Конспект урока литературы в 11 классе. Повести Ф. Абрамова
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Конспект урока литературы в 11 классе. Повести Ф. Абрамова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abramov_11_kl.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

« ЖИЗНЬ У ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО ОДНА…»

( по повестям Ф.А. Абрамова)

Конспект урока литературы в 11 классе

Актуальность темы и проблемы:

Проблемы истинного счастья, поиски смысла жизни, взаимоотношений с людьми глубоко волнуют наших выпускников. « Он живет как следует», «Она хорошо живет», «Ему в жизни не повезло». Что значат эти слова? Какой смысл вкладывают в них люди? Жизнь у человека только одна. И бывает, что он неудовлетворен прожитым. «А какой будет ваша жизнь?»- задаю я вопросы своим ученикам. Находить верные ответы на них помогают произведения художественной литературы. Заставляют задуматься о неповторимости каждой отдельной жизни и небольшие повести Федора Александровича Абрамова: «Пелагея», «Деревянные кони», «Алька».

Обсуждение этих повестей провожу на уроке литературы в 11 классе.

Накануне учащиеся получают индивидуальные задания:

  1. Подготовить презентацию биографических материалов о писателе.
  2. Оформить выставку книг Ф. Абрамова.
  3. Подготовить фотографии и иллюстрации по данной теме.
  4. Подготовить объяснение ЛЗ слов, встречающихся в тексте: аскетизм, нравственность, самоотдача, благополучие, иждивение, рационализм, потребительство, никчемность.

Цели урока: 

1. Знакомство учащихся с биографией писателя, его повестями.

2. Формирование навыка анализа прочитанного, умения сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, выявлять идейный смысл повести, авторское отношение к героям.

3. Воспитание чувства уважения к труду и людям труда, развитие этических (любовь к малой родине) и коммуникативных (диалогичность, коллективизм) качеств личности учащихся.

Ход урока:

Эпиграф к уроку записан на доске:

Лучше на свете не жить,

Чем жить без совести.

Ф. Абрамов

I. Вступительное слово учителя:

Нет в мире одинаковых дорог,

Хоть каждая выходит за порог…

И по земле дороги разбегаются,

По-разному дороги называются.

Дороги есть короткие и длинные,

Есть дальние и краткие пути.

Но мы идём. И всё ясней с годами

Тот путь, что мы нашли среди других.

Дороги в жизни выбираем сами,

И сами же прокладываем их.

Учитель:

- Как вы поняли, о чём это стихотворение? (о жизни, о жизненных путях, о том, что у каждого человека своя дорога в жизни)

- Вы согласны, что мы сами выбираем свой жизненный путь? (конечно)

- Скажите, пожалуйста, какое слово часто употребляется в этом стихотворении? (дороги)

- Каково лексическое значение этого слова? (место, по которому идут люди; путь следования; жизнь; судьба)

- Проверим ваши предположения по словарю С.И. Ожегова. (Дорога - 1.Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Проселочная дорога 2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому 3. Путешествие, пребывание в пути. Взять еды в дорогу. 4. перен. Средства достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. Труд - дорога к успеху.)

- К слову дорога подберём синонимы (Путь, шоссе, тропа, тропинка, жизнь…)

- Какие из этих слов применимы к понятию “дорога жизни”? (тропа, путь)

Слово учителя: У каждого человека, действительно, своя дорога, свой жизненный путь. Свою дорогу помогают нам определить и писатели, те, кто рассказывают о судьбах людей, о выборе человека. Сегодня мы начинаем изучать “деревенскую” прозу. В литературу периода “оттепели” “писатели- деревенщики”, как их называли, вошли тихо, без шума, демонстраций и декламаций, но сделали для России очень много. Появление “деревенской” прозы было обусловлено потребностью сохранения памяти земли, спасения от забвения уходящего в прошлое многовекового уклада жизни, так как появляется эта литература в период массового переселения людей из деревни в город.

В “деревенской” прозе не просто изображается жизнь села, а решаются важнейшие проблемы человеческого бытия: взаимоотношения человека и природы, личности и коллектива, каким человек должен быть.

Яркими представителями писателей-“деревенщиков” являются В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов.

Сегодня мы познакомимся с творчеством Фёдора Абрамова.

- А творчество можно назвать дорогой, тропой? (можно) Почему?

