Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Опушнева Эльвира Николаевна

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формирование активной жизненой позиции. В композиции использованы стихи поэтов - участников Великой Отечественной войны: Ю.Друниной, А.Твардовского, Р.Рождественского, Е.Евтушенко. "Дети и война - нет более ужасного сближения вещей на свете", - писал А.Твардовский. Именно об этом данная композиция.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа  с. Талица  Фаленского района Кировской области

           

   

Дети страшной той войны…

Литературно-музыкальная  композиция

                                                  Разработка составлена Опушневой

                                                 Эльвирой  Николаевной, учителем

                                                        русского языка и литературы  высшей

                                           квалификационной категории  

                                                             МОУ СОШ с.Талица Фаленского района

                        Кировской области

                                                                   2014 год

Цели:  

  • воспитание патриотизма учащихся на основе осмысления ими героического прошлого страны;
  • формирование любви к мирной жизни и активной жизненной позиции.

Форма проведения:  КТД

Предварительная подготовка:

  • сбор материалов для составления композиции: стихи  о детях войны, песни о войне, музыкальное сопровождение;
  • подбор иллюстраций о войне, фотографий;
  • составление презентаций учащихся с родителями по теме: «Мое представление о войне в иллюстрациях и фотографиях»;
  • обучение выразительному чтению прозаического текста и стихотворений;
  • обучение элементам театрализованного представления;
  • подбор книг о детях-героях для выставки.

Оборудование:

  • оформление сцены;
  • ноутбук и диапроектор;
  • плакаты    «Поклонимся великим тем годам»

                  «Благодарим, солдаты, Вас

                  За жизнь, за детство, за весну,

                  За тишину, за светлый дом,

                  За мир, в котором мы живем!»

                  «Мы о войне лишь знаем по рассказам»

  • слова песни «Хотят ли русские войны» для исполнения вместе с родителями, гостями

Участники:  ученики 6 класса, родители, гости

                                   

                                                                                                         

                                                                                                        Дети и война – нет более

                                                                                 ужасного  сближения  вещей на свете.

                                                                                                                         А.Т. Твардовский

Звучит в записи песня «Священная война»  (Стихи В.И.Лебедева-Кумача,  музыка А.В. Александрова).

На фоне песни – презентация  « Как могут дни эти забыться. 1941 - 1945». Мое представление о войне в иллюстрациях.

1 ведущий.  

       22 июня 1941 года гитлеровская Германия напала на Советский Союз.  Используя внезапность и большой перевес в силе, немцы в первые дни войны далеко врезались в глубь России.  Начальник германского  штаба сухопутных войск Гальдер 3 июля 1941 года записал в своем дневнике: «Кампания против России выиграна в течение 14 дней».  Но генерал поторопился:  наша армия, наш народ выдержали натиск фашистов и в жесточайшей борьбе не только отстояли свою Отчизну, но и освободили народы Европы.

2 ведущий.  Против фашистов поднялось все Отечество, даже дети. Уходили на войну совсем юные, вчерашние школьники. Наравне  с юношами воевали и девушки. Многие из них не вернулись.

Звучит песня  «До свидания, мальчики»    Слова Б. Окуджавы

               

Ах, война, что ж  ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

У порога едва помаячили

И ушили за солдатом солдат…

До свидания, мальчики!  Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб - разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги -  ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают,  что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!  Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

Чтец.  

На  улочке  скромной,  где пела

Весною  капелла  скворцов,

Жил  мальчик  вихрастый – Ромео,

Отважнейший  из  сорванцов.

А  с  ним  по  соседству,  согрета

Вниманием,  робким  еще,

Его  подрастала  Джульетта

С  отливом  калиновых щек.

Года,  невозвратные птицы,

Пускались  в  свой  вечный  полет,

Пришла  им  пора  объясниться

У  низеньких  ветхих  ворот.

И  тайна  для  них,  для  обоих,

Но  вовсе  не  тайна  для  всех

Растаяла  вешней  порою,

Как  серый  слежавшийся  снег…

Но  вдруг безмятежные  звуки

Смял  голос  военной  трубы.

Гонцов  разослала  разлука

И  встала  земля  на  дыбы.

Покинул  свой  домик  в  то  лето

Ромео – безусый  солдат,

По  выжженным  травам  Джульетта

Ушла  в  полевой  медсанбат.

Оставив  глубокие  меты,

Свинцом  отхлестали  года…

Но  нет  в  этом  мире  Джульетты,

Не  будет  ее  никогда.

