технология аппликация соломкой
материал по теме

Аппликация – прикладывание, создание художественных изображений наклеиванием на соответствующий фон. Аппликации бывают плоскостными и объемными. Объемная аппликация – многократное наложение отдельных его частей для создания объема. Материал: соломка. инструменты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кожевникова Надежда Геннадьевна педагог дополнительного образования дома творчества г. Кореновск.

Наша творческая мастерская «Золотая соломка» находится в Краснодарском крае, Кореновском районе, мы работаем с прекрасным природным материалом – соломкой, изучаем традиции  соломоплетения, создания аппликаций, так, как считаем очень важно сохранить и передать информацию о традиционных народных промыслах  будущим поколениям. Работаем от простого  к сложному, и вам предлагаем двигаться к своей цели постепенно.

ТЕХНОЛОГИЯ  ИЗГОТОВЛЕНИЯ  АППЛИКАЦИИ  ИЗ  СОЛОМКИ

Аппликация – прикладывание,  создание  художественных  изображений  наклеиванием  на  соответствующий  фон.  Аппликации  бывают  плоскостными  и  объемными.

Объемная  аппликация – многократное  наложение  отдельных  его  частей  для  создания  объема.

Оборудование: ножницы,  клей  ПВА  утюг        

Материал: соломка,  калька  цветная бархатная  или  цветная  плотная (картон)  бумага,  рамка

ИНСТРУКТАЖ  ПО  ТЕХНИКЕ  БЕЗОПАСНОСТИ


1.
До  начала  практической  работы  необходимо  на  стол  постелить  клеенку.

2.Работать  с  колющими  и  режущими  инструментами  осторожно,  не  размахивая.

3.Аккуратно   работать  с  клеем.  При  попадании  клея  на  кожу  необходимо  смыть  под  струей  воды  с  мылом.

4.Работать  с  утюгом  только  под  присмотром  учителя.

Технологическая  цепочка.

1.так, как  работаю  с  детьми  младшего  возраста,  для  аппликации  использую сухой  метод  обработки  соломки  (в целях техники безопасности пользования  горячей  воды  и  утюга),  предварительно  замачиваю  соломку  в  емкость  с  водой (80 – 100С)  поместить  соломку  для  распаривания,  удалив  узлы,  выдерживаю  ее  около  часа,  высушиваю,  только  затем  даю   детям,  для  работы.

2. Разрезаем  соломку  вдоль  по  одной  стороне  скрепкой,  расплющиваем  в  ленту  деревянной  линейкой.

3. Наклеиваем  проглаженные  соломки (полоски)  на  кальку  при  помощи  клея  ПВАи – под  пресс.  Или  готовую  «соломенную»  бумагу  прогладить  утюгом  с  изнаночной  стороны  до  полного  высыхания  клея.

4.Рисуем  эскиз  своей  работы.

Листья

Очень  красиво  смотрится  аппликация,  если  полоски  соломки  направлены  под углом  к  средней  линии.  Для  этого  лучше  листья  разрезать  на  две  части.

Нарисуйте  лист  на  тонкой  бумаге  (кальке).

Разрежьте  по  средней  линии.

на  половину  листа  начнем  наклеивать  полоски  так, чтобы  полоски  выходили  за  пределы  контура  и  были  направлены  под острым  углом.

То  же  сделать  со  второй  половиной  листа.

Вырезать  части  листа,  состыковать  их,  склеить  с  обратной  стороны  калькой

  Сделать  таких  листьев,  столько  необходимо  для  композиции.

Цветы

Цветы  необходимо  изготавливать  на  тонкой  бумаге.

Вначале  готовят  эскиз.

Затем  каждый  лепесток  или  фрагмент  перевести  на  кальку  отдельно,  чтобы  можно  было  расположить  соломку  в  нужном  направлении

Нарезать ровных треугольников

Приклеить  соломку, расположив веером в  нужном  вам  направлении

просушить  под  прессом  или  прогладить  горячим  утюгом

вырезать  по  контуру  с  обратной  стороны.

