Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике
статья по физике по теме

Ирина Вячеславовна Рубашкина

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике.Слайд 1

Учитель физики МОУ СОШ № 44

Рубашкина И.В.

Слайд 2

Содержание:

1 Компетентность учителя.

2 Формирование компетентностей учащихся на уроках физики.

 

1 Главная задача современной системы образования - создание условий для качественного обучения и развития ребенка как компетентной личности. Компетентностный подход к обучению становится одним из ведущих направлений в мировой образовательной  практике. Современному обществу необходим учитель, обладающий высокой профессиональной компетентностью.

Что такое компетенция?Слайд 3

Компетенция-готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Что такое «ключевая компетенция»?Слайд 4

Ключевая компетенция-система знаний, умений, навыков, имеющая универсальное значение, т.е. которая может быть использована в различных жизненных ситуациях.

Это своего рода ключ к успешности.

Совокупность ключевых компетенций для образования:Слайд 5

§  Социальная компетенция

§  Коммуникативная компетенция

§  Социально-информационная компетенция

§  Когнитивная компетенция

§  Специальная компетенция

В процессе подготовки учителей физики в вузе формируется, прежде всего, специальная компетенция, которая отражает специфику конкретной предметной сферы. Слайд 6

Специальная компетенция– подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.

Исследователи, занимающиеся проблемой профессиональной компетентности учителя физики, предлагают следующий состав специальной компетенции:Слайд 7

§  Предметные компетенции

§  Мировоззренческие компетенции

§  Методологические компетенции

§  Информационно-математические компетенции

Компетентный учитель физики должен:

Понимать современные тенденции развития образования;

Свободно владеть учебным материалом;

Иметь высокую психологическую подготовку;

Владеть современными педагогическими приемами;

Осваивать эффективные образовательные технологии;

Чтобы успешно реализовать компетентностный подход учитель физики должен уметь:

Видеть и понимать действительно жизненные интересы своих учеников;

Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными;

Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;

Связывать изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся;

Закреплять знания и умения на практике;

Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностный, учитель должен остерегаться:

Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;

Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;

Избегать бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

2. Для формирования компетенций учащихся, учебные занятия по физике планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решение проблемных ситуаций, умение анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

 Слайд 8-9

Например, задания типа «Установите соответствия» или «Установите логическую последовательность при выводе закона». В результате на различных этапах урока, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания.Слайд 10

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить». Роджер Левин.

Одним из средств реализации компетентностного подхода является так же решение качественных задач по физике.Слайд 11-15  Примеры таких заданий из викторины для 8-ых классов «Физика за чайным столом».

Примеры качественных задач, решаемых на уроках.

1)     Предложи способ заставить всплыть картофелину, погруженную в кастрюлю с водой, не прикасаясь руками ни к картофелине, ни к кастрюле.

2)     Зубы человека состоят из твердого вещества-дентина, а поверхность зубов покрыта слоем твердой, но хрупкой эмали. Объясните, почему зубы портятся, если после очень горячей пищи принимать холодную или наоборот.

3)     Альпинисты на большой высоте готовили пищу. После положенного в обычных условиях времени кипячения они обнаружили, что продукты не сварились. Каковы причины этого явления?

Качественные задачи способствуют развитию критического мышления учащихся, развивают умение решать задачи, предъявленные в необычной форме. Особенность таких задач состоит в том, что они связаны с жизнью. Самостоятельно найденный ответ-маленькая победа в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Ну и конечно, нельзя не отметить, что физика - «необычный» предмет в том смысле, что ученики не только должны изучать, понимать фактический материал, но и посвящать часть занятий экспериментам. Поэтому для формирования учебно-познавательной  компетенции учащихся я использую фронтальный эксперимент. Слайды 16-20 

Фронтальные экспериментальные задания - это наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока.

Фронтальный эксперимент:

·        Способствует формированию у учащихся интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

·        Развивают мышление учащихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.

Слайд 21      «Скажи мне – и я забуду, подскажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь».  Китайская мудрость.

Заключение:Компетентностный подход в педагогической деятельности позволит повысить качество обучения физике, повысит свою профессиональную компетентность, воспитать компетентного ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентаия.ppt2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования по физике Учитель физики МОУ СОШ №44 г Мурманска Рубашкина Ирина Вячеславовна.

