Конспект занятия по музейной педагогике
методическая разработка по теме

Косынкина Лариса Михайловна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!  Наше очередное занятие началось с музыки – легкой, приятной. Прозвучала вариация на тему одной из песен мордовского композитора Нины Кошелевой. Она поможет нам настроиться на приятное общение.

Чему  же сегодня будет посвящено это занятие?

Предметный мир, представленный в нашем музее, своеобразный, яркий и информативный. Экспонаты красноречиво рассказывают нам историю жизни  наших далеких предков.

Какую же историю мы услышим сегодня?

Вы поймете, отгадав  наши загадки:

Суп, салат,  пюре, котлеты

Подают всегда ….

А на чай и простоквашу

Подставляй, дружочек, …

Чайника подружка

Имеет два ушка.

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут ее…..

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор.

Называюсь я … (фарфор).

Правильно, ребята, сегодня мы будем говорить о посуде.  Трудно представить  себе быт человека  без посуды. Ее так много в каждом доме, она окружает нас всю жизнь. О посуде даже  говорится, например, в этих шуточных стихотворениях. Послушайте, пожалуйста, несколько стихотворений в исполнении  ваших одноклассников.

Можно двадцать тысяч раз

Уронить железный таз.

А фарфоровую вазу

Уронить нельзя ни разу.

Ведь на двадцать тысяч ваз

Надо двадцать тысяч ваз.

Мыть посуду – не пустяк!

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят.

Помогая нашей маме,

 Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом… осколки.

Поссорились чашкаи блюдце.

Сейчас они разобьются.

Скоро в кухне на полке

Будут лежать осколки.

И ты не ссорься напрасно-

Это очень опасно.

Спасибо, ребята.  Скажите,  о какой посуде идет речь в этих веселых стихотворениях?

Конечно, о современной, о той, которой мы пользуемся каждый день.  

А вы знаете, о чем думают ваши мамы, бабушки, выбирая посуду в магазине? На что они обращают внимание, подходя к полкам  с удивительным изобилием посуды?

 На необычный дизайн, яркое цветовое решение, практичность и функциональность. Да, конечно.

А вот самым главным и достоинством посуды, о которой сегодня пойдет разговор, является, бесспорно, экологичность.  Материал, из которого изготовлена  эта посуда , безопасен для человека, более того,  даже  чрезвычайно полезен. Это глина.

Итак, сегодня тема нашего занятия  - «Глиняная посуда». ( 1,2 слайды)

Говорят, история глиняной посуды – история человечества.

Цель нашего занятия

-приобщение  к истории жизни наших предков;

- знакомство с материальной культурой, создаваемой веками;

- воспитание  чувства уважения к  духовному наследию  народов    

  разных национальностей;

-  развитие  творческого  потенциала.

А что вы, ребята, ждете от нашего занятия? О чем хотите узнать, о чем побеседовать?

Прежде всего,  посмотрите на  эту выставку глиняной посуды. Наш музей располагает интересной коллекцией посуды из глины. Это и горшки разнообразной формы, кувшины, крынки. (Слайды 3,4)

Это очень старая посуда, давно вышедшая из повседневного обихода.  Она не отличается изяществом, изысканностью форм. Но смотрим на нее и не можем глаз отвести.  Почему она так привлекательна? В чем секрет ее обаяния?

Возьмите в руки  горшочек, подержите. Что вы чувствуете? Тепло, какие-то совершенно неожиданные приятные ощущения, состояние уюта и комфорта, умиротворенности. Так в чем дело?

 В глине. В уникальных свойствах этого природного материала, над созданием которого веками трудились  три стихии: земля, вода, воздух.  

Исследователи говорят, что глина излучает потоки космической энергии. Всем этим  она щедро делится с человеком, благотворно влияя на здоровье человека. Природа одарила человека   поистине удивительным богатством.

 Наши предки были очень наблюдательными и мудрыми людьми, сумели правильно воспользоваться этим даром природы.

А теперь я приглашаю вас в путешествие. Нас ждет виртуальная экскурсия по экспозициям других музеев. Благодаря безграничным возможностям Интернет,  мы увидим  и другие  коллекции  глиняной посуды.(Слайды  5-8).  

Обратите внимание -  горшки, крынки похожи на наши. Даже проволочка по горловине горшка протянута также. Чего здесь только нет! Кашники, квасники, корчаги, жбаны. А вот горшок-братина. Как вы думаете, почему он так называется? Он такой большой, что в нем можно кваса или щей приготовить на « всю братию». У наших предков, как  вы поняли, не было ничего случайного, даже у каждого горшочка было свое назначение. В залах этих музеев мы увидели образцы глиняной посуды, какой у нас пока нет.

