Рабочая программа элективного курса "Основы картографии и топографии" 7 класс
элективный курс по географии (7 класс)

Козлова Елена Алексеевна

Рабочая программа элективного курса "Основы картографии и топографии"  7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozlova_e.a._kartografiya.docx35.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №77

Утверждена
приказом директора
МБОУ г. Иркутска СОШ №77 от 05.06.2019 г. № 01-10-82/1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу «Основы картографии и топографии»

Составитель программы:

Козлова Елена Алексеевна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

МБОУ г. Иркутска СОШ №77

2019 - 2020 учебный год

Пояснительная записка

1. Информационная карта программы:

Рабочая программа элективного курса «Основы картографии и топографии». 7 класс.

Тип педагогической программы: учебная программа.

Вид программы: рабочая программа учебного курса.

Уровень программы: стандартный (базовый).

Контингент обучающихся: учащиеся 7 классов

Форма обучения: очная.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 34 часа.

Режим учебных занятий: 1 час в неделю.

Уровень освоения содержания географического образования: общекультурный.

2. Назначение программы: 

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала учащихся, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

3. Нормативная база курса.

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

- «О федеральном перечне учебников» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548).

- Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Утв.

Приказом Министра образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

4. Рабочая программа составлена на основе: Рабочей программы основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 77,  раздел «География» с учетом Рабочей программы по географии предметной линии «Полярная звезда» 5-9 классы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина; Москва: Просвещение 2019 г.

Актуальность курса Ни одна сфера человеческой деятельности не обходится сегодня без применения географических карт. Требуются они и в повседневной, и в профессиональной деятельности. Умение читать картографические изображения необходимо современному человеку. Из многообразия направлений практического использования географических карт следует выделить главные: общее ознакомление и изучение территорий по картам, ориентирование по картам — на суше и океане, в походах и экспедициях, при движении войск, транспорта и т. д., в качестве инженерного проектирования в строительстве путей сообщения, трубопроводов, атомных станций, для разработки планов развития экономики и культуры, освоения территории, их целенаправленного преобразования. Карты необходимы при разведке и эксплуатации природных богатств, планировании и размещении производительных сил, для отображения результатов научных исследований и практической деятельности географии, геологии и других наук о Земле.

Курс "Картография и топография" представляется необходимым, так как методы картографии, развиваясь в тесной связи с физической и экономической географией, находят самое широкое применение и во многих других естественных и общественных науках: геологии, истории, социологии, экономике и т. д.

Содержание курса позволяет познакомить учащихся с профессией картографа и топографа, востребованной во многих отраслях нашей экономики: строительстве, геологоразведке, геофизике, космической геодезии, мелиорации, нефтяной и газовой промышленности. А также определиться с выбором экзаменов в форме ГИА.

Цель курса — формирование у учащихся картографических знаний, необходимых в работе с географическими картами и другими географическими произведениями в школе, научных исследованиях, практической работе; расширить географический кругозор и знания, полученные в курсе географии.

Важно так же помочь сегодняшнему школьнику понять, для чего ему нужны и где он может применить знания, полученные при изучении таких школьных дисциплин, как география, алгебра, геометрия, физика, черчение; увидеть преемственность и связь школьных дисциплин и сориентироваться в выборе дальнейшего профильного образования, т.е. сформировать минимум базовых знаний картографического характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической, географической контурными картами, глобусом), текстовыми, профилями диаграммами. рисунками схемами и др. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также полевых работ (в окрестностях школы, в лесу и т. д.). Наличие компьютера в классе и проектора позволяет большую часть занятий проводить с использованием имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.  

        Учебно-методические задачи:

  1. Сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
  2. Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  3. Учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.
  4. Определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
  5. Воспитывать уважение к людям различных профессий;
  6. Ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда

Планируемые результаты

 

1. В ходе реализации курса «Основы картографии и топографии» школьник вооружается необходимыми ему знаниями и умениями, расширяющими его кругозор, повышающими общую культуру.

2. Вырабатываются навыки анализа картографического содержания, навыки выполнения практических работ.

3. Формируется ситуация успеха, основанная на здоровом соперничестве в ходе совместной деятельности, направленная на достижение общей образовательной цели.

В результате изучения курса ученик должен:

знать/понимать

  • основные географические понятия: различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

уметь

  • выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию,
  • составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации;
  • решать различные топографические задачи, строить профиль местности.
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для свободного чтения карт различного содержания;

Содержание курса

Введение. Что изучает картография и топография. История зарождения и развития топографии и картографии. Профессии «картограф» и «топограф».

Тема 1. Способы изображения Земли – географическая карта.

Понятие карта и снимок. История картографии. Классификация карт. Связь картографии с другими естественными и общественными науками. Топографическая карта и ее использование. Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности современного человека Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт. Проекция карты. Ошибки, возникающие на картах в результате использования различных проекций. Географические координаты: широта, долгота. Масштаб. Виды масштабов: численный, именованный и линейный масштабы. Генерализация картографического изображения. Влияние назначения карты, масштаба, содержания и особенностей картографируемой территории на генерализацию. Определение по численному масштабу именованного, построение линейного масштаба по численному. Пересчет длины линии на карте в натуру (линию на местности). Перевод длин линий из масштаба в масштаб.

Условные знаки и их виды. Способы изображения рельефа на географической карте. Послойная окраска. Абсолютная и относительная высота местности. Ориентирование по карте. Чтение географических карт.

Практическая работа №1. Чтение и анализ тематических карт

Практическая работа № 2. Определение географических координат объектов карты

Практическая работа № 3. Решение практических задач на определение масштаба

Практическая работа № 4. Нанесение рельефа местности при помощи способа послойного окрашивания.

