программа кружка "Азбука журналистики" для учащихся 5-7 классов
рабочая программа на тему

Шафигуллина Наиля Наилевна

Кружок «Азбука журналистики» объединяет учащихся 5-7 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

           Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.

                В основе содержания и структуры   программа кружка « Азбука журналистики»  лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе  кружка школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.

Программа кружка «Азбука журналистики» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Трудовая слава».

            Целью курса является ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.

Задачами учебного курса являются:

- выявление интересов и проверка способностей учащихся;

- формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Программа курса включает в себя:

- изучение основ истории отечественной журналистики; 

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- методы сбора и обработки информации;

- психологическая подготовка журналиста;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

- методы работы со словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_-_zhurnalistika_5-7.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

На заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Протокол №___ от

«   » _________ 2016 г.

Руководитель ШМО ___________ А.Т.Хамитова  

Согласовано:

Зам.директора по ВР

________ Л.Г.Гумерова

«__» ________ 2016 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ RCШ № 3 п.г.т.Кукмор»

__________ Р.Д.Бариев

Введено в действие приказом  № _____

от «___» ________2016г.

Рабочая программа кружка «Азбука журналистики»

для учащихся 5-7 классов

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 3 п.г.т.Кукмор»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

 на 2016-2017 учебный год

Разработала: Шафигуллина Наиля Наилевна

педагог-библиотекарь  высшей квалификационной категории

Пояснительная записка


Кружок «Азбука журналистики» объединяет учащихся 5-7 классов и ставит своей
целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

           Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни.  Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению - таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.

                В основе содержания и структуры   программа кружка « Азбука журналистики»  лежит концепция профильного образования, в процессе которого будущие журналисты смогли бы изучать основы журналистики в ходе практической деятельности. Обучаясь по программе  кружка школьники получают возможность сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор в будущем.

Программа кружка «Азбука журналистики» является интенсивным курсом, базирующимся на сочетании теоретических занятий, психологической подготовки, практических тренингов и сочетается с практической работой по написанию материалов и выпуску школьной газеты, публикации в районной газете «Трудовая слава».

            Целью курса является ознакомление учащихся с особенностями журналистской профессии на основе их личного практического опыта.

Задачами учебного курса являются:

- выявление интересов и проверка способностей учащихся;

- формирование представления о журналистике как профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

- изучение истории журналистики и основ журналистского творчества;

- развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование практических навыков создания школьного печатного издания.

Программа курса включает в себя:

- изучение основ истории отечественной журналистики; 

- обзор современных средств массовой информации;

- знакомство с нормами профессиональной этики журналиста;

- методы сбора и обработки информации;

- психологическая подготовка журналиста;

- изучение основных журналистских жанров (информация, заметка, статья, интервью);

- методы работы со словом.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетаются такие формы проведения занятий как лекции по теории и истории журналистики,  экскурсии и встречи с профессионалами (экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава»), практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

В отличие от основных школьных дисциплин программа данного курса не предусматривает фиксированных домашних заданий, однако, может включать такие формы работы как видеопросмотр актуальных  художественных фильмов и телепередач, посещение спектаклей, выставок, подготовку публикаций для газеты.

Данная программа учебного курса предусматривает тесную взаимосвязь с такими предметами базового школьного курса как русский язык, литература и история. 

Ожидаемые результаты:

Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни. 
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания. 
Учащиеся смогут:

Определить тему или идею текста;

Составлять простой и подробный план текста; 

Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом); 

Оценивать чужую и свою речь; 

Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания; 

Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения; 

Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

Брать интервью у знакомых и незнакомых людей; 

Вести репортаж с места событий;

Составлять различные типы текстов газетной информации. 

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Общее количество часов—39.

Содержание программы

Вводное занятие (тема 1).

Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

Журналистика и социальная практика (темы 2-3).

Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК». Функции и назначение журналистики. Социальные роли журналистики.

Основные характеристики журналистской информации (темы 4-5).

Определение понятия «информация». Свойства и назначение массовой информации. Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста.

Методы сбора журналистской информации (тема 6-12).

Методы сбора журналистской информации. Специфика методов сбора журналистской информации. Метод опроса в журналистике. Наблюдение как метод сбора информации  в журналистике. Изучение документов как метод сбора информации. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью. Анкетирование. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.