- Как вы думаете, проживает ли писатель жизнь своих героев? (проживает, переживает за них…)

II. Просмотр презентации и сообщение учащегося об основных событиях биографии писателя. ( презентация- приложение к плану урока)

III. Анализ повести «Деревянные кони».

- Итак, откроем повесть «Деревянные кони». О приезде старой Милентьевны в доме поговаривали не первый день. И не только поговаривали, но и готовились к нему: сын Максим, до этого равнодушный к своему хозяйству, теперь не разгибал спины: перебрал каменку в бане, поправил изгородь, наколол чурок, накидал досок перед крыльцом, чтоб матери было удобнее ходить. Усердствовала и его жена Евгения. Она все перемыла, перечистила, перескоблила. И встречает Милентьевну у деревенского берега чуть ли не вся Пижма.

-Почему такое ожидание и такая встреча? В чем тут дело: в страхе перед ее суровым характером или в чем-то другом? ( Милентьевна - великая труженица, мудрая русская женщина, рано отданная замуж в чужую деревню и незаметно изменившая жизнь не только своей семьи, но и всей деревни.)

- На что обращает автор наше внимание, рисуя портрет Милентьевны? (У нее темные, жиловатые руки; она не может сидеть без дела, постоянно в хлопотах и заботах.)

- Заметили ли вы, что сама Милентьевна о себе почти ничего не рассказывает? Почему? Кто же поведал о ее непростой жизни? ( Верно, невестка Евгения.)

- А какие чувства сопровождают рассказ Евгении о судьбе свекрови? (Гордость, восхищение, восторг, преклонение: «Маму-то почитали...»)

  • Но в рассказе Евгении о Милентьевне много и жалости, боли, сострадания. Давайте проанализируем рассказ Евгении о том, как возвращается из ссылки свекор Милентьевны, которого она сделала «кулаком». (Ребята анализируют данный эпизод, высказывают свои мнения).
  • Что, по-вашему, больше всего ценит писатель в своей героине? (Да, трудолюбие и умение изменять жизнь к лучшему. Вот на несколько деньков заглянула в деревню - и что же? С Евгенией будто чудо произошло, будто «живой водой вспрыснули». Да и рассказчик испытывает подобное.)

- Зачитайте слова из текста, подтверждающие произошедшие в людях перемены.

(« Меня .. .потянуло в большой и шумный мир, мне захотелось работать, делать людям добро. Делать так, как это делает .. .беззаветная, но великая в своих деяниях старая крестьянка Василиса Милентьевна ».)

- Почему это происходит? Почему возник этот образ живой воды в повести о старой
женщине? Случайно ли возникает здесь и другой образ- образ Василисы Прекрасной?

- Не раз в повести возникает слово красота. В чем она? Почему повесть называется
«Деревянные кони»? Какое настроение создают у читателя деревянные кони в финале повести, когда они, понуро свесив головы, провожали рассказчика? Почему ему до боли вдруг захотелось услыхать их ржание?

(Учащиеся высказывают свои мысли, ответы на предложенные вопросы.)

IV. Анализ повести «Пелагея»

1.- Какое впечатление произвела на вас повесть? (Произведение понравилось; было интересно; повесть очень близка нам, так как мы тоже жители деревни; читалось очень легко, на одном дыхании, было жаль Пелагею; очень поучительная повесть, показывает отношение в семье, жаль, что Алька уехала из деревни и оставила мать в одиночестве)

- Составьте, пожалуйста, опираясь на текст, словесный портрет героини? Что подчеркивает писатель в Пелагее? Как он к ней относится? ( «по лугу бежала босиком, как бы играючи, полоща ноги в холодной травяной росе», «по песчаной косе тоже шла ходко, почти не замечая её вязкой, засасывающей зыби», «глаза у Пелагеи были острые - кажется, это единственное, что не выгорело у печи», «ходила по знакомым с детства холмикам и веретийкам, по мызам, по старинным расчисткам, отдыхала у ручейка, у речки, всматривалась в осеннюю синеву, слушала крики журавлей, собачий лай…», «болеть не любила, была в мать - трудолюбивая..», «длинные, красивые, густые волосы в молодости..»)

- Где работала? Как? (в колхозе, на пекарне, но везде относилась к работе ответственно, работа в руках спорилась, любила сделать так, чтоб людям приятно было.)

- Расскажите подробнее о последней работе Пелагеи и о том, как она к ней относилась? (На пекарне всегда чисто, «чтобы хлеб духовитее был, чего только она не делала : воду брала на пробу из разных колодцев, дрова смоляные, избави боже- сажа, муку требовала первый сорт, а на счёт помела и говорить нечего. Всё перепробовала: и сосну, и ёлку, и вереск». И даже перед смертью Пелагее показалось, что она стоит у раскалённой печи… Так она любила свою работу.)

