Рабочая программа "Оформительский дизайн"
рабочая программа по теме

Виктория Викторовна Макаренко

Данная программа знакомит учащихся с основами оформительского дизайна. Она  рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 11-16 лет. Программа «оформительских дизайн» знакомит учащихся с особенностями языка оформительского дизайна и помогает более осознанно выбрать будущую профессию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oformitelskiy_dizayn.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного  образования детей

  Детская Художественная Школа имени Б.Н. Бедина

   Программа

г. Выкса 2009

Директор          Г.Г.Дедусенко

Составитель:   В.В.Макаренко

преподаватель детской художественной                                                                                                      

                                                                                  имени Б.Н.Бедина                                                                                   г.Выкса

Рецензенты:       И.В.Романенко    

                            завуч детской художественной  школы

                            имени Б. Н. Бедина

                            г. Выкса

   Редактор:

Пояснительная записка

Данная программа знакомит учащихся с основами оформительского дизайна. Она  рассчитана на 4 года обучения детей в возрасте 11-16 лет. Программа «оформительских дизайн» знакомит учащихся с особенностями языка оформительского дизайна и помогает более осознанно выбрать будущую профессию.

 Данный курс направлен  на развитие у детей художественного вкуса, творческого потенциала и развитых умений и навыков в художественной практике.

Программа является комплексной – в ней используются элементы таких предметов, как:  «Цветоведение», «Шрифт», «Прикладная графика», «Макетирование», «Основы дизайна»

Построена программа на постепенном усложнении заданий и закреплении полученных знаний  в ходе выполнения последующих заданий, на основе министерской программы « графический дизайн» ( федеральное агентство  по  культуре и научно-методический центр по  художественному образованию ).

  Задания адаптированы и доступны для учащихся 1-4 классов детской художественной школы, учитывают возрастные и психофизические особенности данного  возраста.

  Цветоведение- наука, изучающая и объясняющая явления цвета, изменения, которые претерпевают цвета  на расстоянии, Основы их гармонизации.

Теория цвета лежит в основе изучения живописи и композиции.

  Каждому, кто в своей профессиональной деятельности связан с цветом нужны знания. Независимо от наличия таланта и прирожденного  чувства цвета  , это всегда помогает преодолеть свою неуверенность при выборе того или иного цветового решения. Но знания и следования не должны сдерживать интуитивные импульса художника.

  Действия цвета происходит через глаза, но самые глубокие и подменные тайны цветового воздействия не видимы даже глазом и воспринимаются только сердцем. Цвет это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Задача цветоведения – дать ученикам определенную сумму теоретических знаний и научить их применять эти знания в практической деятельности. Эти знания помогают в самостоятельной творческой деятельности : развивают мыслительные и художественные способности учащихся , умение наблюдать, сопоставлять и анализировать цвет.

Цели программы:

1. Развитие фантазии, воображения, наблюдательности и зрительной памяти как важнейших элементов композиционного мышления.

2. Подготовка учащихся для поступления в художественные училища и вузы на специальность «Графический дизайн», «Дизайн» и отделения декоративно – прикладного искусства.

3. Расширение круга интересов учащихся, воспитание у них эмоционально – эстетического отношения к действительности, творческого воображения.

Основные задачи программы:

  1. Создание условий для самореализации личности ребенка.
  2. Обучение навыками и умениями в работе над практическими заданиями, осмысления языка графического дизайна, его особенностей и условий.
  3. Воспитание у учащихся высоких эстетических критериев.
  4. Интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора на базе широкого охвата тем по прикладной графике и дизайн окружающей среды.

Задачи обучения:

1.Знакомство с языком дизайна

2.Освоение основных композиционных приемов:

  1. Выявление центра
  2. Статика
  3. Динамика

3. Развитие образного мышления

4.Знакомство с курсором «Цветоведение»

5.Последовательная работа над этапами преобразования предметов:

  1. Реальное изображение
  2.  Стилизация
  3. Ассоциативность
  4. Абстракция
  5. Знаковость

6.Освоение правил построение композиции:

  1. Ритмы цветовые
  2. Ритмы линейные
  3. Ритмы тональные

7.  Знакомство с особенностями прикладной композиции

8. Развитие навыков в работе с графическими приемами в композиции.

9. Дать определенную сумму теоретических знаний по цветоведению.

10. Научить применять знания и умения в практической деятельности.

11. Расширение круга интересов учащихся.

