Доклад на тему: "Формы работы учителя для реализации новых стандартов образования"
опыты и эксперименты

Бобкова Марина Рафиковна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Доклад на ШМО учителей искусства, литературы, музыки:

«Формы работы учителя для реализации новых стандартов образования».

                                                   Подготовила учитель ИЗО:

                            Бобкова М. Р.

Балашиха

2017 год

Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного, среднего (полного) общего образования (ФГОС) вносят существенные изменения в понимание целей образования. Вместе с тем в ФГОС сохраняется традиционный подход к образованию, ориентированный на достижение образовательных, воспитательных и развивающих целей. Конкретизация каждой из названных групп целей представлена соответствующим перечнем предметных, личностных и метапредметных результатов, сформулированных с опорой на современные запросы общества и на достижения педагогической науки. Описанные во ФГОС цели образования находят отражение в основной образовательной программе образовательного учреждения, в рабочих программах по предмету и в итоге в целях каждого конкретного урока. Поэтому перед современным, думающим учителем стоит задача осмысления и принятия новых образовательных ориентиров. ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.

Современная система образования как никогда ориентирована на реализацию деятельностного подхода, поэтому целесообразно в методах обучения видеть то, что описывает совместную деятельность учителя и учащихся на уроке, нацеленную на достижение современных образовательных результатов.

При выборе методов обучения для конкретного урока необходимо четко понять то, какую позицию учитель будет занимать на уроке, какую роль себе отводит в образовательном процессе, кем видит себя.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. В ходе образовательного процесса каждый из субъектов осуществляет деятельность: учитель – педагогическую, учащийся – образовательную. Таким образом, педагог сегодня, в первую очередь, выполняет управляющую функцию, организует образовательную деятельность обучающихся. Но вместе с тем, учитель не может подняться над педагогическим процессом, он остается его активным участником, значит, являясь организатором образовательной деятельности, он отчасти остается и её исполнителем, а это означает, что учитель по отношению к себе осуществляет образовательную деятельность, то есть учится вместе со своими учениками, только в отличие от них он учится учить, а они - учиться, то есть осуществлять педагогическую деятельность по отношению к себе.

Сложность выбора методов обучения для каждого конкретного урока, обусловлена такими факторами, как: необходимость учета предметного содержания; необходимость учета индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, типовых характеристик классного коллектива; необходимость согласования выбранных методов и средств обучения. Однако проблема выбора методов обучения обусловлена не только объективно существующими противоречиями, её порождающими, но и субъективными факторами, которые есть следствие индивидуальных особенностей учителя и сложившегося в образовательном учреждении педагогического коллектива.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.

Классификация форм уроков:

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
  • Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
  • Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
  • Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.

Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей для конкретного урока.

“Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Формы внеурочной деятельности нам широко известны:

- Факультативы

- Элективные курсы, развивающие часы

- Кружки

- Проектная деятельность, деловые игры, предметные недели

- Научно-исследовательская деятельность и т. д.

Типы уроков по ФГОС

Тип "урок усвоения новых знаний".

Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".

Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).

Тип "урок обобщения и систематизации".

Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".

Тип "урок коррекции ЗУН".

Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.

Все это направлено на повышение мотивации. Мотивация - волшебное слово для работы с детьми. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

Приемы, которые позволяют повысить мотивацию:

  • Создание проблемной ситуации.
  • Привлечение учащихся к оценочной деятельности.
  • Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .
  • Привлекательная цель.
  • Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.
  • Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.

Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

Приложение

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования

Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использо...

Планирование уроков английского языка на базе требований новых стандартов образования

Планирование уроков английского языка на базе требований  новых стандартов образования. Не примере темы «еда» 8 класс . В статье предложена идея планирования уроков имеющих коммуникативную ...

«Организация накопительной системы оценки в условиях реализации новых стандартов».

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. Портфолио ученика: - является современным педагогическим инструмен...

Клуб школьной журналистики как средство реализации нового стандарта образования

В МАОУ «Лицей №14» г.Тамбова с 1994 года учениками и педагогами выпускается газета о лицее и лицеистах «TerraLyceum», которая не просто освещает школьную жизнь, а способствует ...