Урок литературы в 8 классе на тему "Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой" "
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

Главная задача учащихся осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года. Рассмотреть проблемы, еоторые затрагивает писатель в повести. Урок построен на основе деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_grishkovoy_l.v.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева

«Убиты под Москвой».

Цели урока:

  • осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года;
  • рассмотреть проблемы, которые затрагивает писатель в повести;
  • определить идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов;
  • продолжить работу над развитием самостоятельного мышления, творчества;
  • воспитать непримиримое отношение к войне.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

  • умение извлекать информацию из разных источников;
  • умение отбирать материала по заданной теме;
  • умение подбирать цитаты.

     Регулятивные:

  • определять цели и задачи урока;
  • участвовать в коллективном обсуждении темы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение;

    Познавательные:

  • работа с информационным текстом;
  • объяснять значения слов;

    Коммуникативные:

  • групповая работа по обсуждению информации;
  • слушать товарища и обосновывать свое мнение;
  • выражать свои мысли и идеи.

Тип урока: урок-исследование.

ТСО:

Ход урока:

Вам – все это живые.

Нам – отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину – мать.

Пусть не слышен наш голос,

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье –

Это кара страшна.

Твардовский «Я убит подо Ржевом».

  1. Организационная часть.
  2. Актуализация знаний.

Цель: повторить материал и подготовиться к работе по новой теме.

  •  Объясните смысл понятия «лейтенантская  проза».
  •  С какими произведениями о войне вы познакомились?
  •  Что общего в изображении войны у этих писателей?
  1. Урок – исследование.

- Продолжим знакомиться с произведениями, в которых изображена Великая Отечественная война.

1 слайд. Тема урока.

- Давайте попытаемся определить цели нашего урока.

2 слайд. Цели урока.

- Сравните, все ли вам удалось выделить?

3 слайд. Битва за Москву. Музыка.

- Историческая справка. Как освещена битва за Москву в исторических документах?

(Продолжение слайдов).

4 слайд. К. Воробьев «Убиты под Москвой».

 Написана в 1961 году.

  1. Чтение эпиграфа.

- В конце урока вы должны сделать вывод, как эти строки соотносятся с повестью Воробьева «Убиты под Москвой»?

  1. Обмен впечатлениями.

- Какое впечатление произвела на вас эта повесть?

  1. Анализ текста. Работа в группах.

- Сжато пересказать сюжет повести. Какой композиционный прием автор использует?

- Кто и почему стал для конкурсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения?

- В каких эпизодах это особенно выражено? Какие качества русского офицера воплощены в этом образе?

- Обращаясь к страницам повести, покажите, что значит для курсантов Родина, враг, долг, честь, смерть?

- Как показаны в повести подробности быта, «явь войны», ужасы войны? Выскажите свое мнение о прочитанном.

- Традиции какого писателя прослеживаются в изображении войны в повести Воробьева?

- Почему капитан Рюмин, зная, что рота погибнет, решил атаковать немцев в лесу? Почему он решился на самоубийство? Выскажите сове мнение.

- Природа и война. Роль пейзажа.

- Конец повести. Что означают слова Ястребова: «У нас есть Урал»… Какие мысли и чувства вызывает у вас конец повести?

5 слайд. Моцарт «Реквием».

  1. Подведение итогов.

- Как эпиграф соотносится с содержанием повести?

  1. Реализация целей. Рефлексия.
  2. Комментарий оценок. Самооценка.
  3. Д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести   В. Некрасова...

Методическая разработка урока литературы « А нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим…». Поэзия Веры, Надежды, Любви…

Тема урока и выбор материала не случайны. Одной из основных тем в русской поэзии середины и конца двадцатого века  оставалась тема Великой Отечественной войны.Цель  урока – знакомство ...