А вот посмотрите, какое изобилие глиняной посуды! Представлены  все ее виды: керамическая, терракотовая, фарфоровая, фаянсовая.  Можно увидеть все: от  самых роскошных  экземпляров до самого незатейливого  горшочка. Где же мы?   ( Слайды 9-10). В Валенсии,  в одном из самых известных  европейских музеев керамики.  Это замок испанского барона , в котором на площади 8 –ми тысяч квадратных метров  собраны удивительные экземпляры глиняной посуды.

А вот мы уже в Аметль-де-Мар.( Слайд 11). Это один из самых известных курортов Испании. Пройдем по залам еще одного замечательного музея керамики.  Глаза разбегаются от такого количества посуды, собранной из стран Азии, Африки, Америки.

Пора вернуться на Родину.  (Слайды 12- 15). И вот мы в России, на востоке Москвы,  в Вешняках, есть удивительное место – усадьба Кусково, бывшая резиденция графов Шереметевых, сподвижников Петра Великого, меценатов, ценителей искусства. Посмотрите на этот архитектурный ансамбль, само здание- настоящий музей под открытым небом. Заглянем внутрь. Восхитительная  комната. Такая светлая, просторная. Здесь невероятное ощущение легкости, комфорта и уюта. А ведь это всего-навсего кухня. Стены ее отделаны керамической плиткой, в шкафах - красивая посуда. Все это великолепие из глины. Посмотрите, во дворце так много красивых вещей! Вазы, сервизы, чаши.  А все начиналось вот с таких сосудов, совершенно лишенных изящества. (Слайды 16-17).

Как вы думаете, ребята, с каких пор человек научился делать посуду?

Да, действительно, с очень давних  пор. Ученые утверждают, что самому древнему горшку, найденному на раскопках в Японии, на острове Хонсю, 5 тысяч лет. Вот на слайдах остродонный горшок. Такая посуда появилась в эпоху мезолита. А этот горшок – родом из бронзового века. На территории Мордовии  первая глиняная посуда начала изготавливаться именно в это время.

Мордва применяла при изготовлении посуды налепную технологию. Например, современные умельцы-гончары «налепом» делают красивые интерьерные вазы.  (Слайд 19).

У мордвы в старину гончарными промыслами занимались женщины. Гораздо позже, когда появился гончарный круг, посуду стали лепить  и мужчины.

 В  Мордовии гончарные промыслы до второй половины 20 века были широко распространены. Особенно славились мастера из Шишкеева и Стрелецкой слободы. Горшками, крынками, кувшинами, корчагами , детскими игрушками они обеспечивали всю округу.

Обратите внимание на  этого мальчика  за гончарным кругом.  (Слайд 20). Сколько ему лет? Да, он еще совсем маленький. Не удивляйтесь, с такого возраста детей гончары приобщали к своему делу. Изготовлением посуды занимались у мордвы целыми семьями. В производстве посуды всем хватало работы, трудились от мала до велика почти круглый год. Достаток и материальное благополучие  достигалось нелегким трудом.

Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких пословицах упоминается посуда?

 Не боги горшки обжигают.

Если понять буквально эту пословицу, действительно, обжигать горшки, т.е изготавливать их, можно научиться. Да говорят, глина- этот волшебный материал не каждому в руки дается. А какую примету о посуде все знают?

Посуда бьется к счастью. Это очень старая примета. И что же, правда, что посуда бьется к счастью? Просто люди придумали ее, чтобы не слишком расстраиваться из-за разбитой посуды. Ведь наши бабушки были очень аккуратными и бережливыми хозяйками, любили во всем порядок.

Посмотрите на этот горшок.  (Слайд 21). Наверное, его разбили или он треснул. Но с ним не поторопились расстаться – обвили берестой, чтобы такой горшочек еще послужил в хозяйстве.

Даже сочинили загадку:

Был ребенок – не знал пеленок.

Стал стар – пеленаться стал.

Сейчас мы бы ни за что не нашли отгадку. Да и времени подумать у нас с вами совсем не осталось. Наше путешествие по разным странам, по музеям заканчивается. Пора возвращаться. Мне бы хотелось посмотреть, с каким «багажом» вы вернулись?

Что в пути приобрели?  Это  покажет кроссворд. (См. приложение)

….

Гримм – это немецкие филологи, собиратели народных сказок. У них есть замечательная сказка «Волшебный горшочек». ( Слайды 22-28).

Сейчас ребята нам представят свой творческий проект – спектакль по мотивам этой немецкой народной сказки…

Слайды…

Спасибо нашим артистам.

Ребята, любая сказка – ложь. А что в этой сказке – ложь. Волшебный горшочек, который сам может приготовить вкусную кашу? А вот и нет. Может приготовить, и не только  кашу, а очень много вкусных блюд. Если этот горшочек глиняный.

