Разработка урока литературы по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала".
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Разработка урока литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н. Толстого "После бала: особенности композиции и поэтика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posle_bala_konspekt_uroka.docx | 34.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературы в 8 классе на тему:
«После бала» Л.Н.Толстого: особенности композиции и поэтика рассказа.
Цели и задачи урока.
1. Обучающие:
- расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого;
- познакомить со взглядами писателя на ближайшую историю, с историческими предпосылками создания рассказа «После бала»;
- рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;
- показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
- расширить у учащихся понятие о единстве формы и содержания произведения;
- раскрыть гуманистический пафос рассказа «После бала».
2. Развивающие:
- развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения );
- развивать речевую деятельность учащихся в процессе чтения (осмысления учебного материала), слушания (осмысление устного текста);
- развивать познавательные процессы (память, воображение, внимание);
- развивать коммуникативные компетенции.
3. Воспитывающие:
- воспитывать гармоничную и духовную личность; способствовать пониманию учащимися нравственных понятий, характеризующих личность: милосердие, гуманность, чуткое отношение к человеку, неприятие насилия над личностью
- воспитывать интерес к предмету.
Методы: эвристический, метод беседы, метод фронтального опроса, сравнительно-сопоставительный, аналитический, метод выразительного чтения, метод словесного рисования
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, материалы Президентской библиотеки имени Б.Н.Ельцина, тексты рассказа Л.Толстого «После бала»
Ход урока
СЛАЙД 1
Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!
Мать Тереза
- Организационный момент. Мотивация.
- Добрый день. Сегодня, как обычно на уроках литературы, хотелось бы с вами о многом поговорить, многое обсудить. Мне интересно прислушиваться к вашим мыслям, высказанным вслух. И к мыслям других людей. Недавно попалось мне вот такое высказывание (приведено здесь не полностью). Оно принадлежит известной на весь мир монахине, которая занималась служением бедным и больным. (Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку»)
1) Как вы понимаете это высказывание?
2) От чего зависит жизнь человека?
Проблемный вопрос:
3) Может ли случай изменить жизнь человека?
4) Поможет ли рассказ, который вы прочитали дома, разобраться нам в этом?
СЛАЙД 2
Сегодня мы проанализируем одно из интереснейших произведений русской литературы – рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала». Давайте исследуем поэтику этого произведения.
СЛАЙДЫ 3,4
- Эмоционально-оценочное высказывание о прочитанном.
1) Каковы ваши впечатления от прочитанного текста?
2) Почему этот текст по жанру является рассказом? (Т.к. в центре повествования одно важное событие из жизни одного героя, один герой, небольшое по объёму произведение)
СЛАЙД 5
3) Почему рассказ называется «После бала»? (основные события происходят после бала/ именно после бала происходят события, изменившие жизнь героя).
Учитель: Надо сказать, что у этого рассказа есть своя история создания.
СЛАЙД 6
Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.
Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого. В произведении описаны 40-ые годы XIX века. Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России). В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя - Сергеем Николаевичем.
СЛАЙД 7
Об этом писатель даже оставил запись в своём дневнике (18 июня, 9 августа 1903г.)
Обратите внимание: первоначально Л.Толстой назвал свой рассказ «Отец и дочь», Были и другие варианты – «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…»
- Почему именно «После бала» называет автор свой рассказ?
- Работа с текстом. Анализ рассказа.
- Есть ли какая-нибудь особенность в построении произведения? (Есть. Это рассказ в рассказе (литературный прием).
СЛАЙД 8
- Назовите действующих лиц рассказа.
(Повествователь, Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович – отец Вареньки)
Для того чтобы лучше понять идею этого рассказа, надо посмотреть на его композиционные части.
- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (Две – основные; или 1 – как бы экспозиция, 2 – 3 –основные (до и после бала), 4 – как бы эпилог).
СЛАЙД 9
- Какую из частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
Зачем писателю понадобилась первая часть рассказа?
СЛАЙД 10
Как называется такой приём?
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция (порядок приведения в исполнение телесного наказания или смертной казни (во времена Николая Iв России не было смертной казни (особая гордость), но телесные наказания были жестокими). Написать на доске
СЛАЙД 11
- А на сколько частей делит текст автор произведения? (Не делит. Одна часть). Почему?
Одним из помощников нам послужит пространство и время произведения.
СЛАЙД 12
- Где и когда происходит действие первой основной части рассказа? Зачитаем текст (стр. 31 последний абзац)
… был я в последний день Масленицы был на бале у губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера. Принимала такая же добродушная, как и он, жена его… Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный...
-КОРОТКО ПЕРЕДАЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ РАССКАЗА (ФОН – МУЗЫКА)
СЛАЙД 13, 14
- Где и когда происходит действие второй (основной) части рассказа? ( стр. 37 2й абзац) Раннее промозглое утро Чистого понедельника . Большая улица города. Плац (площадь для воинских строевых занятий)
- КОРОТКО ПЕРЕДАЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ РАССКАЗА
Учитель: Наказание шпицрутенами ввел Петр Первый в 1701 году. Такое наказание использовали в армиях и других государств. Осужденный проходил сквозь строй солдат от 100 до 800 человек.
