Статья по английскому языку по теме "Роль инновационных педагогических технологий в повышении качества образования на уроках иностранного языка"
статья на тему

Железняк Галина Викторовна

Данный материал освещает роль современных педагогических технологий в контексте повышения качества образования на уроках иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль инновационных педагогических технологий              в повышении качества    образования на  уроках               иностранного языка

Сегодня в сфере развития школьного образования одной из наиболее значимых проблем является необходимость качественного улучшения знаний английского языка. Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иностранному языку очень актуальна. Перед учителем стоит важная проблема поиска новых мотивирующих факторов обучения, повышения качества образования.  Но как же сделать урок с одной стороны, эффективным, а с другой – увлекательным?

 С целью развития творческих способностей учащихся и формирование у них коммуникативных умений общения применяются различные образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, проектная методика, игровая методика, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.  

На младшей ступени я применяю доступную для детей игровую методику, которая позволяет вовлечь и активизировать всех ребят. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи.  В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам.  Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолевать стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказываются на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а  вместе с тем возникает чувство удовлетворения. Все это повышает  эффективность усвоения материала, способствует всестороннему развитию личности подростка и расширению его кругозора. Учитель может любое задание превратить в игру. Если просто попросить детей прочитать или составить предложение, то это будет скучно и неинтересно. Если же разделить ребят на две команды, добавить состязательности, необычности привычным  заданиям, то и результат окажется иным.

В течение нескольких лет я работаю по УМК, в основе которых лежит проектная методика обучения, основной целью которой является овладение умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы. Идея метода проектов при обучении иностранному языку заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся. Для учителя важно не только сформировать систему знаний и умений учащихся, но и содействовать его развитию как личности, способной думать, рассуждать, оценивать. Такую цель перед собой ставит и проектная методика: вовлечь в работу всех учащихся, предложив каждому задания с учетом их языковой подготовки, раскрыть его творческий потенциал, вывести его на новый уровень общения.

Проект –  это исследовательская работа учащихся, постановка проблемы и активный поиск ее решения. Чтобы подготовить и защитить свой проект, учащиеся должны овладеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями - это умение работать с текстом, находить и выделять главное, анализировать информацию, делать обобщение и выводы, работать со справочным материалом, словарем, Интернетом. Что мне особенно нравится в проектной методике, это то, что она может быть использована  практически по любой теме, на любой ступени обучения. Она может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания. Учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

Так, при подготовке проекта «My family tree» учащиеся составляли описание, схематически представляли свою родословную. В процессе работы у ребят возникла необходимость сделать экскурс в исторические корни их родословной и наиболее полно охарактеризовать своих родных. Работа над проектами показала, насколько неожиданно дети могут проявить себя, показать знания английского языка, свои организаторские способности и скрытые таланты.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить - это повсеместная компьютеризация  и информатизация многих областей жизни.  И, конечно же, образовательный процесс не избежал этого. И это не случайно: ведь внедрение информационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности, а также разнообразить ее. Сегодня  внедрение современных образовательных технологий в процесс преподавания доступно каждому учителю, стоит только поставить перед собой задачу заинтересовать ребят, создать ситуации для  их  творческой активности. Существует большое разнообразие дисков, электронных учебников, мультимедийных обучающих программ, использование которых приводит к высоким результатам,  повышает качество  образовательного процесса. На уроках я использую обучающую компьютерную программу «Professor Higgins». Она  полезна на всех этапах обучения английскому языку и объединяет два независимых курса: курс фонетики и курс грамматики. Курс фонетики предназначен для желающих (независимо от начального уровня знаний) научиться понимать английскую речь и освоить английское произношение.  Курс грамматики представлен в виде интерактивных упражнений. В теоретической части содержатся правила, схемы, поясняющие примеры. В практической – закрепляющие упражнения. Обилие иллюстраций помогает усвоить различные грамматические конструкции.

Применение информационных технологий способствует совершенствованию и повышению качества учебного процесса, обогащению арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся.


Не менее важной и значимой является технология сотрудничества, главная идея которой - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учащихся, их интеллектуального развития, но и нравственного. Они учатся помогать другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха.
Используя технологию сотрудничества, можно выполнять задания грамматического характера, задания на проверку домашнего задания, работу над текстом для чтения, совместную работу по проекту, по отработке орфографических навыков, работу над лексикой.В своей практике я чаще всего использую данную технологию в работе над чтением текста. Просто читать и переводить большой текст, отвечать на вопросы к нему, находить необходимую информацию – это иногда для учащихся скучно и неинтересно. Не все учащиеся будут с удовольствием участвовать в данной работе. Технология же сотрудничества помогает решить эти проблемы.

Проблемное обучение - это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций, в основе которого лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся. Технология проблемного обучения основана на создании проблемной мотивации и представляет собой систему методов обучения, при которых учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала. На уроке я стараюсь создавать проблемную ситуацию, что представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой  учащиеся должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия

Несомненно, использование современных инновационных технологий  на уроках иностранного языка является залогом успеха в обучении и формировании языковой компетенции. Анализ проделанной работы позволяет отметить, что использование современных инновационных технологий влияет на результаты и качество знаний учащихся, а так же позволяет добиться выполнения следующих задач:

1.Сделать ученика соратником учителя в процессе обучения и воспитания.

2.Использовать принципы индивидуализации с обязательным наличием многоуровневых заданий.

3.Формировать коммуникативную компетенцию на всех уровнях.

                                             Список литературы

1. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – Москва: Центр “Педагогический поиск”, 2000.

2. Джонсон Д. Джонсон. Обучение в сотрудничестве.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие – Ростов н/Д.: Изд-во “Феникс”,1997.

3. Коммуникативность обучения – в практику школы: Из опыта работы. Книга для учителя /(Под ред. Е.И.Пассова), Москва- Просвещение,1985

4.Полат Е.С Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр “Академия”, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»

Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...

СТАТЬЯ "Методические рекомендации по повышению качества образования на уроках английского языка"

Методические рекомендации по повышению качества образования на уроках английского языка...

Педагогический совет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий"

Педсовет "Повышение качества образования через использование современных педагогических технологий". В разработке представлена классификация педтехнологий.  Цель - раскрытие роли соврем...