Рабочая программа "Ансамбль. Инструмент домра"
рабочая программа по теме

Черняева Любовь Леонидовна

 

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ansambl._instrument_domra.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детская школа искусств г. Нарьян-Мара»

Рабочая программа

«Ансамбль. Инструмент домра»

Выполнила:

Черняева Любовь

Леонидовна

– преподаватель

 по классу домра

ДШИ г. Нарьян-Мара

Нарьян-Мар

2011

Содержание

  1. Пояснительная записка  ………………………………………………. ……      2
  2. Условия реализации программы ………………………………………...…      4
  3. Контроль и учет успеваемости…….. ……………………………………          6
  4. Содержание работы…………………………………………………………       7
  5. Программные требования к зачетам……………….………………………..   14
  6. Примерный уровень сложности музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах……………………………………………………………………….……….  14
  7. Список рекомендуемых сборников…………… .…………………………......18

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа обучения является адаптированной, созданной на основании существующих программ для ДМШ, ДШИ (музыкальных отделений) по классу домры, разработанных Министерством культуры СССР (Москва 1988г), Министерством культуры РФ (Москва 2003г), адаптированной программы «Музыкальные инструменты: домра, балалайка, гитара» (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г), программы общего музыкального обучения с 3-летним сроком обучения (утвержденных Методическим советом МОУ ДОД «ДШИ», протокол №6 от 8.12.2004г)

Программа включает в себя особенности передовой школы ансамблевого исполнительства. Предлагаются конкретные требования для учащихся по каждому году обучения и примерный перечень музыкальных произведений, рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Искусство - необходимая часть жизни человека. Искусство - это его душа.    «Проблема духовности стоит очень остро в нашем обществе»,- повторяем мы постоянно и ищем пути решения этой проблемы в правильном воспитании Человека уже в самом начале его пути, в детстве. Задача преподавателей музыки разбудить в наших детях интерес к самим себе, своим возможностям, способностям. Объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни.

Музыкальное воспитание детей должно быть направлено, прежде всего, на развитие восприимчивости к языку музыки, способности к эмоциональному отклику, а также на активизацию слуховых способностей и потребностей слушать музыку. Важно увлечь ребенка музыкой, развить его художественное мировосприятие независимо от того станет он профессиональным музыкантом или будет просто любителем музыки.

Музыкальные школы и Детские школы искусств, являющиеся начальным звеном профессионального музыкального образования, должны предоставлять учащимся полную палитру музыкальных умений и навыков. Одной из возможностей, позволяющих помочь в обучении юного музыканта, помогающих заглянуть в его в внутренним мир, раскрыть его творческие способности, воспитать культуру исполнения, чувство ответственности, трудолюбие, артистизм, любовь к музыке являются занятия в ансамбле.  

Ансамбль - вид коллективного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.

Народное музыкальное инструментальное исполнительство занимает одно из ведущих мест в системе музыкально-эстетического развития.

Основой народного инструментального исполнительства является коллективность. «Что касается вопроса привлечения масс в самых широких размерах к активному участию в искусстве, то ясно, что из всех других видов (искусства), наиболее подходящих для этой цели, является именно коллективное занятие музыкой на …. народных инструментах»- говорил русский композитор балалаечник, первый создатель и руководитель Великорусского оркестра В.В.Андреев.

В рамках программ для ДМШ и ДШИ (музыкальное отделение) по классу домры и балалайки указывается на необходимость коллективного музицирования.

Широкое распространение и популярность получили в профессиональном искусстве в музыкальных учебных заведениях дуэты, трио, квартеты русских народных инструментов. Ансамбли всегда пользуются неизменным успехом у слушателей благодаря их широким художественно-выразительным и техническим возможностям. Наша задача - воспользовавшись этой популярностью для привлечения большего числа учеников, воспитать в них хороший музыкальный вкус методом коллективного исполнительства в ансамбле.

Цели программы:

- формирование и развитие у учащихся навыков и приемов ансамблевой игры;

- становление творческой личности через обучение игре на домре в ансамбле.