- Что можно сказать об отношении героини к своему мужу? (она любила своего мужа, когда провожала на фронт, то сказала: «На меня надейся. Никому не расчесывать моих волос, кроме тебя». И так и сделала: за всю войну ни разу не переступила порог клуба. Пелагея винила себя в болезни мужа, что отдыху ему не давала. Жалела (на Руси жалеть- любить) мужа.)

- Вспомните историю с жакетами, которые ей продали в сельском магазине. Что поняла Пелагея? (продавщица Окся из-под прилавка продала ей плюшевые жакеты, которые, оказалось, висят в магазине с лета. «Плюшевки все-таки у нее взяли обратно, до самого председателя дошла. Но это для неё был удар. Удар страшный. И не то её повергло в изумление, что её надули. Нет, об этом она не думала, это приняла как должное - всегда кто-нибудь кого-нибудь надувает. Покоя её не давало другое - то, что она так легко опростоволосилась, попала в ловушку к этой Оксе. Значит, говорила она себе, ты уж не в ладах с жизнью, выпала из телеги. А как же иначе?»)

- Что удивило Пелагею на пекарне, когда она пришла её “попроведать”? Как называются такие слова? Приведите примеры диалектов. ( Перед тем, как идти на пекарню, Пелагея сходила в баню, надела всё чистое. А что же она увидела? Пелагею удивило, поразило отношение Ульки-пекарихи к работе: у пекарни помойка, на пекарне бегает поросёнок, вонь, грязь, сарай, а не пекарня, «всё немыто, засалено, в окошке веник торчит- вот отчего весны на пекарне нету, вместо помела рогожина. Самовар нечищеный. Печь грязная. А от Улькиного виду Пелагею чуть не стошнило. Улька потная, жирная, волосы немытые блестят, будто она и век в бане не бывала». «И Пелагея, так и не присев, вышла, ей казалось, что и самовар, и рукомойник, и печь с тоской и укором смотрят на неё…») Диалекты: чаёвничать, кажись, рук ног не чую, испужались и др…

Как вы считаете, какую жизнь прожила Пелагея? Была ли она счастлива? (жизнь была трудной, дом, хозяйство, работа, больной муж - всё лежало на её плечах, но она по-своему была счастлива, так как гордилась, что у неё «самая заглавная должность на земле - она хлеб печёт, она сама жизнь делает», Пелагея гордилась своей дочерью: видная, красивая….)

- Какими бы словами вы определили главное в Пелагее? (трудолюбивая, верная, работящая, домовитая, аккуратная, хозяйственная, не ищет лёгких путей в жизни, труженица, настоящая русская женщина, крестьянка…)

2. Слово учителя: Тема деревни 60-х годов волновала не только писателей, но и художников. Примером может стать художник Владимир Стожаров и его натюрморт «Хлеб, соль и братина». Обратите внимание на репродукцию в чёрно-белом изображении (репродукции на столах у каждого ребёнка)

- Предположите, какие цвета использовал бы художник? (белый, коричневый, желтый, красный)

Как вы думаете, натюрморт изображён красками теплых или холодных тонов?(теплых)

- Что ещё создает ощущение тепла? (предметы старые, фон теплый, каравай из русской печи)

3. Учитель показывает репродукцию в цветном изображении ( приложение к конспекту):

- Совпали ли ваши предположения? (совпадают)

Предметы изображены старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми. Но на натюрморте людей не изображают, а ощущается ли их присутствие? Докажите. (приподнят край занавески, хлеб разрезан, люди будто где-то рядом, предметы согреты теплом их души)

- Какой предмет, по-вашему, самый главный? (хлеб, именно русский хлеб, испечённый в печи)

Натюрморт назван “Хлеб, соль и братина”. А что такое братина? (посуда, выточенная из дерева для кваса. Такая посуда применялась в крестьянских семьях, так как семьи были большими - большой ковчег. Братина - от слов “брат” (так как много родственников), “брать” (в форме утицы, чтобы было удобней брать)

Что общего между репродукцией В.Ф. Стожарова и повестью Ф.Абрамова “Пелагея”?

Их объединяет тема деревни; любовь к своему, родному; время написания; желание сохранить память о том, что уходит из нашей жизни.)

- Как вы думаете, проявляет себя как-то будущее на картине Стожарова и в повести Абрамова? (на картине будущее- это хлеб, так как хлеб- это символ благополучия, достатка, счастья. А в повести будущее Пелагеи, её продолжение - дочь Алька, ради которой и жила главная героиня)

- Ребята, объединитесь в группы так, как вам удобнее, и постарайтесь предположить: что будет с Алькой потом?

4. Групповая работа. Звучит запись песни “Отчего так в России берёзы шумят”.

