Основы журналистики в школе как способ реализации ФГОС нового стандарта
методическая разработка

Головлева Анна Сергеевна

Основы журналистики в школе как способ реализации ФГОС нового стандарта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы журналистики в школе как способ реализации ФГОС нового стандарта

А.С. Головлева,

МБОУДО «ДДЮТ» г.о.Тольятти, педагог дополнительного образования

Gyfa2006@ya.ru

Современное поколение выросло вместе с интернетом и им сложно представить, что всемирной паутины когда-то не было и приходилось добывать, искать и проверять каждую информацию, которую собираешься использовать. На данный момент количество новой информации, которую генерируют люди в социальных сетях и на сайтах каждый день, наверное, невозможно прочесть и за сотни лет. Человеческий мозг очень пластичен и хорошо усваивает и обрабатывает информацию, но при этом у потребителя информации не возникает желания ее проверить и повышается вероятность, что с помощью информации вами смогут манипулировать. Пользователи часто уже не думают о том, какую информацию и какие личные данные они размещают на просторах интернета и школьникам не объясняют, как себя позиционировать в интернете,  какие угрозы это несет.

Ректор МПГУ Алексей Лубков 16-17 марта еще в 2017 году в Москве на международном форуме «Медиаобразование в педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению» (ММФ) отметил: «По данным статистики 44% детей в Российской Федерации проводят в Сети практически круглые сутки. Еще 30% имеют симптомы компьютерной зависимости. Нам хорошо известно, какой негативный опыт они получают в информационной среде, если делают это бесконтрольно, неосознанно, в отсутствие надежной медийной навигации. Вопрос медийного информационного сопровождения – это не вопрос отдельного педагога или директора какой-то конкретной школы. Это масштабная государственная задача сегодняшнего дня. Также следует отметить, что российскими медиапедагогами-практиками накоплен богатый опыт работы со школьниками: издание ученических газет и журналов, создание кино-фото – и видео материалов, документальных и анимационных фильмов и многое другое. Пока все это делается в школьных студиях и редакциях бессистемно». [1, url].

Информационная безопасность – одна из самых острых проблем в современной России. В декабре 2016 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным была утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Ни для кого не секрет и это вполне очевидно, что между медиа и обществом существует пока непреодолимая пропасть и конфликт. И отчасти решить данный конфликт могут курсы «основы медиаграмотности» (основы журналистики) реализуемые на базе общеобразовательных школ. Кажущаяся доступность и легкость распространения информации в интернете породила такое явление, которое ряд зарубежных ученых обозначили термином «постправда» (post-truth) и это слово назвали словом 2016 года по версии Оксфордского словаря. Вполне возможно вы замечали, как часто в социальных сетях «гуляют» сомнительные цитаты, приписываемые великим людям. Многие люди принимают их за чистую монету.

         Интернет подарил человеку возможность не думать об истинности суждений и не проверять факты. Более того, объемы информации настолько огромны, что ее просто некогда анализировать и перепроверять.

Теперь потребителем информации стало намного проще манипулировать, так как он всецело и без сомнений воспринимает практически все, что ему приносит всемирная паутина.

 «Российская педагогическая энциклопедия» дает такое определение термину медиаобразование (англ. media education от лат. media — средства ) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [2, с.555].

Современных школьников необходимо учить основам медиаграмотности, чтобы они не торопились верить каждой картинке с цитатой и ярким «желтым» новостным заголовкам. Их отношение ко всему, что им преподносит случайно сеть, должно быть, как минимум осторожным и аккуратным. В послании к Федеральному Собранию 2017 президент В.В. Путин сказал:   «В школе нужно активно развивать творческое начало, школьники должны учиться самостоятельно мыслить, работать индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни».

Главный принцип критического мышления – подвергать сомнению, не доверять до конца всему, что слышишь и читаешь, а задавать вопросы, самостоятельно проверять информацию, вырабатывать собственный взгляд на происходящее. Поэтому критическое мышление еще называют собственным мышлением. Мы полагаем, что умение мыслить критически, является в сегодняшних условиях важной компетенцией, которая необходима любому думающему человеку для устойчивого развития и первых шагов во взрослую жизнь. Данное умение будет полезно во всех сферах жизни: личной, профессиональной, общественной деятельности.

 В России существует программа «Информация для всех» [3, https://www.ifap.ru/general/index.htm]. Данная программа затрагивает очень важные проблемы информирования и доступа к информации. Очевидно, что всеобщий доступ к качественной актуальной информации невозможен без её сохранения, без информационной грамотности, без эффективной и нацеленной на развитие информационной политики, без выработки и соблюдения принципов информационной этики. На сайте программы размещена очень интересная монография И.В. Челышевой, О.И.Ефремовой и В.С. Шаповаловой «Работа с молодежью: политика, управление и творческо-производственная деятельность на материале медикультуры» [4, с.147]. В данной монографии авторы указывают на то, что «В связи с переходом на новые образовательные стандарты открываются новые перспективы для реализации медиаобразовательных задач в подготовке будущих бакалавров и магистров.», но образование начинается еще в общеобразовательной школе, так почему бы не начинать уже там, тогда к высшему образованию молодое поколение станет подходить более обстоятельно и критически?

