"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания
материал

Копылова Ольга Аркадьевна

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_kachestva_obrazovaniya_na_urokah_istorii.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования на уроках истории

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. 

Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
  2. Социально-экономические факторы.
  3. Психолого-педагогические факторы, которые создают среду развития человека.

Если первые два фактора необходимо учитывать в педагогической деятельности, то последний не только напрямую связан с ней, но и  во многом формируется трудом учителя.

В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса.

Образовательная среда имеет свою структуру, однако нет единого подхода к выделению ее компонентов. Известный советский педагог и психолог Г.А. Ковалев,    единицами образовательной среды считал физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. 

К программе обучения отнесены: структура деятельности учащихся, содержание программ обучения, стиль преподавания и характер контроля и т.д. 

Организация процесса обучения непосредственно влияет на результаты труда педагога. Каждый учитель ищет пути повышения качества образования по-своему. Осмысление личного педагогического опыта приводит к согласию с устоявшейся точкой зрения о значимости системно-деятельностного подхода в повышении эффективности обучения.  

Главным фактором повышения качества образования является организация учебного процесса,  преобладающей формой которого остаётся урок. Использование системно - деятельностного подхода на            современном уроке   обеспечивает активизацию учебной деятельности обучающихся и его познавательного интереса.  Ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их. Он выступает субъектом образовательного процесса на всех этапах урока. 

Существуют различные методы обучения способствующие повышению эффективности образовательного процесса, при использовании системно – деятельностного подхода, это :

- проблемное обучение,

- групповая форма обучения и работа в парах,

- проектная деятельность учащихся,

- самостоятельное изучение нового материала,

- работа с источниками, ЦОР, интернетом.

- практико-ориентированное обучение и т.д.

В зависимости от темы занятия, типа урока и его этапа целесообразно применение различных технологий, методов, приемов, но не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока. 

Таблица № 1.    Взаимосвязь методической и дидактической структуры урока.

Дидактическая структура.

Методическая структура.

Методические приемы(из опыта работы)

Актуализация.

Письменный и устный опрос, беседа

Выполнение заданий в рабочих тетрадях, тестирование, решение познавательных задач, работа с картой, игра «Вопрос-ответ» (ученики задают вопросы однокласснику на знание и понимание терминов)

Мотивация.

Определение темы, целей, задач урока, личностной значимости знаний.

Анализ эпиграфов, логических цепочек, видеосюжетов, иллюстративных рядов; решение познавательных задач.

Использование приема аналогии, сравнения Рассуждение по алгоритму изучения определенных событий, фактов, явлений.

Формирование новых знаний и способов деятельности.

Объяснение учебного материала в различных формах.  

Изучении экономических тем, внешней политики, социальных конфликтов сопровождается работой с картой (чтение исторической карты, «путешествие по карте»).

 Ролевые игры (групповой метод, парная работа) помогают восприятию материала социального характера.

Составление кластеров широко используется при изучении любого материала, первостепенную роль отводится этому приему при ознакомлении с политическим устройством.

Анализ содержания фильмов, видеофрагментов, описание учебных картин и художественных изобразительных произведений, сравнение содержания различных источников информации и их дополнение, решение познавательных  задач и учебных проблем применимо при изучении всех тем по истории и обществознания.

Формирование умений и навыков.

Решение задач, упражнений, самостоятельная работа.

Игра «Палочка-выручалочка» -дополнительные вопросы одноклассников при слабом развернутом подробном ответе. Ученики, выполнившие первыми работу, проверяют правильность выполнения у одноклассников. Учащиеся, выполнившие правильно работу, консультируют слабоуспевающих. Проверка в парах письменных работ, оценивание устных ответов, самооценка.

Рефлексия.

Оценка собственных успехов.

На уроках проводятся рефлексии содержания, деятельности, эмоционального настроения в различных формах:1)символическая, когда для оценки своего состояния или работы используются символы, например, карточки, смайлики, жетоны; 2)устная рефлексия подразумевает связное и понятное высказывание своих мыслей по поводу урока; 3)письменная -составление синквейнов, выполнение тестовых заданий.