В одном из изданий Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, датированным 1910-1912гг., где речь идёт о переходной эпохе царствования Александра I и Николая I в России, читаем: «…допускалось за раз более тысячи розог, палок или фухтелей «ударовъ плоской стороной сабли» / Михеев С.П. История русской армии. Вып. 4. Переходная эпоха (1815-1856гг. – М.: издание С.Михеева и А. Казачкова, стр. 10 https://www.prlib.ru
В начале 19 века число ударов доходило до 6 тысяч.
Вот что писал о телесных наказаниях Л.Н.Толстой.
СЛАЙД 15
- Как, по-вашему, относится к таким наказаниям автор рассказа «После бала»
(«Экзекуция. Стыдно!» / Л.Толстой, - Ростов-на-Дону: К свету, (1900) https://www.prlib.ru)
В 1863г. Такое наказание в русской армии отменено Александром II/
- ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА «Дуэлянт» (2016г.) фрагмент 0.49 -2.00
СЛАЙД 16
- Работа в группах. Наблюдение над сценами (проверка домашнего задания) «На балу» (1 группа), «После бала» (2 группа): приемы изображения внутреннего мира героев
слова, обозначающие 1) цвет, 2) звуки 3) чувства 4) речь героев 5) действия, движения 6) последствия для героев
1 группа. «Сцена бала». 2 группа. «Сцена после бала».
Приемы изображения внутреннего мира героев. (Итог работы групп)
1 группа и 2 группа
Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа | Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала | Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата |
Слова, обозначающие цвет | Белый, розовый, атласный | что-то большое, чёрное; много чёрных людей; Красная спина, что-то пёстрое, мокрое, красное , неестественное |
Слова, обозначающие звуки музыки | Танцевал до упаду – и кадрили, и вальсы, и польки, мазурку. | Звуки флейты и барабана; жёсткая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия. |
Слова, обозначающие чувства | Бал был чудесный. Зала прекрасная, буфет великолепный. Без вина был пьян любовью. И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела… Не видал, как прошло время. Восторг, благодарность, весел, доволен. Я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро. Любовался, смотрел с восторженным умилением. Носки сапог особенно умиляли меня. Я обнимал весь мир своей любовью. Счастье моё всё росло и росло. Я её любил. И боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья. | На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска… и мне казалось, что меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища. |
Речь героев эпизода | Ласковая, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Пожалуйста. Варенька. | Братцы, помилосердствуйте. Гневный голос полковника. Они знали что-то такое, чего я не знал? |
Слова, обозначающие действия, движение | Танцевал | Военный шёл твёрдой, подрагивающей походкой; бил по лицу солдата; крикнул; грозно и злобно нахмурился, поспешно отвернулся. |
Последствия |
| 1. Не мог поступить в военную службу. 2. Любовь пошла на убыль. Так и сошла на нет. |
СЛАЙД 17
Вывод: Эпизод бала и события после него противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, их чувств; противопоставление обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Прием контраста помогает выявить существо характеров героев и в то же время обнажить социальные противоречия в царской России.
- Характеристика литературного героя.
Образ полковника
2) На какую деталь в изображении полковника обращает внимание автор и в первом, и во втором эпизоде? (замшевая перчатка полковника) Для чего он это делает?
(Толстой использует прием зеркального отражения, и полковник отразился в кривом зеркале: румяное лицо, белые усы, бакенбарды как у Николая 1, замшевая перчатка – «всё надо по закону»)
3) По какому закону живёт полковник? Что мы можем сказать о его характере? Можем ли мы сказать, что он двоедушен?
(Он статичен. Его характер неизменен. Он не может измениться и стать не таким жестоким на службе (воинский служака, привык к таким законам, не задумывается, правильно ли поступает, ведь «Всё по закону»
3) Приемлемы ли для него понятия милосердие, гуманность, чуткое отношение к людям? (скорее нет)
Образ Вареньки
1) Почему, глядя на Вареньку, Иван Васильевич вспоминал её отца? (и та же улыбка).
2) Прав ли Иван Васильевич, считая Вареньку причастной ко злу, совершаемому её отцом?
3) Можно ли Вареньку назвать жертвой обстоятельств? Почему?
4) Изменил ли случай её жизнь?
Образ Ивана Васильевича
- А как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
(отказывается от карьеры военного, так как для него не приемлема жестокость, он начинает понимать фальшь высшего общества, к которому принадлежит он сам, полковник и его дочь, он выбирает путь «неучастия во лжи», даже любовь к Вареньке сходит на нет)
2) По какому закону живёт Иван Васильевич? (милосердие, гуманизм)
3) Что очень важное понял для себя герой? (Он искал ответы на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии: наверное они знают что-то такое, чего не знаю я.