Она  в  разметавшемся  смерче

Осколочных  брызг  и огня,

Бессильных  спасая  от  смерти,

Себя  защитить  не  смогла.

И  в  домике  тихом  с  портрета

Без  звонкого  смеха,  без  слов

Глядит  на  Ромео  Джульетта

Из  тех  предвоенных годов.  

                               (В. Краснопевцев.   Песенка о Ромео и Джульетте)

Чтец.     

Где ж вы, одноклассницы – девчонки?

Через годы все гляжу вам вслед –

Стираные старые юбчонки

Треплет ветер предвоенных лет.

Кофточки, блестящие от глажки,

Тапочки, чиненные сто раз…

С полным основанием стиляжки

Посчитали б чучелами нас!

Было трудно.  Всякое бывало,

Но остались мы освещены

Заревом отцовских идеалов,

Духу революции верны.

Потому, когда, гремя в набаты.

Вдруг война к нам в детство ворвалась,

Так летели вы в военкоматы,

Тапочки, чиненные сто раз!

Помнишь Люську,  Люську – заводилу:

Нос – картошкой.  А ресницы – лен?

Нашу Люську в братскую могилу

Проводил стрелковый батальон…

А Наташа? – робкая походка,

Первая тихоня из тихонь –

Бросилась к  подбитой самоходке,

Бросилась к товарищам в огонь…

Не звенят солдатские медали,

Много лет, не просыпаясь, спят

Те, кто Волгограда не отдали,

Хоть тогда он звался Сталинград.

Вы поймите, стильные девчонки,

Я не пожалею никогда,

Что носила старые юбчонки,

Что мужала в горькие года!

                                 (Юлия Друнина.  Сверстницам)

Звучит песня  «Москвичи».  Слова Е. Винокурова, музыка А. Эшпая

В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с Малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд,

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной

Пылает над Москвой

В окне на Малой Бронной,

В окне на Моховой.

Друзьям не  встать. В округе

Без них идет кино,

Девчонки, их подруги,

Все замужем давно.

Но помнит мир спасенный,

Мир вечный, мир живой

Сережку с Малой Бронной

И Витьку с Моховой.

1 ведущий.   Часто совсем еще дети  были разведчиками в партизанских отрядах, пытались помогать бойцам.

Чтецы  (по ролям)  

Был трудный бой.  Все нынче,  как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут,  забыл его спросить.

Лет десяти – двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, - столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал,  они вон там, в саду…

- Да где же, где?.. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:  «Спасибо, хлопец!» –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

                        (А. Твардовский. Рассказ танкиста).

Чтец.   

В глухую ночь свинцом нависли тучи,

Седыми  космами  налег туман густой.

Бродила смерть в лесу, трещали сучья

Под пьяною  фашистскою ногой.

- Сдавайся, рус! – и пули хлещут градом,

Гремят снаряды озверелых банд.

А за деревней с небольшим отрядом

Ждал встречи с фрицем Петька-партизан.

- Вперед, за Родину! – он закричал ребятам, -

За красный флаг! За наш родной народ!

И он взмахнул тяжелою гранатой,

И с криком первый бросился вперед.

Густая кровь текла из жгучей раны.

-Вперед. Вперед! – он хлопцев призывал.

И каждый слышал Петьку-партизана

Сквозь грохот мин, сквозь пулеметный шквал.

…Окончен бой… Ребята у баяна

Слагают песнь о славе боевой,

О жарких днях, о смелых партизанах,

О  Петьке, не вернувшемся домой…

                 ( Николай Шуликов. В глухую ночь свинцом нависли тучи)

Звучит песня  «Последний бой»  Слова М.Ножкина

2 ведущий.   

Трудно было не только тем, кто воевал, но и тем, кто был в тылу, далеко от  военных действий.  Вот воспоминания Т. Ивлевой, чье детство пришлось на годы войны: «В начале войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали  их в госпитали. А летом и весной нас вывозили на сбор крапивы,  из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».

Чтец.   

Отца  забрали  на  войну.

…Мальчишка - шпингалет,

Но   в раз  прибавила  ему

Война  так  много  лет.

«Так  что  же,  мать?

Так,  значит,  мать?

Я  в  доме  голова?

Ты  начинай  белье  стирать,

А  я  колоть  дрова!

Ты  говоришь:

Дровец  чуток

Осталось.