Таблица № 2.  Типология уроков и формы их проведения.

Тип урока

Форма урока

Уроки формирования новых знаний.

Урок - лекция, урок-путешествие, урок-исследование.

Уроки обучения умениям и навыка, их совершенствование.

Практикумы, практические работы, уроки ролевой и деловой игры.

Уроки  обобщения, систематизации и повторения знаний, закрепление умений и навыков.

Повторительно-обобщающие уроки, семинары, диспуты. Игровые уроки, интегрированные театрализованные уроки, уроки - конкурсы.

Уроки проверки и учета знаний и умений.

Контрольные работы, зачет, урок-конкурс, защита творческих работ.

В основе эффективного урока лежит понимание того, что цель и задачи обучения, развития и воспитания учащихся достигаются за счет глубокого и органического единства и согласования с содержанием учебного материала, методами обучения, а также формой организации учебно-познавательной деятельности школьников, которая должна быть структурированной и логичной.

 

Одним из путей повышения качества обучения является контроль знаний. Контроль результатов обучения позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка  приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Реализация дифференцированного подхода в системе проверки и оценки качества знаний учащихся повышает мотивацию к учению как у сильных так и слабых учеников. При этом мною используется поочередная смена устных и письменных форм опроса для тех и других категорий обучающихся. Если задания повышенной сложности, направленные на анализ, сравнение материала, выполнение заданий олимпиадного характера выполняются  высокомотивированными учащимися в устной форме, то в это время слабоуспевающие ученики работают письменно, иногда с опорой на учебное пособие.

Всем обучающимся дается возможность работать на продуктивном, интерактивном или репродуктивном уровне при установке на соответствующую оценку. Индивидуальные беседы с учащимися, первоначальная без оценочная форма контроля для слабоуспевающих помогает им менее болезненно осознать необходимость работать в соответствии с собственным уровнем познавательных возможностей. В случае заниженной самооценки и низком уровне мотивации при наличии способностей с обучающимся и его родителями также проводится индивидуальная работа, направленная на повышение заинтересованности в успехе.  

Однако риск снижения качества знаний всегда присутствует. Причины негативных тенденций в результатах обучения зависят от ученика, учителя и контроля родителей

- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

- слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

- невидение учениками перспективы для приложения своих знаний и ряд других факторов.

Для решения проблем повышения качества необходимо тесное сотрудничество со всеми субъектами образовательного процесса, в том числе учителями-предметниками всех учебных дисциплин с целью выработки единых требований (например, определение критериев оценивания пересказа или составления плана текста на уроках истории и литературы; правила составления конспекта).

Метапредметность можно рассматривать как основной принцип выстраивания содержания в рамках системно-деятельностного подхода.  Метапредметный подход в обучении выступает в качестве одного из наиболее важных  условий обеспечения качества образования. Внедрение метапредметности предполагает широкую межпредметную связь: получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук, привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.

Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе  пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Школьники будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы, учителя, научимся понимать их, сопереживать и поддерживать, создавать условия для развития и самореализации. Создание развивающей образовательной среды на уроке, способствующей повышения качества образования, представлено в авторской методической разработке урока по теме «Что такое деятельность» (Приложение1.), реализованной на уроках обществознания.

«Чтобы качество образования было высоким, должно быть высоким качество преподавания» - вот такой бесспорный вывод, с которым согласится каждый педагог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»

Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания  через применение инновационных технологий и методик образования....

Презентация "Управление качеством образования на уроках истории и обществознания".

В презентации показаны некоторые способы и приемы организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания. Подобная деятельность формирует и углубляет интерес к изучаемому матер...

Управление качеством образования на уроках истории и обществознания.

В документе изложены материалы к мастер-классу по теме "Управление качеством образования на уроках истории и обществознания". К этому материалу создана презентация. В разработке показаны некоторые при...

Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка....

Статья на тему "Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

В статье рассказывается о торетических и практических аспектах в использовании технологии критического мышления учащихся....

Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"

Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...