Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики
план-конспект урока по литературе (9, 10, 11 класс)

Горлова Наталья Юрьевна

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Родины; формирование  у учащихся нравственной позиции.

Специфика урока: урок проходит в школьном краеведческом музее.

Оформление урока: переносная доска, выставка книг о Великой Отечественной войне.

 Технические средства обучения, используемые на занятии: магнитофон, видеомагнитофон (видеоряд - кадры хроники битвы за  Москву), карта, отображающая сражение под Москвой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_7_konspekt_uroka_literatury.docx43.62 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 7

Конспект урока литературы

 «Это страшное слово «война»

(по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой»)

 

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Родины; формирование  у учащихся нравственной позиции.

Специфика урока: урок проходит в школьном краеведческом музее.

Оформление урока: переносная доска, выставка книг о Великой Отечественной войне.

           Технические средства обучения, используемые на занятии: магнитофон, видеомагнитофон (видеоряд - кадры хроники битвы за  Москву), карта, отображающая сражение под Москвой.

Ход урока

1-й этап урока. Вступление.

Слово учителя. Тема урока: «Это страшное слово «война»

Звучит (тихо) песня «Вставай, страна огромная…» (только начало песни).

 Учитель. И страна встала на смертный бой... Прошу поднять руки тех, кто знает, что его предки участвовали в Великой Отечественной войне.

(Поднимают руки все присутствующие на уроке).

 Учитель. Как видим, среди нас нет никого,   кто  не унаследовал бы эту боль... И точно так же и по всей стране нет дома, нет семьи, в который бы не пришла война и осталась там болью навечно… Эта явь войны, прошедшая через ваши семьи, осталась болью навечно.

А с этих музейных стендов смотрит на нас судьба целого поколения.

Экспозиция «Память сердца».

В этих музейных экспозициях -  явь, запечатлённая документально.

Сегодня  на уроке по повести К.Воробьёва мы  не только  проанализируем художественную структуру произведения, но и поговорим о нас. Книга написана для нас.

И про нас.

Книга – один из главнейших памятников человечества. По свидетельству поэта Б. Пастернака, это «образ мира, в Слове явленный…».

         Особую, нравственную, ценность имеет для нас Слово свидетеля, участника событий, опалённых войной.

К.Воробьёв - один из тех добровольцев, кто однажды пришёл добровольцем на пункт формирования ополченческой дивизии и разделил судьбу солдата от первого дня войны до последнего.

Привлекаем материалы музея -  федоровчане - ветераны войны.  Говорим о том, что они, совсем еще мальчишки, отправлялись добровольцами на фронт. Именно  с  такими ополченцами  встретилась рота кремлёвских курсантов в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой».

Задание. Найдите в тексте описание ополченцев.

Сравните это описание с фотографиями на стенде.

Вывод учащихся: правда художественного факта неоспоримо подтверждена документальными свидетельствами

Учитель. В нашей стране роль печатного слова  всегда была священна.

Е. Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт, в ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет».

     Важнейшее место в русской литературе всегда занимала тема защитника Родины. Тема защиты Отечества всегда объединяла писателей различных литературных направлений, школ. Служение Отечеству всегда было для русского народа мерилом ценности человеческого достоинства.

Обращаем внимание на выставку  книг,  рассказывающих  о защитниках Родины.

Учитель: Вот парад «строчечного фронта»- лишь немногие из книг, ставших национальным достоянием. Это книги не только о войне, но и о главном в нас - о Родине, о человеческом достоинстве, о человеческих ценностях.

2 этап урока. Откроем одну из этих   книг. Константин Воробьёв «Убиты под Москвой».

Целевая установка: мы проанализируем повесть К.Воробьёва в нескольких аспектах:

  • смысл названия повести;
  • роль эпиграфа в повести;
  • роль художественного времени для раскрытия идейного содержания повести;
  • взаимосвязь эпического и лирического сюжета для раскрытия образной структуры произведения.

Анализ повести К. Воробьёва «Убиты од Москвой»

Учитель. Прочитаем эпиграф к повести.  Какую роль он выполняет?

Учитель. Какую эмоциональную окраску произведению придаёт слово «убиты»? Что в этом - жестокий упрёк, сожаление о безжалостной и бессмысленной смерти? Сочувствие? Сострадание? Боль?

Ответ. Бесспорно: название  неоднозначно и многопланово определяет гамму авторских чувств: боль, вину за судьбу своих героев. Не «погибли», а именно «убиты». Кем? Только ли немцами?

