Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"
календарно-тематическое планирование по теме

Рубекина Юлия Александровна

Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr._yunyy_programmist.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 378

Кировского района Санкт-Петербурга

Принято: ском совете

Утверждаю:

итриева С.Б.

Образовательная программа «Юный программист»

Возраст детей: 11-13 лет Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Рубекина Юлия Александровна Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург 2008

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 378

Кировского района Санкт-Петербурга

Принято:

на педагогическом совете

протокол № ______от __________

Утверждаю:

Директор ____________Дмитриева С.Б.

Образовательная программа

«Юный программист»

Возраст детей: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Рубекина Юлия Александровна

Педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2008


Структура образовательной программы

Пояснительная записка;

Учебно-тематический план;

Содержание изучаемого курса;

Методическое обеспечение образовательной программы;

Список литературы.


Пояснительная записка

Направленность образовательной программы:

        Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации.

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

- на этапе изучения нового материала – объяснение, демонстрация, показ;

- на этапе закрепления изученного материала – беседа, практическая работа;

- на этапе проверки полученных знаний – защита творческих работ.

Актуальность: заключается в том, что дети приобщаются к информационно-компьютерным технологиям.

Педагогическая целесообразность: в процессе реализации программы дети осваивают работу за компьютером, развивают логическое мышление.

Цель: создание условий для применения средств информационных и коммуникационных технологий, развитие творческих и познавательных способностей детей.

Задачи:

1. обучающие:

- научить пользоваться стандартным интерфейсом компьютера;

- научить составлять алгоритмы;

- помочь овладеть системой команд исполнителя.

2. развивающие:

- развить умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата);

- развить умение оценивать результаты деятельности.

3. воспитывающие:

- воспитывать в ребенке терпение, аккуратность, ответственность и работоспособность;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Отличительная особенность данной программы в ее методике. Дети на занятиях используют информационные и коммуникационные технологии, изучают языки программирования,

Возраст детей: 11-13 лет.

Программа рассчитана на 1 год.

Формы и режимы проведения занятий:

Основной формой обучения является групповое занятие.

Ожидаемые результаты:

- умение применять информационные и коммуникационные технологии;

- уметь составлять алгоритмы;

- знать понятия исполнителя, формального исполнителя алгоритма.

Способом проверки является выполнение и защита творческих работ на уроках.

Формы подведения итогов:

Открытые занятия, конкурсы.


Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Знакомство с техникой безопасности.

1

1

Системы счисления

Десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная.

2

2

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

3

5

8

Сложение, вычитание, умножение и деление чисел в двоичной системе счисления

3

5

8

Основы алгоритмизации

Понятие алгоритма. Основные свойства, виды, способы описания алгоритмов.

3

3

Линейный алгоритм

1

3

4

Циклический алгоритм.

1

4

5

Ветвление в алгоритме.

1

3

4

Вспомогательные алгоритмы, подпрограммы, функции определяемые пользователем.

2

5

7

Представление о языках программирования.

5

3

8

Язык программирования QBASIC.

Среда программирования.

4

2

6

Простейшая программа: ввод текста.

2

4

6

Работа с монитором в текстовом режиме.

1

3

4

Управление цветом в текстовом режиме.

2

2

4

Работа с монитором в графическом режиме.

2

2

4

Рисование точек и линий.

2

4

6

Прямоугольники и квадраты.

2

4

6

Окружности и дуги

2

4

6

Графические режимы

1

2

3

Закраска произвольной области

1

4

5

Музыкальные и звуковые возможности

2

5

7

Проект «В лесу родилась Елочка»

3

9

12

Основы программирования на Visual Basic.

Первое знакомство. Запуск системы Visual Basic.

2

3

5

Знакомство с основными инструментами и формами.

3

7

10

Управление формами и объектами.

3

7

10

Создание проекта.

3

10

13

Итого:

54

90

144


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Освоив программу ребенок умеет работать в группе, знает основы программирования на языках QBASIC и Visual Basic, умеет составлять алгоритмы.