Ответы ребят:

Мы считаем, что Алька все-таки вернется в деревню через несколько лет, поработав в городе, она поймет, что где родился, там и пригодился;

- Мы думаем, что Алька будет городским жителем, так как она стремится найти выгодное, “веселое” место работы, ей всегда нравилось развлекаться. Хотя она и трудолюбивый человек, но в деревню не вернётся, ведь и Пелагея сначала не хотела, чтобы её дочь жила в деревне;

- Мы пришли к выводу, что Алька поймет, что поступила неправильно, когда все продала но осуждать её не надо, все имеют право на ошибку. Рано или поздно у неё появится желание вернуться туда, где прошло её детство, где похоронены её мать и отец, ведь это родина, забывать корни никак нельзя. Хотелось бы, чтобы она это поняла как можно быстрее. В душе она все-таки любит свой край.

- Мы думаем, что у Альки будет своя тропа в жизни, она будет похожа на свою мать трудолюбием, стремлением жить в достатке, как хотела жить Пелагея, но Алька на первое место в жизни ставит не работу, а любовь, ведь из-за любви она убегает в город. У Альки родится дочь, которой она обязательно с гордостью расскажет о бабушке.

5. - Слово учителя: Спасибо, вы высказали своё предположение о будущем Альки. А у Ф. Абрамова есть продолжение повести “Пелагея” под названием “Алька». К следующему уроку вы её обязательно прочтете. А я вам хотела бы зачитать отрывок из этой повести.

Учитель зачитывает отрывок о Паладьиной меже, где встречается много диалектных слов, выражается любовь к русской деревне, память жителей к Пелагее, гордость Альки, что именем её матери названа тропа….

«-У меня девушки из города жили - больно нравилась наша водица. Такой, говорят, воды, бабушка, и на свете нету. Всё вон по Паладьиной меже бегали..

- По Амосовской,- поправила Алька.

- А нет, по Паладьиной,- сказала Христофоровна.- То раньше Амосовской- то звали, а теперь Паладьиной зовём. Даже мы, старые, так говорим.

Паладьина межа…Межа родной матери… Не часто, ох, не часто бывает такое, когда дочь шагает тропой, которая называется по имени её матери…”)

- Критика не сразу по достоинству оценила повесть « Пелагея». Характер главной
героини Пелагеи трудный, противоречивый, к которому не подойдешь с однолинейной мерой, но это один из самых сильных характеров, созданных Абрамовым. Находите ли вы сходство в Милентьевне и Пелагее?

Милентьевна трудилась для того, чтобы все отдавать людям, доставляя им радость. Само присутствие этой женщины делает других прекраснее, деятельнее. А Пелагею чужие беды не тревожат. Ее беспокоит то, как надо больше брать из жизни, чтоб обеспечить будущее дочки. Вот она и стала « загребать мануфактуру. Годами загребала, не могла остановиться. Потому что думала: не ситец, не шелк в сундуки складывает, а саму жизнь...» С этими мыслями и умерла.)

- Вопрос о сходстве героинь толкает вас к поиску различий между ними. Каковы же
жизненные итоги Милентьевны и Пелагеи? ( 
Милентьевна окружена людьми, нужна старому и малому, ее невозможно представить одну; Пелагея на старости лет одна-одинешенька, от нее бежит в город дочь, которая даже на похороны матери не приехала.)

- Да, итог драматичный. Но неужели вся жизнь Пелагеи свелась только к тряпкам и
сундукам? Случайно ли тропка, по которой бегала она из дома в пекарню, после ее смерти зовется Паладьиной межой? С каким чувством говорит о ней автор: «Никто.. не прошел по ней, сколько она прошла»? (
Все-таки с чувством великого уважения к трудолюбивой Пелагее. Она не знала ни отдыха, ни продыха два десятилетия. Печи перекладывала на пекарне сколько раз! Не выдерживали кирпичи, а она выдерживала! И как работала! Как песню пела! В своем деле она мастер.)

  • Зачитайте слова из текста, подтверждающие ваши ответы. («Пелагея только в те дни добрела и улыбалась, когда хлеб удавался» и т. д.)
  • С удивительной силой написана сцена последнего посещения пекарни больной
    Пелагеей. Почему она возвращается домой в слезах? (
    Потому что не узнала своей любимой пекарни, которую Улька превратила в хлев. Такого небрежного отношения к делу она вынести не могла.)

- Вспомните, как готовилась Пелагея к посещению пекарни? (Вечером сходила в баню, будто к « богомолью готовилась, была чистая и благостная».)

