Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны"
материал (5, 6, 7 класс)

Литературно-музыкальная композиция, посвященная очередной годовщине Великой победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_deti_voyny.docx27.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 71-летию Победы

«Дети страшной той войны»

Песня А. Розенбаума "Красная стена".1 куплет

Ведущий: Стой! Остановись! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёнными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожжённых, повешенных, уничтоженных, но всё-таки непокорённых. Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

Память... Она имеет начало, но не имеет конца.

У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней. Прошло много лет, как закончилась ВОВ, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах.

Звучит довоенная музыка. Мальчики и девочки играют на улице. Взрывы бомб. Сирена.

Смотрят в небо, падают, застывают в ужасе.

Слова Левитана о начале войны.

Музыка «Вставай страна огромная»

2 Вед.        И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки.

3 уч. Мне на веку запомнилось немало,

И только детства вспомнить не могу:

Его война, как стебелёк, сломала

Июньским днём за речкой, на лугу.

Исполнение песни Б.Окуджавы "До свидания, мальчики"

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,                                                              

Наши мальчики головы подняли-

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом - солдат…

До свидания, мальчики!

                                      Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы , будьте высокими,                                          

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите,

                             И всё-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Мальчики одевают пилотки, рюкзаки и уходят.

1-й уч.Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?                             

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.

  2-й уч. : Разве для смерти рождаются дети, Родина?

  Разве хотела ты нашей смерти, Родина?                                  

  3-й уч.: Пламя ударило в небо, – ты помнишь, Родина?

  Тихо сказала: «Вставайте на помощь» Родина.

  4-й: Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.                            

  Просто был выбор у каждого:

  Я или Родина.

  5-й: Самое лучшее и дорогое – Родина.                                  

  Горе твое – это наше горе, Родина.

  6-й: Правда твоя – это наша правда, Родина.

  Слава твоя – это наша слава, Родина!

Ведущий: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своем военном детстве инженеров, военных, рабочих, ученых, врачей... 

 1Ученик: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.

2 Ученица: И вдруг война, страшная война. А мне - 14, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерть в глаза не раз смотрела. Почти три года была узницей фашистских лагерей, а шла война, и так хотелось мстить за всех погибших и за слезы матерей, детей. Я испытала и страх, и ужас, в плену прошла моя юность.

3 Ученик:  Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл...

2 вед. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - бомбами, голодом, холодом. В жестокой слепоте своей она соединила несоединимое: дети и кровь, смерть…Но дети в это страшное время были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

Ученик 1: «Заявление. Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашей Родины. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови… Мать согласна.»

Ученик 2:

В военных днях мы так и не узнали

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта.

Ученик 3: Голик Леня – партизан ВОВ, Герой СС, разведчик, погиб в бою.

Ученик 4: Котик Валя – юный партизан ВОВ, Герой СС, погиб в бою.

Ученик 5: Казей Марат - партизан ВОВ, Герой СС, окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.

Ученик 6: Девятиклассник Саша Чекалин, боец истребительного батальона, разведчик, пел на эшафоте.

Ученик 7: Юная зенитчица Мария Барсукова вступила в неравный бой с фашистами. Пламя поглотило девушку раньше, чем замолчал пулемет.

Ученик 8: «Это счастье – умереть за свой народ» - бросила на допросе в лицо палачам Зоя Космодемьянская.

Ведущий: За мужество и отвагу в годы жестоких испытаний более 3,5 миллионов ваших ровесников были награждены орденами и медалями Советского Союза. Семь тысяч удостоено звания героя Советского Союза. А сколько их ещё было – мальчиков и девочек, совершавших свои маленькие подвиги, чьи имена так и остались неизвестными?!

Александр Твардовский. Рассказ танкиста. ( Читает …)

Ведущий  В памяти фронтовиков сохранились тёплые воспоминания о воспитанниках полков, маленьких солдатах, в которых воины видели своих детей, за счастье которых шли в бой. Чаще всего детей, попавших в действующие части, называли ласкательными именами или именами своих детей. Большинство бойцов даже не знало их фамилий.

Из счастливого детства они шагнули в смерть…  Во время второй мировой войны на земле погибло тринадцать миллионов детей.

Ученик1.

В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы.

В те рассветы

Горела в обветренных реках вода.

В те рассветы

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Никогда! Никогда!

