Программа элективного курса "Картография и топография"
элективный курс (9 класс) на тему

Кошелько Елена Александровна

Программа элективного курса 9 класс. Предпрофильное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Элективный курс32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Красноармейский район

Муниципальнок бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 39

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 26.08.2012   года

Председатель педсовета

                                                                                                        ____________    Захарова Н.В.

Подпись, печать  ОУ                  Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня

По элективному курсу «Картография и топография»

        

Ступень обучения (класс) основное общее _________9____________________________

        

Количество часов ___17____          Уровень ___________базовый__________

             (базовый, профильный)

Автор программы: Кошелько Е.А., учитель географии МБОУ СОШ № 39

1. Пояснительная записка 

Элективный курс по выбору «Картография и топография» предназначен для учащихся  IX классов.

Актуальность курса:  Ни одна сфера человеческой деятельности  не обходится сегодня без применения географических карт. Требуются они  и в повседневной и в профессиональной деятельности. Умение читать картографические изображения необходимо современному человеку. Из многообразия направлений практического использования географических карт следует выделить главные: общее ознакомление и изучение территорий по картам, ориентирование по картам — на суше и океане, в походах и экспедициях, при движении войск, транспорта и т. д., в качестве инженерного проектирования в строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций, для разработки планов развития экономики и культуры, освоения территории, их целенаправленного преобразования. Карты необходимы при разведке и эксплуатации природных богатств, планировании и размещении производительных сил, для отображения результатов научных исследований и практической деятельности географии, геологии и других наук о Земле.

Курс "Картография и топография" представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д..

Содержание курса позволяет познакомить учащихся  с профессией картографа и топографа, востребованной во многих отраслях нашей экономики: строительстве, геологоразведке, геофизике, космической геодезии, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. А также определиться с выбором экзаменов в форме ГИА.

Цель курса — формирование у учащихся картографических знаний, необходимых в работе с географическими картами и другими географическими произведениями в школе, научных исследованиях, практической работе; расширить географический кругозор и знания, полученные в курсе географии.

Важно так же помочь сегодняшнему школьнику понять, для чего ему нужны и где он может применить знания, полученные при изучении таких школьных дисциплин, как география, алгебра, геометрия, физика, черчение; увидеть преемственность и связь школьных дисциплин и сориентироваться в выборе дальнейшего профильного образования,  т.е. сформировать минимум базовых знаний картографического  характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами, глобусом),текстовыми, профилями диаграммами. рисунками схемами и др.. Содержание каждой темы элективного  курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также полевых работ (в окрестностях школы, в лесу и т. д.). Наличие компьютера в классе и проектора позволяет большую часть занятий  проводить с использованием  имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.  

        

 

       

Учебно-методические задачи:

  1. Сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
  2. продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  3. учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
  4. определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
  5. воспитывать уважение к людям различных  профессий;
  6. Ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Элективный курс «Картография и топография» рассчитан на 17 часов учебного времени, в программе представлено 17 тем,  предполагается выполнение практических работ. Курс предусматривает как индивидуальную, так и групповую работу учащихся, а также выполнение практических заданий и решение части В и С по географии.

2. Учебно-тематический план

Наименование разделов,

 блоков, тем

Всего, час

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудито

рные

Внеауди

торные

1.

Что изучает картография и топография.

1

 1

-

Лекция

2.

Фигура и размеры Земли. Географические координаты.

1

 1

-

Лекция, практическая работа

3.

Масштаб. Виды масштаба.

1

 1

-

Лекция, практ. работа

  4.

Условные знаки. Чтение топографических карт.

1

 1

-

Лекция, практическая работа

5.

Ориентирование по карте и на местности.

1

-

1

Практическое занятие

6.

Компас. Особенности работы с компасом.

1

 1

-

Практическое занятие

7.

Работа с     топографической картой.

1

Практическое занятие

8.

Измерение площадей на топографической карте

1

 1

-

Практическое занятие

9.

Определение азимутов на географической карте

1

 1

-

Практическое занятие

10.

Определение высот точек на карте.

1

-

1

Практическое занятие

11.

Построение орографических линий водоразделов.

1

 1

-

Практическое занятие

12.

Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов.

1

1

-

Лекция

13.

Решение топографических задач части В и С по географии.

1

 1

-

Проверочная работа

14.

Что такое профиль местности.

1

-

1

Лекция

15.

Построение профиля местности.

1

1

-

Практическое занятие

16.

Построение профиля местности.

1

1

-

Практическое занятие

17.

Зачетное занятие.

1

1

-

Итоговое тестирование

Итого:

17

3. Содержание элективного курса

«Картография и топография»:

Тема 1. 

Что изучает картография и топография. История картографии. Что такое план местности. Что такое карта. Связь картографии с другими естественными и общественными науками. Топографическая карта и ее использование. Значение и примеры использования  карт в различных видах деятельности современного человека.