Срок реализации программы составляет   476  часов , по 102ч.- 1 и 2 год обучения; 136ч.- 3 и 4год обучения    

Во время первого года обучения учащиеся знакомятся с особенностями условного языка дизайна и шрифтом. На втором году обучения вводится понятие «знаковость», «шрифтовая фраза» азы оформительского дизайна.На третьем году обучения происходит освоение ритмов композиции , плаката и знакомство с этапами художественного проектирования.В четвертом классе вводится модульная сетка и  разработка проектов. Упражнения выполняются в формате А4, контрольные задания  в формате А3, А2.

Для выполнения практических работ предусматривается применение доступных школьникам материалов.

Основной формой проведения является урок смешанного  типа ( лекция совмещается с практической работой ).

Методические рекомендации

Основные дидактические приемы

Краткосрочные упражнения начинаются с более простых и постепенно усложняются.

Орнаменты помогают освоить способы организации плоскости, подойти к решению задач по освоению понятий «ритм», «симметрия», «линия», «пятно», «фон». В растительных орнаментах учащиеся сталкиваются с понятием «декоративность»,  «стилизация».

В первом классе выполняются задания на статику, динамику, уравновешенность в композиции. Происходит ознакомление  со  шрифтом простой гарнитуры.

Во время первого года обучения необходимо научиться работать с цветной бумагой, кальками, пером. Выполнять подготовительные эскизы карандашом, цветной гуашью, черной тушью, пером, фломастерами.

На протяжении 1-2 года обучения учащиеся изображают различные фактуры предметного мира (дерево, камень, лед и т.д.). Осваивают закономерности простого  шрифта и умение писать пером. Чем более внимательно они  всматриваются в окружающий мир, тем более выразительными эмоционально наполненными становятся их работы. Тогда же происходит изучение основ цветоведения.

В работе  с тематическими упражнениями осваиваются понятия «символика предметов», «сложный ритм», «центр масс». В работе по шрифтоведению закрепляются навыки владения пером и особенности построения шрифтовой фразы.

Декоративная композиция «стилизованный натюрморт» и плакат в третьем классе выводит учащихся на решение образных задач. В подобных заданиях лучше придерживаться цветового ограничения, что  поможет учащимся понять,  как добиться желаемых результатов минимальными средствами.

В четвертом классе переход  к шрифтовым композициям естественным образом подводит учащихся к более сложным дизайнерским решениям.

Учащиеся знакомятся с разнообразием шрифтов, со  шрифтовыми гарнитурами.

Шрифт образен, и это подчеркивает в постановке задачи педагогом. задание «Буква – образ» говорит о том, что героем композиции может стать буква.

Завершающий курс работой становится темы: Суперобложка  книги, иллюстрации, плакат, интерьер, интерьер со стендами информации, стенды наружной установки, МАФ, оформление витрины магазина, наружное оформление торговых точек, детские игровые площадки, детские площадки перед школой, шрифтовая композиция, товарный знак, упаковка, символика на различные темы , где органично объединяются в единую композицию изобразительная и шрифтовая части.

  Небольшое количество часов по предмету Цветоведение, требует от преподавателя сжатого изложения материала, с учетом специализации .Данная программа состоит из тем , которые включают как теоретические обоснования, так и практические работы.  Практические работы учащиеся выполняют под руководством преподавателя , обязательно анализируются. Основное учебное время отводится для выполнения практических упражнений.

 

Общие методические рекомендации

Предложенная схема конкретных заданий строиться на логической связи одного  задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований.

Основное учебное время программы отводится для выполнения практических упражнений. Упражнения помогают подготовиться к выполнению контрольной работы, знакомят с принципами перехода от реального изображения к знаковому. Новые сведения преподаватель обязан преподносить учащимся в доступной для понимания формы, объяснение новой темы необходимо наглядно иллюстрировать.

Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических занятий, а также кропотливой индивидуальной работе с каждым учеником. Доверие и взаимопонимание  между учащимися и преподавателем это обязательные составляющие процесса обучения.

 В конце определенного этапа работы, проводятся промежуточные итоговые, полугодовые, годовые просмотры, где обсуждаются и оцениваются выполненные работы. Оценки выставляются в конце каждого полугодия, учебного года, по пятибалльной системе. Просмотры работ учащихся важны как для преподавателя, так и для самих учащихся.

Предполагаемые результаты

Знания и умения по окончанию первого класса

Знания:

  1. Основные законы построения композиции
  2. Знакомство с особенностями условного языка дизайна
  3. Законы построения орнамента
  4. Знакомство со  шрифтом.

