Место компетентностного подхода при внедрении новых стандартов образования
статья по теме
Компетентностный подход в образовании – это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой, потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение информационно-коммуникационной
компетентности педагогов
Die Erhöhung informazionno-kommunikations-
Der Kompetenz der Pädagogen
Кирдяшкина Е.Г.
МДОУ д/с № 467, г. Нижний Новгород, Россия
Kirdjaschkina E.G.
МДОУ д/с № 467, Nishnij Nowgorod, Russland
В данной статье раскрывается опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.
Im vorliegenden Artikel wird die Erfahrung der Einführung der informazionno-Kommunikationstechnologien in den Ausbildungsprozess der vorschulischen Ausbildungsinstitution geöffnet.
Одним из приоритетных направлений развития сферы образования, органически связанным с процессом его модернизации, является активное внедрение в деятельность образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем по тексту – ИКТ) и образования, в том числе и дошкольного.
Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н.Горбунова, М.А.Горюновой, А.А.Елизарова, М.Б.Лебедевой, А.М.Семибратова, О.Н.Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:
- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);
- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).
Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую современные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.
Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе. Владение информационными технологиями, благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет, позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.
Базовой основой системы непрерывного образования является дошкольное образование. Именно на этапе дошкольного детства «закладывается» фундамент знаний о мире, познавательного к нему отношения. Вместе с тем, дошкольное детство – это и период становления личности с ее потребностями, мотивами, способностями, и, конечно же, - возможностями.
Реализовать эти задачи в полной мере и объеме, то есть, - «заложить этот фундамент», объективно обусловливающий эффективную дальнейшую социализацию личности, сможет лишь грамотный, компетентный во всех отношениях педагог, соответствующий требованиям современных трансформаций, происходящим в образовательном процессе.
Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения.
При этом, проведенное нами анкетирование показало, что большинство педагогов - 71% (10 человек) имеют достаточный низкий уровень владения навыками работы на компьютере.
Анализ результатов анкетирования и последующее собеседование с воспитателями позволило выявить ряд противоречий:
- неподготовленность педагогов и актуальная необходимость использования информационных технологий в педагогической деятельности;
- потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в МДОУ;
- желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе использования информационных технологий;
- возрастающие требования к качеству профессиональной деятельности педагога и неготовность его к организации эффективного образовательного пространства;
- потребность образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокий уровень эффективности процесса их повышения квалификации в данном направлении;
- существующие модели повышения квалификации, направленные на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимость организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение информационных технологий в их практической деятельности.
Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:
- Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
- Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
- Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.
В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов. Для этого мы использовали следующие методы: тестирование; индивидуальное собеседование; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы; систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.
Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.
- Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности – 71% (10 человек). Педагоги, представляющие данную группу совсем не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация же у обучению данной деятельности у них отсутствует.
- Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 21% (3 человек). Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения работы на компьютере базовый. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
- Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – 7% (1 человек). Более того, у данного педагога высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и мотивация к совершенствованию данной деятельности.
Второй этап нашей деятельности был направлен на разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.
Опираясь на осуществленный нами анализ исследований по обозначенной проблеме (работы Л.Н.Горбунова, М.А.Горюновой, А.А.Елизарова, М.Б.Лебедевой, А.М.Семибратова, О.Н.Шиловой и пр.), в частности, на определение ими уровней ИКТ-компетентности: базовый и предметно-ориентированный уровень; базовый, общий, профессиональный; базовый, углубленный, профессиональный, нами были спроектированы этапы, по организации системы консультативной методической поддержки педагогов по формированию у них ИКТ- компетентности.
I этап – базовая подготовка (ИКТ-грамотность). Предполагает:
- наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
- овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
- использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
- формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.
II этап – общая подготовка (ИКТ-умелость). Направлен на:
- овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
- овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;
- овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.
III этап – полная ИКТ-компетентность. Соответствует решению следующих задач:
- овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
- изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
- участие в формировании сетевых педагогических сообществ.
При разработке системы методической работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов нашего МДОУ мы исходили из того, что сетевые инициативы, которые развивает и поддерживает программа Intel "Обучение для будущего" (Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал) являются направляющим вектором развития ИКТ-компетентности педагогов. Использование подобных инноваций это своеобразная "зона ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому) педагога, особый диапазон трудности заданий, с которыми он сам справиться в данный момент не может, но может справиться с помощью тьютора и коллег.
В целях повышения их ИКТ – компетентности педагогов нами были определены такие формы работы с педагогами как собеседования, индивидуальные консультации, обучающие семинары, практикумы, мастер – классы, предоставление возможности выступления на методических мероприятиях по вопросам внедрения ИКТ, привлечение к проведению презентаций и пр. При этом формы работы с педагогами соответствовали уровню их компьютерной грамотности.
Так, первый этап подготовки педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, - связан с формированием их базовой информационной компетентности. На втором этапе подготовки данные педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.
Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, оказание помощи в плане внедрения их в воспитательно-образовательный процесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.
При этом педагогическое управление было ориентировано на содействие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для уроков мероприятий с использованием ИКТ.
В целях продвижения информационных технологий в МДОУ нами были проведены конкурсы компьютерных плакатов, компьютерных презентаций «Моя группа», электронных методических материалов и презентаций для занятий, информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher. Кроме того, творческой группой педагогов МДОУ под руководством старшего воспитателя были разработаны и апробированы разные виды совместной деятельности с детьми, ориентированные на использование мультимедийных презентаций. На основе активного использования Интернет ресурсы, педагогами был подобран демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми, а также подготовлен разнообразный информационно – просветительский материал различной тематики, ориентированный на оптимизацию работы с родителями.
Результатом нашей деятельности явилось создание в МДОУ электронного банка данных и методической библиотеки.
Проведенное по итогам реализации разработанной системы мероприятий, направленных на повышение ИКТ педагогов показало положительную динамику в уровне сформированности их ИКТ-компетентности:
- у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;
- повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности. 26% (4 человека) достигли высокого уровня сформированности ИКТ-компетентности. Большинство же педагогов - 74% (10 человек) отвечают среднему уровню ее развития. При этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.), владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
- 54% педагогов (8 человек) активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
- 26% педагогов (4 человек) принимают участие в работе сетевых педагогических сообществ.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов и возможности ее реализации не только в условиях функционирования нашего МДОУ, но и в более широкой сети дошкольных образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности нового стандарта образования Видеолекция для педагогических работников Руководитель проекта по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков рассказывает о Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) обще
http://youtu.be/_AEGqR4PLxo...
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1Учитель физики МОУ СОШ № 44Рубашкина И.В.Слайд 2Содержание: 1 Компетентность учителя.2 Формирование ком...
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)
Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...
Заседание педагогического совета по теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовки к внедрению новых стандартов в основной школе»
Заседание педагогического советапо теме: «Навстречу ФГОС ООО: школа в условиях подготовкик внедрению новых стандартов в основной школе»...
Компетентностный подход при внедрении робототехники в образовательное пространство школы
Выступление на городском педагогическом форуме...
Школа в условиях подготовки к внедрению новых стандартов
Об особенностях введения ФГОС ООО...
Статья "Компетентностный подход как условие повышения качества образования".
Статья посвящена компетентностному подходу, который является одним из необходимых условий модернизации образования. Статья имеет сжатый реферативный характер и была создана на основе нескольких доступ...