Ученик 2:

Вспомним их поименно, Вспомним горем своим...

Это нужно не мертвым!

Это нужно –живым

Ведущий3: В тылу дети заменили у станка тех, кто ушел на фронт, помогали в госпиталях чем могли, писали на фронт письма и ждали, ждали, ждали возвращения родных с Победой!

Ученица: Пришла я на завод в июне 1942 года со школьной скамьи. Мне было 15 лет… в бригаде нас было девять человек: самому старшему: не было 18-ти, самому младшему 12–ти. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания… все работали в дни войны по 11 – 12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая…

Стихотворение:

Зачем, ты война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтоб достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим - всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашел,
Как только рабочую премию - банку варенья -
Пред ними, мальчишками, кто-то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,
Повеяло чем-то давно позабытым, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
:Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что, как жизнь у людей ни горька,
Но будет еще у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!

 (Удар колокола сменяется стуком метронома. На экране кадры о блокадном Ленинграде).звучит 7 –ая симфония Шостаковича)

Ведущий: В блокадном Ленинграде оказалось около 400 тысяч детей.

Ученица:

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

И он точил пока рука

Могла производить движенья.

И если падал у станка

То падал – как солдат в сраженье.

Ведущий.

«Ленинградские дети»…

Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Сценка 

Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет.

Ну, хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат:

А разве я есть не хочу?

Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому в стране сейчас легко!

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат: (строго)

Не вздумай хныкать перед ней,

Дай отдохнуть сначала ей.

Ученик.

Блокада… Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

 

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

 

Ведущий.

 

Опять война, опять блокада…

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить!»

 

Ученик.

Нет, надо!

Чтобы снова на планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Что вдруг забудется война:

Ведь эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Песня "Ленинградские мальчишки"

В далёком тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы некогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
http://pesenok.ru/15/Pesni-o-voyne/tekst-pesni-Leningradskie-malchishki

Ведущий.

-- Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей. Пятьдесят четыре тяжелобольных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Такая же участь постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

 Ведущий 2.

-- В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты.

Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсэсовцы бросали живых детей в раскалённые печи.

(Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский  набат» (музыка В.Мурадели, слова А.Соболева).

Пусть будет мир!!!

Как надоели войны на свете.
Гибнут солдаты и малые дети,
Стонет земля, когда рвутся снаряды,
Матери плачут и плачут комбаты.

Хочется крикнуть: " - Люди, постойте !!!
Войну прекратите !!! Живите достойно !!!
Гибнет природа и гибнет планета,
Ну, неужели вам нравится это ??? "

Война - это боль, это смерть, это слёзы.
На братских могилах - тюльпаны и розы.
Над миром какое - то время лихое....
Где правит война - никому нет покоя.

Я вас призываю, нам всем это нужно,
Пускай на земле будет мир, будет дружба,
Пусть солнце лучистое всем нам сияет,
А войн - НИКОГДА и НИГДЕ не бывает !!!

Выходят участники со свечами.

1 - Помните!

Через века, через года. Помните,

О тех, кто уже не придет никогда,

Помните!

2 - Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.

3 - Тех, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей.

4 - тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.

5 - Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

6 - Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

7 - Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.

8 - Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!

Песня и видео И.Резник "Дети войны". Поем все вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция о Великой Отечественной войне

Композиция может быть использована на внеклассных мероприятиях к 23 февраля, Дню Победы. Сопровождается презентацией....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне

Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...

Литературно-музыкальная композиция, посвященная Великой Отечественной войне

Пояснительная запискаУчастники литературно-музыкальной композиции: учащиеся средней и старшей школы.Цели: -воспитание гражданственности и патриотизма;- способствовать нравственному и эстетическому вос...

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны".

Литературно-музыкальная композиция "Дети страшной той войны" для учащихся 6-7 классов. Цели: воспитание патриотизма на основе осмысления прошлого страны, ыормирование любви к мирной жизни, формировани...

литературно-музыкальная композиция "Терроризм - страшнее нету слова"

Господи! Я молю тебя, Господи!   За детей своих, за родных и близких..   Господа, крови жаждущие!   Всяких мастей террористы,   Проклинаю вас и взываю к ...

Литературно-музыкальная композиция , посвящённая Великой Отечественной войне "Война и песня"

Цель: познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне; воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения....