Программа внеурочной деятельности "Мое здоровье"
методическая разработка (9 класс) по теме

Кошелько Елена Александровна

Программа рассчитана на 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zdorove.rar17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Красноармейский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 39

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от _________2009   года

Председатель педсовета

                                                                                            ____________    Захарова Н.В.

 Подпись, печать  ОУ                  

ПРОГРАММА

«Моё здоровье»

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня

        

Сроки реализации (класс)  _________9 - 11 ____________________________

        

Автор программы: Кошелько Е.А., учитель географии МБОУ СОШ № 39

2009

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее время приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов, Федеральных Требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

В современном обществе возникла объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, подчиненного принципам заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих: воспитание убежденности в потребности здоровья, через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности, отказа от вредных привычек и профилактике различных асоциальных поступков, формирования у личности современных компетенций – ответственности за свое здоровье и здоровье других людей.

Важно так же помочь сегодняшнему школьнику понять, для чего ему нужно здоровье и как он может сохранить и приумножить его, что поможет учащемуся сориентироваться в выборе дальнейшего образования,  т.е. сформировать минимум базовых знаний валеологического  характера, необходимых каждому современному человеку нашей эпохи.

        Цель программы: Основной целью программы «Моё здоровье» в классе является комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья  учащихся, снятию учебных перегрузок у учащихся, формирование сознательного отношения к собственному здоровью, мотивированного поведенческого стимула для поддержания правильного, здорового образа жизни.

        При составлении программы были учтены следующие факторы:

  1. Окружающая среда и её возможное негативное влияние на здоровье ребенка;
  2. Факторы школьной среды, такие как: насыщенная школьная программа (особенно у старшеклассников), стрессовые ситуации, сказывающиеся на здоровье учащихся;
  3. Усиливающаяся в обществе агрессия, связанная с употреблением алкоголя, токсических и наркотических веществ;
  4. Недостаточность  знаний основ гигиены, правильного питания, знаний о вреде и последствиях алкоголизма, табакокурения, наркомании.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы «Моё здоровье»:

  1. Повышение у школьников самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью;
  2. Коррекция здоровья учащихся;
  3. Своевременная диагностика заболеваний (совместно с медперсоналом школы);
  4. Формирование «здоровьесберегающих» знаний у учащихся и их родителей;
  5. Формирование установки на здоровый, культурный образ жизни в ученической среде, привлечение школьников к активной общественной жизни.

        

Объекты программы: учащиеся 9 – 11 Б класса; родители.

Срок реализации программы – 3 года (2009 -2012 гг).

Планируемые результаты:

  1. Сформированный сознательно поддерживаемый здоровый образ жизни у учащихся 11 класса;
  2. Отсутствие вредных привычек у учащихся, отсутствие нарушителей устава школы;
  3. Стабильно благоприятный психологический климат в ученическом коллективе;
  4. Снижение уровня заболеваемости, особенно ОРВИ и ОРЗ;
  5. Создание системы профилактики вредных привычек;
  6. Результативное взаимодействие  со специалистами – школьным психологом, медицинскими работниками и т.д., участвующими в сохранении здоровья детей, подростков.
  7. Получение на выходе из старшей школы обучающегося, отвечающего всем критериям модели выпускника – т.е. обучающегося,  обладающего универсальными компетенциями; высокой мотивацией к учебной деятельности;  владеющего знаниями и нормами о этапах социальной жизни; умеющий рефлексировать свою деятельность; с закрепленной потребностью быть здоровым.

Основные направления реализации программы:

  1. Направление «Диагностика»:

Цель: мониторинг состояния физического здоровья, наблюдение за динамикой показателей здоровья.

- Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, работа с детьми.

- Использование тест - анкетных методов диагностики;

- Диагностика отношения учащихся к здоровому образу жизни;

- Индивидуальные беседы со      школьниками, их родителями, приобщение к творческим делам класса, школы, определение учащихся в кружки, секции по интересам.

- Составление социального паспорта класса.

- Участие учащихся класса в  профилактических осмотрах состояния здоровья;

- Участие учащихся класса в акции «Антинарко», в анонимном тестировании на употребление наркотиков.

             

2. Направление «Знание – сила»:

Цель: Проведение организационно-педагогических мероприятий, направленных на наиболее полное включение обучающихся в проблематику собственного здоровья. Обучение здоровью участников учебно-воспитательного процесса

- Что такое ЗОЖ и его необходимость;

- Возрастные физиологические особенности учащихся;

- Правила гигиены подростков;

- Причины простых заболеваний, понятие о «заразных» болезнях, меры предупреждения.

Разработка цикла классных часов и бесед (см. план воспитательной работы) по темам:

9 класс

«Что значит быть белой вороной»

«Парад вредных привычек»

«Искушение любопытством»

«Стиль жизни»

«Вредные привычки, уносящие здоровье»

«Человек - великое чудо природы»

10 класс

«Деньги - добро или зло»

«Горькие плоды сладкой жизни»

«Быть счастливым – значит быть здоровым»

« Понятие об аллергических заболеваниях»

« Кризис здоровья»

11 класс

« СПИД можно избежать»

«Гигиена умственного труда»

« Культура питания»

«Экзамены без стресса»

- Разработка рекомендаций по преодолению школьных стрессов;

- Контроль по выполнению программ ОБЖ, физкультуры;

- проведение и участие в мероприятиях  по ЗОЖ,  ГО и безопасности в различных жизненных ситуациях;

- Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта – участие в спортивно-оздоровительных днях в школе;

- Проведение уроков здоровья,  психологических тренингов;

- Занятия в спортивных секциях;

- изучение спецкурсов и факультативов, связанных со здоровьесберегающими технологиями (9 класс).

  1. Направление «Взаимодействие»:

Цель: повышение уровня знаний родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья, воспитания образа жизни, предупреждения школьных проблем, помощи детям с особенностями развития и трудностями в обучении;

- Организация педагогической помощи детям и их родителям;

- Подготовка памятки о режиме дня и рекомендации для родителей по организации учебной работы ребёнка;

- Разработка рекомендаций по использованию естественных средств оздоровления и физкультуры в условиях семьи;

- Проведение санитарно-просветительской работы среди родителей на классных и общешкольных родительских собраниях:

  1. Режим труда и учёбы;
  2. Физическое воспитание детей в семье;
  3. На контроле здоровье детей;
  4. Физическое развитие школьника и пути совершенствования;
  5. «Возрастные психофизиологические особенности учащихся».
  1. участие родителей в поездках, походах, Днях здоровья;

- Анализ результатов медосмотров и доведение полученных данных до сведения родителей и учителей.

  1. Направление «Гармония»

Цель: Улучшение санитарных условий классного кабинета.

- ежегодный ремонт кабинета;

- контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью классного помещения (ежедневно);

- проведение физкультминуток (на уроках) и подвижных перемен;

- генеральная уборка класса (еженедельно).

5. Направление «Питание»

Цель: Организация питания

- Охват всех обучающихся горячим питанием

- Формирование представлений о полноценной еде, негативного отношения к «фастфуду». 

Мониторинг уровня развития учащихся

Август.

Изучение личных дел учащихся.

Беседы с социальным педагогом, врачом.

Посещение семей отдельных учащихся.

Корректировка перспективного плана развития класса на текущий учебный год.

Сентябрь.

Социометрический срез.

Выяснение уровней воспитанности, тревожности, комфортности. Анкетирование учащихся, родителей.

Словесное собеседование с учащимися, учителями - предметниками.

Составление социального паспорта класса.

Всеобуч

Выборы актива класса и школы через общие собрания, анкетирование, голосование.

Октябрь

Посещение уроков класса, собеседование с учителями - предметниками. Рейды по семьям.

Анкетирование учащихся

Ноябрь

Посещение уроков класса, собеседование с учителями - предметниками. Работа актива класса - анализ

Декабрь

Анкетирование учащихся.

Самоаттестация классного коллектива (анкетирование, составление взаимохарактеристик).

Январь

Промежуточное анкетирование учащихся.

Составление карты 3ОЖ.

Индивидуальное собеседование с учащимися.

Февраль

Посещение уроков класса.

Рейды по семьям.

Составление самохарактеристик.

Март

Работа с семьёй (условия семейного воспитания, корректировка социального паспорта класса).

Посещение уроков класса.

Работа актива класса - анализ.

Апрель

Социометрический срез.

Выяснение уровней воспитанности, тревожности, комфортности

Май

Подведение итогов учебного воспитывающего года.

Составление планов на будущий учебный год.

Результаты реализации программы:

  1. Высокая занятость детей в спортивных кружках и секциях;
  1. Отсутствие правонарушений, нарушений закона № 1539 КЗ.
  2. 100 % охват горячим питанием в школе.
  3. 100 % участие в акции «Антинарко», в анонимном тестировании на употребление наркотиков.
  4.  Снижение уровня заболеваемости ОРВИ и ОРЗ.
  5. Активное  результативное участие учащихся класса в спортивных и иных мероприятиях школы и района.
  6. Сформированность социальных установок на здоровый образ жизни и профилактика употребления ПАВ и наркотиков (результаты анонимного тестирования).
  7. Активное участие учащихся класса в мероприятиях, посвященных различным аспектам здорового образа жизни и профилактики асоциальных форм поведения.
  8. Учащиеся воспринимают свое физическое здоровье, как фактор успешного овладения знаниями и, в конечном итоге, как фактор способствующий успешному продвижению в жизни.
  9. Учащиеся владеют приемами и навыками межличностного общения со сверстниками: в коллективе сложились дружеские отношения, основанные на принципах товарищества и взаимовыручки, владеют навыками конструктивного поведения, имеют стремление к различного рода активному досугу, без употребления ПАВ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство"

Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство" рассчитана для курса "Валеологии" в 5 классе и рассматривает следующие аспекты: понятия здоровья и здорового образа жизни, значение ...

Программа внеурочных занятий "Здоровые щечки".

АннотацияРабочая программа по  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Здоровые щечки»  разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарт...

авторская программа внеурочных занятий "Здоровый образ жизни"

программа внеурочных занятий по биологии...

Программа внеурочной деятельности «Здоровый я – здоровая страна»

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.Главная особенность здоровьесб...

Программа внеурочной деятельности "Здоровый я - здоровая страна"

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) знаний, установок, личност...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс

Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...