Задачи программы:

- обучение навыкам ансамблевого музицирования;

- применение в ансамблевой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенных в специальном классе;

- умение слышать и понимать музыкальное произведение, исполняемое в целом или отдельными партиями. Слышать основную тему, подголоски, вариации и т.д.;

- уверенно исполнять свою партию в соответствии с замыслом автора;

- развивать артистизм и навыки публичного выступления, коллективного творчества и художественно-творческую активность;

- расширять музыкальный кругозор с привитием хорошего музыкального вкуса.

 Предлагаемая программа рассчитана на весь курс обучения и вне зависимости от срока обучения (3-5-7 летнее).

        На начальном этапе занятия проводятся по 0,5-1 часа в неделю с каждым ребенком для приобретения им первоначального навыка игры в ансамбле и для разучивания своей партии. В дальнейшем, при освоении каждым участником своей партии, проводятся сводные репетиции, для которых время участников ансамбля объединяется.

        Наиболее удобны в младших классах ансамбли в составе 2-3 участников. В старших классах количество участников ансамбля может увеличиваться. Соответственно продолжительность занятий возрастает от 1,5 до 3 часов в неделю.

        На всех этапах обучения возможно участие в составе ансамбля преподавателя.

        Кроме однородных составов ансамбля: домра  малая 1- домра малая 2, балалайка прима 1- балалайка прима 2, домра малая- домра альт, возможны смешанные ансамбли: домра- гитара, баян, балалайка и т.д. Это расширит тембровую окраску ансамбля, поможет учащимся лучше узнать музыкальную культуру, ближе познакомиться с другими инструментами, спецификой исполнения на них. Можно разнообразить звуковую палитру ансамбля появлением в нем партии ударных инструментов: металлофона, треугольника, бубна, трещоток и др.

В занятиях преподавателем применяется дифференцированный подход к обучению. Это позволяет учащемуся с любым уровнем музыкальных данных максимально развиваться, а преподавателю оценивать успехи ученика с точки зрения его личных достижений.

        В программе обучения широко используются межпредметные связи: знания, полученные на уроках сольфеджио и музыкальной литературы, применяемые на уроках специальности и ансамбля, служат теоретической базой для освоения новых навыков и умений.

        Вместе с этим данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения.

        - Это повышение заинтересованности учащихся - детям нравится  общаться и делать что-то вместе, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.

        - Игра в ансамбле позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Домра, балалайка ограниченные в плане диапазона инструменты, а на начальных этапах обучения многие учащиеся испытывают и чисто физические затруднения при исполнении двойных нот, аккордов. К тому же адаптация ученика к инструменту зачастую отнимает у произведения глубину и насыщенность. Переложение произведений для 2-3 инструментов делают их более легкими, доступными. Ученики получают возможность более широко знакомиться с музыкальной культурой, а произведения звучат более ярко и насыщенно. Возрастают технические и творческие возможности, обогащается динамическая и тембровая окраска произведения. Играть становится намного интереснее, а результат получается более ярким, чем при сольном исполнении.

        - Ансамблевое музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением. Особенно это хорошо отрабатывается на начальном этапе, когда учащимся предлагаются партии в унисон или с небольшими различиями, а также партии с одинаковым ритмическим рисунком.

        - Занятие в ансамбле - это подготовка ученика к игре в оркестре. Опытный руководитель оркестра всегда ощущает разницу в общении с оркестрантами, имеющими опыт ансамблевой игры или не имеющими такового. Как правило, первые из них обладают определенной темповой и ритмической гибкостью, хорошо чувствуют свою роль в группе, быстро воспринимают пожелания дирижера.

        Интонация русской песни, напетой баяном, домрой, балалайкой, проникновенно звучащие в русском ансамбле,- не могут не задеть сокровенных сторон человеческой души. В них заложена большая сила, которая помогает в деле воспитания, творческого развития, восприятия прекрасного юных музыкантов.      