Думаю, многие ваши мамы и бабушки у себя на кухне имеют глиняные горшочки и с удовольствием в них готовят. Еда из самых простых продуктов, приготовленная в этих чудо- горшочках, получается необыкновенно ароматная. В чем секрет?

А все в тех же удивительных свойствах глины. Пища из глиняного горшочка имеет особый вкус, она сохраняет в себе все витамины. Человеку полезна такая еда: она дает энергию и бодрость, улучшает настроение. (Слайд 29).

Только нужно правильно ухаживать за такой посудой: содержать в чистоте и сушить на солнышке. Как это делали наши бабушки и прабабушки.  Слайд( 30-31)…Они знали, что посуда из глины любит солнышко и свежий воздух. Силы природы обогащают эту посуду положительной энергией.

История этой чудесной посуды продолжается.  Посуда из глины, интерьерные украшения сейчас очень популярны. О жизни глины в наше время - этот информационный проект ( подготовлен одним из учащихся).

Спасибо, нам было интересно посмотреть эту презентацию.

 А что было еще интересного на этом занятии?

О чем вы узнали?

Мне хотелось поговорить с вами не только о глиняной посуде. Поговорить о том, как жили наши предки, чем занимались. Хотелось, чтобы жизненный опыт предыдущих поколений был для вас примечателен.

Хотелось, чтобы вы прониклись уважением к  достижениям материальной и духовной культуры народов разных национальностей. Хотелось, чтобы вы не переставали восхищаться трудолюбием и мудростью наших предков.

                             Наше занятие завершается.

                 

Задание:

подумайте, в каких русских и мордовских народных сказках говорится о посуде,

вспомните пословицы, поговорки, приметы, загадки о посуде.

                     

                МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

                                           

                                       Конспект занятия

                       по внеурочной деятельности из цикла  

                          «История одного экспоната»

                                                                                       

          Глиняная посуда

                                                                         Автор-составитель:

                                                                                                      Косынкина Лариса                          

                                                                                                                 Михайловна,

                                                                                                   учительэрзянского языка

                                                   Саранск, 2013.

            Данное занятие проведено с учащимися 3 класса.

Конспект занятия составлен в соответствии с авторской программой по внеурочной деятельности, утвержденной экспертным советом ГУО (2012 г.)

 

Занятия проводятся в школьном музее народной культуры.

Цель занятий:

Создание благоприятных условий для обучения, развития и воспитания личности учащихся  в поликультурной среде школьного музея.

Технологии, применяемые на занятиях:

Музейная педагогика

Игровые

Проблемного обучения

Индивидуального обучения (метод проектов)

Технология коллективных творческих дел

Сказкотерапия

Технология встречных усилий

«Диалог культур»

                                                   

        

                                                      Литература

Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89

Мандебура, Е. П. Музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107

Долгих, Е. Проект «Музейная педагогика» пространство гражданского становления /Е. Долгих //Директор школы.- 2008.-№2.-С.82-84

Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк  // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5

Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24

Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31

Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31

Интернет - источники

Тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее, будущее. Прошлое же – это гигантская кладовая культуры, доступная каждому, кто захочет обогатить свое настоящее и обеспечить будущее.

                                                                                                       Д.С.Лихачев

В наше время музей становится центром интеллектуальной жизни.

                                                                                              Г.Вершинин, вице-президент Союза  

                                                                            Дизайнеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Примерные задания к тематическому планированию курса интегрированных занятий по ИЗО и музейной педагогике для учащихся 5 класса по разделу "Язык изобразительного искусства".

Материал презентации  ( в двух частях)  в наглядной форме поможет раскрыть характер заданий для учащихся 5 классов, занимающихся  по курсу интегрированных занятий по ИЗО и музейной педа...

Программа занятий 6-б класса по музейной педагогике

Даты и темы экскурсий на 2014-2015 учебный год...

Конспект НОД по музейной педагогике 15.03.2018

Конспект НОД по музейной педагогике во второй младшей группе.Тема занятия:  «В гостях у деревянной игрушки»....

Конспект урока по музейной педагогике "Энциклопедия Красносельского района"

Создание онлайн энциклопедии достопримечательностей вокруг школы №547 Красносельского района города Санкт-Петербурга...

Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...

Методическая разработка занятия: «Искусство эпохи Возрождения в Италии». Музейная педагогика

Учащиеся познакомятся с искусством эпохи Возрождения в Италии на примерах произведений Эрмитажа....

Конспект открытого урока «Украшения –по мотивам пермского звериного стиля» с использованием элементов музейной педагогики

Конспект открытого урока«Украшения –по мотивам пермского звериного стиля» с использованием элементов музейной педагогики...