подготовленные  лепестки  монтировать  на  основу,  создавая  необходимый  сюжет.

Готовую  работу  оформить  в  рамку.



Предварительный просмотр:

 Кожевникова Надежда Геннадьевна

 Педагог дополнительного образования ДХТД г. Кореновск

Открытое занятие

«Чтобы помнили» посвященное Великой Отечественной войне.

Цель:

 Содействовать патриотическому воспитанию учащихся.

Слайд 1, 2, 3  

вед  1.  

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звезды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса

Вед 2.

Где в реках стремительные воды

Голубеют словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза.

Вед 1.

И такая гроза нависла над нашей Родиной в июне 1941 года

(музыка: Вставай страна огромная)

Вед 2

41 год… Безмерно горькое воскресное утро 22 июня, тяжелый шок от вероломного удара немецких войск.

Положение на фронтах сложное, с каждым днем становилось все труднее и тревожнее, наши войска несли большие потери, прошло два года, враг твердо шагал по Советской земле, но оказываемое сопротивление вынуждало врага признать; -  характер войны переменчив.

И вот оно первое крупное контрнаступление Красной Армии зимой 1941 – 1942 года «Битва за Москву». Около двух лет фашисты всеми силами рвались в Москву, но Советские войска выстояли и не пустили фашистов в Столицу – это была решающая битва для всех.

Вед 1

Блокада Ленинграда, почти 900 дней и ночей, город жил и боролся во вражеском кольце, неимоверные трудности и страдания пережили ленинградцы, но попытки прорвать блокаду не удались. Фашисты ненавидели и боялись его.

Да здравствует, да царствует всегда

Простая человеческая радость

Основа обороны и труда,

Бессмертие и сила Ленинграда.

Да здравствует суровый и спокойный,

Глядевший смерти в самое лицо,

удушливое  вынесший кольцо,

Как Человек, Как Труженик, Как воин.           (О. Бергольц)

Вед 2

и еще два с половиной  долгих кровавых года, прежде чем наши войска частично вышли на довоенные границы страны.

1942 – 1943 год Историческая Сталинградская битва 200 дней и ночей, Выстояли, победили, потери – большие.

Жди меня и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Все, кто вместе ждет        (К. Симонов)

Вед 2

Шел конец сентября 1942 года. Фашистские войска заняли всю территорию Северного Кавказа, стремились овладеть основными перевалами через Главный Кавказский хребет, рвались к морю, к портам Новороссийску, Туапсе. Летом 1942 года фашисты активизировали наступление на Кавказ, чтобы овладеть нефтью Кавказа, хлебом Дона и Кубани, и обеспечить себе экономическое ведение войны. Поэтому фашисты насчитались с потерями, им удалось захватить Дон, подойти к Сталинграду, Тереку, оккупировать Ставропольский край и большую часть Кубани.

Вед 1.

С большими потерями Советские войска продвигались вперед, буквально «прогрызая» оборону врага. За каждую взятую высоту, за каждый отбитый хутор приходилось платить самой высокой ценой – большой кровью.

На территории всего Советского союза гремели бои. Не обошла стороной страшная война Кубань, Кореновский район.

Вед 2.

6 августа 1942 года немцы вошли в станицу Кореновскую. В облаках пыли с треском промчались мотоциклисты. Лязгая гусеницами, шли танки. За ними солдаты в серо – зеленых мундирах с закатанными по локоть рукавами,

в пилотках с эмблемой: одноглавый орел держит в когтях круг со свастикой. На пряжках широких солдатских  ремней выбита надпись: «Гот мит унc» - с нами Бог. На ногах широкие кирзовые сапоги с железными подковами.

Взгляд насторожено – враждебный.

Вед 1.

Вскоре послышались автоматные очереди. Это завоеватели стреляли домашнюю птицу, животных – все, что годилось  в пищу.