Учитель. Какой период войны изображён в повести»?

Ответ.  Начало ноября 1941 года.

Прочитаем первое предложение. Кажется, что оно отчеканено строевым шагом: «Рота кремлёвских курсантов шла на фронт»…

Учитель.  Какая информация «скрыта» за каждым словом?

Ответы.

  • «Рота  кремлёвских курсантов»- значит, исчерпаны все резервы Москвы.
  • Посылают последние силы. В роте не так много человек - но и даже  такое количество солдат может определить исход сражения. (Чтение документа об отправлении на фронт кремлёвских курсантов).
  • Кроме того, мы понимаем, что  роту составляют  совершенно не обученные для военных действий мальчишки - их задача- парадное сопровождение, праздничный караул.
  • Фронт так близко от Москвы, что до него можно дойти пешком.

Работа с музейными экспозициями.

Анализируем на стенде карту, где изображена линия фронта под Москвой в октябре- ноябре 1941 года - Москва в огненном кольце. Говорим о том, что рядом с героями повести К.Воробьёва могли стоять плечом к плечу герои, судьба которых запечатлена на музейных стендах. Указываем на  эти стенды.

Явь оказалась невероятной, но документально и художественно  запечатлённой.

Учитель. Какие  они, главные герои повести К. Воробьёва, в начале произведения? Какие детали раскрывают их нравственный облик?

Ответы. Гл.1:

  • «Идут строевым шагом…. Дистанция - по уставу- 6 м.».
  • В руках у безупречно вышколенного капитана- стек- предмет тайной зависти и гордости за своего командира всех курсантов.
  • Пейзаж  вызывает ощущение ужаса, конца света: «Будто сроду не было восхода солнца, …оно навсегда застряло…небо сплошь затянуто клубами дыма…лихо-гарь от сгибших деревень…».
  • «Фронт им казался зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти».

Учитель. А как для них открылась война? Что изменилось в их понимании войны и почему произошли эти изменения?

Ответы.

Первое утро на войне

Гл 2.

  • Восприятие  утра дано глазами Алексея:
  • «…радостно печатал снег сапогами…»
  • «неуемное притаившееся счастье,- радость этому хрупкому утру...
  • «….радость словам связного…»
  • «…радость своему гибкому телу…»
  • «…радость беспричинная, гордая и тайная, с которой хотелось быть наедине, но чтобы кто-нибудь вдел это издали…»
  • Самая большая мечта - надеть хромовые сапоги, «Я их ещё ни разу не надевал!»

  • В сознании Алексея происходит переоценка всех нравственных ценностей - от юноши, восторженно верящего декларативным лозунгам, он приходит (всего за 4 дня!) к воину, готовому сознательно отдать свою жизнь  ради жизни на земле.

И в этом – величайшая заслуга писателя. В этом - величайшая правда факта из жизни целого поколения.

Учитель. Страшно ли было Алексею в первое утро на войне?

Ответ. Нет, не страшно. Он просто не понимал, что явь войны окажется такой невероятной.

  • «Всё  это…во много походило на полевые тактико-инженерные занятия в училище».

Сознание его нечётко и зыбко смешивает былые представления о жизни с грохотом боя.

  • «С ещё более нечётким и зыбким сознанием воспринималась им война. Тут он оказывался совершенно беспомощным. Всё его существо противилось тому реальному, что происходило, а он  не то что этого  не хотел, а просто не знал, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось,- пятый месяц немцы безудержно рвались вперёд, к Москве».

Он раньше знал  многие вещи  с абсолютной уверенностью в незыблемости внушённых ему истин.

Знал, что: «… будем бить врага на его территории, что огневой залп любого нашего соединения в несколько раз превосходит чужой,- об этом, и ещё о многом, многом другом Алексей, воспитанник Красной Армии, знал с 10 лет.

И в его душе не находилось места, куда бы улеглась невероятная явь войны».

Учитель. Первая встреча с войной - взрыв - и все упали лицом вниз. Не по уставу! Обидно и стыдно! Им, вчерашним школьникам, кажется, что это нелепая случайность. Сейчас они проявят себя как герои. Но мы знаем, что жизнь их оборвётся - об это заявлено в названии - «УБИТЫ». И наше сознание направлено на художественное исследование мотивов поведения обречённых на гибель людей. Что двигало ими? Чем руководствовались?

 Ответы.

