Программа краеведческого кружка "Истоки"
календарно-тематическое планирование (7 класс) по теме

Москвина Майя Ивановна

Разработана программма краеведческого кружка "Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_istoki.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Сернурский районный Дом детского творчества»

                                «Утверждаю»

                                                Директор МОУ ДОД

        «Сернурский ДДТ»

                                           Рябцева Г.И.

   

«______»____________   2011г.

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Истоки»

 

                                             Составитель:

                                                                             Москвина Майя Ивановна,

                                                                           педагог дополнительного

                                                                         образования МОУ ДОД

                                                                 «Сернурский ДДТ»

Сернур 2011 г.

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие души обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Программа «Истоки» построена на принципе  взаимосвязи истории малой родины с историей страны. Местные материалы играют важную роль, увязывают жизнь и быт нашего маленького сельского уголка с огромным понятием Россия, помогают усвоению учащимися самых сложных вопросов развития страны. Осуществляться программы предусматривает взаимосвязь с явлениями природы родного края, с аспектами человековедения и экологическим аспектом.

Создание программы явилось результатом осознания важности и приоритетности культуры своего народа в воспитании личности ребенка.

Программа краеведческого кружка «Истоки» ориентирована на учащихся 6-9 классов и рассчитана на курс занятий продолжительностью – 1 года в качестве дополнительного образования. Год занятий рассчитан на 144 часа. Преобладают групповые занятия, но включены индивидуальные е занятия по проведению исследовательских работ по определенным темам. Количество учащихся в группе на более 12 человек.

Данная программа  адаптирована к местным условиям и коллективу детей, интересующихся историей и культурой родного края и преследует следующую цель:

  1. Формирование творческой, активной, социально – значимой  личности, заботящейся   о сохранении и развитии своей национальной культуры.

    Задачи:

  1. углубление и расширение знаний по истории своего родного края;
  2. знакомство с основными краеведческими понятиями;
  3. развивать умения самостоятельно работать с материалом;
  4. приобщить школьников к поисково-исследовательской деятельности ;
  5. воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории;
  6. формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
  7. воспитание  бережного, хозяйского отношения к природе в целом

Основные методы обучения:

  1. практические
  2. рассказ педагога и рассказы детей
  3. беседы
  4. дискуссии
  5. встречи с интересными людьми
  6. походы, экскурсии
  7. конкурсы, викторины
  8. составление презентаций Power Point

 К концу учебного года обучающийся  объединения  будет знать:

  1. историю родной школы, имена ветеранов, известных  и успешных выпускников;
  2. историческое прошлое   п. Сернур,  имена краеведов и их вклад в  историю края;
  3. памятники  культуры, архитектуры,  природы, памятные места и достопримечательности п. Сернур;
  4. обряды и традиции, народные праздники, народное поэтическое и музыкальное творчество;
  5. содержание фонда этнографического музея школы;
  6. основы туристской подготовки

    будет уметь:

- работать с литературой;

-беседовать с жителями села;

- оформить фотовыставку;

- составлять кроссворды и викторины;

- освоит азы исследовательской работы

 Прогноз:

Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы «Истоки»

  1. Участие в районных краеведческих чтениях «Веков связующая нить» по направлению: «Этнография».
  2. Участие в районном конкурсе краеведческих исследовательских работ обучающихся, участников туристско-краеведческого движения «Край родной марийский», по направлению «Моя родословная».
  1. Участие в республиканском туристско-краеведческом слете.

Учебно  -  тематический план

творческого объединения «Истоки» на 2011-2012 учебный год

Наименование тем

Общее

кол. час.

Теория

Практика

1.

Введение

8

2

6

1.1. Краеведение, его роль в истории.

1.2. Известные краеведы республики и Сернурского  района

1.3. Cоставление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор учащихся. 

1.4. Правила поведения в объединении,

на улице,  в общественных местах, во время  экскурсии, в походе, поездках.

1.5. Викторина «Знаешь ли ты   родной край?»

2.

Моя малая родина

16

6

10

2.1. Географическое положение Сернурского района.

2.2. История Сернурского края

2.3. Современный Сернур

2.4. Жители поселка Сернур

2.5. Улицы моего села

3.

Природное наследие

12

4

8


3.1. Памятники природы

3.2. Лиственничная роща

3.3. Нолькин камень

3.4. Кедровый парк

3.5. Экология местности 

4.  