Для управления районом была создана администрация.

Новая власть начала с запугивания населения, на заборах появились приказы на грязной оберточной бумаге:

                                           ПРИКАЗ № 1

            Начальника жандармерии по Кореновскому району

                    От 25 сентября 1942 года ст. Кореновская

1. – с наступлением темноты ни один гражданин не должен быть на улице

       до рассвета.

2 . – немецким войскам, местной полиции и жандармам по

       людям , появляющимся на улице в темное время, стрелять

        без предупреждения.

3. – 38 сентября будут произведены обыски у населения всего района,

       и лица, у которых будет обнаружено оружие, расстреливать на месте.

4. -  каждый гражданин обязан заявить о появлении чужих людей в районе

       За укрывательство – расстрел на месте.

Вед 2.

Кореновская земля была оккупирована, но советские люди остались не покорными.

Одиннадцатый Гвардейский корпус генерала Хижняка получил приказ развить  наступление и освободить Кореновский район.

Бой начал батальон капитана Мизина, он сражался в окружении.

 5 февраля немцы восстановили положение. Капитан Мизин в этом бою погиб смертью храбрых вместе со своим батальоном, 17 красноармейцев попали в плен и после зверских пыток были расстреляны.

Вед 1.

Войска вышли в район хутора Казаче – Малеванного и успешно развивали наступление на хутора Пролетарский и Бабиче-Чернаговский, таким образом, ст. Кореновская охватывалась нашими войсками с флангов.

Фашисты чувствуя, что им не удается удержаться, начали поджег домов, выгоняли людей из домов и расстреливали.

Немцы не выдержали натиск советских войск и бежали.

Оставив станицу и отступая на запад, фашисты сожгли хутор Бабиче-Чернаговский, заставив мирное население, стариков и детей – мерзнуть на снегу под открытым небом. Фашисты сожгли десятки населенных пунктов нашего района.

Из воспоминаний Любови Назаровны Смирновой.

Вед 2.

«Мне было 9 лет, немцы пришли в наш хутор в жаркий августовский день, со стороны Кореновкой, начали стрелять уток, гусей, тащили скот, еду, назначили полицаев среди наших хуторских жителей. Они контролировали жизнь и работу в колхозе. Постоянно приезжали и приходили немецкие солдаты, останавливались на ночлег в домах хуторян, резали скот, забирали продукты, устраивали помывки и отправлялись дальше. Свирепствовали, как немцы, так и полицаи, забирали лошадей, сжигали дома, сожгли школу, убили учительницу. Всех детей родители спрятали в заранее выкопанной яме, там, мы звшивленные и голодные оставались жить до прихода советских войск.

Ранним утром в начале февраля пришли разведчики, и предупредили наших родителей, чтобы все ушли в безопасное место, так, как наш хутор будут обстреливать из «Катюш», ночью шел бой, немцы все жгли на своем пути.

6 февраля был солнечный и ясный день. День нашего освобождения. Мы радостные начали жизнь на обгоревших местах, использовали печи, оставшиеся от пожаров, где можно было согреть воду и погреться.

Вед 1.

Цепляясь за каждый отдельный домик, за каждый куст, враг пытался остановить наступление Красной Армии.

Вед 1.

Уходили мужчины защищать от ненавистного врага Родину свою, детей, матерей, стариков.

Так случилось -  мужчины ушли,

Побросали посевы до срока,

Вот их больше не видно из окон.

Растворились в дорожной пыли.

Так случилось мужчины ушли.

Из нашего хутора, уходили на фронт мужчины.

(слайд Ветераны) (Музыка Журавли)

1. Момот  2) Аксаковский 3. Овчинников 4 Саранча

МОМОТ ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ.

- начал работать в 1939 году, в возрасте 14 лет.