Умения:

  1. Выполнять подготовительные эскизы карандашом, тушью, цветной гуашью, маркером, фломастером
  2. Научиться работать с цветной бумагой
  3. Научиться работать пером
  4. Выполнять орнамент силуэтом, линией, пятном, использовать фактуру.

Знания и умения по  окончанию второго  класса

Знания:

  1. Основные законы цветоведения
  2. Основные принципы стилизации и формообразования
  3. Основы шрифтоведения.

Умения:

  1. Выполнять упражнения в заданных цветовых гармониях
  2. Создавать поэтапно знаковое изображение животного
  3. Изображать различные фактуры предметного мира
  4. Расширение графических навыков.

Предполагаемые результаты

Знания и умения по окончанию третьего класса

Знания:

  1. Освоение композиционных приемов, симметрия, асимметрия
  2. Освоение языка аналогий
  3. Особенности построения декоративных композиций
  4. Освоение общих закономерностей шрифта
  5. Знакомство с особенностями графического решения плаката.

Умения:

  1. Использование колорита и гармоничных цветовых оттенков в композициях
  2. Выстраивать ассоциативный ряд в композициях
  3. Освоить правила написания шрифтов
  4. Освоить правила и принципы композиции плаката
  5. Освоить приемы техники коллажа.

Знания и умения по окончанию четвертого класса

Знания:

  1. Знакомство с разнообразием шрифтов, шрифтовых гарнитур
  2. Знакомство с макетированием  книги

Умения:

  1. Выполнять шрифтовую композицию
  2. Освоить принципы типографической композиции
  3. Добиваться художественной образной выразительности композиции.

Требования к уровню подготовки выпускников

В процессе обучения по данной программе выпускники должны овладеть основными  понятиями и навыками в области дизайн окружающей среды.

Выпускники, показавшие высокий уровень подготовленности по данной программе, могут поступать в средние и высшие учебные заведения на факультеты дизайна и  отделение декоративно – прикладного искусства, четко представляя область дальнейшей деятельности, т.е. осознанно выбирать будущую профессию.

Перечень учебно – методического обеспечения

В качестве учебных пособий используются:

  1. Печатные образцы упаковок различных товаров, открыток, специальные журналы и книги;
  2.  Рекламные торговые и зрелищные плакаты, подобранные педагогом;
  3. Лучшие работы и упражнения учащихся прошлых лет;

Для выполнения практических заданий предусматривается применение доступных для учащихся материалов ( тушь, гуашь, бумага белая и цветная, картон, гелиевые ручки, маркеры, фломастеры ).

 

Рекомендуемая литература

для учителя:

Ельшевская Г.В. «Модель и образ».- М: «советский художник»,1984

Миронова Л.Н. «Цветоведение».-Минск:1984

Розенблюм Е. « художник в дизайне».-М: «Искусство»,1974

Рудер Эмиль «Типографика».-М: «Книга»,1982

Сапего И.Г. «Предмет и форма».-М: «» Советских художник, 1984

Шорохов Е.В. «Основы композиции».-М: «Просвещение»,1973

Логвиненнко Г.М. «Декоративная композиция».-Владос,2008

для детей:

Буткевич Л.М. «История орнамента».2008

Бесчастнов Н.П. «Изображение растительных мотивов». 2008

Солодовников Ю.А. «Мировая художественная культура». 2005

Давыдова Г.Н. «Детский дизайн».2005

Сурина М.О. «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре».

Платонова Н.И; Синюков В.Д. «Энциклопедический словарь юного художника».Педагогика, 1983

Тесса Ивли «Оконный дизайн».Москва, РОСМЭН.2005

Елена Черкизова «Кожа. Техника. Приемы. Изделия». «Орнамент»,1-2том АРТ-РОДНИК 2004 Москва

 

 Пятно – универсальное средство, потому что скрыто, содержит в себе и линию; и точку; и тон; и цвет.

Фон – основная масса слагаемых среды образующих «поле» средовой деятельности

Линия – передает характер очертаний любой формы. Является основным формообразующим элементом

Тон  - промежуточный переходный цвет способен сгладить, ослабить остроту противоречий черного и белого

Статика – движение и состояние относительного покоя (покой, уравновешенность, относительная неподвижность )

Динамика – динамическое движение, движение направленное  в какую либо сторону ( быстрое, медленное, равномерное)

Пластика – движение по кривой, разновидность динамического

Пропорции – соотношение одной части к другой в самом предмете или по отношению к другим предметам

Объём – масса предмета (большой, маленький, лёгкий) легко – тяжело чисто зрительные  эмоциональные образы

Нюанс – едва различимый признак предмета (может проявляться в величине, цвете, форме, движении)

Акцент (лат. удар) – заметно  отличающийся от основной массы других форм среды каким либо одним визуальным параметром – размером, пластикой, цветом.

