Технология проблемного диалога в обучении журналистике
методическая разработка (9 класс) по теме

Сарахман Марина Владимировна

 

Аннотация к мастер-классу

Педагог: Сарахман М.В.

Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Девиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».

Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это такой тип обучения, которое обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с педагогом.

ПДО – это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, ПДО базируется на психологии творчества. Таким образом, в основе ПДО лежит: проблемное обучение, диалоговое и психология творчества.

Цель ПДО:получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей обучающихся.

 

Почему же ПДО наиболее приемлемо при изучении журналистики?

 

1.Проблемный диалог реализуется на любом этапе обучения.

 

2. Проблемный диалог дает педагогу широкие возможности выбора методов, форм и средств обучения.

 

3. Проблемный диалог является мощным источником мотивации познавательной деятельности обучающихся.

 

4.Обеспечивает  более качественное усвоение знаний, приучает детей мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность.

 

5.В работу включается практически весь коллектив, что гарантирует усвоение нового материала большинством обучающихся.

 

Использование современных образовательных технологий в процессе гуманитарной подготовки обучающихся обеспечивает их интеллектуальное развитие, способствует активизации усвоения теоретических знаний, необходимых для оперативного решения практических проблем творческой деятельности, позволяет обучающимся моделировать свою деятельность в будущем.

Проблемно-диалоговое обучение призвано обеспечить мотивацию и включенность обучающихся в активную познавательную деятельность посредством специального обучения их поисковым процедурам и правилам ведения диалога и дискуссии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ОБУЧЕНИИ ЖУРНАЛИСТИКЕ

Здравствуйте уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас в этой аудитории, надеюсь, что эта встреча будет обоюдополезной.  Эля меня это опыт выступления на публике, а для вас источник новой информации. Слово для педагога это, пожалуй, самое  важное орудие труда, а направленно сказанное слово, действенно вдвойне.

2 слайд

Хочу начать с вопроса: знакома ли вам аббревиатура ПДО?  Смелее, высказывайте свои предположения:

(педагог дополнительного образования….)

К этому слайду мы вернемся в конце нашей встречи, и я уверена у вас прибавится вариантов ответов.

Ещё хочу вас попросить на тех листах, которые лежат перед вами, ответить письменно используете ли вы в своей работе технологию проблемного диалога? поставьте + или - , или слова ДА и НЕТ. Ваш ответ нам тоже пригодится чуть позже.

3 слайд

Автором технологии проблемного диалога является педагог, психолог, которая входит в группу разработчиков образовательной системы  «Школа 2100» Елена Леонидовна Мельникова. Основой этой технологии составляет специально организованный педагогом диалог, обеспечивающий творческое усвоение знаний.

4слайд

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на занятиях изучения нового материала, повторения или отработки навыка должны быть проработаны два момента: * постановка учебной проблемы и * поиск решения.

Постановка учебной проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют дети в ходе * специально организованного педагогом  диалога.

Технология проблемно-диалогового обучения это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, технология проблемно-диалогового обучения базируется на психологии творчества. Таким образом, в ее основе лежит: диалоговое, проблемное обучение и психология творчества.

5 слайд

Автор технологии Елена Леонидовна Мельникова в своей книге «Проблемный урок или как открывать знания с учениками» дает 4 этапа процесса творческой деятельности:

  1. постановка проблемы; *
  2. поиск решения; *
  3. выражение решения; *
  4. реализация продукта. *

6 слайд

Итак, 1 этап постановка проблемы: согласно данной технологии существует два способа постановки проблемы – классический * и сокращенный *

классический вариант  представлен тоже двумя вариантами: * «с удивлением»,  * «с затруднением»

Сейчас я попробую вам представить оба варианта на практике.

- Скажите, знакомы ли вам понятия РЕКЛАМА и PR? Я уверена, что конечно, знакомы.  На ваш взгляд это синонимы? Обсуждение гипотез. Формулировка темы занятия. (Реклама и PR. Сходства и различия)

Опыт. Чтение рекламной статьи и статьи пиара. Сравнение. Далее побуждающий диалог, чтение определений. Выяснение кто прав, а кто ошибался.

- Как вы думаете это какой способ постановки проблемы «с удивлением», «с затруднением»

         - Правильно с удивлением, формулируя определение понятий, ребенок выражает свою позицию и он удивляется, когда понимает что существуют другие мнения, или его мнение не совсем верное.

- Попробуем подойти к этой теме с другой стороны. В начале занятия сообщаю детям, что мы сегодня должны разобраться с двумя понятиями, их определения у вас на столе. Внимательно прочитайте и постарайтесь догадаться, о чем пойдет речь на занятии.

- Итак, у вас на столах два определения проделайте данную работу. Выскажите свое мнение. (педагоги работают в группах)

 У вас сейчас это достаточно легко получилось, потому что ранее мы с вами с этими понятиями уже познакомились, а у детей это вызывает большое затруднение. Они также начинают выдвигать гипотезы и предположения, которые фиксируются.

Затем я предлагаю им поработать со статьями, это помогает определить более предметно о чем идет речь, и мы выходим на формулировку темы занятия. «Реклама и ПР в журналистике. Сходства и отличия»

- Еще раз это два классических способа постановки учебной проблемы.

Существует еще и сокращенные способы  * «Яркое пятно» и * «актуальность».