Практическая работа:

  • подготовка интервью;
  • анализ работ.

Жанры журналистики (темы 13-14).

Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в жанрах. Основные группы жанров. Жанры журналистики в рекламном творчестве.

Методика работы над информационными жанрами в газете и на радио (темы 17-22).

Методика создания текстов печатных информационных жанров. Радиожурналистика.  Радиовещание. История возникновения и развития радиожурналистики. Особенности работы над жанрами радиовещания. Работы современного радиовещания.

Экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава».

Экскурсия в радиостудию «Кукмара авазы».

Практическая работа «Подготовка радиоэфира»:

- выбор темы;

- поиск информации;

- распределение информации по информационным блокам;

- поиск музыкальных произведений, составление плейлиста;

- выход в эфир на радиостудии «Кукмара авазы».

Жанры он-лайновых СМИ(темы 23-24).

Жанры он-лайновых СМИ. Становление терминологии нового направления современной журналистики. Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.

Путевые заметки (темы 25-26).

Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора). Конкурс творческих работ. Путевые заметки.

Статья (темы 27-29).


Виды статей, трансформация жанра. Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная статья.  Критическая статья.


Практическая работа:

- подготовить проблемную статью;

- подготовить критическую статью;

- анализ работ.

Репортаж (темы 30-32).


Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), тематический  репортаж (в основе тема, а не событие), постановочный репортаж.


Практическая работа:

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему,

- анализ работ.

Тележурналистика (тема 33).

История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.


Реклама (тема 34).

Определение понятия «реклама». Категория «жанр» в рекламном творчестве. Общежурналистские жанры в рекламной деятельности.

Фотожурналистика (тема 35-36).

История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ.

Практическая работа:

- анализ фотографий в иллюстрированном журнале.

Газетные иллюстрации (тема 37-38).

Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции).

Практическая работа:

- подготовить один из вариантов иллюстраций к заданной теме;

- анализ работ.

Проведение опроса

Какие бывают вопросы и как их правилҗно формулировать

Как разработать социологическую анкету

Какие бывают опросы

Социологическое исследование

Какие бывают социологические исследования

Как подготовить и провести социологическое исследование

Выборка в социологическом исследовании

Как обработать социологическую анкету

Порядок обработки анкеты

Как провести группировку данных

Графическое изображение результатов

Как проводить анализ результатов

ГЛАВА 1

Краткий экскурс в историю возникновения журналистики

Значение журналистики в жизни общества.

Понятие информации. Информационные жанры

Как построить заметку

Требования к журналистским новостям. "Жесткие" и "мягкие" новости

Сенсация: за и против

ГЛАВА 2

Что такое профессиональная этика журналиста


О профессиональных и личностных качествах журналиста

Интервью как метод и как жанр

Как проводить интервью

Общение - это искусство

Трудные собеседники

Умеете ли вы задавать вопросы?

Виды интервью
Информационное интервью
Детализирующее интервью
Аналитическое интервью

ГЛАВА 3

Методы сбора информации

Журналист в эпицентре событий: стратегия поведения

Особенность репортажа. Что такое "эффект присутствия"

Логические и эмоциональные способы воздействия на читателя

ГЛАВА 4

Очерк

Лецензия

Фельетон

«Папарацци» – рабы профессии

ГЛАВА 5

Синтез жанров в современной журналистике


Статья. Виды статьи

Как написать хороший материал

Что такое удачный заголовок и как его придумать

Заголовок-хроника
Заголовок-перефразирование цитаты
Заголовок-цитата
Заголовок-обращение

Что такое текст, какие бывают тексты и как с ними работать

Как выбрать тему - интересную, горячую и написать статью

Как написать привлекающий внимание заголовок и что такое подстрочник

 Главы и подзаголовки - как работать с большими текстами

Где поставить точку и писать так, чтобы читатель не скучал

Графомания - или много и ни о чем - как писать по делу и не размазывать текст по странице

Право на точку зрения, или когда нужно вставить собственное "я"

Итоговое занятие. Смотр достижений (тема 39).

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

Примечание

план.

факт.

1

Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.

1

2

Содержание понятий «журналистика», «СМИ», «СМК».

1

3

Функции и назначение журналистики. Социальные роли журналистики.