Доминанта ( лат. Главный, господствующий ) – наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимальное внимание компоненты среды. Они крупнее, ярче, активнее по пластике и отличаются от других (выделяются на их фоне ) всеми визуальными параметрами

Ритм – чередование элементов  в определенном пространстве, пластическом, цветовом отношении друг к другу. Повторность элементов формы и интервалов между ними, ( равномерная, убывающая, нарастающая. Двух типов – статическая (метр) и динамическая)

Словарь терминов

Метр – метрический порядок, простейшее проявление ритма с повторением одинаковых форм при  равных интервалах между ними.

Масштабность – соразмерность формы и её элементов по  отношению к человеку, окружающему пространству  и другим формам.

Мотив – часть орнамента, главный его элемент. ( один элемент- простой мотив; состоит из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование – сложный мотив)

Симметрия – определенный пространственный порядок, математически точная закономерность в расположении предметов или их частей.

Бордюр – линейный орнамент, образуется переносом какой либо фигуры вдоль оси.

Раппорт – сетчатый орнамент

Композиция – соотношение и взаимное расположение частей составляющих одно целое

Модуль  - это величина, принимаемая за основу расчета какого либо предмета, который всегда кратны относительно избранного  модуля

 Форма – пространственное строение, система материальных отношений точек, линий, граней, углов, поверхностей, фигур, объёмов и т.д. имеющих определенную величину.

Дизайн – ( англ. «замысел», «проект», «узор» ( «замышлять», «проектировать»)) проектно – художественная деятельность. Комплексная междисциплинарная – проектно – художественная деятельность, интегрирующая естественно научные, технические. Гуманитарные, знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование предметного мира, во всех без исключений сферах жизнедеятельности.

1 класс




 


задание


Цели и задачи


Материал

техника


Кол-во


часов

1

 Лекция : «Что такое Дизайн ? »

Вводная беседа о  дизайне. Объяснить , что сегодня дизайн это – комплексная междисциплинарная проектно –художественная деятельность, интегрирующая  естественно научные , технические, гуманитарные знания, инженерное и художественное мышление, направленная на формирование на промышленной основе предметного мира в чрезвычайно обширной «зоне контакта» его с человеком во всех баз исключения сферах жизнедеятельности.

Тушь

,гуашь,  

1

2

Художественный образ. Стилизация. Силуэт. Серия упражнений (линейный рисунок, силуэтный рисунок). Упражнение  на трансформацию  формы.  (одуванчик , репейник, ветка дерева), «Снежная королева», «принцесса на горошине», «Красная шапочка», «Бременские музыканты».

Знакомство с приёмами стилизации. Визуальная  организация образного выражения. Выявление   наиболее характерных черт предмета. Освоение языка прикладной графики. Изменение формы предмета. Декоративное обобщение изображаемых объектов. Научиться работать аналитически, находить оригинальные пластические решения.  Развитие основной пластической идеи. Ф 12 x15см.

Тушь,

гуашь,  

8

3

Цветоведение   Вводная беседа о предмете и его значении. Знакомство с основными цветами. Первичные цвета. Вторичные цвета. «аленький цветочек»

  Общие  сведения о Цветоведение. Цели и задачи курса. Общие сведения о цветоведении. Значение цвета для человека. Знакомство с акварельными красками, прозрачными ,полупрозрачными. Свойства акварели. Знакомство с хроматическими цветами.

акварель

3

4

Цветоведение Знакомство с основными цветами. Первичные цвета. Вторичные цвета. Промежуточные. Третичные цвета. Изготовить модель цветового круга по схеме

Объяснение закономерностей жизни цвета. Первые знания теории цвета и его проявления . закрепление полученных знаний. Знакомство на практике  с последовательностью спектрального расположения  цветов. Сформировать навыки работы акварелью.

акварель

4

5

Организация плоскости. Композиционный  центр. Визуальное равновесие.

   Формальная  композиция из геометрических фигур

Знакомство  с вариантами организации композиционного центра. Знакомство с простейшими  формами пятна. Знакомство с симметрией, асимметрией. Понятия единства и соподчинения .