- После освобождения хутора Пролетарского от немецко-фашистских захватчиков, в начале февраля 1943 года полевой военкомат призвал в армию. Два дня ушло на ознакомление пользованием винтовкой и автоматом. Не переодевая, отправили в

ст. Тимашевскую, оттуда на Славянскую, затем на «Голубую Линию».

- Рядовой.

- Участвовал в Освобождение Кубани, Крыма, Молдавии, Румынии, Венгрии,
Чехословакии.

- войну закончил в Чехословакии

- Ранен был всего раз, полежал пару месяцев в госпитале, вернулся в часть

- рядовой Момот до возвращения домой побывал на войне с Японией, и потом еще долгих четыре года прослужил на Дальнем Востоке

-  В августе 1949 года был демобилизован. Поступил на курсы механизаторов при Дядьковском МТС, потом в училище ст. Платнировской. Стал трактористом и работал до ухода на заслуженный отдых 1985 года, в колхозе «Путь Ленина».

. АКСАКОВСКИЙ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ.

 -Окончил четыре класса в школе х. Пролетарского. Сразу после школы, в 14 лет, пошел работать прицепщиком на тракторах.

- Когда узнал, что началась война, мне было 16 лет. Утром хутор голосил. Это плакали женщины. Так и узнал, что на нашу страну, было совершено нападение, началась война с фашистами, и мужчин призывали на фронт.

- В 1944 году, был призыв в Красную Армию, я попал в этот призыв Пролетарского сельского Совета. Сразу направили на учебу в полковую школу 24 Железной дивизии. Учебу закончил в апреле 1945 года. В звании младшего сержанта был отправлен на фронт.

- Звание - старший сержант, был командиром взвода.

- На фронт я попал уже под конец войны. Направили нас на Западную Украину, Львовское направление и участвовали мы в зачистках мест Западной Украины от банд формирований.

ОВЧИННИКОВ ПАВЕЛ ТИМОФЕЕВИЧ

- На фронт был призван со второго курса педучилища, в декабре 1942 года

- Попал в запасной полк. Прошел ускоренные курсы шоферов в городе Пенза. Попал в зенитную часть под Киевом. Охраняли госпитали, был шофером на передовой. Затем перевели в противотанковую артиллерию - 98 истребительный противотанковый полк, 70 дивизия. С декабря 1944 года, и до конца войны воевал там.

- Сразу имел звание рядового, затем повысили до младшего сержанта.

- Форсировал Вислу, окружение Торнской группировки, освобождение Киева, Варшавы, боевые действия в Восточной Пруссии, 2-ой Белорусский фронт, взятие Гдыни, Сопота, окружение Берлина, форсирование Одера, встреча на Эльбе с американской армией.

САРАНЧА ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ

-  8 февраля 1943 забрали  в Красную Армию. В хуторе Малеванном прошли переподготовку за 4 дня, и попали на фронт. Нас научили стрелять с автомата, винтовки, бросать гранаты. Но все азы боевых действий мы приобретали на фронте.

- Первое боевое крещение было возле ст. Тимашевской,. Служил в 317 дивизию 571 стрелкового полка.

- участвовал в освобождении Кубани, город Славянск-на-Кубани, станицу Крымскую. Под Крымской  стояли в обороне до прорыва голубой линии, прошли с боями до самой Тамани, 28 октября 1943 года вошли в Тамань.

- принимал участие в освобождении Украины, Белоруссии и Западной Украины, Венгрии, Румынии, Болгарии, Польши, Австрии и Чехословакии.

(слайд Ветераны) (Музыка Журавли)

Как мы шли до победы

Через муки и беды,

Сквозь огонь перекрестный,

Знают все, как мы шли.

Были мы молодые,

А пришли к вам, седые

Сделав все, что могли.

(слайд ветераны)

нас осталось немного,

с каждым днем нас все меньше,

Нас забрали дороги ненавистной войны,

И живут вместе с нами, беспокойными снами,

Те тревожные ночи и суровые дни

Вед 2.

