Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука вежливости"
рабочая программа на тему

Гамазина Светлана Михайловна

Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_azbuka_vezhlivosti.docx42.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 76

городского округа Самара

Выписка из основной образовательной

 программы начального общего образования,

утвержденной приказом №14-од от 31.08.2017

  1.  ПРОГРАММА КУРСА

  2. внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Азбука вежливости»

Класс 1

Программу разработала

Учитель начальных классов 

Гамазина Светлана Михайловна

Самара, 2017

Пояснительная записка

Актуальность:

        Одним из самых важных «добрых дел» для младшего школьника является его отношение к людям его окружающим, умение вести себя в общественных местах, знание правил поведения. Все эти составляющие помогают ребенку занять достойное место среди друзей, в семье и в школе. Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она позволит расширить кругозор, развить социо-культурные компетенции обучающихся, использовать теоретические знания на практике, раскрывать нужные для каждого человека нормы общения людей в культурном обществе.

        Направленность программы:

Духовно-нравственное воспитание. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения учащихся, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности. Предлагаемая программа «Азбука вежливости» направлена на удовлетворение этих требований.

        Педагогическая целесообразность:

        Программа ориентирована на учащихся 1 класса. С раннего возраста необходимо вести планомерную работу по формированию языковой и коммуникативной компетенции. Особую роль в обучении младших школьников играют те задачи и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи, чувство уместности высказывания. Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, то есть с воспитанием вежливости. Она нацелена устанавливать доброжелательные отношения в классном коллективе. Помогает младшему школьнику адаптироваться к новой социальной среде.

        Цель:

Привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению ко взрослым и к своим сверстникам, формирование устойчивых навыков к саморазвитию, самопознанию применения речевого этикета в общении.

Задачей данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умение построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса.

        Форма и режим занятий:

Реализация программы рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе: из них теоретические занятия – 15 часов;

практические занятия – 18 часов.

        Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

В процессе освоения материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

        Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

        Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.

        Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями.

        Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям.

        В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие  других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку  зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов– учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

  1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса , то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
  2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Формы учета оценки планируемых результатов

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика:
  • нравственной самооценки;
  • этики поведения;
  • отношения к жизненным ценностям;
  • нравственной мотивации.
  1. Анкетирование учащихся и родителей

Содержание программы

1 год обучения

Раздел 1. О доброте

Что такое доброта?

Понятие «Доброта». Пословицы, поговорки о добре. Рисунок «Доброта»

Доброе слово - что ясный день

«Добрые» слова. Значение «добрых» слов в жизни человека. Чтение книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Добрые слова»)

Добро и зло в художественной литературе

Чтение рассказов, сказок, притч о добре. Конкурс стихов о доброте

 Практическая работа «Добро по указу не добро» (оформление книжки – раскладушки)

В книжке-раскладушке:1 страница-форзац, 2 страница-пословицы и поговорки о добре, 3 страница «добрые стихи», 4 страница кроссворд о добрых сказочных персонажах. Работа в группах

Акция «Спешите делать добро!»

Направление работы выбирает учитель с детьми. Например, «Чистый школьный двор»

Проектная работа в группах «Дети – детям»

Оформление книжки «О доброте»

Доброе отношение к животным

Человек - часть природы. Отношение человека к домашним и диким животным. С. Михалков «Мой щенок». Правила поведения с животными

Лесные уроки вежливости

Поведение в лесу. Бережное отношение к природе

Акция «Каждой пичужке - своя кормушка»

Изготовление кормушек и развешивание их на территории школы

Журнал о доброте

Оформление журнала о доброте

Выставка рисунков «Добро глазами детей»

Подготовка рисунков к выставке «Добро глазами детей»

Раздел 2. Поговорим о вежливости

Школа вежливости

 Как учиться  вежливости?. Где учиться вежливости?

Вежливо – не вежливо

Путешествие в страну вежливости

Вежливым рождаются или становятся?

Дискуссия по теме: Вежливым рождаются или становятся?

Как стать вежливым?

Составление памятки «Если мы вежливы, то…»

Я- вежливый человек?

Анкетирование

Буклет – исследование «Зачем быть вежливым?»

Составление и оформление буклета «Зачем быть вежливым»

«Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки

Понятие «добродетельные поступки». Для чего надо совершать добродетельные поступки

Вежливые игры

Правила игры:

  • Соблюдай правила игры, не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путем.
  • Не радуйся, когда другие проигрывают.
  • Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение. Как и во что играть с друзьями.

Строительство домика «Вежливости»

Моделирование ситуаций. Правильное решение ситуации позволяет строить из деталей ЛЕГО домик вежливости. Работа в группах

Раздел 3. Вежливость на каждый день

Поведение человека. Что это такое?

Понятие «поведения человека». Виды поведения. Какое поведение осуждается обществом. Почему?

Правила общения: вежливый собеседник

 Разговор. Как нужно вести себя во время разговора. Разговор с незнакомым на улице. Формулы обращения к незнакомому человеку. Обращение к взрослому. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Участники и ситуации общения. Проигрывание речевых ситуаций

Правила общения: вежливый слушатель

Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания,  восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых

Иллюстрация к пословице «Не будь приметлив, а будь приветлив»

Выставка рисунков «Не будь приметлив, а будь приветлив»

Как научиться заводить знакомства

Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом

Мой воображаемый друг. Выставка рисунков

Любимая игрушка- воображаемый друг. Рисунок «Воображаемый друг»

Почему дети спорят?