Создать композиции, отвечающие всем основным требованиям (равновесие, единство, соподчинение), где центр организован :

  1. Самым большим элементом в композиции,
  2. самой сложной по силуэту формой,
  3. самым маленьким по форме элементом,
  4. группой элементов,
  5. «одиноким» по форме  элементом,
  6. композиционной паузой.

  гуашь,  

 

8

6

Шрифты. Цифры.

Написать алфавит.

Знакомство с наиболее распространёнными видами шрифтов. Знакомство  с инструментами . первые пробы. Серия  упражнений на развитие кисти руки и глазомера.  Особенности строения букв. . Освоение закономерностей шрифта. Расширение графических навыков Приобретение практических навыков. Усвоение понятий основные, соединительные штрихи. Копирование шрифта и цифр  по образцу. . Освоение закономерностей шрифта Особенности строения букв. Конструктивная и пластическая выразительность шрифта.  Понятие широкие, узкие, нормальные буквы. Принцип гармоничности шрифта  Оптическая площадь букв. Межбуквенные пробелы.   Конструктивная и пластическая выразительность шрифта. Правильная компоновка шрифта Выявление полученных навыков и закрепление материала.  . Освоение закономерностей шрифта Расширение графических навыков.

Фломастер  тушь

14

7

Цветоведение Многослойная живопись. Лессировка. Система цветового конструирования. Двенадцати частный цветовой.  Изготовить модель цветового круга по Иттену

Сформировать навыки работы акварелью. Система  цветового конструирования. Холодны  и теплые цвета. Понятия о многослойной живописи. Знакомство с гуашью..

Акварель

гуашь

4

8

Цветоведение Многослойная живопись. Тёплые и холодные цвета. Серия упражнений на закрепление темы.

 «Волшебные шарики» «Синие горы»  «Зима», «Лето»

Знакомство с характеристиками цвета. Любимые цвета. Изучение  тёплой и холодной гаммы. Изучение  физиологического воздействия цвета на человека. Зрительно- психологические свойства цвета. Объяснение колорита.

Акварель

4

9

Основы орнамента Создание ленточного орнамента.

Знакомство с  принципами  построения  и типами орнамента. Главное отличие орнамента. Ритмическая структура. Схемы    орнаментов. Создание ленточного орнамента .  

Акварель

гуашь

6

10

Стилизация шрифта Ассоциативная  композиция . «Лёд», «Огонь», «Страх».  

Абстрагирование. Конструктивное своеобразие. Выявить  выразительность шрифта , не теряя основное, существенное в форме. Ассоциативная  композиция .   Развитие образного мышления. Единство шрифта и изображения. Освоение  языка аналогий.

Акварель

гуашь

8

11

Цветоведение Ахроматические цвета. Серия упражнений на закрепление темы. Композиции: «Лебедь» «Лоскутное одеяло» «Ночь» «Бабочки» «Волшебное

Сравнение цвета по светлотности. Знакомство с нейтральными цветами. Освоение техники гуаши. Развитие  чувствительности к цветотеневым оттенкам. Понятие  стилизации и трансформации. Понятие контраста светлого и тёмного. Овладение проблемами тональных соотношений белого, серого, черного.

гуашь

4

12

Цветоведение Серия упражнений на смешивание основных цветов с чёрным и белым цветом. Композиция:

«Крыло бабочки» «Перо Жар-птицы» «Сказочные грибы»

Изучение закона 3-х компонентности. Создать гармоничные в цветовом отношении композиции с грамотно подобранными тональными и цветовыми оттенками. Получить цветовую растяжку в сторону разбеления и уплотнения цвета. Освоение техники гуаши.

гуашь

4

13

Шрифтовая фраза Построение шрифтовой фразы в длинном  формате

  Работа над композицией текста. Размещение текста на плоскости, масштабное соотношение букв, колорит. Средства образного раскрытия темы.  Тщательная проработка в карандаше. Красота и выразительность ритма. Специфические особенности текста              

гуашь

10

14

Орнамент из шрифтов Построение ленточного орнамента из шрифта.          Построение сетчатого орнамента из шрифта.

Закрепление пройденного материала.  Знакомство с раппортной композицией.  Понятие общих принципов композиции. Ритмическая взаимосвязь. Построение орнамента из шрифта.   Красота и выразительность ритма. Специфические особенности текста..                      

гуашь

12

15

Цветоведение Серия упражнений на цветовую насыщенность и светлотность. Композиция: «Волшебные бабочки» «Бабушкино лоскутное одеяло» «Ночь» «Лист» .

