Урок литературы "Дети страшной той войны"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Аннотация.

Нравственные проблемы, поднимающиеся писателями в произведениях художественной литературы актуальны всегда. Книги, рассказывающие о детях, переживших страшную войну должны знать современные школьники. Данный урок по теме «Дети страшной той войны» рассчитан  для проведения уроков внеклассного чтения учащихся среднего звена (5-8 классов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_strashnoy_toy_voyny.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ им.М.В. Скворцова с.Березовая Лука»








Урок литературы в 8 классе

«Дети страшной той войны»

Работу выполнила: учитель русского языка и литературы

 Попонова Татьяна Николаевна

 

2020

Аннотация.

Нравственные проблемы, поднимающиеся писателями в произведениях художественной литературы актуальны всегда. Книги, рассказывающие о детях, переживших страшную войну должны знать современные школьники. Данный урок по теме «Дети страшной той войны» рассчитан  для проведения уроков внеклассного чтения учащихся среднего звена (5-8 классов)


Дети страшной той войны.

                                                            «Все дети мира плачут одинаково»

                                                                                                    Л.Леонов.

                                                              Мы дети страшных лет России,

                                                              Забыть не в силах ничего!

                                                                                                   А.Блок.  

    Педагогические задачи: способствовать формированию представления о А.Лиханове и С. Алексиевич, как о писателях, поднимающих в своих произведениях нравственные проблемы и рассказывающих о детях, переживших страшную войну.

Тип урока: решение частных задач (проект).

Форма проведения: проект.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: иметь представление о творчестве писателей, рассказывающих о детях военного времени, уметь создавать словесный портрет, картину на основе полученных знаний и представлений;

ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение к произведениям писателей, отразивших картины трудных военных лет в повестях, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование; самостоятельно создавать электронную презентацию.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями  понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе, формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная (презентация), групповая.

Интернет-ресурсы:

1.Лиханов, Альберт. – режим доступа: http://.wikipedia/Лиханов,_Альберт_

2. Алексиевич, Светлана.- режим доступа: http://.wikipedia/Алексиевич._Светлана_

Оборудование: портреты писателей А.Лиханова и С. Алексиевич; выставка рисунков ребят на тему «Дети и война»; эпиграфы записаны на доске.

Основные понятия и термины: историческая память, патриотизм, преемственность поколений.

Сценарий урока:

Постановка целей и задач урока.

Сегодня не обычный урок, а урок посвящённый детям, которым пришлось пережить войну. Наша задача – составить представление об этом времени. Познакомиться  с именами писателей, которые изобразили картины этого тяжёлого времени в своих произведениях.

                    - Детство… Островок детства… Пора детства… Что такое детство для вас? (Радость, солнце, конфеты, мама, папа, друзья…)

А вот как об этом говорят герои книги С. Алексиевич: « До войны у меня было детство», «Всё, что было до войны, казалось прекрасным», «До войны мы любили булочки и чай и знали, что этого больше не  будет».

Дети и война.… Нет более несовместимого на свете, чем это – дети и война. Точно сказано: «У войны не женское лицо». И тем более не детское. Однако целое поколение мы называем детьми войны. У этого поколения военное лихолетье пыталось отобрать детство, вырвать из рук книги, тетради, учебники. На его долю выпали тяготы, испытания, невзгоды. Ребёнок, прошедший через ужасы войны, - ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Когда-то Ф.М.Достоевский поднял проблему общего счастья в зависимость от страдания одного-единственного ребёнка. А в 1941-1945 годах таких были тысячи.

Поэт Николай Трегубов  так вспоминал своё военное детство:

Нам детство трудное досталось

Среди осколков ржавых, кирпичей,

О детских шалостях мечталось,

Но не было ни кукол, ни мячей.

Патроны, мины и гранаты –

Богатый выбор.

Смерть – вольна.

Немало сверстников взяла ты

Оставленным оружием, война.

Потери эти не вносились в списки

Солдат, погибших на войне,

Не ставились над ними обелиски,

Не потому ли больно мне вдвойне?!

- Ребята, какие книги на эту тему вы читали?

(В.Богомолов «Иван», А.Лиханов «Последние холода», С.Алексиевич «Последние свидетели», К.Симонов «Малышка» и другие)

Изучение нового материала.

Класс заранее был разделён на две группы, которым было дано задание прочитать произведение и подготовить защиту своих проектов.

 Первая творческая группа.

1.Ребята прочитали повесть А.Лиханова «Последние холода».

2.Нашли в интернете сведения об авторе.

 Альберт Анатольевич Лиханов — детский писатель, президент Международной ассоциации детских фондов, председатель Российского детского фонда. Академик Российской академии образования (2001), академик Российской академии естественных наук (1993), почетный профессор Вятского государственного педагогического университета (1995) (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), почётный профессор Белгородского государственного университета (2001) 
Родился 13 сентября 1935 года в городе Кирове. Отец — Анатолий Николаевич, слесарь, был внуком полковника из обедневших дворян. Мама — Милица Алексеевна — медицинский лаборант. В 1958 году окончил Уральский государственный университет им. М. Горького (г. Свердловск), филологический факультет, отделение журналистики.

Писатель, общественный деятель. В 1986—1987 гг. вышло его собрание сочинений в 4-х томах. В 2000 году вышло собрание сочинений в 6-ти томах. В 2005 году вышло в свет уникально изданное собрание сочинений Альберта Лиханова в виде библиотеки из 20 книг. Более 100 его книг вышли за рубежом. Семь произведений писателя экранизированы, три — инсценированы. 

Основные литературные произведения — повести «Чистые камушки», «Обман», «Лабиринт» (трилогия «Семейный обстоятельства»), «Благие намерения», «Голгофа», «Невинные тайны», «Высшая мера», «Паводок», «Никто», «Сломанная кукла». Роман в повестях «Русские мальчики» и роман «Мужская школа» составляют дилогию о военных действиях.

Награжден двумя медалями СССР, медалью К. Д. УшинскогоН. К. Крупской, Л. Толстого, орденами «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени, грузинским «Орденом Чести», медалями Белоруссии и Армении.

3.Обсудили произведение по следующим вопросам:

1. Какие чувства вызвала у вас повесть?

2. От чьего лица ведётся повествование в повести? Что вы можете о нём рассказать?

3.Расскажите о первой встрече Коли с Вадькой и Машей. Почему их все называют «шакалами»? Почему им приходится попрошайничать? Какие чувства испытывают дети при этом?

4.Коля задаёт себе вопрос: а я бы смог так? Задайте и вы себе этот вопрос. Поставьте себя на место этих несчастных детей. Какие чувства возникли у вас?

(Ребята: жалость, сострадание к детям, ненависть к войне, которая оставляет детей сиротами, приносит им страдания от холода, голода и унижений) )

5.Какие черты характера проявили эвакуированные дети?

(Ребята: благородство, смелость, самостоятельность, гордость )

6.Колина мама сказала про Вадика и Машу: «Вот видишь, какие молодцы. Просто герои. Самые настоящие герои». Как вы думаете, можно ли их назвать героями?

(Ребята: Да. За их несгибаемость, силу воли, за их умение выжить в труднейших условиях, за стойкость и мужество)

7. Меняется ли характер Коли под воздействием дружбы с Вадимом и Машей?

8. Какие художественные средства помогают понять чувство разочарования Коли при встрече с суровой действительностью?

(Ребята:

 Эпитеты: «угрюмый, протяжный дом»

Сравнения: «дом походил на животину, которая распласталась, прижавшись к земле»

Олицетворения: «стёкла обросли наледью», «дверь, ошпаренная инеем, поддала…сзади, протолкнула вперёд»

Антитеза: угрюмый дом – оазис)

9. Какие проблемы ставит Лиханов в повести «Последние холода»?

(Ребята:

Добра и зла

Любви и ненависти

Взросления человека

Взаимоотношений взрослых и детей

Война и дети)

Вторая творческая  группа.

  1. Ребята познакомились с документальной  повестью С.Алексиевич «Последние свидетели».
  2. Нашли в интернете сведения об авторе.

 Светлана Александровна Алексиевич (1948) - советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась Светлана Алексиевич 31 мая 1948 года в городе Станиславе Западной Украины (ныне Ивано-Франковск). Мать ее была украинкой, а отец белорусом. Все свое детство Светлана провела в селе в Винницкой области. Позже они переехали в Белоруссию. Бабушка по линии отца и дедушка по линии матери погибли на фронте, также двое братьев отца Светланы пропали без вести в годы войны. Ее отец был единственным, кто вернулся с фронта. Родители Светланы Алексиевич были учителями в сельской школе.

Светлана окончила школу в селе Копаткевичи Петриковского района Гомельской области в 1965 году.

Журналистская биография Светланы Алексиевич начинается в 1972 году, после окончания университета.

Светлана Алексиевич пишет в жанре художественно-документальной прозы. Своими учителями она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Все книги Алексиевич основаны на подробных интервью с людьми, которые пережили какое-то сложное событие или с их выжившими родственниками.

С 1983 года - член Союза писателей СССР.

В 1983 году была написана документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участницами Великой Отечественный войны "У войны не женское лицо", принесшая Алексиевич известность. В 1985 году повесть была опубликована, это была первая опубликованная книга Светланы Алексиевич. Вторая книга писательницы, «Последние свидетели: книга недетских рассказов» (1985, в последующих изданиях использовались варианты подзаголовка «Соло для детского голоса», «Сто недетских колыбельных», «100 недетских рассказов») основана на воспоминаниях детей, которым во время Великой отечественной войны было от шести до двенадцати лет.

С 2000 по 2013 год начинается новый этап в биографии Светланы Алексиевич: она переезжает в Италию, позднее живет и работает над своими книгами во Франции и Германии. В 2013 году она снова вернулась на родину и в настоящее время живет в Беларуси.

Среди многочисленных наград, орденов и премий Светланы Алексиевич - Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984), Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984), Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание, Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014). А также награждена Нобелевской премией по литературе (2015) — «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время»

 3.Рассказали, как создавалась книга.

 В предисловии к книге автор пишет: «На вопрос: кто же герой этой книги? – я бы ответила – детство, которое сжигали, расстреливали, убивали и бомбой и пулей, и голодом, и страхом, и безоотцовщиной. Погибали дети – граждане мира»

Для справки: в детских домах Белоруссии в 1945 году воспитывались  26900 сирот.

И ещё одна цифра – во время Второй мировой войны на земле погибло около 13 миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских детей, сколько белорусских, сколько польских или французских?

 4.Обсудили  произведение по следующим вопросам:

  1. Чем отличается книга С.Алексиевич  от прочитанных вами других произведений?
  2. Какие чувства вы испытали, читая книгу?
  3. Ребята: Ужас, страх, потрясение, нежелание всё это пережить самим.

4. Мы прочитали книгу воспоминаний детей войны. А ведь это такое далёкое для нас время. Может ли эта книга содержать проблемы, важные для нас сейчас?

         (Ребята:

Милосердие

Доброта

               Человеческая взаимопомощь

Чуткость

Память

Благодарность)

  1.   А не жестоко ли по отношению к нам поступила писательница, собрав и опубликовав эту книгу? Нужны ли такие книги сегодня?

(Ребята: Можно ответить словами В.П.Астафьева: «Что бы я хотел видеть в прозе о войне? Правду! Всю жестокую, необходимую правду, для того чтобы человечество, узнав её, было благоразумней».)

                         

 - Ребята, а есть ли среди ваших родных и близких те, которых можно назвать последними свидетелями Великой Отечественной войны? Какими они были в те годы? Что они помнят об этой войне?

(Ребята рассказывают воспоминания своих близких и родных, на долю которых выпало жить в это страшное время).

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Разговор у нас состоялся серьёзный и искренний. Он разбудил нашу память, растревожил сердца, нарисовал картины военного лихолетья, о которых мы с вами и весь наш народ не должны забывать никогда.

     Помните, в повести «Последние холода» учительница Анна Николаевна в День Победы, который праздновали в школе, сказала: «Пройдёт время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети, дети минувшей войны. – Она помолчала. – Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки же, конечно, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит её. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость. Наши слёзы. Так вот. Не давайте им забыть! Понимаете? ВЫ-то это не забудете, вот и другим не давайте!»

          На земле самый лучший народ – дети. Наступил 21 век. Тревожный век. Хочу, чтобы вы были счастливыми, добрыми, памятливыми, благодарными.

Во имя этого были написаны книги замечательных писателей А.Лиханова и С.Алексиевич.

Не обожжённые сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину, -

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс,

Конечно, мы смотрим иными глазами,

Такими же, полными слёз.

                                    Ю. Поляков «Ответ фронтовику».

Домашнее задание: написать отзыв об уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети страшной той войны

Сценарий воспитательного мероприятия о жизни детей в годы Великой Отечественной войны...

"Это страшное слово "война"....." Литературно-художественная постановка

Чтоб знали, чтоб помнили, чтобы чтили...Чтобы ни у одного из наших детей не повернулся язык сказать " подумаешь, война...Это же было давно!"............

Литературная гостиная «Дети страшной той войны…»

Работа «Литературной гостиной» – это способ реализации творческого потенциала, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения, прозаического или поэтического, стимул для более глубок...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...

Это страшное слово война

В основе видеофильма лежат воспоминания жителя Блокадного Ленинграда, который делится тем, что врезалось в память во время 900 дней Блокады Ленинграда с двенадцатилетним внуком.Прожив большую жизнь, б...

Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики

Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...