Спор как процесс обсуждения разногласий. Виды споров. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. Корректность в споре. Взгляд на себя со стороны

Как постоять за себя

Моделирование ситуаций

Игры на развитие навыков общения

«Рассказ по кругу»

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Эта игра проста в организации проведения, поскольку не требует особой подготовки. Однако она очень эффективна для развития речевых умений детей, их воображения, фантазий, умений быстро ориентироваться в партнёрах и неизвестных ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи)

«Позвони другу»

Цель: Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”

Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

  • Позвони мне позвони
  • И что хочешь мне скажи
  • Может быль, а может сказку
  • Можешь слово, можешь два
  • Только, чтобы без подсказки
  • Понял все твои слова

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы
Игровые способы решения конфликтов

Взаимодействие школьников в ситуации урока. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.). Способы разрешения конфликтов между детьми: «Ковёр мира», «Растительные обзывалки».

Коммуникативные игры в классе

Рекомендуемые игры: «Интервью», «Если «да»- похлопай, если «нет»- потопай», «Закончи предложение», «Рукавички».

Добрые слова -добродетельные поступки». Инсценировка рассказов В. Осеевой

Рекомендуемые для инсценировки рассказы В. Осеевой «Три товарища», «Сыновья», «Лекарство»

Обобщение по курсу. Диагностика. Турнир вежливости

Диагностика ожидаемых результатов

Формы работы с детьми

  • групповые
  • фронтальные
  • индивидуальные

Тематическое планирование по курсу «Азбука вежливости»

Раздел программы

№п/п

Тема занятия

Количество часов

тео

рия

практика

О доброте

(11 часов)

Что такое доброта?

1

Доброе слово - что ясный день

1

Добро и зло в художественной литературе

1

Практическая работа «Добро по указу не добро» (оформление книжки–раскладушки)

1

Акция «Спешите делать добро!»

1

Проектная работа в группах «Дети – детям»

1

Доброе отношение к животным

1

Лесные уроки вежливости

1

Акция «Каждой пичужке - своя кормушка»

1

Журнал о доброте

1

Выставка рисунков «Добро глазами детей»

1

Поговорим о вежливости

(9 часов)

Школа вежливости

1

Вежливо – не вежливо

1

Вежливым рождаются или становятся?

1

Как стать вежливым?

1

Я - вежливый человек?

1

Буклет–исследование «Зачем быть вежливым?»

1

«Просто я работаю волшебником». Добродетельные поступки

1

Вежливые игры

Строительство домика «Вежливости»

1

Вежливость на каждый день

 (14 часов)

Поведение человека. Что это такое?

1

Правила общения: вежливый собеседник

1

Правила общения: вежливый слушатель

1

Иллюстрация к пословице «Не будь приметлив, а будь приветлив»

1

Как научиться заводить знакомства

1

Мой воображаемый друг. Выставка рисунков

1

Почему дети спорят?

1

Как постоять за себя

1

Игры на развитие навыков общения

1

Игровые способы решения конфликтов

1

Коммуникативные игры в классе

1

Добрые слова - добродетельные поступки. Инсценировка рассказов В. Осеевой

1

Обобщение по курсу. Диагностика. Турнир вежливости

1

Итого:

13

20

Кадровое обеспечение программы: занятия по программе ведёт учитель начальных классов        

Литература для педагогов:

  1. Васильева-Гангус Л.П. Азбука вежливости. – Москва: Педагогика, 1984
  2. Дорохов А. О культуре поведения. Москва: Профиздат, 1968
  3. Камычек Я. Вежливость на каждый день. Москва: Знание, 1975
  4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Минск: ЛСК, 1997
  5. Лаврентьева Л.И. Школа и нравственное воспитание личности. Журнал «Завуч начальной школы», №5, 2004
  6. Максимовский М. Этикет делового человека. Москва: Дидакт, 1994
  7. Смолка К. Правила хорошего тона. Москва: Прогресс, 1980
  8. Плотникова О. В. рабочая программа «Школа вежливых ребят» http://nsportal.ru/nachalnaya-shkol

Литература для детей и родителей:

  1.  Бокова Т.В. Хорошие манеры. – Москва: Эксмо, 2001
  2. Дмитриева В. Уроки вежливости для самых умных малышей. – Москва: Астрель, 2008
  3.  Дмитриева В. Уроки вежливости для мальчиков. Москва: Астрель, 2008
  4. Миллер Ллуэллин. Энциклопедия этикета. Все о правилах хорошего тона. – Москва: Центрполиграф, 2004
  5. Сказова И.В. Котенок Тимка учится вежливости. - Украина: Ранок, 2004
  6. Насонкина С.А. Уроки этикета. – Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2006
  7. Черенкова Е. Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей. - Москва: Дом. XXI век

  8. Яворовская И.А Этикет детям - учимся вежливости. – Ростов – на - Дону: Баро - Пресс, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »

 Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....