Клуб школьной журналистики как средство реализации нового стандарта образования
статья на тему

Силкина Ольга Анатольевна

В МАОУ «Лицей №14» г.Тамбова с 1994 года учениками и педагогами выпускается газета о лицее и лицеистах «TerraLyceum», которая не просто освещает школьную жизнь, а способствует раскрытию творческих способностей учащихся и демонстрирует технические возможности новых информационных технологий. Более сотни выпусков, подготовленных учениками при поддержке педагогов, вышли за это время в свет. 

Статья рассказывает о школьной журналистике в Лицее №14.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_silkina_27_noyabrya_2017.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб школьной журналистики как средство реализации нового стандарта образования

Силкина О.А.,

учитель информатики,

МАОУ «Лицей №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина», г. Тамбов

В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала. Для выполнения этой серьезной задачи в общеобразовательном учреждении важно создать специальную социально-педагогическую профориентационную среду и определенные условия: социокультурные, личностные, организационно-управленческие, организационно-методические, воспитательные, организационно-педагогические. Согласно ФГОС, основная образовательная программа образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность, систему дополнительного образования, которая особенно активно развивается в школах нашего региона.

Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Сегодня перед нами стоит задача организации целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребенка, способного, используя полученные знания, развивать самого себя, заботясь в будущем и о своей семье, и о своем государстве.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Школьная журналистика является средством реализации этих результатов и позволяет естественным способом формировать универсальные учебные действия. УУД являются неотъемлемой частью ядра нового стандарта. Важным элементом формирования универсальных учебных действий являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формирование способности их грамотно применять.

Также школьная журналистика как характерное явление социального и культурного порядка является и определенным показателем качества образования учебного заведения.

Школьная журналистика выделяется своей особой конструктивной ролью в плане развития творческой инициативы учащихся. Создание практико-ориентированной базы журналистской внеурочной деятельности в современных условиях представляется достаточно актуальным и востребованным делом.

В МАОУ «Лицей №14» г.Тамбова с 1994 года учениками и педагогами выпускается газета о лицее и лицеистах «TerraLyceum», которая не просто освещает школьную жизнь, а способствует раскрытию творческих способностей учащихся и демонстрирует технические возможности новых информационных технологий. Более сотни выпусков, подготовленных учениками при поддержке педагогов, вышли за это время в свет. В 2006 году в лицее появился кружок «Делаем газету вместе», который в последние годы трансформировался в полноценный детский пресс-центр – клуб юных журналистов. На его базе каждый месяц выпускается цветная восьмиполосная газета «TerraLyceum», электронная версия которой выкладывается на лицейском сайте (www.tofmal.ru). Газета публикует новостные материалы, имеет как постоянные рубрики, так и рубрики месяца. В клубе работают журналисты, корреспонденты, фотографы, дизайнеры, верстальщики – учащиеся 5-11-ых классов. В разновозрастном коллективе, увлеченном одной социально значимой целью, ярко проявляются и развиваются так необходимые в современном обществе коммуникативные компетенции личности, раскрываются ее таланты, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в жизни, грамотно строить свои отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми. Кроме того, особая организация деятельности клуба ориентирует учащихся на саморазвитие, самостоятельность, трудолюбие и ответственность. Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.

Особенность же организации деятельности детского пресс-центра заключается в том, что на занятиях студии журналистики осуществляется интеграция таких школьных дисциплин, как информатика, технология, русский язык, литература, искусство, обществознание и право. Наставниками в клубе являются его непосредственные руководители (учитель русского языка и литературы и учитель информатики), старшеклассники с опытом работы в редакции, которые курируют не опытных пока еще юных журналистов, а также специально приглашаемые на мастер-классы и встречи профессиональные журналисты не только Тамбовских СМИ (Михаил Карасев, Оксана Казанчева, Алексей Дюжев), но  и столичной прессы. В этом году наш клуб посетил  Старцев Борис Юльевич, корреспондент новостной службы ВШЭ, приезжавший в лицей с рабочим визитом.  

