Программа краеведческого кружка
календарно-тематическое планирование по краеведению (6 класс) по теме

Собянин Сергей Семёнович

Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedcheskogo.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ОПФ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 р.п.Татищево» в д.Македоновка

Программа краеведческого кружка

Учитель истории высшей категории Собянин Сергей Семёнович

д.Македоновка

Пояснительная записка.

Программа рассчитана на 1 учебный год. Возраст детей: 10-15 лет. Количество членов кружка 8-12 человек. Цели программы: повысить интерес школьников к учёбе, предоставить возможность для более глубокого изучения отдельных разделов учебных программ, воспитывать патриотизм, чувство сопричастности, развивать навыки использования различных источников для самостоятельной проектной работы. Прогнозируемые результаты: достижение заявленных целей для всех членов кружка. Программа составлена на основе примерной с учётом возможностей школы и местных особенностей.

Примерный тематический план на учебный год

РАЗДЕЛЫ

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Возможности краеведения в окрестностях

2

2

-

3

Природные особенности родных мест

4

1

3

4

Путешествия по дну исчезнувших морей

3

1

2

5

Археологические памятники вокруг села Слепцовки и деревни Македоновки

3

1

2

6

Памятники истории и кулътуры в окрестностях

3

1

2

7

Этнографические особенности наших населённых пунктов

3

1

2

8

Топонимика окрестностей

3

1

2

9

Наших населённые пункты и их окрестности в XVIII – начале XX века

4

2

2

10

Военно-патриотическая работа. Увековечение подвига земляков в годы войны.

4

1

3

12

Выходы на полевые исследования

28 (4 похода)

13

Работы  по оформлению школьного музея

12

2

10

14

Исследовательская экспедиция

трёхдневная

Итого

70

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная беседа. Задачи и содержание работы туристско-краеведческого кружка. Особенности работы историков-краеведов. Организация занятий. Значение работы.

Возможности краеведения в окрестностях села. Физико-географическая и экономическая характеристика края. Географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, гидрографическая сетъ, полезные ископаемые и их значение (местное, региональное). Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспортной сети. Экскурсионные объекты: исторические, архитектурные и другие памятные места; музеи, промышленные предприятия, сельхозпредприятия, учреждения. Рекомендуемые маршруты однодневных походов.

Работа с картой окрестностей

Природные особенности родных мест. Охрана природы — долг и конституционная обязанность граждан нашей страны, в том числе и юных туристов. Закон об охране природы. Обязанности школьников по охране природы: борьба с браконьерством, «зеленые патрули», помощь в охране и воспроизводстве леса. Охрана местных рек и водоемов, пропаганда охраны природы.

Знакомство с наиболее интересными природными объектами. Экскурсия на холмы водораздела Идолги и Малой Идолги.

Знакомство с флорой и фауной родных мест. Экскурсия к истокам реки Малая Идолга, фотографирование бобровых «хаток». Наблюдение за колонией сурков в Гусево.

Путешествия по дну исчезнувших морей. Знакомство с картой рельефа окрестностей, геологической картой. Полчанино-Слепцовская синклиналь. Экскурсия на Гусевскую гору с целью сбора палеонтологического материала для экспозиции в музее. Экскурсия на Лизину гору для знакомства с геологической стратификацией.

Археологические памятники. Археология как наука. Древнейшая история края. Археологические объекты, их выявление, изучение и охрана. Правила и порядок работы археологов. Использование данных археологии на уроках.

Знакомство с археологическими объектами по карте. Участие в археологической разведке. Сбор сведений об объекте, описание, зарисовка и фотографирование, хранение найденных предметов. Экскурсия на срубное поселение в Гусево. Экскурсия к курганной группе у Кангина сада. Археологическая разведка по рекам Глядкова и Большой Колышлей.

Памятники истории и кулътуры в окрестностях села. Памятники истории и культуры и их значение: научное, историческое и художественное. Конституция России об охране памятников истории и культуры. Закон РФ «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Архитектурные ансамбли и отдельные здания. Стили. Архитектурные памятники в окрестностях села. Экскурсия в Петров хутор для знакомства с усадебной архитектурой второй половины XIX века. Экскурсия в Слепцовскую церковь Николая Чудотворца для знакомства с храмовой архитектурой первой половины XIX века.