274 солдата и офицера отдали свои жизни за освобождение Кореновского района

160 человек погибло, 500 ранено и искалечено при освобождении станицы Сергеевской, и близлежащих хуторов.

64 солдата навсегда остались лежать в земле у станицы Дядьковской.

6200 жителей Кореновского района погибли, освобождая Родину -

половина всех ушедших на фронт в 1941 году.

(слайд памятник) (музыка Журавли)

В каждом населенном пункте стоят обелиски, охраняющие вечный покой и вечную память о погибших.

Глядит на бронзовые нивы

Он из-под бронзовых бровей,

Все так же спутник жизни нашей,

он входит в дни, мои года –

прямой бесстрашный, в битве павший,

не умиравший никогда    (В Замятин)

К заросшим могилам приходят ребята

Приносят цветы на могилу солдата

Он выполнил долг перед нашим народом

На, как его имя?

Откуда он родом?

(слайд)

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забыли мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам сегодня жить.

Вед 1

Но в мире опять неспокойно и в разных концах планеты возникают «горячие точки».

И опять оживают багровые отблески недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса, бессильные стоны.

Одной из трагических историй нашей страны стала война в Афганистане.

Афганская война стала в два раза длиннее , чем ВОВ.

А недавние события в Чечне?... Сколько эта война принесла горя.

Правители уходят и приходят, но кто вернет нам погибших в мирное время?

(Слайд)

Хотели б мы, чтоб на планете

Хранили мир и тишину,

Чтобы потомки, наши дети,

Не знали никогда войну.



Предварительный просмотр:

ДХТД  г. Кореновск

Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.

Из опыта работы пед.  д/о Кожевниковой Н. Г.

От традиций - к современности.

Обереговая культура в жизни современного человека.

Работа с соломкой.

Слайд 1 тема

Слайд 2

Цели и задачи:

  1. ознакомление детей с природным материалом – соломкой, как сырьем для изготовления изделий декоративно-прикладного творчества;
  2. возрождение традиционных ремесел и искусства
  3. духовно – нравственное воспитание детей
  4. развитие эстетической и экологической культуры
  5. воспитание толерантности

Оборудование и материалы: 

  1. Оформленная выставка работ из соломки;
  2. сухие соломинки;
  3. Распаренная соломка;  
  4. Компьютер для демонстрации презентации
  5. Диск с инструментальной музыкой;
  6. Коробка для обрезков соломки;
  7. Ножницы
  8. Салфетки  
  9. Нити, для перевязывания

Тип занятия: открытое занятие – презентация, мастер - класс.

Методы и приемы: работа в парах, творческих группах.

Межпредметные связи: геометрия, история, биология, экология.

Ход занятия

I. Организационный момент

1.1. Приветствие обучающихся.

1.2. Сообщение темы и цели урока.

II часть. Изложение материала

2.1 введение

2.2. Обереговая культура современного человека

Часть 3 изготовление аппликации (цветы астры)

3.1 Оборудование:

3.2.самостоятельная работа в подгруппах

4. заключительная часть

5.заключительное слово педагога

6. Обсуждение урока

7 используемая литература

Тема:  От традиций - к современности    

Обереговая  культура в жизни современного человека.

Часть1 введение

Слайд 3 (поле пшеницы)

Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на конце у них появляется метелки - колоски.

Постепенно стебли становятся тверже, а колосья наливаются, в них появляется много зерен. Когда урожай убирают, стебель становится твёрдым, жёлтым, а колосья - колючими и тяжёлыми. Зерно собирают, обмолачивают. А сухие стебли и пустые колосья, оставшиеся на поле, назвали соломой.

Слайд 4 (снопы)

Однажды вот что произошло. Упал с воза снопик соломы и остался лежать на дороге, никто его не заметил. Пришла осень, стал поливать его дождь, обдувать холодный ветер, а потом и вовсе засыпало снегом - так и остались они зимовать, тонкие жёлтые соломинки. Холодно им было, неуютно и очень обидно.