Результаты определяются выполнением практических заданий, созданием итоговых проектов.


Содержание программы

  1. Вводное занятие.

Теория:

Знакомство с техникой безопасности, правилами поведения в кабинете информатики.

  1. Системы счисления.

Теория:

Знакомство с системами счисления (десятичной, двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной). Сравнение алфавитов.

Практика:

Процесс получения навыков перевода из одной системы счисления в другую. Выполнение арифметических действий в двоичной системе счисления.

  1. Основы алгоритмизации.

Теория:

Знакомство с понятием алгоритма, его свойствами, способами записи.

Практика:

Получение навыков составления алгоритмов.

  1. Представление о языках программирования.

Теория, Практика:

Знакомство с различными языками программирования. Сравнение.

  1. Язык программирования QBASIC.

Теория:

Знакомство с основными операторами языка.

Практика:

Процесс получения навыков использования операторов языка QB. Создание проекта.

  1. Основы программирования на Visual Basic.

Теория:

Знакомство с основными инструментами и формами.

Практика:

Создание проекта.


Методическое обеспечение образовательной программы

№ п/п

Тема

Форма занятия

Приемы и методы обеспечения учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническая оснащенность занятия

Формы подведения итогов по разделам

Вводное занятие.

Лекция, беседа.

Словесный, наглядный.

Плакаты, презентации.

Контрольное занятие.

Системы счисления.

Лекция, практические занятия.

Наглядный, диалог, объяснительно-иллюстративный, индивидуальные упражнения.

Плакаты, презентации, карточки.

Контрольное занятие.

Основы алгоритмизации.

Лекция, практические занятия.

Наглядный, диалог, объяснительно-иллюстративный, индивидуальные упражнения.

Плакаты, презентации.

Контрольное занятия.

Представление о языках программирования.

Лекция, беседа, диалог.

Наглядный, диалог, практический, объяснительно-репродуктивный

Презентации, ПК.

Контрольное занятие.

Язык программирования QBASIC.

Лекция, практические занятия.

Наглядный метод, практический, объяснительно-репродуктивный

Презентация, ПК.

Проект.

Основы программирования на Visual Basic.

Лекция, практические занятия.

Практический, объяснительно-репродуктивный

Презентация, ПК.

Проект.


Список используемой литературы

  1. Гик Е.Я., Сухарев А.В. Интеллектуальные игры и развлечения. – М.: Фаир-Пресс, 1999.
  2. Гутман Г. Изучаем Basic. – СПб.: Питер, 2002.
  3. Дмитриевич В.В. Разберемся с компьютером. – М.: НПО «Школа» - Издательство «Открытый мир», 1997.
  4. Свердлов С.З. Языки программирования и методы трансляции. – СПб.: Питер, 2007.
  5. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательное программирование: Visual Basic. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методический комплекс к образовательным программам

Призентация учебно-методического комплекса к образовательным программам по моделированию детской одежды "Силуэт" и валянию из шерсти "Стильные штучки"...

учебно методический комплекс к образовательной программе по бисерному рукоделию

К программе "Вдохновение" по бисерному рукоделию прилагается уникальный  учебно-методический комплекс, состоящий из пяти блоков, таких как: тематические подборки, методические пособия (авторские)...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»

Программа  «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА научно-технической направленности «Основы компьютерной графики и дизайна»

Программа  «Основы компьютерной графики и дизайна» имеет научно-техническую направленность. Ее содержание направлено на систематизацию знаний о современных графических программах, а также п...

Учебно - методический комплекс к образовательной программе "В музыку с радостью"

Материал содержит  перечень музыкальных сборников,справочников,электронных  музыкальных энциклопедий,которые может использовать педагог фортепианного класса учреждений дополнительного образо...

Учебно-методический комплекс основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС №382 г. Челябинска»

Учебно-методический комплекс основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «ДС №382 г. Челябинска»...

Учебно-методический комплекс по образовательной программе "Волшебная бусинка"

В этом разделе представлены презнтации учебно-методического комплекса по модулям образовательной программы "Волшебная бусинка"...