  • Они слышат уверенный голос капитана Рюмина, его команду- «чёткую, торжественную, как на параде», понимают смысл его «иронической улыбки», а «туго затянутая перчатка» даёт ощущение уверенности, что «всё будет как надо», поэтому лишь от взгляда командира «вытягивались по стойке «смирно».
  • Наверное, слишком хорошо понимал капитан Рюмин меру безграничной веры мальчишек в его командирские возможности. Понимал, что они доверяли ему не только жизнь- смысл своего бытия. Наверное, в крушении этой веры и кроется разгадка трагического самоубийства капитана Рюмина.

Учитель. К какому жанру тяготеет это произведение?

Ответ. К жанру хроники  документально описаны события 4-х дней, не только отделившие живых и мёртвы,  а  ставших временем взросления, понимания самых важных человеческих устоев. Оказывается, можно ничего не прогнать врагов со своей территории. Можно не разить его наголову и  в то же время совершить подвиг  - подвиг нравственный.  Подвиг в том, что эти юноши, безоружные, незакалённые, не обученные воевать,  выдержали,  не отступили, превзошли фашистов силой  духа.

Учитель. Какая задача была поставлена перед курсантами?

Ответ. Попасть в распоряжение ополченческого полка, подкрепить его состав. Первое лицо, которое они встретили на фронте, оказалось далеко не геройским, не соответствовало представлениям курсантов  о чудо-воине. Это был «маленький измученный подполковник».

  • Один яз курсантов, лейтенант Гуляев, полон уверенности в скорой победе: «Русская гвардия никогда не отступала». И он имеет право так верить - об этом свидетельствовала вся русская история, наследниками которой и являются Кремлёвские курсанты.

 Учитель.  Найдите в тексте примеры, как наших глазах  под обстрелом рушатся знания, ещё мгновения назад казавшиеся незыблемыми...

Анализ гл 2 (конец главы).

  • Трогательно, не по уставу, по-детски звучит страх  в словах Алексея: «Заходят на нас, Сашек!».
  • Первое восприятия войны: Алексей «действует» как положено по уставу: «как на экзамене», «как на параде», «как под знамёнами» - мы видим, что в сознании Алексея мир разделён на две неравные части: по уставу - и невероятная явь войны.

В повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой»  всё «первое» для курсантов если не становится «последним» (по мере того как автор показываем нам, как убивают курсантов), то получает совершенно другие нравственные ориентиры.

Учитель.

Интересно посмотреть, как в повести раскрывается «первое» (немецкий танк, смерть…)

Ответы.

  • Курсанты не могут  воспринимать войну во всём  её чудовищном виде, поэтому немецкие самолёты для курсантов - «галки»,  а появившиеся на горизонте немецкие танки- «точки».
  • Первая встреча с танками в сознании Алексея (атака на танки с пистолетом): «Вот врезали.…  Пусть знают…». Он пока  уверен в том, что сейчас фашисты побегут...
  • Первая встреча с  немцами, первый бой: «Сейчас в меня! В меня! В меня!»- мы видим нормальную человеческую реакцию человека, оказавшегося беззащитным пред огненной лавой
  • Первый немецкий налёт: «Как удар грома Алексей ощутил мучительное чувство радости, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом, и, стыдясь больно навернувшихся слёз, он крикнул исступлённо, с непонятной обидой и злостью: «Рассредоточиться»!
  • Первая встреча с немцами: (Гл. 4) «Вот они, немцы! Настоящие, живые, а не нарисованные на полигонных щитах. Ему было известно всё, что писалось в газетах и передавалось по радио, но сердце упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих фашистов; он не мог заставить себя думать иначе, как о людях, которых он знал или не знал - безразлично. Но какие же эти? Какие? И что делать? Подать команду стрелять?»

 Учитель. К.Воробьёв художественно объясняет суть фашизма: хороших фашистов не бывает Фашизм- это диагноз. С этим надо бороться всеми доступными, невероятными средствами. И можно остаться человеком, пройдя через нечеловеческие испытания, если эти испытания освящены идеей борьбы с фашизмом.

  • Первая ступень нового мировосприятия в сознании Алексея: (всего за три часа): «Нет, сначала я сам! Надо всё сперва самому!

«Он уже знал, что и как ему делать с собой в случае нового  обстрела и знал, что прикончит любого, кто, как и он сам. Потеряет себя хоть на секунду», «…загнанный вглубь животный  ненужный слезный крик мешает ему что-нибудь сказать курсантам».

 Учитель.  Какова  же новая, заключительная высота в сознании Алексея?

 Ответ. «Он физически ощутил, как растаяла в нём тень страха перед собственной смертью».

Работа с материалами музея.

Обращаемся к экспозициям, где представлены Участники Великой Отечественной войны, их награды. Говорим о том, что эти обыкновенные люди встали над своей жизнью. Преодолели страх перед собственной смертью.

Просим назвать их имена. Вспоминаем, кого они могут назвать из тех, кто ради жизни на земле сумел преодолеть страх пред собственной смертью. И в этом преодолении - их величие.

Учитель. Как вы думаете, что же помогло Алексею преодолеть страх? Что помогало реальным людям преодолеть в подобных ситуациях чувство страха?

Ответ. К.Воробьёв показывает, что помогло Алексею  преодолеть  чувство страха: в самые тяжёлые минуты в сознании Алексея всплывают картины детства – с дедом Матвеем. И ради этой малой Родины  можно пожертвовать своей жизнью.

Учитель.  К. Воробьёв показывает, как меняется  облик Лейтенанта.

Сначала перед нами  просто испуганный и растерянный человек. Он бежит с поля боя. И мы не осуждаем его за это, потому что понимаем, какие чувства он испытывает:

«Не хотелось ничего: ни думать, ни разговаривать, ни жить... Он был пуст, ко всему глух и невосприимчив». «И Алексей впервые понял, что смерть многолика».

 Учитель. Как Воробьёв художественно изобразил чудовищную явь войны?

Ответы.

  • Алексей  очень растерялся оттого, что в одну секунду рухнул все его представления о смысле бытия: «Он бросился по окопу, не зная, куда бежит и что делать».
  • Изуродованный Анисимов, его оторванная нога, смешанная с кровью, стонущая от боли земля рождают в нём (всего за 3 часа!) уже совершенно нового человека: теперь он точно знал, что  не позволит никому, в том числе и себе, растеряться перед лицом смерти. И если раньше услужливая совесть подсказывала ему лазейки, куда он мог спрятаться от кровавого ужаса войны («я не могу     …. Я не пойду … Пусть будет так … без меня… Ну что я им теперь…»). Лейтенант Ястребов приходит к новому пониманию своей роли в этих обстоятельствах: он не просто один из воинов, а совесть, надежда и маяк для рядовых: «Молчаливый диалог с совестью завершён».
  • «Он поглядел на курсантов и понял, что должен идти туда и всё видеть», «Всё видеть , что есть и что будет».
  • «Ему понадобилось не много времени, чтобы построить свои мысли в ряд».

Учитель. И только это новое осознание своей миссии даёт силы идти на это поле, где уже убиты, и ещё будут УБИТЫ, УБИТЫ и УБИТЫ….

Так открылась для Алексея невероятная явь войны.

Война дана глазами двух человек: кадрового офицера и лейтенанта-курсанта

   А кадровый офицер Рюмин просчитывает войну, документально в его восприятии всё расписано по минутам (работа по тексту повести):

8.20- получен приказ об отступлении

8.30-отправлен Клочков за письменным приказом об отступлении;

8.40- появились немецкие броневики;

10.15-миномётный обстрел;

13030- получено известие о гибели политрука Анисимова;

14030- возобновлён артобстрел;

17.00 – обстрел закончен.

 Учитель.  Автор достигает достоверности художественного  факта за счёт предельной концентрации времени.

Учитель. Все мысли курсантов, все их надежды сконцентрированы на капитане Рюмине.

Бесспорно, это самый сложный образ. И автор, несомненно, предполагал, что такой негеройский итог жизни (самоубийство)  не вписывается в наше представление о героическом. Его уход из жизни -  сила или слабость? Поражение или победа?

           Поразмышляем об этом. Ответы.

  • В его роте 220 курсантов, 220 винтовок, 400 противотанковых и 150 противопехотных гранат. 150 бутылок  с бензином.

Это почти по 2 гранаты каждый мог бросить в танки. И одну гранату против немецкой пехоты.

  А какая военная сила направлена на его солдат?

Самолёты, танки, пушки, миномёты….

И понятно его желание вначале повести: «Мысленно отбил танковую атаку», «снова увидел уничтоженные танки и живых курсантов».

Рюмин понимает, что рота   окружена. Понимает, что ни разу не бывавшие в бою курсанты погибнут бесславной смертью. И капитае принимает мужественное решение: дать бой. Пусть курсанты в последние минуты своей жизни почувствуют радость победы. Даже незначительной. Пусть погибнут, но на поле боя, почувствуют себя героями.