Практическая работа № 5. Построение профиля местности.

Тема 2. Способы изображения Земли – топографическая карта.

Топографическая карта. Чтение топографических карт.  Условные знаки. Топографическое описание (чтение) внутреннего картографического содержания. Внемасштабные, площадные (масштабные) и линейные условные знаки. Способ значков. Геометрические, буквенные и наглядные значки. Способы линейных знаков, изолиний, локализованных диаграмм, знаков движения. Точечный способ и способ ареалов. Качественный фон, картограмма и картодиаграмма. Возможности каждого из способов передавать величину, динамику и другие характеристики объектов и явлений. Измерение расстояний, площадей на топографической карте. Линейные измерения. Рулетка.  Измерение длин линий с помощью масштабной линейки.

 Определение сторон горизонта и азимута на топографической карте. Абсолютная и относительная высота. Определение высот точек на карте. Профиль местности. Чтение профиля местности. Съемка местности. Знакомство с простейшими видами съемок местности. Глазомерная съемка (маршрутная или полюсная). Компас. Особенности работы с компасом. Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов. Нивелир, его устройство и использование. Современные методы создания карт. Общие представления о проектировании, составлении, издании карт. Понятие о съемках местности. Наземные и дистанционные методы съемок местности. Исходные материалы для создания карт. Аэрофотоснимки и космические снимки – основные исходные материалы для создания современных карт.

Практическая работа№ 5 Построение профиля местности.

Практическая работа № 6. Составление поляной съемки местности

Практическая работа № 7. Составление авторской поляной съемки местности

Практическая работа № 8. Ориентирование на местности.

Практическая работа № 9. Измерение высот, глубин, длин рек и дорог по топографическому плану и карте.

.

Формы и виды контроля

При прохождении курса предполагается выполнение большого количества практических работ, в том числе и на местности. Итоговое тестирование, завершающее курс, можно заменить выполнением комплексного профиля по заданному меридиану.

Методические рекомендации

Содержание данного курса по выбору предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

•        индивидуальную работу с картой, с топографическим планом;

•        групповую работу: распределение по бригадам, выдачу заданий при измерении на местности;

•        построение планов местности, профилей местности;

•        элементы   научной   деятельности   при   проведении   математических расчетов и поисков погрешностей, влияющих на результаты измерений;

•        использование информации из литературных источников различных сфер знания, обобщение этих материалов для подготовки устных сообщений, использование в качестве источника знаний сети ИНТЕРНЕТ;

-   элементы творческой работы при выборе объекта съемки, маршрута съемки, построении карт.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Введение (2 часа)

Что изучает картография и топография.

1

История зарождения и развития топографии и картографии. Профессии «картограф» и «топограф»

1

Способы изображения Земли – географическая карта. (16 часов)

Понятие карта и снимок. Классификация карт.

1

Практическая работа №1. Чтение и анализ тематических карт

1

Проекция карты.

1

Ошибки, возникающие на картах в результате использования различных проекций

1

Географические координаты.

1

Географические координаты.

1

Практическая работа № 2. Определение географических координат объектов карты

1

Масштаб. Виды масштаба.

1

Практическая работа № 3. Решение практических задач на определение масштаба

1

Условные знаки и их виды

1

Чтение географических карт

1

Способы изображения рельефа на географической карте.

1

Практическая работа № 4. Нанесение рельефа местности при помощи способа послойного окрашивания.

1

Абсолютная и относительная высота местности.

1

Практическая работа № 5. Построение профиля местности.

1

Ориентирование по карте.

1

Способы изображения Земли – топографическая карта. (16 часов)

Топографическая карта. Условные знаки.

1

Измерение расстояний, площадей на топографической карте

1

Определение сторон горизонта и азимута на топографической карте.

1

Абсолютная и относительная высота.

1

Определение высот точек на карте

1

Профиль местности.

1

Чтение профиля местности.

1

Практическая работа№ 5 Построение профиля местности.

1

Съемка местности.

1

Практическая работа № 6. Составление поляной съемки местности

1

Практическая работа № 7. Составление авторской поляной съемки местности

1

Компас. Особенности работы с компасом.

1

Практическая работа № 8. Ориентирование на местности.

1

Современные измерительные приборы для построения карт и топографических планов.

1

Практическая работа № 9. Измерение высот, глубин, длин рек и дорог по топографическому плану и карте.

1

Зачетное занятие.

1

Итого:

34

Литература

1. География. Современный мир. Учебник. Н.Н. Петрова, изд. Цифра-М, 2015

2. Картография, Лебедев С.А., Изд.: Академический проект, 2017.

3. Обучение географии в средней школе. Байбородова Л.В., Изд. Владос, 2016

4. Общая картография с основами геоинформационного картографирования, Раклов В.П.,

Родоманская С.А., Изд.: Академический проект, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

Рабочая программа элективного курса "Элементарная математика" 10 класс

Данный курс предназначен для учащихся 10 классов.Основной цельюкурса является подготовка к успешной сдаче централизованного тестирования, что достигается за счёт углублённого изучения ряда важных тем,...

Рабочая программа элективного курс по математике 11 класс "Универсальные математические методы решения задач"

В программу включены разделы математики мало изучаемые в школьном курсе, которые необходиму для подготовки учащихся к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса по химии 8 класс

Данная программа предназначена для проведения элективных занятий с учащимися 8 классов. Предполагаемая нагрузка 34 часа в год, один раз в неделю.Основная идея программы заключается в том, чтобы учащие...

Рабочая программа элективного курса по географии 10 класс

Программа элективного курса  “Путешествие по достопримечательностям мира” предназначена для учащихся 10 класса и соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для уча...