Но, вот, наконец, пришла весна. Растаял снег. Взглянули соломины друг на друга и заплакали:

Наш пришёл последний час,
Затоптали в луже нас.
Мы стали безобразными,
Серыми и грязными.

А в это время проснулось весеннее солнышко и послало свои теплые ласковые лучи на землю. И всё, чего они касались, просыпалось и оживало. Услыхало солнышко грустную песенку соломинок и послало к ним не простой лучик, а волшебный. Прикоснулся он к грязным соломинкам и... произошло чудо!

Слайд 5 (нарезанная соломка золотая, куклы)

Соломинки превратились в нарядных, красивых девушек, очень похожих друг на друга, а у одной самой красивой из них на голове оказалась маленькая, золотая корона. Она стала царевной - Золотой Соломинкой.

Волшебный лучик прошептал:

- Отныне у вас будут золотые руки, и вы сможете из простых соломинок творить золотые чудеса.

Слайд 6 (дети на занятиях)

Стали жить сестрицы в сказочном замке с Золотой Соломинкой.

Все кто жил с ними рядом, научились превращать обыкновенную солому в чудесные вещи. Прослушали люди о чудо городе и царевне Золотой Соломинке и стали приходить да приезжать, чтобы научиться соломенному ремеслу. Так и дошло до наших дней соломенное мастерство. И славится золотая соломка на весь свет!

Слайд 7 (дети с работами)

II часть. Обереговая культура современного человека

Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.

Слайд 8  

Творчество всегда занимало важное место в жизни человека.

Без возможности самовыражаться люди просто не смогут жить –  

«сведи к необходимости всю  жизнь, и человек сравнится с животным».

Народное декоративно-прикладное искусство – это богатая сокровищница красоты, неиссякаемый источник творческой фантазии, является частью общей системы традиционной культуры любого народа.

У каждого народа свои национальные черты, особенности. Повышая интерес к изучению и освоению народного творчества, готовясь к своим занятиям  я  веду  исследовательскую работу. Изучаю традиции, обрядовую культуру России, так стремительно возрождающихся в наше время. Значение многих обрядов, к сожалению, утрачено, значение многих символов затерялось во времени, изучая традиции, культуру народов, национальные особенности, работы мастеров, понимаешь, что это неотъемлемая часть жизни.

Наша задача  раскрыть истоки обрядовой культуры, Овладеть навыками и приемами художественных ремесел, сохранить и передать традиции будущим поколениям. 

Слайд 9 (использование соломы)

Очень давно, в далекие языческие времена, в магических обрядах наших предков «принимали участие» соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась, которые сжигают или отправляют плыть по реке в конце торжества.

Этнографы, описавшие народные обряды с соломенными чучелами, отмечали, что зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их разрывали и солому разбрасывали по полям.

Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Слайд 10 (обереги)

ВЕНКАМИ ИЗ КОЛОСЬЕВ украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. Наряду с круглыми венками, которые возлагают на голову, известны и более поздние по происхождению декоративные жатвенные венки, имеющие сложные формы. Венгры и поляки, например, искусно плели венки в форме колокола или короны, а также изготавливали большие, сложно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь. Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов также имеет свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно заплетали между собой, украшали их лентами и цветами. Славяне  называли этот пучок колосьев «бородой» или «божьей бородой».   Они подвешивались в доме на стене, под потолком, где висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.     Представления крестьян о том, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека,  нашли свое воплощение в соломенных чучелах.

Слайд 11 (куклы - берегини)

СОЛМЕННЫЕ КУКЛЫ

Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношения, служили оберегами и идолами. Куклой оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- ни будь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали «Отвернись злом, повернись добром». Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме над печкой висели, обязательно «проживалки» двенадцать кукол – лихорадок. Они оберегали хозяев от различных болезней.

