Урок литературы на тему "Севастопольские рассказы" Л.Н. Толстого - еще одна правда о войне"
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Мандалян Наира Мгеровна

Конспект урока литературы с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ГИМНАЗИЯ № 271 имени П.И.Федулова

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Разработка  мультимедийного  урока

на  тему:

 «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ  РАССКАЗЫ»

Л.Н. ТОЛСТОГО –

ЕЩЕ  ОДНА  ПРАВДА  О  ВОЙНЕ.

 

                                                        Выполнила   учитель                                                           русского языка  и литературы

                                       высшей категории

                                                                     Мандалян Наира Мгеровна

     

        

 Санкт-Петербург

2016 год

Тема урока:  «Севастопольские рассказы»  Л.Н. Толстого -  еще  одна  правда о войне.

Цели  урока:  1. Учебная – ознакомление с произведениями,                                         отразившими военный опыт Л.Н. Толстого;                                       изучение  художественного своеобразия  

            рассказов батального жанра.

2. Воспитательная – показать истинную бесчеловечную сущность любой войны; через рассмотрение реалистичных литературных картин пробудить чувство патриотизма, гуманное отношение к людям.

3. Эстетическая – выявить тесную взаимосвязь разных видов искусства (литературы, живописи, музыки), их общую направленность против войны и в защиту человека.

 

Межпредметные связи:    Использование темы «Крымская  война» из курса истории России (конец XVII-XIX век), темы «Виды и жанры искусства из курса «Деловая культура», подтемы «Пластуны в Крымской войне» из курса         «Кубановедение». 

Виды контроля:  1. Предварительные задания – самостоятельная  работа учащихся с материалами по литературе, истории, кубановедению.

         2. Индивидуальное домашнее задание творческого характера на карточках.

 

Оборудование:     1. Декорации IV бастиона.

2. Стенд «Л.Н. Толстой - баталист».

3. Хронологическая таблица «Крымская война».

4. Портрет Л.Н. Толстого.

5. Карточки с терминами.

6. Карточки с названиями рассказов.

7. Костюмы для инсценировок.

8. Флаги.

9. Фотографии Толстого и участников обороны Севастополя.

10. Музыкальное оформление:

«Севастопольский вальс», фонограмма «Гори, гори, моя звезда»,  исполнение авторской песни «Я вернулся домой».

11. Иллюстрации художников Айвазовского, Тимма, Серова.

12. Мультимедийное оформление, слайд-шоу.

Основные понятия и термины:   правда

                                                            реализм

                                                            натурализм

                                                           антитеза

                                                           «окопная правда»

                                                           батальный

                                                           бастион

                                                           пластуны

         

Эпиграф к уроку:  

Кто злодей, кто герой..? Все хороши и все дурны...

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда...

                                          «Севастополь в мае».

... война не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти...

                                          «Севастополь в декабре месяце».

                 

      

        


ПЛАН -  СХЕМА  УРОКА

Оргмомент.

 


                                             Ход урока:

Оргмомент.

I. Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование, которое поможет определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас. Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу: правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

(чтение эпиграфов)

Какова же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к истории.

II. Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине XIX века.

I половина XIX ознаменована серьезными военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года   блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях сражений.

Крымская война. В 1853 году началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники - Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов. Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко. Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников. Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган. Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова жене, написанного

7 апреля 1855 г. в Севастополе)

Погода здесь хорошая... Стоят туманы... перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в Петербурге.

Теперь я живу в трех   разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне  и восемь сестер трудятся неусыпно день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале собрания стоны раненых...

Комментарий учителя:

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично – мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки – стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.

«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя.

В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н. Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть, этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный».

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В 1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив – наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский  полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой отправляется в осажденный Севастополь, прямо на IV бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IV  Бастион

Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто говорит: «Я иду на IV бастион» - непременно заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» - большей частью отвечают: «C IV бастиона». Вообще же существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто никогда на нем не был и которые убеждены, что IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки... Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство..., следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства.

Комментарий учителя:

  1. «Когда говорит, когда хотят подшутить» - лексический повтор.
  2. Два взгляда на IV бастион: тех, кто там не был и тех, кто там живет.
  3. Определить, кто такие пластуны.
  4. Что такое бастион?

Справка о пластунах.

Ученик: В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля...»

Учитель:

В обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона.  Внешний вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый опасный  IV бастион. После севастопольских событий о них узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под Севастополем». Остались они  и в стихах.

Прочитайте пожалуйста.

Ученик:         Незрима тень, бесшумен шаг

И затаенное дыхание.

Пускай не дремлет чуткий враг,

Но глаз и слух его обманут.

Часами слившийся с травой

Пластом крадущийся возник,

А смерти свист над головой,

Как неотступный проводник

И страха нет в его глазах,

Он видит только цель свою.

Когда стеной идет гроза,

Наперерез ей – есаул.

Штыком исколотой рукой

Он тронет после ордена

И холод шашки золотой.

Потом, когда уйдет война.

Ученик:         Из века в век рядами длинными

Непобежденные идут.

Они не прячутся за спинами

И снисхождения не ждут.

Всегда красивые и сильные

Берут на плечи тяжкий груз

Идут, смеясь глазами синими,

Покручивая темный ус.

И каждый раз с зарею раннею

На страшный жертвенник войны,

Уходят, словно на заклание,

С казачьей песней пластуны.

3. «Севастопольские рассказы» - структурный анализ.

Учитель:        Сейчас мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая ключевые моменты в повествовании.