Условия реализации программы

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном, теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и просмотра записей выступлений учащихся, известных исполнителей и коллективов. В связи с тем, что работа с ансамблем домристов предусматривает совместную работу руководителя ансамбля с педагогом-концертмейстером, необходимо иметь в кабинете настроенный инструмент (фортепиано, баян). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием концертного инструментария. При ансамблевой форме занятий надо иметь в классе несколько (минимум 2-3) концертных домры с чехлами, удобными для транспортировки на выездные концерты. Кроме домры педагог может использовать и другие инструменты народного оркестра – балалайка и ее тесситурные разновидности, ударные инструменты: треугольники, трещотки, ложки, металлофон, бубен и др. Воспитывая в детях бережное отношение к имуществу класса (инструментам, пультам, подставкам, нотной литературе и т.д.), нужно продумать о приспособлениях для содержания и хранения инструментов (на стеллажах, полках, столиках, в шкафу и т.д.), учитывая определенную степень влажности воздуха в помещении.

Организация деятельности ансамбля – дело творческое. Успешность творческого и воспитательного процессов зависит от подготовки и знаний руководителя как организатора, педагога а также от умения общие положения методики преломлять в своей творческой индивидуальной работе.

На уроке необходимо создать радостную, приятную атмосферу, обеспечивающую учащимся психологический комфорт, уверенность в своих силах и возможностях.

Учащиеся обладают разными музыкальными способностями и физическими данными. Первое, с чего начинается работа ансамбля, - это подбор участников коллектива, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Учитывая музыкальные и технические возможности учащихся, они распределяются по партиям и занимают свое место в ансамбле.

Каждый участник ансамбля должен быть расположен таким образом, чтобы иметь возможность слышать и видеть участников ансамбля (обычно это полукруг). Размещение ансамблистов должно быть стабильным, не изменяться в зависимости от помещения, в котором приходится репетировать и выступать, - напротив, от расположения ансамбля зависит, какая комната должна быть избрана для репетиций и как нужно оборудовать сцену для выступления. Расстояние между исполнителями должно обеспечивать слитное, цельное звучание и в то же время свободу игровых движений каждого участника ансамбля.

Одной из задач педагога при проведении репетиции является достижение максимальных результатов при минимальных затратах энергии и времени учащихся. Поэтому очень важен темп репетиции, на репетиции всегда должна звучать музыка, прерываясь лишь для ясных и четко сформулированных замечаний педагога определенным исполнителям.

Партия ансамблиста должна быть оформлена грамотно и аккуратно во избежание неточностей во время исполнения. Все штрихи, мельчайшие нюансы, аппликатура должны быть проставлены в партии. Надо учитывать, что если у струнных звучат открытые струны, то звук гаснет не сразу, поэтому, расставляя аппликатуру, педагог поможет избежать нежелательных моментов наслаивания одной гармонии на другую. Важно учесть, что учащиеся младших классов еще не владеют свободно приемом игры «тремоло», поэтому в партии домр он должен быть использован минимально. На занятиях ансамбля в младших классах можно исключить партию альтовых домр, т.к. игра в младших классах на этом инструменте создает дополнительные трудности для учащихся (искривление положения правой руки, напряжение, зажатие мышц левой руки).

Важным фактором в развитии ансамблевого исполнительства является репертуар. Это народная песенно-танцевальная музыка, переложения классической музыки, оригинальные сочинения. Вместе с тем возрос интерес к эстрадному и фольклорному направлениям, расширилась практика аккомпанементов.

Выбирая  репертуар для детского ансамбля, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения, соблюдая дидактические принципы доступности. Не допустимо включение в репертуар произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные и технические) возможности учащихся и не соответствующие их возрастным особенностям. Работа участников ансамбля над такими произведениями становится препятствием для их музыкально развития и не дает положительных результатов. При выборе репертуара руководителю приходится не только опираться на учебные программы, свой вкус и желания, но учитывать целый комплекс условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню ансамблиста, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным, чтобы с ним можно было принимать участия в различных концертах.

Важно, чтобы ансамбль имел в своем репертуаре пьесы, которые можно было бы использовать для различной аудитории, на различных мероприятиях. Каждый концерт требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

Опыт и стаж педагога не должны приводить к раз и навсегда найденным и ко всем одинаково применяемым догмам, к шаблону в обучении. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должна быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач может быть разной. В умении найти для ансамбля учащихся наилучший путь и темп развития проявляется диалектика педагогической работы. Педагог должен быть не только хорошим музыкантом и исполнителем, но и хорошим чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Контроль и учет успеваемости.