«…броском вперёд: и разгромить, обязательно разгромить! Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении».

И он, как и Алексей Ястребов, меняется у нас на глазах – исчезли внешние признаки- перчатки, стэк, выправка.

Осталась только железная логика боля и чувство ответственности за вверенные ему судьбы:

«….со стороны учиться мести невозможно. Это чувство само растёт из сердца, как первая любовь у познавших её».

Учитель Как можно совместить понятия первая любовь- месть?

Ответ. Любовь к жизни, к родине, к людям, что рядом с тобой - всё , что мы называем малая моя родина, рождает чувство ненависти ко всему, что мешает жить и любить жизнь во всех её проявлениях.

Учитель. Как изменилось сознание Рюмина после боя? Какие детали раскрывают его образ?

Ответы.  Рюмин  уверен в себе.  Он пытается вывести из окружения оставшихся в живых. Автор тяготеет к дневниковой форме повествования. На счету не только каждая граната, но и каждый человек. Каждая минута.

Измученные курсанты идут к Клину- до него 37 километров.

Несут с собой всех раненых и трёх погибших в последнем бою.

Почему несут погибших?

Ответы. Это приказ Рюмина  имеет очень большое значение для живых- все должны знать, что они- воинское подразделение, команда. И каждый в ответе за всех и за всё.

   И вот уже лейтенант Гуляев тоном лейтенанта Рюмина просит позволить сбить бутылкой самолёт.

В сознании читателей измученные курсанты предстают как герои. На своём месте они делают больше, чем могут. Именно такое нелогичное противостояние с бутылками против танков наводило ужас на вышколенные немецкие войска.

Используем материалы музея.

Представляем музейную экспозицию с найденными на раскопках в Бельском районе Тверской области экспонатами: простреленная солдатская каска, ремень, элементы винтовки Мосина (вот с каким оружием шли против танков и пулеметов!), гранаты, капсула для адреса родных и т.д. Рассказ об участии земляков в боях.

 Учитель.  Итак, Рюмин действует как кадровый военный: достал карту, послал разведку, повёл роту. Почему же он пришёл к трагическому самоубийству?

Ответ. После очередной танковой атаки и налёта немецких бомбардировщиков он подсчитывает, сколько же осталось в живых и приходит к трагическому пониманию, что все УБИТЫ. И он, командир, не смог их защитить, спасти. Он даже не дал им возможность погибнуть со славой- они безжалостно УБИТЫ.

«Удивлённо», «опасливо», «с тупым любопытством», «непонимающе» в десятый раз обращался с надёждой к Ястребову : «ВСЁ? Больше никого?».

 И Рюмин, вызывающий у всех курсантов всего четыре дня назад чувство немого обожания, «опустился на колени и пополз в пахучую тоннель дыры под немым и страдающим взглядом Алексея».

Учитель.  Отчего страдает Алексей?

Ответ. Ему стыдно за то, что теперь их командир потерял не только командирский, но и человеческий облик. Алексей «ждал страшного разговора  с Рюминым», а тот «сухо и громко сглатывал слюну». Он сломался. Не смог вынести   тяжести своей вины.

Это начало конца: «Всё… За это нас нельзя простить… никогда…»

Учитель. Как вы понимаете эти слова?

Варианты ответов. Командование виновато в том, что  люди не погибли - а были просто «убиты». Но это - законы войны. Не бывает правильных или неправильных войн.

    Лейтенант Алексей Рюмин взял на себя ответственность по крайней мере за свою жизнь.

И в финале повести он встаёт на небывалую высоту:

«Судьба каждого курсанта - своя тоже - вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может кончиться война для Родины- смертью или победой».

 Учитель. Каковы, на ваш взгляд, отличительные художественные особенности повести?

 Ответы.  Главная отличительная особенность  повести о самом трагическом моменте в Великой Отечественной войне практически нет никаких геройских поступков (как в повести А. Бека «Волоколамское шоссе»), а в то же время высота нравственного подвига на такой же высоте, как и в повести А.Бека

  А. Бека. Если в повести А.Бека автор исследует динамику геройского, то в повести  В.К. Воробьёва исследуется мотив, как состоится подвиг несмотря на то, что ничего геройского не происходит. Подвиг в повести

К. Воробьёва, по мнению автора, состоит в том, что человек смог преодолеть в себе чувство страха и сумел растворить его, встать над страхом за свою собственную жизнь во имя великого чувства: отдать свою жизнь за родину.

