Программа краеведческого кружка "Память"
методическая разработка по теме

Локтионова Галина Николаевна

 

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана краеведческая комната - музей

Целью образовательной программы краеведческого кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Березово  средствами музейной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kraevedcheskogo_kruzhka_2011-2012.rar15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Программа краеведческого кружка "Память"

Пояснительная записка

Основные направления в деятельности кружка – изучение истории родного края и села, оформление и пополнение экспозиций школьной краеведческой комнаты - музея.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  Занятия в кружке призваны помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

Данная программа является актуальной. Так как изменения последних лет в социально- экономической жизни страны и в общественном сознании вынуждают общество опираться на то, что устоялось, не искажено временем имеет ценность не для одного, двух, трёх, а для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

Программа адаптирована к условиям образовательного процесса общеобразовательной школы, в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры) ведётся летопись села и школы, создана краеведческая комната - музей

Целью образовательной программы краеведческого кружка «Память» является воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Березово  средствами музейной педагогики.

Задачи:

1. Образовательные: овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села.

2. Развивающие: развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками;

овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работах.

3. Воспитательные: воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что занятия проводятся в школьной краеведческой  комнате - музее.

Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, ИКТ, мировой художественной культурой, рисованием, музыкой. Возможно осуществление обратной связи, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 14-17 лет.

Сроки реализации программы – 1 год (68 часов).

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, походы.  Для подготовки мероприятий и экскурсий более продуктивной будет работа в подгруппах.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуальная форма ведения занятий по темам «Поисково-исследовательскую деятельность», «Проектно-исследовательская деятельность».

Режим занятий

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

Пятница 15-00

30

1

2

68

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: историю своего села Березово, своей школы.

Учащиеся должны уметь: работать с историческими источниками; оформлять полученные материалы в творческих работах, уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, муниципальных и региональных краеведческих викторинах, конкурсах, конференциях.

Учебно-тематический план.

№п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Вводная

2

-

2

2

Музей и история Родного края

8

10

18

3

История села

10

10

20

4

Поисково-исследовательская деятельность

4

12

16

5

Проектно-исследовательская деятельность

4

6

10

6

Подведение итогов

2

-

2

7

Всего

30

38

68

Тематическое планирование занятий краеведческого кружка

№п/п

Тема занятия

Сроки

Тип занятий

ИКТ, оборудование

Примечание

П

Ф

1-2

Организационное. Определение основных направлений деятельности. Планирование работы на год

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

3-4

«Школа вчера, сегодня, завтра» Работа над проектом. Организация и определение основных направлений исследования.

Теория

Фото, и документы школьного музея

5-6

Сбор материала для творческого проекта  «Школа вчера, сегодня, завтра»

Практика

Фотоаппарат

7-8

Сбор материала для творческого проекта  «Школа вчера, сегодня, завтра»

Практика

Фотоаппарат

9-10

Сбор материала по истории школы. Фотографирование зданий. Работа с историческими документами

Практика

Документы школьного музея

11-12

Оформление фото - выставки  «Школа вчера, сегодня, завтра»

Практика

Фотоаппарат

13-14

Оформление презентации «Школа вчера, сегодня, завтра»

Практика

Компьютер и мультимедийный проектор

15-16

Работа над публикацией в СМИ «Век живи, век учись»

Теория

Компьютер

17-18

Работа над проектом «Земляки – танкисты». Изучение вопроса, определение основных направлений исследования. Работа с историческими документами

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

19-20

Практика

21-22

Интервьюирование членов семьи  Ямковых.

Практика

Фотоаппарат

23-24

Сбор материала и оформление мультимедийной презентации для участия в конкурсе школьных музеев

Практика

Компьютер и мультимедийный проектор

25-26

Подготовка материала о семье Ямковых для публикации в газете «Провинциальная жизнь»

Практика

Компьютер

27-28

Интервьюирование членов семьи  Румянцева В.И.

Практика

Фотоаппарат

29-30

Сбор документов, оформление материала в «Биографическую книгу памяти жителей села Березово», оформление мультимедийной презентации

Практика

Фотоаппарат

31-32

Подготовка материала для публикации в газете «Провинциальная жизнь» о Румянцеве В.И.

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

33-34

Планирование и начало работы над проектом «Земляки – артиллеристы»

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

35-36

Изучение документов и других материалов  школьного музея по теме исследования.

Теория

37-38

Беседы с жителями села, пополнение имеющихся материалов новыми сведениями

Практика

Фотоаппарат

39-40

Исследовательская работа по теме «Церковь моего села».

Теория

Компьютер

41-42

Исследовательская работа по теме «Церковь моего села».

Практика

Компьютер

43-44

Исследовательская работа по теме «Землевольческие поселения в Саратовской губернии».