. Развитие  чувствительности к цветотеневым оттенкам.   Учиться создавать усложнённые по цвету композиции. Отработать умение варьировать цветовыми оттенками. Научиться создавать определённую цветовую гармонию.  Освоение техники гуаши. Понятие  стилизации и трансформации. Понятие контраста светлого и тёмного.

Акварель

гуашь

4

16

Цветоведение Изучение цветовых контрастов. «Сказочное дерево» «Карнавал» «Сказочная птица» «Цветы»

Изучение контраста дополнительных цветов. Познакомиться на практике с группой контрастно – дополнительных цветов. Психологические ассоциации. Создать интересную композицию с использованием форм различных конфигураций.

Акварель

гуашь

4

17

Цветоведение Упражнение на ассоциацию. «Горе-радость» «Любовь-ненависть» «Созидание-разрушение» «Музыка» «Нежность», « Страх», «Времена года».

. Зрительно- психологические свойства цвета. Психологические ассоциации. Минорные, мажорные свойства цвета.

Изобразить два противоположных чувства, явления состояния. Используя цвет и условные формы. Ассоциативная композиция.

Акварель

гуашь

4

        

                        Всего102ч.

 

         .

 2 класс




 


задание


Цели и задачи


Материал

техника


Кол-во


часов

1

Лекция : « Основы дизайна »

Вводная беседа о  дизайне. Объяснить  особенности деятельности дизайнера. Виды   дизайнерской деятельности. Этапы и техника дизайн проекта.

1

2

Цветоведение Законы смешения цветов. Простейшие смеси красок. Густая и жидкая краска. Серия упражнений на закрепление темы. «салют», «бабочки», «ковер из листьев», «еловый лес»

Знакомство с базовой палитрой. Усвоение важнейшего правила процесса смешивания. Практические упражнения смешивания красок .Смешение пейзажных красок.(зелёные, коричневые, тени). Закрепление полученных знаний. Цветовая цельность при многоцветности. Развитие чувствительности к цветовым оттенкам.

Акварель

8

3

Цветоведение. Знакомство с техниками акварели «промокание» «вытягивание»

Выполнение несложного пейзажа

Практическое ознакомление с разными вилами техник. Развитие технических приёмов и образного мышления. Освоение техники акварели.

Акварель

4

4

Монограмма

Размещение текста на плоскости, масштабное соотношение букв, колорит. Средства образного раскрытия темы.  Красота и выразительность ритма . Разработка эскизов .

Завершение работы. Специфические особенности текста.   Закрепление пройденного материала. Понятие общих принципов композиции. Ритмическая взаимосвязь

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши., акварель.

8

5

Стилизация шрифта.

 Рисованные шрифты

Выполнить: Буква -  животное, Буква – растение, Буква – человек , буква –шут

.  Создание буквы – образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных. Абстрагирование. Конструктивное своеобразие. Выявить  выразительность. Выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т.п. Абстрагирование. Конструктивное своеобразие. Выявить  выразительность. изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна, шута, человека . Выявить  выразительность.    

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши., акварель.

12


6

Разработка стен газеты. Практическая  работа

  Выбор темы. Композиция текста на плоскости. Практическая работа над размещением  текста на плоскости, цветом, масштабным соотношением и плотности букв, слов, предложений, их характер. Разработка эскизов. Работа над форматом. Умение учитывать специфические особенности текста. Разработка правильного композиционного построения. Схемы композиций. Работа в масштабе.

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши., акварель.

12

7

Цветоведение Законы смешения цветов. Основные признаки цвета. Тон. Физические основы цвета. Серия упражнений (растяжки) «Декоративный натюрморт» «Пейзаж» «Сказочный терем»

Основные признаки цвета. Тон. Физические основы цвета. Более детальное знакомство с разбелами, потускнениями, затемнениями. Освоение техники гуаши. Закрепление  ранее полученных знаний. Тональные градации. Цветовая цельность при многоцветности.  Создание выразительной композиции предметных форм, решив работу лаконично в цвете.

гуашь

8


8

Цветоведение Понятия о гармонии. Цветовые гармонии. Монохромная композиция. Холодная гамма. Тёплая гамма.

«Декоративный натюрморт»

Классификация цветовых гармоний. Умение создавать гармоничные в цветовом отношении композиции, с грамотно подобранными тональными и цветовыми оттенками.  Цветовая цельность при многоцветности.  Создание  выразительной композиции, решив работу лаконично в цвете.