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках, оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти преподаватель выставляет оценку. По итогам года выставляется итоговая оценка.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- отношение ученика к занятиям в ансамбле, именно домашняя подготовка, систематичность посещения уроков, старание и прилежность;

- оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

- оценки ученика за выступления в составе ансамбля на контрольных уроках;

- другие выступления ученика в течение учебного года.

Успеваемость учащихся занимающихся в ансамбле учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, конкурсах, концертах.

В конце каждого полугодия все ученики сдают контрольный урок.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на контрольном уроке.

При оценке контрольных уроков необходимо учитывать следующие критерии:

Оценка «отлично» выставляется за технически безупречное исполнение программы, при которой исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

А так же, если в исполняемой программе достигнута синхронность ансамблевого звучания- единое понимание и чувствование партнерами темпа и ритмического пульса, умело использован динамический ансамбль- равновесие силы звучности каждой партии. Программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если ансамблистами демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены незначительные погрешности в синхронности исполнения и динамическом ансамбле, что не нарушает целостности исполняемого произведения.    

Оценка «удовлетворительно» выставляется за игру, в которой ансамблисты демонстрируют ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Учащиеся показывают недостаточное владение навыками ансамблевого музицирования, отсутствие свободы в исполняемом произведении.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание произведения наизусть, грубые технические ошибки и отсутствие элементарной техники ансамбля.

Содержание работы.

Семилетнее обучение.

1 год обучения.

Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле – преподаватель. Объем каждой пьесы ансамбля должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название - нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки.

С первых уроков игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

2 год обучения.

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки.

На урок игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую партнером.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

3 год обучения.

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Совершенствуются средства музыкальной выразительности - более широкое использование динамических оттенков.

Ведется работа над характером произведения с установкой учителя.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

4  год обучения.

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием.  Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

На данном этапе приветствуется освоение еще одного вида исполнительства- аккомпанемента. Это дает возможность расширения репертуара, приобретения практики аккомпанемента.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

5  год обучения.

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры (исполнение двойных нот, флажолеты, аккордовая техника), уделяется внимание штрихам (стаккато, легато, нон легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием.  Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

6 год обучения.

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам.

Продолжается работа над динамическим разнообразием.  Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

7 год обучения.

   Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар, закрепление умения самостоятельной работы над новыми произведениями, умения анализировать форму и стиль, определять тональный план произведения, самостоятельно строить динамически грамотные построения, исполнять произведения в соответствии с их характером, настроением, замыслом в ансамбле с преподавателем или другими учениками.

Работа должна быть направлена на совершенствование технического мастерства и художественного вкуса у участников, развитие навыков ансамблевой игры, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры.

Учащиеся должны с легкостью и в характере исполнять свои партии.

Репертуар коллектива должен развивать интерес к народной инструментальной музыке, способствовать расширению концертной практики.

  Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

Пятилетнее обучение.

1 год обучения.

Занятия проводятся индивидуально с каждым учеником. Партнер в ансамбле – преподаватель. Объем каждой пьесы ансамбля должен быть минимальным, музыкальный язык доступным, название - нести яркий образ, вызывать определенные ассоциации, способствовать возникновению музыкального образа.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки.

С первых уроков игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую преподавателем.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

2 год обучения.

Повторение материала пройденного в прошлом году, закрепление навыков игры мелодической линии, умение держать равномерную пульсацию.

Задачами данного этапа являются расширение репертуара, усложнение технической стороны исполнительства. Появляется более сложный ритмический рисунок (синкопы, залигованные ноты, четверть с точкой и восьмая и т.д.). Практикуется игра со счетом (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, умение вместе выдерживать паузы.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Совершенствуются средства музыкальной выразительности - более широкое использование динамических оттенков.

Ведется работа над характером произведения с установкой учителя.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

3 год обучения.

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием.  Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

На данном этапе приветствуется освоение еще одного вида исполнительства- аккомпанемента. Это дает возможность расширения репертуара, приобретения практики аккомпанемента.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

4 год обучения.

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато). Дальнейшее усложнение репертуара. Включение в репертуар более сложных, развернутых произведений.

Продолжается работа над динамическим разнообразием.  Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Развитие навыков аккомпанемента, для расширения репертуара. Аккомпанемент возможен солисту инструменталисту или вокалисту.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

5 год обучения.

   Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар, закрепление умения самостоятельной работы над новыми произведениями, умения анализировать форму и стиль, определять тональный план произведения, самостоятельно строить динамически грамотные построения, исполнять произведения в соответствии с их характером, настроением, замыслом в ансамбле с преподавателем или другими учениками.

Работа должна быть направлена на совершенствование технического мастерства и художественного вкуса у участников, развитие навыков ансамблевой игры, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры.

Учащиеся должны с легкостью и в характере исполнять свои партии.

Репертуар коллектива должен развивать интерес к народной инструментальной музыке, способствовать расширению концертной практики.

  Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

Трехлетнее обучение.

1 год обучения.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки.

На урок игры ансамблем ученик должен учиться не только исполнять свою партию, но и слышать мелодию, исполняемую партнером.

Вырабатывается навык синхронности исполнения, умения выполнять элементарную динамику. Активно развивается умение грамотно читать свою партию. Практикуется игра со счетом (и без него) для выработки навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Пьесы должны содержать четкую мелодическую линию с простейшим ритмическим рисунком. Ритмический рисунок может совпадать в обеих партиях.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 10 пьес.

2 год обучения.

Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар.

Разбор и разучивание партий ведется в режиме чтения с листа, домашней подготовки. Используется более целесообразная аппликатура различные способы звукоизвлечения, приемы игры, уделяется внимание штрихам (стаккато, легато).

Продолжается работа над динамическим разнообразием.  Вырабатывается общий критерий для определения силы звучности наиболее распространенных динамических оттенков:p, mp, mf, f. Вырабатывается умение ровно проводить мелодическую линию, когда она передается от одного инструмента другому.

Воспитывается чувство коллективного ритма. Практикуется игра со счетом (и без него), с дирижированием преподавателя (и без него) для закрепления навыков одновременного звукоизвлечения, работа над общим темпом.

Ведется работа над характером произведения, раскрытия образа с установкой учителя, а также самостоятельно.

На данном этапе приветствуется освоение еще одного вида исполнительства- аккомпанемента. Это дает возможность расширения репертуара, приобретения практики аккомпанемента.

Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

3 год обучения.

   Повторение пьес, вошедших в концертный репертуар, закрепление умения самостоятельной работы над новыми произведениями, умения анализировать форму и стиль, определять тональный план произведения, самостоятельно строить динамически грамотные построения, исполнять произведения в соответствии с их характером, настроением, замыслом в ансамбле с преподавателем или другими учениками.

Работа должна быть направлена на совершенствование технического мастерства и художественного вкуса у участников, развитие навыков ансамблевой игры, пониманию музыки, обогащению духовного мира и нравственной культуры.

Учащиеся должны с легкостью и в характере исполнять свои партии.

Репертуар коллектива должен развивать интерес к народной инструментальной музыке, способствовать расширению концертной практики.

  Подбор репертуара и распределение ролей в ансамбле ведется с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, приобретенных ими навыков игры и индивидуального вкуса, а также тематического плана школьных мероприятий и памятных дат. Распределение ролей в ансамбле планируется менять по мере необходимости и целесообразности.

За год накапливается репертуар:

- при занятиях 0,5 часа в неделю не менее 6 пьес;

- при занятиях 1 час в неделю не менее 8 пьес.

Программные требования к зачетам.

Семилетнее обучение.

На протяжении всех лет обучения по предмету «Ансамбль» 1 раз в полугодии сдается контрольный урок, на котором показываются:

 2 произведения при нагрузке 1и более часа в неделю

 1 произведение  при нагрузке 0,5 часа в неделю

Пятилетнее обучение.

На протяжении всех лет обучения по предмету «Ансамбль» 1 раз в полугодии сдается контрольный урок, на котором показываются:

 2 произведения при нагрузке 1и более часа в неделю

 1 произведение  при нагрузке 0,5 часа в неделю

Трехлетнее обучение.

На протяжении всех лет обучения по предмету «Ансамбль» 1 раз в полугодии сдается контрольный урок, на котором показываются:

 2 произведения при нагрузке 1и более часа в неделю

 1 произведение  при нагрузке 0,5 часа в неделю

Примерный уровень сложности музыкальных произведений,

рекомендованных для показа в течение учебного года на зачетах.