Теория

Компьютер

45-46

Исследовательская работа по теме «Землевольческие поселения в Саратовской губернии»

Практика

Компьютер

47-48

Подготовка результатов исследовательской деятельности на региональные конкурсы «Отечество», «Православие и современность»

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

49-50

Продолжение работы над проектом «Школа вчера, сегодня, завтра…». Подготовка публикации в СМИ

Практика

Компьютер

51-52

Сбор  исследовательского материала по теме «Имя В.И. Чапаева на карте нашей страны»

Теория

Компьютер

53-54

Оформление исследовательского материала по теме «Имя В.И. Чапаева на карте нашей страны» в виде реферата и мультимедийной презентации

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

55-56

Практика

57-58

Посещение семьи Бушуевых. Исследование темы «История ткацкого станка».

Практика

Фотоаппарат

59-60

Оформление исследовательского материала для школьного музея «История ткацкого станка».

Практика

Компьютер и мультимедийный проектор

61-62

Поздравление ветеранов с праздником Победы

Практика

Поздравительные открытки

63-64

Подготовка материала для  участия в муниципальном конкурсе школьных музеев

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

65-66

Подготовка материала для  участия  в муниципальном конкурсе школьных музеев

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

67-68

Подведение итогов работы за год. Определение предварительных направлений исследования на следующий год. Задания на лето.

Теория

Компьютер и мультимедийный проектор

69-70

Резерв

Тема. Музей и история Родного края. 18 часов

Теория: знакомство с историей основания и легендами села Березово, историей родной школы и освещением данных вопросов в периодической печати.

Практика: учащиеся работают с папками «СМИ о селе», «Биографическую книгу памяти жителей села Березово»; обновляют стенды школьного музея.

Тема. История села. 20 часов

Теория: изучение истории села Березово, основных вех его развития, личности в истории села

Практика: составление схем по истории села, статей о селе Березово, оформление экспозиционных материалов.

Тема. Поисково-исследовательская деятельность. 16 часов

Теория: знакомство с источниковедением, как вспомогательной исторической дисциплиной; с этапами работы с историческими источниками, с типами исследовательских работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных исследовательских работ, выступления и защита своих работ.

Тема. Проектно-исследовательская деятельность. 10 часов

Теория: знакомство с типами исследовательских работ, а также требованиями, оформлением и критериями защиты работы.

Практика: составление индивидуальных проектных работ, выступления и защита своих работ.

Используемые технологии:

технология проектной деятельности (Д. Дьюи., У.Х. Килпатрик, Коллингс и др.);

технология активного обучения (Д. Дьюи, Г.П.Щедровицкий и мн. др.);

технология коллективного творческого воспитания (И.П.Иванов).

Элементы данных технологий реализуются через теоретические и практические занятия. Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями села Березово, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи села. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей Пугачевского района. Посещение и беседы с жителями села, тематические экскурсии и походы дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки.

Библиографический список.

Литература для учителя:

Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008. – 224с.

Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-32с.

Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И. Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999- 207с.

Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. – 64с.

Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/ А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.

Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы, 2009г.

Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005.-320с.

Литература для обучающихся:

Книга Памяти: Саратовская область.Т.5.- Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,1994.

Книга Памяти: Саратовская область.Т.6.- Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга»,1994.

Родники победы. Боевые традиции войск тыла /Б. К. Джегутанов, В. И. Цветков, В. В. Яробков и др.-М.: Воениздат, 1989.

Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. Краткие биографии и описание подвигов героев советского Союза – тех, кто родился, жил и живет в Саратовской области. Саратов, Приволж. кн. изд.,1986

Информационные ресурсы:

Video – «Великая Отечественная война на территории Мурманской области».

Video – патриотическая работа в школе (для музея).

Video – 2000-2001 учебный год – часть 1 – экскурсии к местам захоронения.

Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа краеведческого кружка "Следопыт"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования...

ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА краеведческого направления «МОЙ КРАЙ» для детей 4 - 8 лет

Праздник стихийЦель; Способствовать разностороннему развитию творческих способностей детей.Задачи:- Развивать у детей творческое мышление....

Программа краеведческого кружка "Родная сторона"

Ребята знакомятся с письменными и устными  источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей села, школы. Итогом 1 года является краеведческая...

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Программа краеведческого кружка

Программа краеведческого кружка для школьников 10-15 лет на основе местных материалов. Предусматривает преимущественно экскурсии и полевые исследования....

Программа краеведческого кружка «Тропами родного края»

Курс рассчитан на изучение основ краеведения Фурмановского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона. Цели курса:1. Систематизация имеющихся з...

Программа краеведческого кружка "Здесь Родины моей начало"

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и...