Так  и  быть,

Продай  слона,

Продай  свисток!

Без  них  ведь  можно  жить!

Продай  матроску,  говорю!

Теперь  не  до  тряпья,

Ты  только,  мама,  не  горюй!

Не  брошу я  тебя!»

                   (А. Брагин.  «Отца забрали на войну…»)

1ведущий.   

      Дети во время войны работали на оборонных заводах наравне с взрослыми, выстаивая за станками по 12 – 14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком. Многие, не дотягиваясь до станка, подставляли к нему ящики.  Они были лишены самых простых радостей.

Чтец.     

Зачем ты, война,

                             у мальчишек их детство украла,

И синее небо, и запах простого  цветка?

Пришли на заводы

                                работать

                                                мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года,

Когда занимался над Камой холодный рассвет,

Собрал самых лучших рабочих

                                              директор завода,

А было рабочим –

                             всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время,

Но каждый в себе

                             довоенное детство нашел,

Как  только рабочую премию –

                                               банку варенья –

Пред ними, мальчишками,

                             кто-то поставил на стол.

И вот над заводом,

                             над лесом, в снегу задремавшем,

Среди подступившей внезапно  к сердцам

                                                     тишины,

Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

…Ах, банка варенья,

                                     Простое и верное средство

Напомнить о том,

                                что, как жизнь у людей ни горька,

Но будет еще у мальчишек

                                     И солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

                            (В. Радкевич.  «Баллада о банке варенья»)

2 ведущий.   

        В деревне  тоже некому было работать.  Наравне с  взрослыми работали школьники. С одиннадцати лет дети пахали, сеяли, боронили, работали на жатке. Труд был ручной, тяжелый.  Приходилось выполнять  все хозяйственные работы и дома,  и на пришкольных участках, которые выделял колхоз.  Есть было нечего. Сами голодали, а все отправляли на фронт: хлеб, варежки, носки, валенки, овчины, табак. Тимуровцы помогали семьям погибших, ухаживали за ранеными,  собирали и сушили лекарственные растения.

Чтец.   

                          Теперь в семье он главный самый

В свои двенадцать с лишним лет.

Ему играть бы на задворке.

Ловить рыбешку в омутке,

С друзьями бегать вперегонки,

Калить лопатки на песке.

Но, хочешь ты иль нет,  – неважно,

Впрягайся в корень и вези

Нелегкий труд дорогой страдной…

Осталось детство позади.

Мать ночью плачет втихомолку:

Натужно стонет сын  со сна.

Да только в плаче мало толку –

Ну что поделаешь? Война.

А у нее свои порядки:

В деревне бабы, старики

Да недоросточки – ребятки,

Не дети ныне – «мужики».

И только зорька заалела –

Проснись, Ванюшенька, пора.

Ревут коровы оголтело,

На выпас рвутся со двора.

- Ой, мама! Дай еще немножко!

- Нельзя, родименький, нельзя!

Уж дед Фома стучал в окошко.

Вставай, кровинушка моя!

И так подряд четыре года…

Уже к пятнадцати годкам

Работал яростно и споро,

Как подобает мужикам.

                          Как только силы в нём хватило,

Никто не скажет никогда.

Но это в нашей жизни было

В те незабытые года.

Он говорит: на фронте не был.

Он говорит: не воевал.

Он говорит: я жив, я целый,

Я кровь свою не проливал.

Всё это так. Всё это верно…

Но только главное не в том:

В далёкой маленькой деревне

Сражался насмерть он с врагом.

В свои мальчишеские лета

Он хлеб растил, покоил мать.

И летописцам, и поэтам

Нельзя об этом забывать.

                                  (Григорий Лучинин.    О младшем брате  (отрывок)

2 ведущий.   

       Дети шили кисеты, вязали варежки, помогали в госпиталях, писали письма  под диктовку раненых солдат, выступали с концертами.

   

 Чтец.     

Сорок  трудный   год.

Омский  госпиталь…

Коридоры  сухие  и  маркие.

Шепчет  старая  нянечка:

«Господи!..

До  чего  же  артисты  маленькие…»

Мы  шагаем  палатами  длинными,

Мы  почти  растворяемся  в  них

С  балалайками,  с  мандолинами

И  большими  пачками  книг…

Что  в  программе?

В  программе – чтение.

Пара  песен

Военных,  правильных…

Мы  в  палату  тяжелораненых

Входим  с  трепетом  и  почтением…

Двое  здесь.

