями.
Строительство домика «Вежливости»
Моделирование ситуаций. Правильное решение ситуации позволяет строить из деталей ЛЕГО домик вежливости. Работа в группах
Раздел 3. Вежливость на каждый день
Поведение человека. Что это такое?
Понятие «поведения человека». Виды поведения. Какое поведение осуждается обществом. Почему?
Правила общения: вежливый собеседник
Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций
Правила общения: вежливый слушатель
Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых
Иллюстрация к пословице «Не будь приметлив, а будь приветлив»
Выставка рисунков «Не будь приметлив, а будь приветлив»
Как научиться заводить знакомства
Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом
Мой воображаемый друг. Выставка рисунков
Любимая игрушка- воображаемый друг. Рисунок «Воображаемый друг»
Почему дети спорят?
Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны
Как постоять за себя
Моделирование ситуаций
Игры на развитие навыков общения
«Рассказ по кругу»
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.
Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи)
«Позвони другу»
Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения
Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”
Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:
- Позвони мне позвони
- И что хочешь мне скажи
- Может быль, а может сказку
- Можешь слово, можешь два
- Только, чтобы без подсказки
- Понял все твои слова
На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы
Игровые способы решения конфликтов
Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.). Способы разрешения конфликтов между детьми: «Ковёр мира», «Растительные обзывалки».
Коммуникативные игры в классе
Рекомендуемые игры: «Интервью», «Если «да»- похлопай, если «нет»- потопай», «Закончи предложение», «Рукавички».
Добрые слова -добродетельные поступки». Инсценировка рассказов В. Осеевой
Рекомендуемые для инсценировки рассказы В. Осеевой «Три товарища», «Сыновья», «Лекарство»
Обобщение по курсу. Диагностика. Турнир вежливости
Диагностика ожидаемых результатов
Формы работы с детьми
- групповые
- фронтальные
- индивидуальные
Тематическое планирование по курсу «Азбука вежливости»
Раздел программы | №п/п | Тема занятия | Количество часов | |
тео рия | практика | |||
О доброте (11 часов) | Что такое доброта? | 1 | ||
Доброе слово - что ясный день | 1 | |||
Добро и зло в художественной литературе | 1 | |||
Практическая работа «Добро по указу не добро» (оформление книжки–раскладушки) | 1 | |||
Акция «Спешите делать добро!» | 1 | |||
Проектная работа в группах «Дети – детям» | 1 | |||
Доброе отношение к животным | 1 | |||
Лесные уроки вежливости | 1 | |||
Акция «Каждой пичужке - своя кормушка» | 1 | |||
Журнал о доброте | 1 | |||
Выставка рисунков «Добро глазами детей» | 1 | |||
Поговорим о вежливости (9 часов) | Школа вежливости | 1 | ||
Вежливо – не вежливо | 1 | |||
Вежливым рождаются или становятся? | 1 | |||
Как стать вежливым? | 1 | |||
Я - вежливый человек? | 1 | |||
Буклет–исследование «Зачем быть вежливым?» | 1 | |||
«Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки | 1 | |||
Вежливые игры | ||||
Строительство домика «Вежливости» | 1 | |||
Вежливость на каждый день (14 часов) | Поведение человека. Что это такое? | 1 | ||
Правила общения: вежливый собеседник | 1 | |||
Правила общения: вежливый слушатель | 1 | |||
Иллюстрация к пословице «Не будь приметлив, а будь приветлив» | 1 | |||
Как научиться заводить знакомства | 1 | |||
Мой воображаемый друг. Выставка рисунков | 1 | |||
Почему дети спорят? | 1 | |||
Как постоять за себя | 1 | |||
Игры на развитие навыков общения | 1 | |||
Игровые способы решения конфликтов | 1 | |||
Коммуникативные игры в классе | 1 | |||
Добрые слова - добродетельные поступки. Инсценировка рассказов В. Осеевой | 1 | |||
Обобщение по курсу. Диагностика. Турнир вежливости | 1 | |||
Итого: | 13 | 20 |
Кадровое обеспечение программы: занятия по программе ведёт учитель начальных классов
Литература для педагогов:
- Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости. – Москва: Педагогика, 1984
- Дорохов А. О культуре поведения. Москва: Профиздат, 1968
- Камычек Я. Вежливость на каждый день. Москва: Знание, 1975
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск: ЛСК, 1997
- Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности. Журнал «Завуч начальной школы», №5, 2004
- Максимовский М. Этикет делового человека. Москва: Дидакт, 1994
- Смолка К. Правила хорошего тона. Москва: Прогресс, 1980
- Плотникова О. В. рабочая программа «Школа вежливых ребят» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkol
Литература для детей и родителей:
- Бокова Т.В. Хорошие манеры. – Москва: Эксмо, 2001
- Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – Москва: Астрель, 2008
- Дмитриева В. Уроки вежливости для мальчиков. Москва: Астрель, 2008
- Миллер Ллуэллин. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона. – Москва: Центрполиграф, 2004
- Сказова И.В. Котенок Тимка учится вежливости. - Украина: Ранок, 2004
- Насонкина С.А. Уроки этикета. – Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2006
Черенкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. - Москва: Дом. XXI век
- Яворовская И.А Этикет детям - учимся вежливости. – Ростов – на - Дону: Баро - Пресс, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/05/picture-347398-1386265464.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1293306-1606602465.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004687-1517407065.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...