Очень важными составляющими клубной деятельности являются самообразование и повышение квалификации, когда юные журналисты периодически посещают занятия областной школы журналистики и участвуют в мероприятиях, проводимых ею (в 2014, 2015 и 2016 годах газета «TerraLyceum» завоевала дипломы в областных конкурсах детских пресс-центров, а юные фотографы были дипломантами в своей номинации), а также принимают участие в мастер-классах, проводимых факультетом журналистики ТГУ им. Г.Р.Державина. В городских конкурсах, проводимых в 2014-2016 годах, наша газета неоднократно становилась победителем.

Ярким проявлением детской инициативы, зрелости мастерства, современного видения картины мира является создание старшеклассниками и выпускниками лицея в социальной сети «В контакте» в январе 2015 года блога «Shoot for the moon» («Целься в Луну»), призванного освещать наиболее важные и интересные события лицейской жизни, получая при этом  быстрый отклик, благодаря тем возможностям, которые предоставляет сеть.

Обновление материально-технической базы лицея дало новый виток развитию школьной журналистики: появившаяся в лицее видеостудия с современным оборудованием позволила ученикам и педагогам организовать лицейское телевидение. На сайте регулярно появляются новостные и тематические видеоролики, где ведущими, корреспондентами, операторами и монтажерами являются сами ребята.

Следующей ступенькой в раскрытии потенциала школьной журналистики применительно к современным условиям стало создание профильного курса «Журналистика» и апробация его в летней школе для одаренных детей, которая 12 лет работает на базе нашего лицея в санатории «Энергетик». Слушатели курса погружаются на 3 недели в медиапространство и выполняют ряд практических задач, поставленных перед ними, приобретая при этом различные умения: собирать, анализировать и синтезировать информацию, свободно ориентироваться в речевой ситуации, редактировать письменный текст, работать с фото- и видеотехникой, обрабатывать фотографии, монтировать видеофрагменты, верстать готовый материал. В ходе этого погружения не только активно мобилизуются интеллектуальные и творческие силы учащихся, но и происходит формирование нравственных ценностей и образцов поведения, отношения к миру, к людям и самому себе. Продуктами этого проекта становятся еженедельные выпуски приложения к лицейской газете «ЭнерВестник» и видеоролики на социально значимые темы.

Преимущество и перспектива существования и развития школьного издательства как средства реализации нового стандарта образования (ФГОС) очевидны. Разумное и целесообразное использование школьного издательства значительно повышает развивающий эффект обучения в целом, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся массу положительных эмоций и переживаний. Учащиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, применять эти знания в жизни.

Такими образом, школьная пресса является уникальным социальным пространством, которое формируется самими участниками и в котором происходит становление социально активной личности, ориентированной на самореализацию в условиях современного цифрового пространства.

Используемые источники:

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.– Изд. 2-е, стер. – М. : Просвещение, 2011.
  2. Лукина М.М., Некляева С.Э.Медиаобразование в школе: издаем школьную газету. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, 2009.
  3. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Электронный ресурс] / И.А.Фоменко / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/
  4. Шкондин М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2011.
  5. http://www.dissercat.com/content/shkolnaya-zhurnalistika-nachala-xx-veka-kak-forma-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti
  6. http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/30-2012-god/2112012/realizatsiya-fgt-i-fgos/109-sotsialno-pedagogicheskij-podkhod-k-proforientatsii-shkolnikov-v-kontekste-realizatsii-fgos-novogo-pokoleniya

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства реализации новых образовательных подходов в образовании

Средствами реализации новых подходов в образовании являются такие технологии и методы обучения,  которые позволяют достичь  личностных и метапредметных результатов....

Доклад на тему «Бинарный урок/бинарное внеклассное мероприятие как средство реализации новых образовательных стандартов»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Любая современная педагогическая технология это синтез достижений педагогической науки и практики, соч...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...