Этнографические особенности наших сёл. Особенности этнического заселения села и окрестностей. Места компактного проживания отдельных этнических групп. Сбор местных легенд и обрядов. Сбор сведений о типичных для села способов постройки жилищ, особенностях быта. Сбор предметов крестьянского быта, вышедших из употребления. Подворный обход.

Топонимика окрестностей. Понятие топонимики, значение её в сохранении истории народа. Основные разделы топонимики. Работа с картой. Сбор сведений у старожилов. Подворный обход.

Наши населённые пункты и их окрестности в XVIII – начале XX века. Происхождение населённых пунктов, Глядковка и Каракозовка. Слепцовка в Пугачёвщину. Наши сёла в XIX веке. Слепцовка в революции 1905-1907 гг. История наших мест в 20-30-е годы. Экскурсия в школьный музей. Экскурсия на усадьбу Ивановых.

Военно-патриотическая работа. Увековечение подвига односельчан в годы войны. Воспитательное значение военно-патриотической работы. Слепцовка в Великой Отечественной войне. Земляки — ветераны фронта и тыла. Реконструкция и содержание памятников односельчанам - участникам Второй мировой войны. Пропаганда героизма односельчан. Работа по созданию Книги Памяти односельчан. Встречи с ветеранами войны, запись их воспоминаний. Использование военно-патриотического материала на уроках.

Экскурсия по местам, связанным с Великой Отечественной войной.

Уход за могилами воинов, похороненных в окрестностях. Сбор и подготовка материалов для школьного музея.

Выходы на полевые исследования Организация и проведение путешествия, Гигиена туриста. Самоконтроль и первая доврачебная помощь в походе. Определение цели и района путешествия. Комплектование группы и распределение обязанностей, разработка маршрута, составление схемы маршрута и графика движения.

Смета путешествия. Групповое и личное снаряжение. Продукты питания. Укладка рюкзака.

Оформление путевых документов. Порядок движения на маршруте, обязанности направляющего и замыкающего. Порядок движения по дорогам с интенсивным движением транспорта.

Режим дня. Организация бивака. Костры, приготовление пищи на костре. Сушка одежды и обуви.

Возможные естественные препятствия и способы их преодоления. Обеспечение безопасности в путешествии. Предупреждение потертостей, теплового и солнечного удара, обморожений. Порядок и правила первой доврачебной помощи в походах при ожогах, кровотечении, растяжении связок, вывихах, переломах, тепловом и солнечном ударах, обморожениях. Наложение повязок. Искусственное дыхание. Транспортировка заболевшего. Состав медицинской аптечки для однодневных походов и путешествий. Подготовка санитаров и их обязанности.

Практические занятия. Подготовка к походу. Определение цели похода, Подготовка схемы. Изготовление необходимого снаряжения. Практическая проверка знаний кружковцев и отработка туристских навыков в походе.

Подведение итогов путешествия. Оформление практических работ кружка. Состав фотоальбома. Сверка добытых историко-краеведческих данных с общей канвой исторических событий. Проверка фактов и дат. Консультация со специалистами.

Работы  по оформлению школьного музея Работа школьного краеведческого музея. Положение о школьном музее. Экспозиция музея. Тематика экспонатов. Составление аннотаций. Паспорта к экспонатам. Оформление текстов. Путеводители и каталоги. Фонды музея и их значение. Совет содействия музею. Проведение урока на основе экспозиции музея. Массовая работа музея. Смотр школьных музеев как форма распространения передового опыта. Типовое положение о музее, работающем на общественных началах.

Требования, предъявляемые к изготовлению стендов (витрин) для школьных музеев. Практические занятия: Оформление стендов и альбомов. Изготовление наглядных пособий.

Практические занятия. Экспозиция музея. Составление тематико-экспозиционного плана. Подготовка экскурсоводов.

Исследовательская экспедиция Туристское путешествие (экспедиция) в верховья Чичеры на место срубного поселения, курганной группы, усадьбы Йорданов, армейского полигона времён войны. Во время экспедиции практически отрабатываются навыки и умения, полученные на занятиях кружка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...

Программа краеведческого кружка "Память"

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.Педагогическая целесообразность данно...