Тема 2. 

Фигура и размеры Земли. Геоид. Картографические проекции. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт. Географические координаты: широта, долгота.

Практическая работа: Определение по топографической карте координат различных объектов. Нанесение на карту пунктов по известным географическим координатам.

Тема 3. 

Масштаб. Виды масштаба. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы. Генерализация картографического изображения. Влияние назначения карты, масштаба, содержания и особенностей картографируемой территории на генерализацию. Практическая работа: Решение задач. Определение по численному масштабу именованного,  построение линейного масштаба по численному. Пересчет длины линии на карте в натуру (линию на местности). Перевод длин линий из масштаба в масштаб.

Тема 4. 

Условные знаки. Чтение топографических карт. Топографическое описание (чтение) внутреннего картографического содержания. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, локализованных диаграмм, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов и явлений.

Практическая работа: Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.

Тема 5. 

Ориентирование по карте и на местности. Основные разновидности местности.  Ориентирование по карте и на местности. Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта на местности.

Практическая работа: Знакомство с простейшими видами съемок местности. Глазомерная съемка (маршрутная или полюсная).

Тема 6. Компас. Особенности работы с компасом. 

Практическое занятие. Ориентирование на местности по компасу.

Тема 7. 

Работа с     топографической картой. 

Практическая работа: Измерение расстояний на топографической карте. Линейные измерения. Рулетка.  Измерение длин линий с помощью масштабной линейки.

Тема 8.

Измерение площадей на топографической карте.  Определение форм рельефа на топографической карте. Особенности  местности. Местные предметы и их характеристика.

Практическая работа: Измерение площадей на топографической карте.  

Тема 9.

Определение азимутов на географической карте. Азимут.

Практическая работа:  Определение азимутальных углов до заданных точек.

Тема 10. 

Определение высот точек на карте. Знакомство с понятиями и определениями: высоты точек, превышение, урез воды, Балтийская система высот, отметка. Методика определения высот точек. Абсолютная и относительная высота.

Практическая работа:  Решение задач на определение абсолютных и относительных высот местности.

Тема 11. 

Практическая работа:  Построение орографических линий водоразделов на топографической карте.

Тема 12. 

Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов.  Нивелир, его устройство и использование. Современные методы создания карт. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.

Тема 13. 

Решение топографических задач части В и С по географии. Проверочная работа.

Тема 14.  

Что такое профиль местности. Комплексный профиль местности.

Тема 15.

Практическое занятие. Построение профиля местности.

Тема 16.

Практическое занятие. Построение профиля местности

Тема 17. 

Зачетное занятие. Подводятся итоги изучения курса. Тестовые задания.

.

4. Предполагаемые результаты реализации программы 

 

1. В ходе реализации курса «Картография и топография» школьник вооружается необходимыми ему знаниями и умениями, расширяющими его кругозор, повышающими общую культуру.

2. Вырабатываются навыки анализа картографического содержания,  навыки выполнения практических работ.

3. Формируется ситуация успеха, основанная на здоровом соперничестве в ходе совместной деятельности, направленная на достижение общей образовательной цели.

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

  1. основные географические понятия: различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять по картам и другим
    источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений;
  2. находить в разных источниках и анализировать информацию,
  3. составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
  4. решать различные топографические задачи, строить профиль местности.
  5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  1. для свободного чтения карт различного содержания;

для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников.

5. Формы и виды контроля 

При прохождении курса предполагается выполнение большого количества практических работ, в том числе и на местности. Итоговое тестирование, завершающее курс,  можно заменить выполнением комплексного профиля по заданному меридиану.

6. Методические рекомендации 

Содержание данного курса по выбору предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  1. индивидуальную работу с картой, с топографическим планом;
  1. групповую работу: распределение по бригадам, выдачу заданий при измерении на местности;
  1. построение планов местности, профилей местности;
  1. элементы   научной   деятельности   при   проведении   математических
    расчетов и  поисков  погрешностей, влияющих на результаты измерений;
  2. использование информации из литературных источников  различных сфер знания, обобщение этих материалов для подготовки устных сообщений,  использование в качестве источника знаний сети ИНТЕРНЕТ;

-   элементы творческой работы при выборе объекта съемки, маршрута съемки, построении карт.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

2.

В. С. Южанинов «Картография с основами топографии», М., «Высшая школа», 2001.

Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу, М.: Просвещение, 1972.             

2. Печатные пособия

Топографические карты и географические карты кабинета географии, школьные атласы.

3. Технические средства обучения

Компьютер, мультимедиа.

4. Экранно-звуковые пособия

Электронные учебники по предмету;

Интерактивные наглядные пособия;

Мультимедийные учебники по всем курсам обучения;

Видеоуроки;

Флешь – анимация.