Итак, первый рассказ цикла:

I. Севастополь в декабре месяце.

(Сообщение учащегося)

В этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

  1. Описание фурштатского солдата.
  2. Посещение госпиталя и операционной.
  3. Описание IV бастиона.

В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа».

II. Севастополь в мае.

(Сообщение учащегося)

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

  1. Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.
  2. Сцена, когда офицер укоряет солдата.
  3. Описание раненных.
  4. Сцена перемирия.
  5. Изображение десятилетнего мальчика на поле среди убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов, покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны, о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Учитель:        Самый страшный эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».

Инсценировка эпизода из рассказа «Севастополь в мае».

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на земле.

Девушка: Он набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе) Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами…

Девушка: (не слушая его) Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они не обнимутся как братья?

Юноша: Нет! Белые тряпки спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с криком убегает).

Девушка: (в глубокой печали) Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это  сумасшествие, то они совсем не разумные создания,  как у вас почему-то принято думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III. Севастополь в августе 1855 г.

       (Сообщение учащегося)

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

  1. Описание солдат.
  2. Изображение места битвы.
  3. Рассуждение о природе  подвига.
  4. История братье Козельцевых.
  5. Поведение людей.
  6. Штурм.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя».

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Главная мысль, высказанная автором – мысль о жестокости любой войны.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты, близкие к ним офицеры, жители города, - одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз, что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю историю пронес героические традиции русского оружия.

Толстой в своих произведениях прославил две русские национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее  «Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о войне» Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой» XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический) – художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм – изображение отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий (примеры из отрывков о IV бастионе  и письма Пирогова).

Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

(«когда» в отрывке «IV бастион»).

Батальный – [франц. – сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий произведения на военную тематику.

Бастион – пятистороннее оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III. Обобщение, объяснение творческого домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями Толстого и участников обороны Севастополя).

Комментарий учителя:

Чтобы ответить на вопрос в карточке, необходимо прочитать «Севастопольские рассказы», обдумать конкретный эпизод и составить письменный краткий ответ с изложением своей точки зрения.

Фотографию нужно вклеить в тетрадь по литературе и записать под ней ответ.

                                   IV. Заключение

«Велики судьбы славянского народа!

Недаром дана ему эта спокойная сила души, эта великая простота и бессознательность силы!» - так писал Л.Н. Толстой в очерке «как умирают русские солдаты».

Главная правда о войне – это правда о ее противоестественной сути, о том, что война есть наихудшее зло, противное природе человека. Самый древний нравственный закон гласит: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». А стало так, замечает Толстой, словно в нем говорится: «Убивайте друг друга». Натуралистично изображая страшные сцены войны, великий реалист Толстой преследует единственную цель – вызвать неприятие любого насилия.

В эпопее Севастополя нет военной победы, но это не значит, что нет в ней подвига и героизма. Ведь не всегда побеждает оружие, чаще – сила человеческого духа. Истинный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, защитник своего Отечества. Так было всегда и так будет. Послушайте, как пишут песни и поют об этом молодые люди XXI века.

/Звучит авторская песня под гитару «Я вернулся домой/.

                                   


Использованная литература

  1. Л.Н. Толстой. Повести и рассказы. Лениздат, 1986г.
  2. Л.Н. Толстой. Севастопольские рассказы. Москва, 1992г.
  3. В.И. Булганов, П.Н. Зырянов. История России – конец XVII – XIX век. Москва, 2005г.
  4. Е.А. Маймин. Лев Толстой. Изд-во «Наука», 2006г.
  5. Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва, Просвещение, 2007г.
  6. Все произведение школьной программы в кратком изложении. Москва, 2005г.
  7. В.И. Даль. Толковый словарь русского языка, современная версия. Москва, ЭКСМО 2002г.
  8. Русская литература XIX-XX вв. под ред. В.К. Риньери. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001г.
  9. Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX в. (II часть) Просвещение, 2001г.
  10. В.Н. Ратушняк. История Кубани с древнейших времен до конца XIX века. Краснодар 2000г.

         


 

3fb77fcb5702

                     

        

                                   ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Схема: Художественные особенности «Севастопольских рассказов»

Финальная цитата: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставшийся Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Главные эпизоды «Севастопольских рассказов»

«Севастополь в декабре месяце»

  1. Описание фурштатского солдата.
  2. Посещение госпиталя и операционной.
  3. Описание IV бастиона.

«Севастополь в мае»

  1. Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.
  2. Сцена, когда офицер укоряет солдата.
  3. Описание раненых.
  4. Сцена перемирия.
  5. Изображение десятилетнего мальчика на поле боя среди убитых

«Севастополь в августе 1855г.».

  1. Описание солдат.
  2. Изображение места битвы.
  3. Рассуждение о природе, подвига.
  4. История братье Козельцевых.
  5. Поведение людей.
  6. Штурм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

Урок литературы в 8 классе на тему "Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой" "

Главная задача учащихся осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года. Рассмотреть проблемы, еоторые затрагивает писатель в повести. Урок построен на основе деятельнос...

Презентация для урока литературы по роману Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе по теме: "История создания, жанр и проблематика романа Л.Н.Толстого"

Презентация предназначена в помощь учителю для проведения первого урока литературы по изучению романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" в 10 классе....

Методическая разработка урока литературы по теме: «Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Цели урока:·        показать учащимся роль Ясной Поляны в жизни Л.Н. Толстого;·        изучить жизненные источники рассказа “После...

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".

Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....

Разработка урока литературы по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".

Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала: особенности композиции и поэтика"....

Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала".

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала": особенности композиции и поэтика"....