гуашь

8

9

Цветоведение Цветовые гармонии. Контрастные цвета. Серия упражнений Выполнить формальную композацию из геометрических или абстрактных злементов. (2 контрастных цвета и их смесь)

Умение создавать гармоничные в цветовом отношении композиции, с грамотно подобранными тональными и цветовыми оттенками. Познакомиться на практике с группой контрастных цветов , отработать технику гуаши. Умение создавать формальные композиции, абстрагировать. Учиться создавать усложнённые по цвету композиции, варьировать цветовыми оттенками.

гуашь

4

10


 Шрифтовая фраза. Разработка афиши. . Разработка эскиза и выполнение афиши циркового представления, кукольного спектакля, или фильма сказки

 Закрепление пройденного материала. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание  и характер представления. Смысловая связь изображения и шрифта.  .

 . Научиться работать аналитически.

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель..

12

11

Работа с различными материалами.(фактура)

Изучение характера ,чувственно –эмоционального восприятия  поверхности, Развитие абстрактного мышления.

Умение правильного выбора фактуры для создания образа. «пашня», «запах весны», «весна», «жара», «детство», «музыка»,

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель.

8

12

Цветоведение Контрольная работа. Ограниченная палитра. Декоративный натюрморт

Цветовая цельность при многоцветности.  Создание выразительной композиции предметных форм, решив работу лаконично в цвете. Установить пространственные связи. Не выходить за пределы 34-хцветов. Правильная компоновка форм. Умение самостоятельно создавать композицию, грамотно пользоваться цветовыми оттенками.

гуашь

3

13

Проектирование. Дизайн объект в архитектурном пространстве. Разработка эскиза информационного стенда. Развертка эскизного проекта в М1:20

Постановка задачи. Обсуждение этапов проектирования.  Предпроектное исследование. Конструкторский поиск.  Цель, назначение , расположение информационного стенда. Работа над эскизами.

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель..

14

                        Всего102ч.

  3 класс




 


задание


Цели и задачи


Материал

техника


Кол-во


часов

1

ЦветоведениеОднотоновая гармония. Гармония родственных цветов. Серия упражнений.

«Морское дно», «Осенний ковёр»,

«Формальная композиция»

Виды цветовых гармоний. Характеристики образования цветовых гармоний. Знакомство на практике с   видами цветовых гармоний по схемам. Получить  наглядную картину сложных и богатых в цветовом отношении гармоний, проследив их степень родства и различия. Умение  грамотно компоновать изображение на листе

гуашь акварель.

4

2

ЦветоведениеЗнакомство с цветовыми гармониями. Создание гармоний родственно-контрастных цветов. Упражнения. «Формальная композиция»

Виды цветовых гармоний. Характеристики образования цветовых гармоний. Знакомство на практике с   видами цветовых гармоний по схемам. Получить  наглядную картину сложных и богатых в цветовом отношении гармоний, проследив их степень родства и различия. Умение  грамотно компоновать изображение на листе.

гуашь акварель

4

3

Симметрия и ассиметрия в композиции. Выполнить эскиз витража с зеркальной симметрией. «Цветы и птицы»

Понятие симметрии и ассиметрии. Изучение симметричных природных форм. Применение симметрии в изобразительном искусстве. Знакомство с особенностями витража.

акварель.

12

4

  Этапы художественного проектирования  Разработка и оформление интерьера.

  (холла, небольшой комнаты) в школе к празднику(Новый год).  Развертка эскизного проекта в М1:20. Фронтальное изображение.   

Обсуждение этапов проектирования. Предпроектное исследование. Конструкторский поиск, снятие габаритных размеров. Работа над эскизами. подручных материалов.(картон, ватман, гуашь, клей ПВА ит.д.) Обсуждение этапов проектирования.  

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель..

40

5

Средства гармонизации композиции. Ритм. Контраст. Нюанс. Тождество  ««Карнавал», «Утро туманное», «Пустыня», «Формальная композиция».

 

 Изучение  средств гармонизации композиции. Знакомство с ритмическими и метрическими композициями. Знакомство с контрастом, нюансом, тождеством форм.

Максимальное или минимальное  изменение качеств изобразительных средств. Выразите средствами композиции контрастные или нюансные отношения между пятном и линией., колоритом.  

 

гуашь акварель

20

6

ЦветоведениеСоздание  композиций на все виды пройденных гармоний.«Осенний ковёр» «Морское дно» «Декоративный натюрморт» «Формальная композиция»

Создать гармоничные в цветовом отношении абстрактно – геометрические композиции. Создание выразительной композиции предметных форм, решив работу лаконично в цвете. Поиск оптимального решения обобщенной формы. Колористическое единство работы. Развитие технических приёмов и образного мышления. Освоение техники гуаши. Цветовая цельность при многоцветности.    Установить пространственные связи. Правильная компоновка форм. Умение самостоятельно создавать композицию, грамотно пользоваться цветовыми оттенками.