Результаты исследования специалистов Стенфордского университета показывают, что порядка 80% старших школьников не в состоянии отличить фейковуюновость от настоящей. А Всероссийское исследование «Индекс цифровой грамотности 2017, РОЦИТ» показал, что на вопрос «как часто при чтении статей в интернете у вас складывается впечатление, что вас обманывают, дают заведомо ложную информацию, пытаются навязать определенную точку зрения» более 30% затруднились с ответом, а 37% ответили «редко или очень редко».

В рамках курса «Школа молодого журналиста», воспитанники развивают критическое мышление и способность анализировать информацию, что, несомненно, поможет им в дальнейшей жизни.

Часть заданий воспитанники получают в игровой форме.

Примеры заданий

Пример 1.

Вы - редактор

Проблема: У вас – ограниченное место и хронометраж. Вы должны выбрать всего только 4 истории: 1 главную и еще 3 истории, которым вы уделите меньше места/ времени, но также разместите на первой полосе/ поставите в выпуск. И еще одна вещь: ваша газета/ канал больше не бесплатные СМИ.

Составьте рейтинг предложенных историй по шкале от 1 до 10, где 1 – это самая важная или интересная история для вашей целевой аудитории, а 10 – наименее интересная. Потом выберете свою главную новость (lead story), 3 дополнительных истории и объясните свой выбор.

Таким образом, ученик идентифицирует и примеряет на себя различные роли. Он сочувствует другим людям.

Пример 2.

Я - сказочник

Для освоения сложных экологических проблем нашего города, страны, мира. Я задаю детям около пятидесяти тем,

Например, 1. Какое-то животное находится в зоопарке и смотрит на людей из-за решетки и что-то думает.... 
2. Какое-то животное, совсем не домашнее типо игуаны, паука, птицы, черепах и т.д. живет у человека дома и.... 
3. Монолог единственного дерева, которое осталось после пепелища в лесу пожара. 
4. Сказка о морском жителе (например, дельфине), который запутался в целофановых пакетах или сетях 
5. Сказка от лица разноцветного и 200х кораллового рифа о том, что он погибает и его друзья погибают.... 

Таким образом, ученик учится сочинять и рассказывать истории, имеет представление о построении сюжета и сравнивает личный опыт и чувства героя со своими собственными.

Пример 3.

«Красная шапочка» под другим углом

Поработать со сказкой со сказкой «Красная шапочка» и переписать историю под заданный формат, например для газеты, в которой училась красная шапочка, для газеты лесорубов или для газеты общество добрых волков, сделать сюжет на радио для бабушек и телесюжет для родителей, которые живут в деревне.

Таким образом, Ученик воспринимает различные точки зрения, представленные в медиа. Он может участвовать в дискуссии, понять чужую точку зрения и прислушаться к ней.

Пример 4.

Журналистское лото.

Каждый игрок  (команда) получает игровую карточку и располагает перед собой. Количество игроков ограничивается количеством карточек. Назначается ведущий – игрок, который  включает интерактивную презентацию с вопросами и засекает время на раздумья. 

Игроки у которых совпадает вопрос с ответом в их карточке, должны подойти к ведущему и взять фишку с тем ответом, который они считают верным. Игра завершается после использования последнего вопроса в презентации. После  чего проверяются все карточки и ответы.

Пример 5.

Открыть проект.  Михаила Зыгаря «1917.Свободная история». Проект основан на письмах, воспоминаниях и дневниках, тех реальных личностей, которые жили в то время, например, Ленин, Блок, Цветаева. Заходя на сайт,  каждый день можно узнать о том, что произошло ровно сто лет назад, что занимало в этот день людей, как жила страна. Все материалы упакованы в привычную форму современной соцсетипричем есть разделы игры и тесты. Попросить воспитанников найти, что происходило в определенный день. Или попросить высказывания только одного участника событий

Литература

  1. Медиаобразование – профилактика информационных рисков у населения  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mpgu.su/novosti/mediaobrazovanie-profilaktika-informatsionnyih-riskov-u-naseleniya// (дата обращения: 27.09.17)
  2. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. –– М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999. – 1200с.

      3. Портал «Информация для всех» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ifap.ru/library/book588.pdf / (дата обращения: 27.09.17)

4. Челышева И.В., Ефремова О.И., Шаповалова В.С. Работа с молодежью: политика, управление и творческо-производственная деятельность на материале медиакультуры / под ред. И.В. Челышевой. М.: МОО «Информация для всех», 2018. 147 с.