Ответы не были найдены, поэтому Иван Васильевич выбрал для себя позицию отстранения. Он не может изменить мир, но может изменить себя.)
4) В какое время происходит случай, героем которого стал Иван Васильевич? (Масленица, Прощённое воскресение. Чистый понедельник)
5) К какой мысли подталкивает нас великий гуманист Л.Толстой? (Надо с любовью относиться к людям проявлять милосердие к ближнему. Вспомним: «Братцы, помилосердствуйте!» Но братцы не милосердовали.)
СЛАЙД 18
ИДЕЯ РАССКАЗА: Надо жить по христианским законам. Человек не может и не должен быть равнодушен к жизни других людей, близких и дальних, больше того, он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в мире.
- Актуально ли это в наши дни?
6. Подведение итогов.
Итак, давайте сделаем выводы по уроку.
-Почему рассказ так называется?
- Какой приём положен в основу композиции рассказа?
- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)
- Какие еще приемы помогли нам разобраться в авторских мыслях? (приёмы изображения внутреннего мира героев)
- О чем заставляет задуматься этот рассказ? (Надо быть гуманным, творить добро, надо быть ответственным за происходящее в мире)
Вернемся к эпиграфу, словам Матери Терезы
Жизнь – вызов. Примите его!
Жизнь – трагедия. Преодолейте её!
Жизнь – борьба. Выдержите её!
Жизнь – счастье. Сотворите его!
- Какая бывает жизнь?
(Она разная. Мы должны принимать её во всех проявлениях. Решать проблемы, а не бежать от них, становиться только сильнее от бед, бороться с отрицательным в себе)
- А Иван Васильевич принял жизненный вызов? (Нет. Он бежал от него (хотя надо сделать скидку на его возраст (студент). И это оставляет какой-то неприятный осадок от прочитанной истории)
- А как бы вы поступили на месте Ивана Васильевича?
А счастье, дорогие мои, мы творим своими руками. Я желаю вам быть творцами своего счастья и успешно преодолевать все трудности.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
РЕФЛЕКСИЯ
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Приложение 2
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Новое (чего не знал) | Что удивило? | Хочу знать… |
Приложение 1
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Работа с учебником
Приемы изображения внутреннего мира героев.
Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа | Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала | Слова и выражения, употребляемые в сцене после бала, в сцене описания наказания солдата |
Слова, обозначающие цвет | Описание внешности Вареньки (стр.31 ) Описание внешности отца Вареньки (стр.33) Описание хозяйки дома (стр.31 ) | Описание погоды, природы (стр.36,37 ) Описание солдат, кузнеца, татарина (стр.37,38) |
Слова, обозначающие звуки музыки | Стр.31,32,33 | Стр.37 |
Слова, обозначающие чувства | Психологическое состояние Ивана Васильевича (стр.32,35 ) | Психологическое состояние Ивана Васильевича (стр.39) |
Речь героев | Хозяйки (стр.33 ) Петра Владиславовича (стр.33,35 ) | Речь татарина (стр.38) Речь кузнеца (стр.38) Речь полковника (стр.38) Речь Ивана Васильевича (стр.39 ) |
Слова, обозначающие действия, движение | Стр.31 | Стр.38 |
Последствия |
Жизнь — возможность, используйте ее
Жизнь — возможность, используйте ее.
Жизнь — красота, восхищайтесь ею.
Жизнь — блаженство, вкусите его.
Жизнь — мечта, осуществите ее.
Жизнь — вызов, примите его.
Жизнь — долг, исполните его.
Жизнь — игра, сыграйте в нее.
Жизнь — богатство, дорожите им.
Жизнь — здоровье, берегите его.
Жизнь — любовь, наслаждайтесь ею.
Жизнь — тайна, познайте ее.
Жизнь — шанс, воспользуйтесь им.
Жизнь — горе, превозмогите его.
Жизнь — борьба, выдержите ее.
Жизнь — приключение, решитесь на него.
Жизнь — трагедия, преодолейте ее.
Жизнь — счастье, сотворите его.
Жизнь слишком прекрасна — не губите ее.
Жизнь — это жизнь, боритесь за нее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское»...
Методическая разработка открытого урока литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
План-конспект открытого урока литературы в 8 классе по творчеству Л.Н.Толстого...
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"
Презентация к открытому уроку литературы по творчеству Л.Н.Толстого в 8 классе...
Технологическая карта урока литературы по теме:" Рассказ О.Генри "Фараон и хорал"
Технологическая карта урока литературы по теме: "Рассказ О.Генри "Фараон и хорал" демонстрирует возможности проведения урока с использованием технологии РКМПЧ и таких инновационные приемы,...
Урок литературы на тему "Рассказ "Глюк" Л.Петрушевской как зеркало социальных проблем"
Урок внеклассного чтения для 8 класса...
Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ А.П.Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического".
Презентация к уроку литературы в 6 классе по теме: "Рассказ А.П. Чехова "Толстый и тонкий". Истоки комического"....
Презентация к уроку литературы по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала".
Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "После бала": особенности композиции и поэтика"....