1

4

Определение понятия «информация». Свойства и назначение массовой информации.

1

5

Виды журналистской информации. Творческая работа журналиста.

1

6

Методы сбора журналистской информации. Специфика методов сбора журналистской информации.

1

7

Метод опроса в журналистике.

1

8

Наблюдение как метод сбора информации  в журналистике.

1

9

Изучение документов как метод сбора информации.

1

10

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью.

1

11

Анкетирование. Виды анкетирования: по числу респондентов, по полноте охвата, по типу контактов с респондентом.

1

12

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ.

1

13

Жанры журналистики. Определение понятия «жанр». Общее и различное в жанрах.

1

14

Основные группы жанров. Жанры журналистики в рекламном творчестве.

1

15

Методика создания текстов печатных информационных жанров.

1

16

Экскурсия в редакцию газеты «Трудовая слава».

1

17

Радиожурналистика.  Радиовещание. История возникновения и развития радиожурналистики.

1

18

Особенности работы над жанрами радиовещания. Работы современного радиовещания.

1

19

Экскурсия в радиостудию «Кукмара авазы».

1

20

Практическая работа. Подготовка радиоэфира: выбор темы, поиск информации, распределение информации по информационным блокам. поиск музыкальных произведений, составление плейлиста.

1

21

Практическая работа. Подготовка радиоэфира: поиск музыкальных произведений, составление плейлиста, упорядочение подготовленных материалов.

1

22

Практическая работа. Выход в эфир на радиостудии «Кукмара авазы».

1

23

Жанры он-лайновых СМИ. Становление терминологии нового направления современной журналистики.

1

24

Жанры электронных версий газет и журналов. Электронные СМИ в Интернете.

1

25

Путевые заметки. Репортажные моменты (описания, детали, эмоции и впечатления автора)

1

26

Путевые заметки. Конкурс творческих работ.

1

27

Статья. Передовая статья

1

28

Проблемная статья. Критическая статья.

1

29

Написание статьи. Анализ работ

1

30

Репортаж. Событийный репортаж

1

31

Тематический репортаж

1

32

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ

1

33

Тележурналистика. История возникновения и развития тележурналистики. Журналистские профессии на ТВ: репортер, редактор, диктор, корреспондент, продюсер, телережиссер.

1

34

Реклама. Определение понятия «реклама». Жанры рекламы.

1

35

Фотожурналистика. История возникновения и развития фотожурналистики. Значение фоторепортажей для печатных СМИ.

1

36

Фотожурналистика. Практическая работа. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.

1

37

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций  (репортажный снимок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, фотообвинение, плакат, монтаж)

1

38

Газетные иллюстрации. Практическая работа. Анализ работ.

1

39

Итоговое занятие. Смотр достижений.

1

ИТОГО:

39


Литература:

  1. Азбука журналистики/ О.И.Лепилкина и др. //Профильная школа, 2006. - № 1. – С.43-44.

  1. Беспалова А.Г. и др. История мировой журналистики. Издание третье, дополненное и исправленное. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – 432 с (Серия «Журналистика и реклама»)

  1. Коновалова О.В. Основы журналистики. Учебное пособие по современной практической журналистике. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 272 с (Серия «Филология и реклама»)
  2. Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. Работ анад жанрами газеты: Учебное пособие/ З.С.Смелкова, Л.В.Ассуирова, М.Р.Савичева, О.А.Сальникова. – 5-е изд. – М,: Флинта: Наука, 2007. – 320 с.

  1. Тертычный А. А.. Жанры периодической печати. — М.: Аспект-Пресс, 2000.

  1. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

  1. Элективный курс для учащихся 9-х классов «Основы журналистики»/М.В.Щербакова// Практика административной работы в школе, 2006. - № 5. – С.52-54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа занятий с учащимися 8-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимися на дому

Рабочая программа содержит почасовое планирование уроков письма, чтения, математики, ремесла (картонажное дело), естествознания (мир растений), естествознания (мир животных), СБО, ИЗО, хозяйственно-бы...

Рабочая программа занятий с учащимся 6-б класса по программе "Особый ребёнок", обучающимся на дому.

Программа составлена для ученика с глубокой умственной отсталостью, обучающегося в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 15 г. Каменска-Шахтинского на дому. Содерж...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,разработано на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...