     Автор добивается воздействия на все наши органы чувств: мы видим, слышим, чувствуем- боль, горе, страдание:

  • «земля стонала,  ворочалась»;
  • «смерть, пролетевшая мимо»;
  • «притаившиеся селения»,        «земля, раздетая ноябрём».

  Представим, что мы с вами - режиссёры-постановщики, сценаристы фильма «Убиты под Москвой». Назовите самые характерные детали (предметы, звуки, цвета), которые, на ваш взгляд, наиболее полно могут воссоздать невероятную явь войны и правду факта.

   Ответы.

БЕЛЫЙ СНЕГ - И ЧЁРНАЯ,РАЗВОРОЧЕННАЯ ЗЕМЛЯ.

Скрежет гусениц танков - и вой самолётов.

Сбитая колокольня на церкви.

Обгорелые остовы домов, среди которых особенно выделяются обгоревшие трубы печей.

Изуродованные детские самодельные игрушки,

Полуобгоревшие детские деревянные санки.

 Котёнок, чёрно-белый, пушистый, испуганный.

Стая ворон на снегу, подбирающаяся к разбросанным по полю телам.

Голенище, в котором видна оторванная нога политрука Анисимова.

Курсант, мёртвый, на снегу, с откинутой рукой, на которой продолжают тикать часы.

Курсант с бутылкой зажигательной смеси. Он встаёт (медленно) лицом к наступающему на него танку.

Курсант  медленно очищает грязь с голенищ сапог и встаёт из окопа лицом к наступающему на него танку.

Траншея, в которой сложены убитые курсанты: молодые лица- застывшие в позах, показывающих нелепость, чудовищность происходящего. Должно сложиться впечатление, что  вот-вот произойдёт чудо- и они встанут

Мальчик лет 8 одиноко бродит по пожарищу, в руках у него (бессмыслица происходящего)  зажата гайка

 Анализ финала повести.

Учитель. С каким жизненным опытом приходит оставшийся в живых  А.Ястребов? Что изменилось в восприятии войны у героя?

Почему финал носит открытый характер?

Обобщающее слово учителя. Литература о Великой Отечественной войне, несмотря на трагизм, всегда несёт в себе жизнеутверждающую силу: эти произведения рассказывают о подвиге ради жизни на Земле.  И мы, наследники славы, чтим  память героев.  

 Учитель.

Возвращаемся к эпиграфу. Просим подумать, как эпиграф связан с отрывком из поэмы

Р. Рождественского «Реквием». (Включаем запись «Реквиема»Р. Рождественского)

Учитель. Слушайте, это мы говорим, мёртвые, мы…..

Слово учителя. Я верю, что среди вас, выпускников, есть будущие режиссёры, постановщики. И лучшим памятником, оправданием жертвы этим курсантам будет памятник, обращённый к нашим чувствам - в слове, в музыке, в кадре…

В 2013 году в нашем поселке умер последний ветеран. Пройдет еще 10-15 лет, и на земле не останется ни одного свидетеля той самой страшной войны. Но пока человечество помнит о том горе, которое несет война, есть шанс предотвратить новую. Давайте не забывать этого.

Поклонимся подвигу народа-победителя

Звучит музыка  (для минуты молчания). На фоне музыки  учащиеся возлагают цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 11 классе "Мотивная структура повести А.И.Куприна "Олеся"

Урок - исследование мотивной структуры повести А.И.Куприна "Олеся" через организацию интерактивной деятельности учащихся. Урок решения "ключевых" задач. Тип урока: Урок комплексного применения знаний....

Тема Великой Отечественной войны в повести К.Воробьёва "Убиты под Москвой".

Литература второй половины ХХ века о Великой Отечественной войне. (К.Воробьев. “Убиты под Москвой”). 2 часа. Тема Великой Отечественной войны в литературе в произведениях 60-х годов 20 века...

Урок литературы в 8 классе на тему "Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой" "

Главная задача учащихся осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года. Рассмотреть проблемы, еоторые затрагивает писатель в повести. Урок построен на основе деятельнос...

Конспект урока литературы в 7 классе "Война и мир в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Цели урока: 1. Рассмотреть антитезу войны и мира, столкновение этих понятий в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»; показать гуманистический, антивоенный пафос повести.2. Способствовать разви...

Урок литературы "Дети страшной той войны"

Аннотация.Нравственные проблемы, поднимающиеся писателями в произведениях художественной литературы актуальны всегда. Книги, рассказывающие о детях, переживших страшную войну должны знать современные ...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...