Главные вкладки

    Конспект урока литературы в 11 классе "Мотивная структура повести А.И.Куприна "Олеся"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Гомзякова Вера Ивановна

    Урок - исследование мотивной структуры повести А.И.Куприна "Олеся" через организацию интерактивной деятельности учащихся. Урок решения "ключевых" задач. Тип урока: Урок комплексного применения знаний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа №2»

    конспект урока литературы в 11 классе

     «мотивная структура повести Куприна «Олеся»

    Подготовила и провела учитель русского языка

    и литературы Гомзякова в.И.

    Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного.

                                                   Х.-Л. Бальмес

    Цели урока:

    Образовательные: исследование мотивной структуры повести Куприна «Олеся» через

                                   организацию интерактивной групповой   деятельности учащихся;

    Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения

                                   анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.

    Воспитательные: способствовать ориентации  в мире знаний о нравственности,

                               осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.

    Вид урока: урок решения «ключевых» задач.

    Тип  урока: урок комплексного применения знаний.

    Применяемые на уроке технологии: 

    проблемно-диалогическое обучение, групповая форма работы.

    Приемы: вероятностное прогнозирование; словарная работа; беседа; выразительное чтение; сравнительно-сопоставительный анализ, синквейн.

    Оборудование к уроку:  компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.

    Предварительное домашнее задание: 

    прочитать повесть Куприна «Олеся», выделяя ключевые слова, сквозные образы.

    Время занятия: 45 минут

    Ход занятия:

    I. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока:

    Учитель: Один знакомый на вопрос, почему он не читает на досуге книги, ответил так: «Зачем тратить время на литературу, в которую надо вникать, если хочется просто "отдохнуть мозгами". К сожалению, в современном обществе наблюдается такая тенденция. Исчезло желание учить душу. Люди читают все меньше и меньше, многие мотивируют это тем, что не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение книг, если можно просто посмотреть фильм.

    - Вы согласны с этим утверждением?

    Ответы учеников.

    Учитель: Фильмы передают видение книги режиссером, сценаристом, и оно не всегда является верным. Когда же человек читает книги, он пропускает информацию через призму своего восприятия, а не просто соглашается с чужой интерпретацией.

    Размышлять и говорить о произведении нужно на языке самого произведения, а не по принципу “нравится – не нравится”. Анализ художественного произведения позволяет освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.

    Чтение эпиграфа.

    «Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного» (Х.-Л. Бальмес).

    Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать один, и в нём, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать мотив.

    Записываем в тетрадь определение термина «мотив».

    Мотив (от лат. moveo – двигаю, motus – движение) – устойчивый компонент формальной структуры литературного текста. Словесные или образные повторы являются одним из средств, определяющих ритмическое устройство текста.

    - Какие мотивы в повести Куприна «Олеся» вы выделили?

    Ответы учеников: мотивы волшебной сказки, круга, красного цвета.

    Обратимся к мотивной структуре повести Куприна «Олеся».

    II. Создание условий для самостоятельного поиска закономерностей:

    Сегодня наш класс станет творческой лабораторией. Работать будем в группах:

    1 группа будет исследовать мотив волшебной сказки, 2 группа – мотив красного цвета, 3 группа – мотив круга. Каждый из вас может высказывать свое мнение, проявляя при этом уважение к собеседнику. Итогом работы группы станет выступление-отчёт по заданной теме.

    III. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп (по 5 минут).

    Выступление 1-ой группы: мотив волшебной сказки

    Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как  в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из  своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.  

    Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.

    В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, …острый, длинный, дряблый подбородок, …провалившийся беззубый рот, … выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».

    В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».

    Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».

    Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и  «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.

     Если в сказке мотив бесовства связывают  с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а  «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».

    Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.

    Выступление 2-ой группы: мотив красного цвета

    С появлением в повести Олеси («из тех девушек, которых издавна на Руси называли «красна девица») впервые возникает мотив красного цвета. Он характеризует как саму героиню, так и ее мир - мир природы. В лесу героя встречает тропинка, «чуть розовевшая на вечернем солнце», а «голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари». Да и саму героиню автор «одевает» в «красный кашемировый платок» и в красную юбку. Олеся так же, как и ее яркая одежда,  выделяется из общего мира, она не похожа «на местных дивчат. При первой встрече она держит в руках трех зябликов «с красными шейками». Опять мотив красного цвета связывает главную героиню с природой. Описывая время любви, герой говорит: «До сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори …»

    Но как только Олеся побывала в чужом для нее мире, красный цвет принимает характеристику зла, боли, крови, позора и непонимания, то есть совсем не то, что значил этот цвет в мире Олеси. «Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем,…длинные красные ссадины изборождали ее лоб, лицо, шею».

    Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус единственную вещь, которая осталась на память «об её нежной, великодушной любви». Этот подарок – символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка как огонек этой любви.

    Выступление 3-ой группы: мотив круга

    Впервые мотив круга появляется, когда герой случайно попадает на «большое круглое болото» к Мануйлихе. Не зря автор дает болоту именно характеристику круга. В данном контексте круг – это что-то замкнутое, безвыходное. Мир Мануйлихи и ее внучки именно такой. В то же время здесь мотив круга несёт в себе и некую оградительную функцию, охраняя людей, отличающихся от остального, враждебного им общества.

    В описании Ивана Тимофеевича и пространства, в котором он живет, доминирует мотив круга. У героя «фиолетовые круги перед глазами» – признак замкнутости и безвыходности. Во время болезни Иван Тимофеевич «видел целые гирлянды из человеческих физиономий», а ведь гирлянда – это тоже круг. «Кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов» мучает героя. Он видит «ровный круг, отбрасываемый лампой», понимая, «что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь». Здесь круг символизирует угнетение, хаос, нагоняет страх. «Светлый круг на темном потолке все-таки пугал меня затаенной зловещей угрозой».

    Попадая в «чужой» мир, Олеся столкнулась с непониманием, унижением, насилием и позором. Мотив круга здесь связан с понятием несвободы. Да и сам Иван Тимофеевич, находится в узком кругу –  кругу определенных представлений о жизни.

    Мотив круга развивается и в разговоре Ивана Тимофеевича и Олеси о венчании. «Священник вокруг аналоя будет водить… на голову тебе наденут венец…». Да и обряд венчания невозможен без колец. Но церковь, могущая соединить влюбленных героев, напротив, несет беду. Толпа «беснующихся баб» создала вокруг Олеси, пришедшей на обедню, тесный круг, в котором ей страшно и больно. Она пытается пройти сквозь «живое ужасное кольцо», чудом выскальзывает «из этого клубка».

    Завершается история любви также мотивом круга. Он появляется не только в горизонтальном, но и в вертикальном пространстве. «Внезапный вихрь закрутил…столбы пыли… Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю». Стихия несет возмездие обидчикам Олеси, но и окончательно разлучает двух влюбленных.

    IV. Обобщение материала.

    Мы видим, что исследование мотивов повести  Куприна позволяет понять ее полнее и глубже. Давайте подведём итоги.

                          Просмотр презентации.

    - С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции? 

    Ответы детей.

    : Образный ряд круга связан с цивилизацией, несёт отрицательные функции. Вырваться из него – значит восстать против узости определенных представлений.

    - Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции?

    Ответы детей.

    Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир, мир природы, и несёт позитивные функции. 

    Однако, оказываясь в другом, чужом для него мире, названные мотивы наполняются иным смыслом. Красный цвет (цвет крови) принимает характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом любви.

    - Почему в конце повести автор соединяет два образных ряда в нитке «дешевых красных бус», подаренных героиней Ивану Тимофеевичу.

    Ответы детей. (Хотя главные герои никогда не будут вместе, их души навсегда останутся связаны  чистой любовью)

    .  Учитель: «Пересечения подобных лейтмотивных цепочек представляют собой такие места в тексте, где максимально фокусируется его смысл. Лейтмотивы служат очень важным средством композиции образного строя произведения, так как выделяют наиболее значимые образы» (1, с.112). Вот почему важно искать в тексте цветовые повторы, повторы деталей, ситуаций и объяснять, как они формируют смысловую композицию произведения.

    - Какие два мира противопоставляются в повести? 

    Ответы детей.

    Гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации. 

    Автор заставляет читателя пережить и тревожный период зарождения любви, и её самые светлые счастливые мгновения и трагические моменты. 

    – Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы? 

    Ответы детей.

    Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.

    - Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»? 

    Ответы детей.

    Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет  развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.

    V. Подведение итогов, рефлексия:

    - Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?

    Ответы детей.

    Домашнее задание: составление синквейна по повести Куприна.  

    1-я строка

    Кто? Что?

    1 существительное (основное слово)

    2-я строка

    Какой?

    2 прилагательных

    3-я строка

    Что делает?

    3 глагола

    4-я строка

    Что автор думает о теме?

    Фраза из 4 слов

    5-я строка

    Кто? Что? (Новое звучание темы)

    1 существительное (метафора к основному слову, выражающая его суть)

    Учитель: По-настоящему обидно, что люди перестали любить читать книги. Одно прикосновение к ней для меня – событие, и в тоже время, своеобразный праздник души! По-настоящему верю, что в скором времени  вернемся к статусу читающей нации!

    Список использованной литературы:

    1. Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. [Текст] / В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006.
    2. Хализев В.Е. Теория литературы. [Текст]. – М.: Высшая школа, 1999. – С.267

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

    На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

    Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

    В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

    Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

    В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...

    Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

    Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

    План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

    Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

    Конспект урока литературы в 11 классе. Повести Ф. Абрамова

    Конспект урока литературы в 11 классе. Повести Ф. Абрамова...