 

Слайд 12 (свадебные)

У белорусов, например в начале 19 века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры — мужскую и женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье.

Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их было лучше видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Слайд 13 (берегини)

Куклы-игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX — начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы — игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы из соломы, выполняли  роль забавной потешки.

Слайд 14 (стригушки)

 Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, понизу ровно подстригают.

Соломенные куклы-«стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Игрушки создают в доме атмосферу окружающим миром. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, без добра и любви, игра дает навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.                                                                                                                                                                     Старинные куклы, явно магического характера, выполняли в свое время роль оберегов от зла. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит игрушки, священны.

Слайд 15 (технология стригушки)

Каждая девочка умела делать куклу - стригунок из соломы. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались "безликими". По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла является одновременно и оберегом.

Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.  Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Слайд 16 (куклы)

Мир не опознан и бесконечен, порой неприятности наваливаются на нас со всех сторон.

В наше время обереги очень актуальны, служат для защиты от негативных энергий.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки из соломы, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол. Конь или козлик из соломки принимал участие в свадебном обряде.

Слайд 17

СВЯЩЕННЫЕ ПТИЦЫ И ЖИВОТНЫЕ В РУССКИХ ИГРУШКАХ

ПЕТУХ - уничтожает нечистую силу. Поутру, после первого крика петуха у русских принято креститься со словами: "Слава богу! Свят дух по земле, а дьявол сквозь земли".

КУРОЧКА - символ плодовитости, многодетности.

Слайд 18

КОНЬ - символ самой земли, пахарь, но одновременно символ света, пространства, устремления. Конь - атрибут высших славянских богов - символ белого света. Его образ связан также с культом плодородия, смерти, загробным миром.

Слайд 19

КОЗЕЛ -  уничтожает нечистую силу. Одно из древнейших животных. Его шкура, шерсть считаются лечебными.

БАРАН, ОВЦА - их приносили в жертву солнечным богам. Овец всегда сравнивали со звездами. В сказках овца воплощала робость, стыдливость, терпение, невинность, а баран - упрямство.

Наверное, наши прабабушки и прадедушки не смогли бы объяснить происхождение символов, которые они по традиции использовали в своих обрядах, но они искренне верили в их волшебную силу.

Поэтому, делая свои бесхитростные поделки, для нас сегодня малопонятные, они строго следили за подбором цветов и применяемого материала.

Слайд 20

  1. Вывод: Работая над этой очень интересной темой, понимаешь, как необходимо  раскрыть истоки, обрядовой культуры.
  2. Сохранить и передать традиции будущим поколениям  самобытность праздничных обрядов.
  3. В наше время эта тема актуальна, так как  правильное понимание значения оберегов очень важно в жизни каждого человека.
  4. Красивыми поделками из соломки можно украсить любой интерьер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Использование природного материала - соломки в декоративно-прикладном творчестве. Аппликация из соломки". презентация

В данной презентации показано как выполнить творческий проект используя природный материал - соломку. В последние годы уделяется большое внимание изучению и возрождению угасающих видов народного декор...

Конспект урока по технологии "Аппликация" 6 класс

Конспект по технологии в 6 классе по теме "Аппликация" 6 класс...

программа "Аппликация соломки"

Солому  люди  применяли   для  изготовления прочных  и легких вещей: мебели, сумок,  корзинок, ковриков, шляп, игрушек.  Не только  в   прошлом, ...

Программа элективного курса по технологии "Волшебная соломка"

Программа элективного курса по технологии "Волшебная соломка" для предпрофильной подготовки учащихся....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА Художественной направленности «АППЛИКАЦИЯ СОЛОМКОЙ»

Программа «Аппликация соломкой»  знакомит детей с декоративным творчеством – неиссякаемым источником   красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и плетени...

Методические рекомендации "Аппликация соломкой с добавлением росписи"

Поэтапное выполнение работы в технике "аппликация соломкой" с добавлением элементов росписи...