Гуашь

8

7

Разработка товарного знака и упаковки.

Постановка задач. Последовательность оформления проектов. Подбор шрифта для текстовой информации. Поисковые эскизы. Исполнение товарного знака. Разработка упаковки. Конструктивные решения. Поисковые эскизы. развертки. Исполнение упаковки в цвете , объеме и масштабе

гуашь акварель

32

8

Стилизованный натюрморт. (завтрак,спорт, консоль.)Композиционные поиски в карандаше и цвете. Выполнить  постановку , преднамеренно отказываясь от отдельных деталей и качеств натурной постановки, в том числе и от трёхмерности, перерабатывая формы в условные , плоскостные. 

Знакомство с методом творческой интерпретации натуры в декоративной живописи. Понятие методов стилизации, поиск выразительных колористических отношений средствами «ограниченной палитры». Понятие  различия между декоративной плоскостной композицией и реалистической. Расширение  палитры навыков.

гуашь

16

         

Всего : 136 ч.

 4класс




 


задание


Цели и задачи


Материал

техника


Кол-во


часов

1

Цветоведение Варианты организации композиционного центра. Виды равновесия. Выполнить абстрактную композицию из геометрических элементов.

Закрепление материала по видам гармоний. Умение создавать гармоничные в цветовом отношении композиции, с грамотно подобранными тональными и цветовыми оттенками. Виды равновесия Равновесие в композиции. Знакомство с вариантами организации композиционного центра. Усвоение понятий «композиционная пауза, «доминанта», «контрастность форм», «равновесие» Цветовая цельность при многоцветности.  Создание выразительной композиции  , решив работу лаконично в цвете . Правильная компоновка форм. Умение самостоятельно создавать композицию, грамотно пользоваться цветовыми оттенками.

гуашь акварель

8

2

Коллаж. Выполнение  композиции по мотивам сказок    с применением живописных фактур .

Сюжетная композиция , этапы работы над ней.  Научить выполнять работу последовательно. Умение выполнять  композиции   в технике коллаж  с применением живописных фактур с соблюдением следующих поэтапных действий:

1.выбор сюжета и формата, 2.прорисовка на эскизе общей композиционной схемы, расположение и взаимосвязь основных элементов без детальной прорисовки, 3.сбор натурного материала, 4.тоновое и цветовое решение эскиза, 5.выполнение рисунка композиции, живописное решение композиции в определенной цветовой гамме

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель..

20

3

Цветоведение Серия упражнений на освоение организаций композиционного центра с применением цветовых гармоний. Выполнить абстрактную композицию.

Умение создавать композицию , подобрав оригинальную конфигурацию объектов. Умение  выполнять поисковые эскизы. Обязателен момент стилизации. Отработать навыки организации равновесия. Научиться правильно располагать элементы композиции , учитывая законы визуального восприятия.

гуашь акварель

8

4

Разработка оформления витрины магазина. Фронтальное изображение

Постановка задачи. Обсуждение этапов проектирования.  Предпроектное исследование. Конструкторский поиск, снятие габаритных размеров. Работа над эскизами. Развертка эскизного проекта в М1:20 Последовательность оформления проектов. Умение  подобрать шрифт  для текстовой информации. Поисковые эскизы. Конструктивные решения.  

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель..

32

5

Дипломный проект

Выполнить с применением полученных навыков :         Суперобложку  книги, иллюстрации, плакат, интерьер, интерьер со стендами информации, стенды наружной установки, МАФ, оформление витрины магазина, наружное оформление торговых точек, детские игровые площадки, детские площадки перед школой, шрифтовая композиция, товарный знак, упаковка, символика на различные темы.  

Тушь, перья, фломастеры,гуашь,цветные карандаши. акварель..

68

                        Всего  : 136 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Дизайн прически"

рабочая программа "Дизайн прически" для учащихся 5-10 классов...

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Дизайн интерьеров - разновидность дизайна, входящую в программу предмета «Технология».

Понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования/...

Методическая разработка для подготовки к соревнованиям по стандартам JuniorSkills в компетенции "Промышленный дизайн. Дизайн игрушки". Создание простой 3D-модели в Autodesk 123Design

Разработка представляет собой пошаговую инструкцию для создания простой 3D-модели игрушки в редакторе Autodesk 123Desig...