Семилетнее обучение.

1 год обучения.

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

Белорусская народная песня «Савка и Гришка»

Русская народная песня «Как пошли наши подружки»

Ю. Литовко «Веселые лягушки»

Чешская народная песня «Пастушок»

Й. Гайдн «Песня»

2 год обучения.

М. Красев, обр. О. Ахуновой «Елочка»

Обр. Н. Карш «Музыкальный алфавит»

Ж. Металлиди «Колечко»

Чешская народная песня «Лук»

Обр. М. Никольской «Американская песня»

К. Орф «Спи дитя»

Ф. Бейер «Быстрый ручеек»

3 год обучения.

А. Даргомыжский «Ванька-Танька»

Е. Воронина «Колыбельная»

С. Сайдешев «Пришла весна»

Польский народный танец «Мазурка»

Словацкая народная песня «Спи, моя радость»

И. Лотка-Калинский «Контрданс»

Н. Карш «Колыбельная мышонку»

4 год обучения.

Д. Кюллияйнен «Финская полька»

Русская народная песня, обр. А. Локтева «Под горою калина».

И. Тамарин «Эскимосская шуточная песенка»

Л. Бетховен «Турецкий марш»

Р. Шуман «Деревенская песня»

Ю. Виноградов «Татарочка танцует»

5 год обучения.

Б. Рэм, Э. Ронд «Только ты»

Г. Андрюшенков «Полька-азбука»

А. Спадавеккиа, обр. А. Лихачева «Добрый жук»

Русская народная песня, обр. А. Курченко «На горе-то калина»

А. Абрамов «Реченька»

М. Матвеев «В дальней деревеньке»

6 год обучения.

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Перевоз Дуня держала»

В. Андреев «Листок из альбома»

Ж. Оффенбах «Галоп»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Степь, да степь кругом»

Т. Хренников «Есть на севере хороший городок»

Обр. А. Широкова «Смоленский гусачок»

А. Петров «Осенний марафон»

Э. Фибих «Поэма»

Е. Дога «Вальс»

7 год обучения.

Романс, обр. Г. Гинтова «Я встретил Вас»

Е. Меццакапо «Марш Париж»

А. Хачатурян «Серенада»

Шотландская народная песня, обр. Т. Артемьевой «Зеленые рукава»

В. Андреев «Полонез»

А. Цыганков –И. Дунаевский «Ой, цветет калина»

В. Беркинг «Дерби-Буги»

Н. Балаев «Звездная россыпь»

Ж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Мой муженька»

Пятилетнее обучение.

1 год обучения.

В. Филиппенко «По малину в сад пойдем»

Ю. Литовко «Веселые лягушки»

Чешская народная песня «Пастушок»

Русская народная песня, обр. Ю. Полонского «Как в лесу-лесочке»

Обр. А. Гречанинова «Маки-маковочки»

В. Шуберт «Скерцо»

М. Дональдсон «Да сэр, это мой ребенок!»

Й. Гайдн «Песня»

2 год обучения.

Обр. Н. Карш «Музыкальный алфавит»

Ж. Металлиди «Колечко»

Чешская народная песня «Лук»

Обр. М. Никольской «Американская песня»

Д. Шостакович «Детская полька»

Ж. Металлиди «Овечка и человечек»

Ф. Бейер «Быстрый ручеек»

Р. Паулс «Колыбельная»

Украинская народная песня, обр. И. Шутенко «По дороге жук»

3 год обучения.

Ж. Металлиди «Метелица»

Мексиканская народная песня, обр. В. Калинина «Скамеечка»

М. Невин «Непрерывное буги»

Р. Шуман «Деревенская песня»

Русская народная песня, обр. А. Локтева «Под горою калина».

Ф. Мендельсон «У колыбели»

А. Страделла «Аллегро»

И. Тамарин «Эскимосская шуточная песенка»

4 год обучения.

Б. Кемферт «Странники в ночи»

Б. Рэм, Э. Ронд «Только ты»

Г. Андрюшенков «Полька-азбука»

М. Медведовский «Гамма-джаз»

И. Дунаевский «Галоп» из хореографической сюиты «Возвращение»

Ю. Маевский «Поп – первый раз в первый класс!»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Перевоз Дуня держала»

В. Андреев «Листок из альбома»

Ж. Оффенбах «Галоп»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Степь, да степь кругом»

Т. Хренников «Есть на севере хороший городок»

Обр. А. Широкова «Смоленский гусачок»

Э. Фибих «Поэма»

Русская народная песня, обр. В. Городовской «Не одна во поле дороженька»

5 год обучения.

Романс, обр. Г. Гинтова «Я встретил Вас»

Е. Меццакапо «Марш Париж»

А. Хачатурян «Серенада»

Шотландская народная песня, обр. Т. Артемьевой «Зеленые рукава»

В. Андреев «Полонез»

А. Цыганков –И. Дунаевский «Ой, цветет калина»

В. Беркинг «Дерби-Буги»

Н. Балаев «Звездная россыпь»

Ж. Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Мой муженька»

Трехлетнее обучение.

1 год обучения. 

В. Филиппенко «По малину в сад пойдем»

Ю. Литовко «Веселые лягушки»

Чешская народная песня «Пастушок»

Русская народная песня, обр. Ю. Полонского «Как в лесу-лесочке»

Обр. А. Гречанинова «Маки-маковочки»

В. Шуберт «Скерцо»

М. Дональдсон «Да сэр, это мой ребенок!»

Й. Гайдн «Песня»

Обр. Т. Бурнатовой «Словацкая полька»

Обр. Н. Карш «Музыкальный алфавит»

Ж. Металлиди «Колечко»

Чешская народная песня «Лук»

Обр. М. Никольской «Американская песня»

К. Орф «Спи дитя»

Д. Шостакович «Детская полька»

Ж. Металлиди «Овечка и человечек»

Ф. Бейер «Быстрый ручеек»

Р. Паулс «Колыбельная»

Украинская народная песня, обр. И. Шутенко «По дороге жук»

2 год обучения. 

Ж. Металлиди «Метелица»

Польский народный танец «Мазурка»

Словацкая народная песня «Спи, моя радость»

Мексиканская народная песня, обр. В. Калинина «Скамеечка»

М. Невин «Непрерывное буги»

Н. Карш «Колыбельная мышонку»

Р. Шуман «Деревенская песня»

Русская народная песня, обр. А. Локтева «Под горою калина».

Ф. Мендельсон «У колыбели»

Ф.Э. Бах «Два дуэта»

А. Страделла «Аллегро»

И. Тамарин «Эскимосская шуточная песенка»

Л. Бетховен «Турецкий марш»

3 год обучения. 

Б. Кемферт «Странники в ночи»

Б. Рэм, Э. Ронд «Только ты»

Г. Андрюшенков «Полька-азбука»

М. Медведовский «Гамма-джаз»

М. Матвеев «В дальней деревеньке»

В. Андреев «Листок из альбома»

Русская народная песня, обр. А. Шалова «Степь, да степь кругом»

Т. Хренников «Есть на севере хороший городок»

Я. Френкель «Вальс Расставание»

А. Петров «Осенний марафон»

Э. Фибих «Поэма»

Е. Дога «Вальс»

Список рекомендуемых сборников.

 Хрестоматия домриста ( 1-3 класс) .М.,»Музыка» 1989 год.

Альбом  начинающего домриста. Выпуск 8 М.,»Советский  композитор» 1976год.

Педагогический репертуар домриста , выпуск 1,2,3. М., «Музыка» 1974, 1976 год.

Хрестоматия домриста . М., «Музыка» 1985год.

А. Александров Школа игры на 3-х струнной домре. М.,»Музыка», 1988 год.

 В. Чунин- Школа игры на 3-х струнной домре. М., «Советский композитор» 1986 год.

Альбом начинающего домриста, выпуск 9. М., «Советский композитор»1977 год.

Домристу- любителю, выпуск 10 . М., «Советский композитор» 1986 год.

Первые шаги домриста, выпуск 15. М., «Советский композитор» 1976 год.

Альбом начинающего домриста, выпуск 21, М.,»Советский композитор» 1990 год.

Альбом для детей ( произведения  для 3-х струнной домры и фо-но). М.,»Музыка», 1986 г.

Альбом  начинающего домриста, выпуск 20. М.,»Советский композитор» 1989 г.

Домристу-любителю, выпуск 3, М.,»Советский композитор» 1979 г.

Юный домрист ( пьесы для домры), выпуск 1. М.,»Музыка» 1978 г

Хрестоматия домриста (4-5 класс). М.,»Музыка»1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 17.М., «Советский композитор» 1986 г.

Альбом начинающего домриста, выпуск 13. М., «Советский композитор»1981 г.

Педагогический репертуар домриста вып. 3 М., «Музыка» 1979 г.

Пьесы для 3-х струнной домры и фо-но тетр. 1, 2. С.Пб. «Композитор» 1997-1998 г.

Репертуар домриста, вып. 28 М., «Сов. Композитор» 1989 г.

Песни русских композиторов и русские нар. песни. С-Пб. «Музыка» 1981 г.

Пьесы для  3-х стр. домрф и фо-но . М., «Советский комп-р» 1983 г.

Альбом для юношества, вып. 4. М., «Музыка» 1989 г.

Пьесы для 3-х домры и ф-но, тетр. 1,2. С.Пб., «Сов. Композитор» 1998 г.

Андрюшенков Г. Начальное обучение игре на балалайке. Л., 1983

Антология литературы для русских народных инструментов. Часть 1 / Сост. С. Колобков. М., 1984

Асафьев Б. О русском народном музыкальном фольклоре. Том 4. М., 1956

Белкин А. Русские скоморохи. М, 1975

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1979

Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975

Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР.-М., 1976

Галахов В. Искусство балалаечников Дальнего Востока.-М., 1982

Государственный русский народный оркестр имени Н Осипова.-М., 1965

Илюхин А. Музыка для русских народных инструментов Т. 4. ч. 1.-М., 1962

Капишников Н. Воспитание чувств-Кемерово, 1961

Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром народных инструментов.- М., 1982

Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его великорусский оркестр.-М., 1976

Легкунец Ф. Струны звенят.-Алма-Ата, 1969

Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов.- М., 1983

Методика обучения игре на народных инструментах-Л., 1975

Пересада А. Оркестры русских народных инструментов.-М., 1985

Пересада А. Справочник балалаечника.- М., 1977

Поздняков А. Русский народный оркестр и его роль в эстетическом воспитании молодежи.-М., 1975

Польшина Л. Жанровые особенности оркестра русских народных инструментов и пути его развития-М, 1979

Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого.- М., 1979

Розанов В. Инструментоведение.- М., 1981

Самойлов Е. Звучат инструменты народные.-Пенза, 1972

Смирнова И. Музыка для русских народных инструментов. История русской советской музыки. Т. З.-М., 1969

Соколов Ф. В. В. Андреев и его оркестр.- Л., 1962

Ставицкий 3. Начальное обучение игре на домре.- Л., 1984

Чунин В. Современный русский оркестр.- М., 1981

Шалов А. Основы игры на балалайке.- Л., 1970

Шелмаков И. Проблемы развития оркестров народных инструментов.- М., 1974

Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов-М, 1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Народные инструменты. Домра."

Программа адаптирована для школьного дополнительного образования....

Рабочая программа преподавателя МБОУ ДОД Хоровая школа мальчиков и юношей по предмету "Инструмент (домра)"на основе типовой учебной программы Министерство культуры РФ 2012г.

Задача педагога домриста - познакомить детей с народными инструментами,их разнообразием и музыкалными возможностями,различными формами исполнительского искусства....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Ансамбль народных инструментов (домра)» для специальности Музыкальное исполнительство (Народные инструменты)

Рабочая программа дисциплины «Ансамбль» (Домра) составлена с учётом требований современности к дополнительному образованию детей. Программа рассчитана на 4-летний срок обучения.Игра в составе ансамбля...

Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4

Рабочая программа по предмету музыкальный инструмент домра для учащихся народного отделения ДШИ №4. Срок реализации 5 лет. Возраст детей от 8 до 13 лет. Программа содержит пояснительную записку,требов...

Программа по учебному предмету «Дополнительный инструмент» (домра альт).

Дополнительная  предпрофессиональная  общеобразовательная  программа  в области музыкального искусства «Народные инструменты» по учебному предмету «Дополнительный инструмент» (домр...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...