Слайд 2

Содержание: 1) Компетентность учителя. 2) Формирование компетентностей учащихся на уроках физики.

Слайд 3

Компетенция готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации.

Слайд 4

Ключевая компетентность система знаний, умений, навыков, имеющая универсальное значение, т.е. которая может быть использована в различных жизненных ситуациях.

Слайд 5

Совокупность ключевых компетенций для образования: социальная компетенция коммуникативная компетенция социально- информационная компетенция когнитивная компетенция специальная компетенция

Слайд 6

Подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке своего труда. Специальная компетенция

Слайд 7

Состав специальной компетенции: Предметные компетенции Методологические компетенции Информационно-математические компетенции

Слайд 8

Установите соответствия Прибор А) жидкостный термометр Б) ртутный барометр В) пружинный динамометр Физические закономерности 1) зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости 2) условие равновесия рычага 3) зависимость силы упругости от степени деформации тела 4) объемное расширение жидкостей при нагревании 5) изменение атмосферного давления с высотой

Слайд 9

Установите соответствия Физические величины А) работа тока Б) сила тока В) мощность тока Формулы 1) q/t 2) q·U 3) U·I 4) U/I 5) ( R·S ) /L

Слайд 10

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решать.» Роджер Левин.

Слайд 11

Физика за чайным столом

Слайд 12

Почему чайник «поет», перед тем как закипеть, а также тогда, когда начинает остывать? Почему чайник расплавляется, когда его начинают разогревать, забыв предварительно налить в него воды? ответ

Слайд 13

При нагревании пузырьки воздуха как более легкие, вытесняются окружающей водой вверх. Здесь они попадают в воду, температура которой ниже. Пар в пузырьках охлаждается, сжимается, и стенки пузырьков под давлением окружающей воды с легким треском смыкаются. От этих многочисленных потрескиваний и происходит шум, который мы слышим перед закипанием. Вода, которая налита в чайник, для своего нагревания требует определенное количество теплоты. Если же воды в чайнике нет, то все это количество теплоты идет на нагревание чайника, вследствие чего он расплавляется.

Слайд 14

Почему из только что поданного самовара стаканы наполняются быстрее, чем потом, когда воды в самоваре убавится? Почему ручки у самовара деревянные? (пластмассовые) ответ

Слайд 15

Вода вытекает из крана под влиянием давления жидкости на боковую стенку самовара. Чем меньше воды в сосуде, тем меньше давление, испытываемое частицами воды, находящимися у крана, и тем с меньшей силой вода вытекает из сосуда. Дерево (пластмасса) - плохой проводник тепла, а металл — хороший. Если бы ручки у самовара были металлическими, они бы, когда вода в самоваре закипает, нагревались так, что до них невозможно было бы дотронуться рукой.

Слайд 16

Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

Слайд 17

Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

Слайд 18

Сборка электрической цепи и измерение силы тока.

Слайд 19

Измерение массы на рычажных весах.

Слайд 20

Исследование условий равновесия рычага.

Слайд 21

«Скажи мне – и я забуду, подскажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому –и я научусь.» Китайская мудрость .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"

Проект направлен на изучение современных образовательных технолий и использование учителями физики в своей деятельности....

Проект "Повышение компетентности учителей физики в области современных образовательных технологий, как условие повышения качества образования"

Проек направлен на изучение с учителями физики современных образовательных технологий и применение их в своей деятельности....

Статья "Компетентностный подход как условие повышения качества образования".

Статья посвящена компетентностному подходу, который является одним из необходимых условий модернизации образования. Статья имеет сжатый реферативный характер и была создана на основе нескольких доступ...

Компетентностный подход как условие повышения качества изучения географии.

Компетентностный подход является условие  повышения качества изучения географии, а значит повышения качества знаний и условием успешной социализации выпускников школы....

Метод Quiz как элемент метапредметного подхода в условиях повышения качества образования при реализации ФГОС II поколения

Сегодня многие  учащиеся используют  компьютер для игр и общения в социальных сетях, я а вот найти необходимую информацию в целях самообразования  умеют  далеко не всегда.Поэ...

Реализация компетентностного подхода как средство повышения качества преподавания математики.

Различие традиционного и компетентностного подходов. Принципы, ключевые компетенции, уровни, ожидаемый результат, мониторинг....