Статья "Компетентностный подход как условие повышения качества образования".
статья

Журавлева Виктория Борисовна

Статья посвящена компетентностному подходу, который является одним из необходимых условий модернизации образования. Статья имеет сжатый реферативный характер и была создана на основе нескольких доступных ресурсов для выступления на методическом объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podhod.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход как условие  повышения качества образования.

   В настоящее время  идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предполагаются иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

  Центральным понятием процесса обновления современного образования выступает компетентностный подход. Образование с точки зрения компетентности выдвигает требования к соответствию качества образования уровню международных стандартов.

   Компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного:

Основания для сравнения

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Основная формула результата образования

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

Контроль

Практика и самостоятельная работа

Характер контрольных процессов

Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

   Если в традиционной системе учитель выступает как передатчик готовых знаний, а учащийся в основной своей массе как пассивная воспринимающая сторона, то при инновационном образовании учитель становится организатором познавательно-мыслительной деятельности и стимулирует желание детей учиться на протяжении всей учебный деятельности. Учащийся становится активным участником учебного процесса, и если это условие выполняется, следовательно, повышается его ответственность за качество своего образования.

  Компетентностно-ориентированное образование -  объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Современные условия жизни и, в том числе, ориентированность высшей школы на мировые требования и стандарты предъявляют к выпускнику целый пласт новых требований. Выпускник обязан обладать целым рядом компетенций, которые и должны быть у него сформированы  в процессе получения им общего среднего образования. Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с той или иной дисциплиной, они носят надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Компетентностный подход – попытка привести в соответствие образование (и среднее, и высшее)  и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью.

Компетенция – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных либо жизненных ситуациях. На нынешний момент, понятия компетенции и компетентности и грань между ними окончательно не определены. Однако потребность в формировании универсальных, применимых в любой сфере деятельности умений, а также достижение высшей степени этого формирования - способности учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни чрезвычайно высока.

   Современный урок при сохранении лучших традиций школы должен соответствовать тем новым требованиям, которые предъявляют условия жизни, государство и общество. Компетентностный подход является обязательным условием повышения качества образования и подготовки выпускников в процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке качества образования

новые подходы к оценке качества образования...

Новые подходы к оценке качества образования тт

Новые подхлды к оценке качаства образования, текст выступления...

Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.

Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива  может влиять класснй руководитель?...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....

Статья _Новые подходы к оценке качества образования обучающихся: контекст современного урока физической культуры_

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре.Есть три составляющих для оценивания результативности: метап...

"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений....

Подходы к оценке качества образования обучающихся

Подходы к оценке качества образования обучающихся...