Давайте сразу попробуем: я предлагаю вам буквы из них надо составить слова: (на карточках слова реклама и пиар)

После этого спрашивается как вы думаете почему именно эти слова были зашифрованы? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия. Кто точнее? Как вы думаете это какой прием?

Правильно это «яркое пятно». Что касается актуальности  дети очень часто обращаются за помощью в каких-то школьных делах: недавно у них в школах были выборы и они составляли агитационные материалы для своих кандидатах и на тему рекламы и пиара сами вышли, т.к. для них это было очень актуально.

7 слайд Далее следует 2 этап поиск решения к этому этапу мы идем через диалог: в данной технологии выделяют два вида диалога: * побуждающий и * подводящий. Психолог Мельникова Е.Л. так дает различия в диалогах:

Побуждающий диалог - * это бульдозер. Он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Это рискованно, в полете легко сбиться с курса и попасть не туда. По мнению Мельниковой Е.Л., побуждающий диалог позволяет точно повторить этапы научного творчества и более активно формирует творческие способности. Поэтому он используется при обучении одаренных, сильных, способных детей.

 Подводящий диалог – * локомотив, который от станции к станции, медленно, но верно везет своих пассажиров к пункту назначения. Подводящий диалог, по мнению того же автора, мощно развивает логическое мышление, он используется при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сейчас я вам предлагаю смоделировать один из этих диалогов, согласно теме нашего занятия.

ВИДЫ ДИАЛОГОВ

Побуждающий

Подводящий

Структура

Вопросы или побудительные предложения, провоцирующие, подталкивающие мысль обучающихся.

Система посильных обучающемуся вопросов и заданий, поводящих его к открытию мысли.

Признаки

Скачок к неизвестному, догадка – переживание обучающимся броска, риска.

Возможны неожиданные ответы обучающихся.

Может быть прекращен с появлением нужной мысли обучающегося

Пошаговый ход, жесткое ведение мысли обучающегося, последний вопрос на обобщение. Переживание обучающихся открытия в итоге. Почти невозможны неожиданные ответы обучающихся. Не может быть прекращен, идет до конца.

Побуждающий

Подводящий

Видели ли вы когда-нибудь рекламу, какого либо вида спорта? А статью или программу о пользе майонеза, пива или чипсов? какой вывод можем сделать? О чем это говорит?

Скажите, какой из видов деятельности подводит аудиторию к определенному действию?

Значит какова цель рекламы? (продать) ПИВО

А какова цель пиара? (разъяснить, популяризировать) ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

8 слайд

Таким образом 2 этап «поиск решения» тоже имеет два пути развития:

* Классический – в котором дети после выдвижения гипотез и с помощью * побуждающего диалога  приходят к истине. НО важно отметить  то, что реагировать на гипотезы следует эмоционально – неокрашенно, нейтрально, безоценочно – словом «так» и поддерживающим кивком головы. Эта реакция не означает согласие с говорящим, она лишь показывает, что мысль ребенка услышана и принята к сведению.  В завершении этапа «Поиска решения» нужно  вернуться к проблеме: Так мы ответили на вопрос?

* Второй  путь – сокращенный. * Через подводящий диалог.

9 слайд

3 этап творческой деятельности – выражение решения. Если говорить более понятно это воспроизведение знаний.  Зачем нужно воспроизводить знания? С одной стороны, это развивает активную речь, формирует умение передать мысль словами. С другой стороны, за счет проговаривания углубляется понимание знаний.

Существуют два типа воспроизведения знаний: * репродуктивное и * продуктивное

Как вы думаете, какое наиболее эффективное? Почему? Правильно!

* На репродуктивном уровне мы бы спросили у детей расскажи своими словами как ты понял что такое реклама или пиар? В чем их отличие?

* В продуктивном случае мы должны подобрать такие задания, чтобы ребенок через себя пропустил весь тот материал, который он получил на занятии.

Попробуйте сейчас придумать такие виды заданий, которые позволили продуктивно воспроизвести знания детей:

  1. творческое задание (загадки про пиар и рекламу)
  2. условные обозначения, для дальнейшей записи
  3. реклама – рекламы
  4. пиар-статья про пиар или наоборот…..
  5. составление теста-проверки

10 слайд

IV этап. Реализация продукта.

Цель: показать свое творение педагогу и своим товарищам и получить обратную связь в виде оценивания.

Критерий оценивания: точность выражения знания, полнота, наглядность.

Этот критерий желательно выработать вместе с детьми.

Может проходить в форме * мини-презентации, * выставки, *  взаимопроверки…

Таким образом, на примере одной темы,  мы прошли с вами все этапы построения занятия по технологии проблемно-диалогического обучения.

Но чтобы каким-то образом систематизировать полученные знания я прошу посмотреть на экран.  11 – 17  слайд

18 слайд

Итак, возвращаемся к началу нашей встречи, то означает аббревиатура ПДО? Кто применяет если не всю технологию, то хотя бы ее элементы?

Безусловно, вид деятельности и возраст детей накладывают свои отпечатки и по-своему моделирую данную технологию, но надо начинать, а остановится будет сложно.

19 слайдДля того чтобы вы ушли с нашей встречи не только с чем-то в головах, но и в руках, я подготовила буклеты по материалам сегодняшнего мастер класса.  А вас в ответ на это прошу на смайликах, которые прикреплены к буклетам нарисовать рот, в соответствии с ваши мнением и на обратной стороне написать пожелания, если таковые есть. На этом у меня все. Я готова ответить на ваши вопросы.


Предварительный просмотр: