Программа работы экологического клуба "ЭКОС" на 2013-2014 уч. год
элективный курс по теме

Блохина Наталья Владимировна

Данная  работа  содержит программу, план мероприятий  и методические разработки некоторых занятий по организации и  реализации деятельности экологического клуба  и предназначена для учителей и преподавателей, как одна из форм внеклассной работы, направленной на экологическое воспитание и здоровьесбережение детей.

Использование «клубной» технологии, как нельзя лучше позволяет сочетать все типы внеклассной работы. Поэтому создание в Уссурийском колледже технологии и управления клуба «Экос» помогает реализовать основные  цели и задачи экологического воспитания подрастающего поколения; помогает ликвидировать у ребят экологическую безграмотность, потребительское, безнравственное отношение к своему здоровью и природным богатствам и нерациональное их использование.

 Реализация данной программы позволяет  использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания, вооружает учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, формирует бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам, стимулирует ребят к ведению здорового образа жизни; дает основы туристско-краеведческих знаний и умений; включает практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Программа клуба призвана  формировать у учащихся 1 и 2 курсов  мыслительную деятельность, творческую активность, воспитывать понятие того, что они являются неотъемлемой частью природы и призваны сохранять и преумножать природные ресурсы, активно пропагандировать здоровый образ жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛУБА

«ЭКОС»

(рассчитана для учащихся 1-2 курсов)

Авторы-составители:

Корешкова Галина Геннадьевна,

преподаватель  химии и биологии высшей категории

Блохина Наталья Владимировна,

преподаватель физики и ОБЖ высшей категории

Уссурийск 2013г

Пояснительная записка

Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни.
Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.
В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух,                                                                                        Зверям - лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу - значит охранять Родину.
М.М. Пришвин.

В методике преподавания естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Существуют три основных типа внеклассных занятий: индивидуальные, групповые и массовые. Только сочетание всех типов внеклассной работы, построенных на основных принципах экологического образования, позволит решить задачи, стоящие перед преподавателем.

Использование «клубной» технологии как нельзя лучше позволяет сочетать все три типа внеклассной работы. Поэтому создание в «Профессиональном лицее №45» клуба «Экос» помогло реализовать основные идеи, заложенные при написании программы.

Данная программа предназначена для занятий учащихся лицея по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, здорового образа жизни, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия, а также организацию и проведение творческих мероприятий.

Основание для разработки программы:

- ФЗ «Об образовании» 2012 г.,

- Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002 г.

- Закон РФ «Об особо охраняемых территориях», 1996 г.

Направленность программы:

Программа направлена на познание окружающей среды, ведение активного здорового образа жизни, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний и знаний о здоровом образе жизни - листовки, блиц-опросы, газеты, презентации).

Актуальность программы:

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.

Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования учащихся.

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить всех граждан заботиться об окружающей природе и своем здоровье.

Цель программы:

Формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в ведение здорового образа жизни, природоохранную деятельность и создание системы взаимодействия учащихся всех курсов обучения.

Задачи программы:

  1. Формирование стремления учащихся к познанию современных реалий экологии;
  2. Развитие экологического мышления у учащихся;
  3. Формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
  4. Обеспечение выработки у учащихся приемов и навыков самостоятельной и познавательной деятельности;
  5. Привитию интереса у учащихся к проблемам окружающей среды;
  6. Воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего города, края и страны;
  7. Повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
  8.  Вовлечение уч-ся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
  9. Развитие ответственности, значимости и важности в экологическом движении лицея, города, края, страны.
  10.  Способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и окружающий мир.

Целевая группа: учащиеся «Профессионального лицея №45»

Формы и режим занятий:

Программа занятий экологического клуба составляется ежегодно из расчета по два теоретическо-практических занятия в месяц и участие в мероприятиях экологического направления в масштабах лицея, города и края.

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии;
  • групповые практические занятия;
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, презентаций, исследовательской деятельности);
  • общелицейские мероприятия по экологии;
  • участие в природоохранных акциях.

Ожидаемые результаты:

Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых в лицее и в городе мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в городе, крае, стране;  любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе, личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе.

Оценка эффективности результативности программы:

Осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры заключаются в формировании осознанного отношения к базовым ценностям:

- любовь к природе

- бережное отношение к природным богатствам

- ведение здорового образа жизни

- трудолюбие

- альтруизм

- любознательность

- активная жизненная позиция

Количественные параметры программы:

1. Количество проектов реализуемых в рамках программы.

2. Количество учащихся, задействованных в мероприятиях.

3. Количество мероприятий программы.

4. Количество учащихся владеющих информацией по вопросам

Экологии и здорового образа жизни.

Методическое обеспечение программы:

Программа предусматривает различные методы работы:

  • групповые занятия, теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний в дискуссиях и сообщениях с использованием элементов ролевой и деловой игры, экскурсиях, массовых мероприятиях в лицее;
  • работа с учебной и художественной литературой;
  • подготовка сообщений, рефератов, индивидуальных и групповых проектов, презентаций;
  • работа с использованием компьютерных программ, видеоматериалов, дополнительной литературы, ресурсов интернета;
  • техническое оснащение лицея позволяет широко использовать в программе технические средства обучения, информационные технологии позволяют достигать максимально возможного результата в обучении;
  • работа с наглядными пособиями и наглядными материалами;
  • практические занятия по изготовлению поделок из природного материала и оформлению творческих отчетов о проделанной работе.

Для реализации программы имеются следующие условия и оборудование:

- ТСО: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

- видеотека: «Уссурийский тигр», «Вся правда о воде», «Крокодил», «Давайте выпьем», «Чижик-пыжик, где ты был?», Ролики о вреде алкоголя, «Дневник Насти», «Я+», «Опасная еда», «Сущность курения», «Здоровье и табак», «Табак убивает», «Паразиты»,  «Дурь», «За 30 минут до катастрофы», «Битва за Чернобыль», «Тоцкий эксперимент», «Дом»;

- литература: Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. М.: Агар. 2001. Бухвалов В. Методы экологических исследований. – М.: "Варяг". 2005. Винокурова Н. Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильных школ – М.: Просвещение. 2008. Вронский В. А., Экология: Словарь-справочник, Ростов-на-Дону.: Феникс. 2007. Дажо, Основы экологии, М.: Прогресс. 2005.  Демьяненко Е. Н. Биология в вопросах и ответах, М.: Просвещение. 2006. Израэль Ю. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат. 2004.  Колбовский Е. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. - Ярославль: "Академия развития", "Академия и К0". 2008.

- наглядные средства обучения: плакаты, таблицы,  альбомы,  схемы, модели,  разработки занятий, рефераты учащихся, презентации.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Посещая занятия клуба, учащиеся должны знать:

понятия "окружающая среда", "экология", "экологические проблемы", "цивилизация", "ЗОЖ";     названия растений и животных, занесенных в "Красную книгу Приморского края"; разнообразие животного мира; виды, названия, образ жизни различных животных родного края; правила поведения в природе; технику безопасности в различных природных ситуациях; значение переработки вторичного сырья, отходов производства для соблюдения экологического равновесия, способы переработки; взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей среде.

Учащиеся должны уметь:

определять и объяснять взаимосвязь "человек-природа", "человек-общество"; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одногруппников, взрослых) к природе; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах; оценивать состояние окружающей среды своего города, области; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды микрорайона; оценивать и контролировать поведение в природной среде окружающих; проводить исследовательскую работу под руководством педагога; самостоятельно искать и обрабатывать информацию из различных источников; выполнять творческие работы.

п/п

Основные направления работы экологического клуба «Экос»

1.

Природа вокруг нас

2.

Экология – наука о нашем доме

3.

Человек и природа

4.

Экомониторинг

5.

Охранять и защищать

6.

Театр экологических знаний

7.

Здоровый образ жизни

Краткое описание основных направлений работы:

  1. Природа вокруг нас. В данном направлении предполагается изучение природных комплексов, находящихся в городе Уссурийске и в Приморском крае; изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности учащихся. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
  2. Экология – наука о нашем доме. В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном направлении будут освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии мегаполиса. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
  3. Человек и природа. Данное направление рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием деятельности человека на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Проводятся викторины и конкурсы. На территории города раздаются информационные листовки об экологических проблемах и путях их решения.
  4. Экомониторинг. Занятия по данному направлению включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса учащихся к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Уссурийска. Результат мониторинга – это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
  5. Охранять и защищать. Данное направление включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций, с работой экологической милиции.
  6. Театр экологических знаний. Данное творческое направление поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
  7. Здоровый образ жизни. Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых очень важны для сохранения здоровья человека и окружающей среды в целом.

Календарно-тематическое планирование работы

на 2013-2014 учебный год

п/п

Основные мероприятия

Ответственные

Сентябрь

1.

Теоретическое занятие клуба:

  • Экостарт. Беседа «Природа – это начало нашей жизни», посвященная  году охраны окружающей среды
  • Обсуждение и планирование мероприятий работы клуба на текущий учебный год

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

2.

Проведение «Дня здоровья».

Зам по УВР, руководители кружка

3.

Книжная выставка «Здоровье планеты – твое здоровье»

Зав. библиотекой

4.

Практическая работа: «Исследование качества воды в реках Уссурийска», подбор материала и подготовка рефератов на тему «Экология родного края»

Корешкова  Г.Г.

5.

Фото-кросс: «Мой город и я», в рамках празднования 75-летия образования Приморского края

Блохина Н.В. Корешкова  Г.Г.

6.

Анализ состояния здоровья учащихся 1 курса.      

Формирование групп здоровья

Блохина Н.В. Корешкова  Г.Г. Мед. Работник лицея

7.

Анкетирование: «Поговорим о своем здоровье» /профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании

Блохина Н.В.

8.

Общегородской кросс «Кросс наций»

Вакуленко А. С.

Октябрь

1.

Оформление творческих отчетов о проделанной работе в сентябре-месяце и их оформление.

Учащиеся, члены клуба «Экос»

2.

Экологический десант  «Чистота моего города»

Блохина Н.В. Корешкова  Г.Г.

3.

Практическая работа: «Исследование качества воздуха  в  Уссурийске», подбор материала и подготовка рефератов на тему «Экология родного края»

Блохина Н.В.

4.

Подготовка и проведение конкурса сочинений и рефератов на тему «Экология  родного края»

(среди  уч-ся 1 и 2 курсов)

Блохина Н.В. Корешкова Г.

5.

Открытый урок

Блохина Н.В. Корешкова  Г.Г.

6.

Подведение итогов конкурса сочинений и рефератов об экологии  края, выбор лучших работ  для участия во Всероссийской интернет – конференции по экологии родного края

Члены клуба, руководители, зав.библиотекой

7.

Совместная работа с наркодиспансером: Лекция: «О вреде алкоголя и никотина».

Блохина Н.В. Корешкова  Г.Г.

Специалист наркодиспансера

8.

Просмотр в/фильма: ««Чижик-пыжик, где ты был?», «Давайте выпьем» (ролики о вреде алкоголя)

Блохина Н.В.

9.

Осенний легкоатлетический кросс.

Вакуленко А. С.

Ноябрь

1.

Подготовка отчета о проделанной работе в октябре месяце и его оформление.

Руководители клуба

2.

Теоретическо-практическое занятие экологического клуба на тему: «Наша жизнь – в наших руках»  (Внеклассное мероприятие «Прогулка по аду»  для учащихся 1-2 курсов)

Руководители клуба

3.

Конкурс творческих работ (плакатов, рисунков, фотографий) по теме:

«Мы за здоровый образ жизни»

Блохина Н.В.

Корешкова Г.Г.

4.

Просмотр в/фильма «Я +» ( о СПИДе)

Блохина Н.В.

5.

Конкурс презентаций на тему «Наша жизнь – в наших руках»

Корешкова Г.Г.

6.

Акция «Чистый воздух», приуроченная Международному дню отказа от курения – 17.11

Блохина Н.В.

Корешкова Г.Г

7.

Выпуск газеты: «Опасный недуг»

Кл. руководители

8.

Совместная работа с наркодиспансером: лекция: «О вреде курения».

Специалист наркодиспансера

Декабрь

1.

Оформление отчета о проделанной работе в ноябре - месяце.

2.

  • Изучение материалов по экологической ситуации в промышленных районах  города.
  • Подбор материала по данной теме и выступление с творческими отчетами (рефераты, доклады, презентации, фотоальбомы) на заседании клуба.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

3.

Декада экологии:

  • Конкурс газет, рисунков
  • Беседа «Красная книга Приморского края»

Руководители клуба, зав. библиотекой

4.

Кн.выставка: «Мы живём в эпоху СПИДа» - Всемирный день борьбы со СПИДом (1.12)

Зав. библиотекой

5.

Акция: «Спорт против наркотиков».

Вакуленко А. С.

Январь

1.

Оформление отчета о работе в декабре месяце.

2.

Проведение акции «Брось курить»

Совет лицея

3.

Устный журнал «Дорога к доброму здоровью»

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

4.

Книжная выставка «Целебные дары Приморской тайги – сохраним их для потомков»

Зав. библиотекой

5.

Проведение акции «Помощь животным парка «Зеленый остров»» (сбор средств и кормов)

Корешкова Г.Г.

6.

Рейд: «Профилактика табакокурения».

Совет лицея

Февраль

1.

Оформление отчета о работе в январе месяце.

2.

Теоретическо-практическое занятие экологического клуба на тему: «Озеленим территорию колледжа» (высев семян цветов на рассаду)

Корешкова Г.Г.

3.

Практическое занятие - «Галерея фантазий» изготовление  поделок  из природного материала

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

4.

Создание «Зеленого уголка» в рекреации колледжа

Члены клуба, руководители.

5.

Рейд: «Профилактика табакокурения».

Совет лицея

Март

1.

Оформление отчета о работе в феврале месяце.

2.

Теоретическо-практическое занятие экологического клуба на тему: «Внимание: бытовые отходы»

Блохина Н.В.

3.

Организация и проведение   конкурса-выставки  «Галерея фантазий» к Международному женскому дню.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

4.

Мониторинг состояния окружающих парков, скверов, улиц.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

5.

Анализ накопленного материала по экологической ситуации в городе

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

6.

Выпуск газеты: «Здоровый образ жизни»

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

Апрель

1.

Оформление отчета о работе в марте месяце.

2.

Практическое заседание клуба по теме: «Определение состава почв  на клумбах прилегающих к колледжу»

Корешкова Г.Г.

3.

Трудовой десант по подготовке клумб  и высадке цветочной рассады на них

Руководители клуба, зам. директора по АХЧ

4.

Участие в озеленении и благоустройстве города и территории лицея, практическая акция «Посади дерево, восстанови газоны»

Совет лицея

5.

Выступление участников клуба на классных часах «Здоровая планета в наших руках»

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

6.

7.04. - Всемирный день здоровья (по дополнительному плану).

Выпуск газеты.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В

7.

Кл. часы: «Здоровая планета в наших руках»

Кл. руководители

Май

1.

Оформление отчета о работе в апреле месяце.

2.

Связь с городскими и районными службами охраны окружающей среды. Трудовой десант. Акция «Чистоту и благоустройство нашему городу»

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

3.

Теоретическо-практическое занятие экологического клуба на тему: «Городская экосистема»

Блохина Н.В.

4.

Книжная выставка «Жизнь без сигарет»

Зав. библиотекой

5.

Беседа-викторина «Я никогда не буду курить»

Зав. библиотекой

6.

31.05 – Всемирный день без табака.

Июнь

1.

5.06 – День охраны окружающей среды. Закон РФ «Об охране окружающей среды»

Экологический брейн-ринг: «Экология и мы»

Руководители клуба

2.

1.06. – Международный день защиты детей (дополнительный план)

Блохина Н. В.

Вакуленко А. С.

3.

Круглый стол. Результаты работы в2013-2014 уч.г.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

4.

Подведение итогов работы учащихся. Награждение.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

5.

Оформление и сдача отчета о проделанной работе, подготовка статьи о работе  клуба в СМИ.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.

6.

Оформление и сдача отчета о проделанной работе.

Корешкова Г.Г.

Блохина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы психолога на 2013-2014 учебный год

Полный  план работы психолога  образовательного учреждения на учебный год....

план работы школы отцов 2013 -2014

Привлечение отцов к воспитанию детей - одна из задач Школы отцов...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

План работы ШМО на 2013-2014 гг.

План работы ШМО образовательных областей "Естествознание" и "Обществознание"...

Работа с одаренными детьми по программе "Искусство росписи" на 2013-2014 уч.год

Работа с одаренными детьми по программе «Искусство росписи» 2 часа в неделю, 72 часа в год....

ПРОГРАММА работы библиотеки на 2013 – 2014 учебный год.

Вводная часть:      Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больш...