Архитектурное наследие поселка Сернур

12

4

8

 

4.1. Здание волостного правления

4.2. Купеческие дома

4.3. Церковь в поселке

4.6. Памятники поселка.  

5.

Культурное наследие

24

8

16

5.1. Фольклор. Устное народное поэтическое  творчество.

5.2. Народные игры

5.3. Народные праздники

5.4. Религиозные традиции

 

6.

Моя родословная

20

4

16

 6.1. Родословное древо

6.2. История моей семьи

6.3. Семейные реликвии и традиции

6.4. Им гордится мой род

7.

Исследовательская работа

38

20

18

8.

Музеи в республике

10

4

6

8.1. Музеи г. Йошкар-Олы

8.2. Музеи г. Козьмодемьянска

8.3. Историко-литературный музей им. А. Конакова в п. Сернур

8.4. Музей в ДДТ

8.5. Школьный этнографический музей

Заключительное занятие

Подведение итогов, вручение грамот

Викторина «Знаешь ли ты свой район»

4

2

2

Итого

144

54

90

Содержание изучаемого курса

1. Введение

1.1.  Вводное занятие.  Познакомить обучающихся с понятием «краеведение». Что такое краеведение, его роль в истории человечества.

Рассказ  о путешественнике Адаме  Олеарии в XVII веке по территории современного Сернурского района.

1.2.  Известные краеведы республики, района. Рассказ о краеведах - исследователях  М. Н. Янтемире, К. К.  Васине, А. А. Соловьеве, В. М. Мамаеве. Встреча с местным краеведом В. Ш. Конышевым.

1.3. Составление коллективного плана работы, его тематика, индивидуальный выбор обучающихся.

1.4.  Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

 Правила поведения в объединении,  поведения на улице, у реки,  в общественных местах, во время  экскурсий и походов. Правила дорожного движения, противопожарная безопасность. Просмотр видеороликов.

1.5. Викторина «Знаешь ли ты  родной край?» с целью выявления  уровня знаний обучающихся по истории марийского края. 

Практические занятия: Сбор материала о краеведах. Встреча с краеведами поселка.

Тема 2. Моя малая Родина

2.1. Географическое положение Сернурского района. Ознакомить с географическим положением края. Работа с  картой республики Марий Эл.  Обсудить расположение, границы, соседние районы,  реки, названия населенных пунктов. По статистическим данным определить численность населения,  национальный состав.

2.2. История Сернурского района. Чтение книги А. А. Соловьева «Сернур: страницы прошлого» по истории возникновения села Макарово. Рассказ  по теме: «Сернурская волость  Уржумского  уезда Вятской губернии».

2.3. Современный Сернур. Дать характеристику современному поселку. Основные предприятия в поселке, рассказ обучающихся о месте работы родителей. Экскурсия по поселку.

2.4. Жители поселка Сернур. Изучение жизни и деятельности земляков, передовиков производства, почетных граждан Сернурского района.

Окружающие тебя люди интересны своими делами. Передовики производства разных лет, орденоносцы, почетные граждане района.

2.5. Улицы моего села. Экскурсия по улицам поселка. Самые главные и известные улицы,  такие как  Коммунистическая, Советская, Марии Натунич, А. Ф. Конакова, А. М.  Яналова. Фотографирование.

Практические занятия: работа в архивах Сернурского района, экскурсия по поселку, создание презентации «История Сернура» и «Мой поселок».

Составление  карты – схемы основных улиц.

Фотографирование достопримечательностей Сернура.  

Тема 3. Природное наследие

3.1.  Памятники природы. Рассказ о памятниках природы Сернурского района и Республики Марий Эл. Просмотр презентаций и видеороликов.

3.2. Лиственничная роща. Рассказ об истории создания лиственничной рощи, о видовом разнообразии растений в роще. Экскурсия. Фотографирование. Составление презентаций.

3.3. Нолькин камень. Особо охраняемые памятники природы на территории Сернурского района и на границе  с Куженерским районом - заказник «Горное Заделье». Просмотр видеофильма. Экскурсия по заказнику.

3.4. Кедровый парк в поселке. История закладки парка. Экскурсия в парк. Подвижные игры на свежем воздухе.

Практические занятия: Экскурсии на все изучаемые природные объекты. Изучение паспорта лиственничной рощи. Фотографирование природных объектов.

Фотографирование редких видов растений заказника «Горное Заделье».

Конкурс на лучшую фотографию о природе края. Составление кроссвордов.

Тема 4.  Архитектурное наследие поселка Сернур

4.1. Здание волостного правления. Понятие «Лужа управа». Особенности постройки здания. Основные отделы в здании: вспомогательные отделы волостного правления, отделение уржумской тюрьмы, почта. В здании сегодня - районный отдел образования.

4.2. Купеческие дома. Двухэтажное каменное здание купца А. К. Вершинина. Дом купца первой гильдии Е. П. Буркова. Дом помещика Д. И. Милютина. История создания зданий. Сбор материалов о владельцах домов. Современное состояние зданий.

4.3. Церковь в поселке. История создания церкви в поселке. Тип постройки. Священники, их вклад в развитии края. Церковно-приходская школа. Престольные праздники, ярмарки.

4.4. Памятники поселка.  Первый памятник в поселке. Памятники поселка: Обелиск Славы, памятник Герою Советского Союза А. М. Яналову, памятники писателю Шабдару Осыпу и драматургу А. Ф. Конакову.

Рассказ о памятных досках на здании Сернурского отдела образования и историко – литературного музея.   Мемориальный камень у здания Дома культуры  А. Ф. Конакову.

Практические занятия: Проведение экскурсии по темам:  «Улица Коммунистическая», «Памятники поселка Сернур»

Тема 5. Культурное наследие

5.1. Устное народное поэтическое творчество. Легенды и предания, пословицы и поговорки. Инсценировка сказки. Сбор местного фольклорного материала.

5.2. Народные игры. Сбор материала об играх бабушек и дедушек. Игры в помещении и на свежем воздухе. Интеллектуальные и подвижные игры.

5.3.  Народные праздники. Марийские народные  праздники: «Шорык йол», «Кугече», «Удыр сий».

Русские народные праздники. Обряды и ритуалы. Народные песни. Игры 

Практическое занятие: Сбор материала устного народного творчества. Инсценировка, кроссворды, конкурсы.

Тема 6. Моя родословная

6.1. Родословное древо. Понятия род, родственники, генеалогия, династия, потомки, поколения, нисходящая, восходящая родословные.

6.2. История моей семьи. Легенды и предания. Рассказы бабушек и дедушек. Архивные материалы.

6.3. Семейные реликвии. Документы, фотографии семьи. Традиции и праздники семьи.

6.4. Им гордится мой род. Сбор материала об известном и уважаемом человеке рода. Создание презентации, оформление исследовательской работы.

Тема 7. Исследовательская работа

Примерные темы исследовательских работ:

«Игры дедушек и бабушек»

«Моя родословная»

 «Жизненный путь  Решетникова Сергея Александровича»

Участвовать на конференциях и краеведческих чтениях.

Тема 8. Музеи в республике

8.1. Музеи г. Йошкар-Олы. Зарождение музеев в республике. Т. Евсеев. Национальный музей им. Т. Евсеева. Музей истории г. Йошкар-Ола. Музей изобразительного искусства.

8.2. Музеи г. Козьмодемьянска. Этнографический музей под открытым небом г. Козьмодемьянска. Просмотр альбома и видеофильма. Художественный музей им. А. В. Григорьева.

8.3. Историко-литературный музей имени А. Ф. Конакова. Экспозиции музея. Экскурсия. Посещение тематических выставок.

8.4. Музей в ДДТ. Посещение музея в Доме детского творчества п. Сернур.

Изучение музейных экспонатов.

8.5. Школьный этнографический музей. Ознакомление с фондом музея.

Предметы быта. Домашняя утварь. Орудия труда. Названия предметов на марийском и русском языках.  Назначение предметов. Ценность предметов. Решение кроссвордов и головоломок по темам занятий.

Практические  занятия. Оформление этикеток. Описание предметов. Экскурсии в музеи. Продолжить собирать экспонаты для школьного этнографического музея.

Литература

1. А. А. Соловьев. Сернур: страницы прошлого. Йошкар - Ола, 2004.

2. История сел и деревень Республики Марий Эл. Сернурский район.

           Сборник документальных очерков. Йошкар – Ола, 2006.

3. А. Г. Иванов, К. Н. Сануков История марийского народа. Й – Ола, 1999.

4. Г. А. Сепеев История расселения марийцев. Й- Ола, 2006.

5. Г. А. Сепеев Этнография народа мари. Й – Ола, 2004.

5. Г. А. Сепеев Марийские народные праздники. Й – Ола, 2004.

6. Р. А. Бушков. В государстве ромашек.  Йошкар – Ола, 2003.