Майор  артиллерии

С  ампутированной ногой.

В  сумасшедшем бою  под  Ельней

На  себя  принявший  огонь.

На  пришельцев  глядит  он  весело…

И  другой – до  бровей  забинтован, -

Капитан,  таранивший  «мессера»

Три  недели  назад  под  Ростовом…

Мы  вошли.

Мы  стоим  в  молчании…

Вдруг  срывающимся  фальцетом

Абрикосов  Гришка  отчаянно

Объявляет  начало  концерта.

А  за  ним,

Не  вполне  совершенно,

Но  вовсю  запевале  внимая.

О  народной   поем,  о  священной

Так,  как мы  ее  понимаем…

В  ней  Чапаев  сражается  заново,

Краснозвездные  мчатся  танки.

В  ней  шагают  наши  в  атаки,

А  фашисты  падают замертво.

В  ней  чужое железо  плавится,

В  ней  и  смерть  отступать  должна.

Если  честно  признаться,

Нравится  нам  такая  война…

Мы  поем…

Только  голос  летчика  раздается,

А в  нем – укор:

«Погодите…  постойте, хлопчики…

Погодите…  умер  майор…»

Балалайка  всплеснула  горестно,

Торопливо,  будто  в  бреду…

…Вот  и  все  о  концерте  в  госпитале

В  том  году.

                            (Р. Рождественский. Концерт)

Звучит  песня   «Офицеры».   Слова Е. Агроновича

От героев былых времен

Не осталось порой имен.

Те, что приняли смертный бой,

Стали просто землей, травой.

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь,

Нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Посмотри на твоих бойцов –

Целый свет помнит их в лицо,

Вот застыл батальон в строю,

Снова старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки

Поднимался как один,

Те, кто брал Берлин.

Нет в России семьи такой, -

Где б ни памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд, словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

1 ведущий.  

     Дети гибли в оккупированных фашистами городах. Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней школьницы  Тани Савичевой:  «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут  утра 1941 года;  бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года;  Лека умер 7 марта в 6 часов утра 1942 года;  дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года; мама – 13 мая в 7 часов 30 минут 1942 года… Савичевы умерли.  Умерли  все.  Осталась одна Таня».

 Чтец. 

Мы были серыми, как соль.

А соль  -  на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили, плача: «Мама,  хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное  слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими  глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой,

И золотой ее запас.

                   (Лариса Щасная.  Детство)

2 ведущий.   

        Многих детей отправляли подальше от войны, в безопасные места, то есть эвакуировали.  Эта страница войны коснулась и нашего района. В 1941 году  в наш район привезли эвакуированных ребятишек из Ленинграда. Они были без родителей. Всего на территории района было организовано 14 детских домов.  Вместе с нашими школьниками  они учились, помогали колхозам,  посылали посылки на фронт, ждали писем  с фронта, жили голодно, трудно.   В 1945-м, после окончания войны, тех, у кого были живы родственники, увезли обратно в Ленинград.

Альберт Лиханов.   Последние холода.  (Инсценирование  отрывка).

Мальчик выходит на сцену и падает, голодный обморок. За ним вбегает другой мальчик.

-  Тетя Груша! – закричал мальчик.  - Здесь парень упал! Шакал! Помирает!

-  Такой желтолицый? – крикнула тетя Груша.

-  Они там дрались,  -  заорал мальчик в ответ, - и он потом упал.

-  Чайку надо, - говорила тетя Груша, - сладкого чайку! -  Потом послышалось: - Девочки, дайте чайку послаще! Побыстрей!

-  Опять? – спросили.

-  Опять! -  ответила Груша.

Принесли чай.

-  Это что же, господи!  Что же голод-то снами делает? Ну-ка, попей чайку!

Желтолицый постарался встать, ноги его дрожали.

-  А теперь признавайся, сколько дней не ел?

-  Вот он меня вчера угостил.

-  А сегодня, тот хлеб?

-  Его сеструхе.

-  Ну, как следует? Сколько дней не ел, как следует?

-  Пять, - ответил желтолицый, приходя в себя.

-  Что с тобой было?

Появляется маленькая девочка  и берет желтолицего за руку.

-  «Что, что». Обморок!  Да мне не привыкать. Да, Марья?

Маша доедала кусок черного хлеба, я дал свой кусок хлеба Вадьке.