- Неужели же испечь хороший хлеб - это и есть самая большая человеческая радость? ( У Пелагеи другой радости-то и не было.)

- И ведь за что-то любил ее муж, если по всей дороге на пекарню строил ей мостки через речку и у каждого ключика вешал берестяную кружечку, чтобы после горячей работы освежила она себя студеной водой? За что? (За то, что все она делает красиво, споро, все в ее руках горит. И сама она яркая, горячая, ни на кого не похожая.)

6. Знакомство с историей создания повести «Пелагея».

(Прототипом Пелагеи была не одна женщина, а три. Первый росток будущей повести дала Евдокия, жившая на родине писателя. Однажды, приехав в родную деревню, он встретил ее с мужем. Отношения этих двух людей поразили писателя. В тот вечер Абрамов принялся писать рассказ, но рассказа не получилось. Три года спустя писатель оказался в кабинете секретаря райкома в одном маленьком городке. Его тогда поразила просьба секретаря к инструктору, отъезжающему в командировку в совхоз: «Буханочку хлеба привези для меня, если не трудно». Разве в райцентре хлеба нет? Оказалось, что там пекариха больно хороша, хлеб печет - пальчики оближешь. Окончательно уяснить сюжет повести и характер Пелагеи помогла история одной работницы железной дороги, рассказанная писателю на Ярославщине. Горек был итог жизни этой женщины, от которой дочь укатила в город и которую навестила только тогда, когда та умерла.)

  1. Слово учителя:

- « Драма Пелагеи не столько вина, сколько беда и расплата за отчуждение от самое себя», - писал Ф.Кузнецов. Согласны ли вы с этим мнением?

В чём драма Пелагеи? Есть ли в этом её вина? (Драма Пелагеи в том, что она осталась одинокой, муж умер, Аька сбежала в город, писала редко, но Пелагея верила, надеялась, что дочь приедет. Но даже на похороны Алька не приехала. А когда приехала, то всё нажитое матерью (отрезы, тряпьё, самовары и прочее добро) продала, возложила прощальные венки на могилы родителей и уехала. Вина Пелагеи в том, что за работой она не увидела дочери, ей некогда было по душам поговорить с ней (да и в то время это было не принято), Пелагея не смогла научить Альку любить свой край, деревню, ведь она сначала и не хотела, чтобы её дочь в деревне оставалась. А Алька в этой повести оказалась неблагодарной дочерью.)

V. Заключительное слово учителя:

- Писателя волнует судьба каждого человека, живущего на земле, ибо каждый человек после себя должен оставить свою межу. Он обращается ко всем нам с вопросами: зачем вы пришли на эту землю, станет ли она лучше после вас? Что оставите вы после себя? Дом? Дерево? Детей? Чужую разбитую жизнь? Станет ли рядом с тобой кто-нибудь сильней? Станешь ли ты сам добрее, ответственнее? Думайте.. .К добрым делам звал нас писатель и надеялся на наши раздумья после прочтения его произведений.

В конце урока хотелось бы прочесть отрывок из замечательного стихотворения Р.Гамзатова «Мы все умрём, людей бессмертных нет»:

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это всем известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить в жизни след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

VI. Итог урока:

Свое мнение по уроку ребята высказывают, продолжая предложения:

-на уроке я задумался над….

- я открыл для себя…

- урок помог мне…

- мои чувства по уроку можно выразить словом…

Домашнее задание:

1. Прочитать повесть Ф. Абрамова “Алька”

2. Составить кластеры (т.е. кратко описать проблемы) к повестям “Пелагея” и “Алька.”

3. Выступить в роли художников и создать обложки к произведениям Абрамова (по желанию учащихся)

На следующем уроке продолжается анализ повести «Алька».

Итоговая работа после изучения повестей Ф.Абрамова: написать ответ на вопрос: « Какие вопросы ставит Ф. Абрамов перед современным читателем?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

План-конспект урока (литература, 6 класс) по теме: Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Урок по повести Н.В. Гоголя « Ночь перед Рождеством».1. Цели:Образовательные: обеспечить усвоение новых понятий, актуализировать знания.Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воо...

Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока Литературы 8 класс Тургеневская девушка (по повести И.С. Тургенева "Ася")

Тургеневская девушка(по повести И.С. Тургенева "Ася")Тип урока:        обобщение и систематизация знанийФорма поведения:     урок-исследованиеЦел...

Конспект урока. Литература. 8 класс. Тема: Суд над Гриневым по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Урок построен в форме ролевой игры "Судебное заседание", что позволяет проверить и углубить понимание содержания повести, совершенствовать специальные умения - выделять в тексте главные смыс...