-   Зря все это. Жрать сильнее захотелось, -  сказал Вадька.

-   Ага, - согласилась Марья. – Если не есть, на третий день легче становится.

-  Тебя это не касается, - оборвал ее Вадька – тебе надо есть, ты еще растешь.

-  Можно подумать, ты вырос! – проворчала Марья.

-  Доставай, - велел Вадька Марье.

Девчонка открыла портфель, вынула тетрадку, вырвала листок.

-  Пиши ты, - строго сказал Вадька, - мама любит твой почерк.

Высунув язык, девчонка старательно начала выводить.

- «Дорогая мамочка!» - продиктовал Вадька.

-  Уже написала.

-  «У нас все хорошо. Вадик получил три пятерки. По математике, русскому языку и географии. У меня вообще одни пятерки. Вчера мы были в гостях у тети фаи, она нас до отвала накормила холодцом».

- А как пишется  «до отвала»? На конце «а» или «у»?

-  Да все равно, главное – холодец.

Я понял, что они врут.

-  Зачем врешь? – спросил я Вадьку.

-  Затем, что ей нельзя расстраиваться.  Если бы мы написали правду…  А, Марья?

-  Как я карточки потеряла?  И деньги?- горько усмехнулась девочка.

-  А родные-то у вас есть?

-  Мы эвакуированные, - ответила Марья.

-  Тогда знакомые? – воскликнул  я.

-  Мы боимся, что они маме скажут, а ей волноваться нельзя. Она в больнице.

-  Это ее убьет.

Звучит песня  «Журавли».   Слова Р. Гамзатова, музыка Я.Френкеля

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры  с  времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане, на исходе дня.

И в том строю есть промежуток малый,

Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по-птичьи окликая

Всех вас, кого оставил на земле.

1 ведущий.  

       Вот уже  65лет  мы живем без войны, но забывать о ней мы не имеем права. Война не должна повториться. Люди хотят жить в мире.

 Чтец.   

-  Снова  дрались  во  дворе?..

-  Ага!

Мама,

но я  не  плакала!..

Вырасту –

               выучусь  на  моряка.

Я  уже  в  ванне

плавала!..

-  Боже,

не  девочка,  а – беда!

Сил  моих  больше нету…

-  Мама,

а  вырасту  я  когда?

-  Вырастешь!

Ешь котлету…

-  Мама,

купим живого коня?..

-  Коня?!

Да  что  ж  это  делается!..

-  Мама,

            а  в  летчики  примут  меня?..

-  Примут.

Куда  они  денутся?!

Ты  же  из  каждого,

                         сатана,

душу

сумеешь вытрясти!..

-  Мама,

               А правда, что  будет  война

И  я  не  успею  вырасти?

                      (Роберт Рождественский.   Подслушанный  разговор)

Звучит песня  «Хотят ли русские войны».   Слова Е. Евтушенко, музыка

Э. Колмановского.

                     

Хотят ли русские войны?

Спросите вы у тишины

Над ширью пашен и полей,

И у берез и тополей.

Спросите вы у тех солдат,

Что под березами лежат,

И вам ответят их сыны –

   Хотят ли русские,

   Хотят ли русские,

   Хотят ли русские войны!

Не только за свою страну

Солдаты гибли в ту войну,

А чтобы люди всей земли

Спокойно ночью спать могли.

Спросите тех, кто воевал,

Кто вас на Эльбе обнимал,

Мы этой памяти верны.

   Хотят ли русские,

   Хотят ли русские,

   Хотят ли русские войны!

Да, мы умеем воевать,

Но не хотим, чтобы опять

Солдаты падали в бою

На землю русскую  свою.

Спросите вы у матерей,

Спросите у жены моей,

И вы тогда понять должны –

   Хотят ли русские,

   Хотят ли русские,

   Хотят ли русские войны!

На фоне песни – презентация  «Война – страшнее нету слова…». Мое представление о войне в иллюстрациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне

Композиция может быть использована на внеклассных мероприятиях к 23 февраля, Дню Победы. Сопровождается презентацией....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне

Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне

Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...

литературно-музыкальная композиция "Терроризм - страшнее нету слова"

Господи! Я молю тебя, Господи!   За детей своих, за родных и близких..   Господа, крови жаждущие!   Всяких мастей террористы,   Проклинаю вас и взываю к ...

Литературно-музыкальная композиция , посвящённая Великой Отечественной войне "Война и песня"

Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения....

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"

Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы....